Напоминание

Повышение положительной мотивации к обучению на уроках экономики обучающихся среднего профессионального образования.


Автор: Олейник Жанна Геннадиевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ НСО Новосибирский колледж печати и информационных технологий
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: Повышение положительной мотивации к обучению на уроках экономики обучающихся среднего профессионального образования.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Повышение положительной мотивации к обучению на уроках экономики

обучающихся среднего профессионального образования.

В современных условиях значительно возрастают требования к качеству знаний студента,

формированию у будущих специалистов умений и навыков по специальности, способностям

анализировать

возникающие

проблемы,

выдвигать

альтернативные

решения

и

применять

полученные знания в производственных ситуациях.

Анализ и обработка больших объемов разноплановой информации, творческое решение

проблем теории и практики невозможны без личной заинтересованности студентов. Поэтому

формирование мотивации обучения это одна из центральных проблем современного образования.

Ее

актуальность

обусловлена

обновлением

содержания

обучения,

постановкой

задач

формирования у учащихся приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных

интересов, формированием социальных компетентностей, активной жизненной позицией.

Изучением мотивации в СПО занимались такие исследователи как Л. И. Божович, А. Б.

Орлов, А. К. Маркова, П. М. Якобсон, И.А. Дельгас, СВ. Солнышкина, Н.В. Сорокина и др.

Целью педагогической деятельности является – формирование положительной мотивации к

обучению на уроках экономики обучающихся СПО.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

Изучить

теоретические

аспекты

развивающего

обучения

и

активного

метода

по

проблеме мотивации в СПО;

Рассмотреть

особенности

применения

методов

повышения

мотивации

на

уроках

«Экономика отрасли» в рамках СПО;

Проведение анализа, систематизация и обобщение результатов полученных в ходе

работы

В современных условиях к будущим специалистам предъявляются повышенные требования к

уровню их экономических знаний в рамках получаемой профессии. Прием на работу сотрудников

в

условиях

рыночной

экономики

предполагает

поддержание

постоянных

связей

с

учебными

заведениями,

использование

при

приеме

на

работу

систему

заявок

и

рекомендаций,

оценку

рекомендаций и отзывов.

Учебная дисциплина «Экономика отрасли» позволяет студентам квалифицированно решать

повседневные

вопросы

практической

деятельности.

Поэтому,

стремясь

к

повышению

заинтересованности

студентов

в

изучении

дисциплины

«Экономика

отрасли»,

необходимо

использовать различные методы изучения и формирования мотивации, применять различные

приемы, элементы различных образовательных методик и информационных технологий, которые

позволяют добиться желаемых результатов.

Для

наиболее

эффективного

использования

времени

на

уроке

продумываю

план

проведения урока и его основные этапы. Перед студентами в начале урока четко ставлю цели и

задачи; слежу за темпом урока; объясняю материал на доступном уровне. Весь учебный процесс,

строится по принципу последовательности, т.е. задачи данного урока вытекают из предыдущего и

перекликаются со следующим. Применение различных приемов, элементы различных методик и

информационных технологий позволяет добиться желаемых результатов.

С целью развития интереса учащихся к обучению, активизации познавательной деятельности,

формирования

способности

мыслительной

деятельности,

использую

следующие

современные

образовательные технологии:

развивающее обучение;

активные методы обучения;

Развивающее обучение

это

ориентация

учебного

процесса

на

потенциальные

возможности человека и на их реакцию.

Уроки в системе развивающего обучения позволяют выделить ряд положительных

моментов, повышающих заинтересованность учащегося в учебной деятельности:

прослеживается связь с современностью;

присутствует проблемно – поисковая постановка учебных задач, требующая не простого

воспроизведения учебного материала, а активной мыслительной деятельности;

роль учителя сводится к направляющей и организующей функциям;

осуществляется систематический контроль за повышением навыков самостоятельной

работы каждого учащегося путем устных и письменных разноуровневых заданий.

Качество усвоения материала зависит от методики проведения урока. Опыт доказывает, что

свободное

изложение

своих

мыслей,

рассуждение,

совместный

поиск

истины,-

все

это

способствует формированию мотивации у студентов к получению знаний. Студенты с интересом

относятся

к

изучению

предмета,

развивается

их

аналитическое

мышление,

формируются

коллективистские отношения в группе.

Так при изучении темы «Издержки производства и себестоимость продукции» предлагаю

выбрать для расчетов продукцию разной сложности по изготовлению: журнал, газета или книга,

где студенты рассчитывают полиграфические материалы (бумагу, краску, клей и т.д.) для выпуска

выбранного издания и разные виды работ связанные с изготовлением издания. Такая практически

направленная работа помогает мотивировать студентов к учебной деятельности.

При

изучении

темы

«Прибыль

и

рентабельность»

студенты

работают

с

рекламным

журналом и книгой. Для рекламного журнала рассчитывают прибыль от продажи рекламных

площадей. Работая с книгой, студенты рассчитывают себестоимость и отпускную цену одного

экземпляра,

а

также

выручку

от

продажи

всего

тиража.

Таким

образом,

самостоятельно

2

полученный

результат

наглядно

демонстрирует

обучающимся

значимость

изучения

данной

учебной дисциплины и соответственно повышает их интерес.

Выполняя

практическую

работу

по

теме

«Взаимоотношения

издательства

с

авторами,

редакторами

и

книготорговыми

организациями»

студенты

рассчитывают

авторские

листы,

издательские

листы

и

авторский

гонорар

и

даже

выпустить

собственное

издание,

рассчитав

оптимальный вариант ее изготовления.

Изучение нового материала осуществляется с опорой на знания студентов, что позволяет

проверить уровень усвоения материала при решении задач. Индивидуально для каждого студента

разработаны задания, которые состоят из множественных действий. Когда подбираю материал к

уроку, ориентируюсь как на сильного, так и на слабого студента, четко представляю, кому какой

вопрос задам или выдам задание.

Одним из приемов успешной положительной мотивации является создание ситуации успеха.

После проверки правильности решения студент отвечает у доски. Это дает ему уверенность и на

последующих уроках, он начинает работать активнее таким образом создается ситуация успеха.

С

целью

интеграции

экономических

знаний

мною

также

применяются

активные

методы

обучения.

Активные методы обучения

это

такие методы

обучения,

при

которых

деятельность

обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер

Именно это способствует:

Постоянному взаимодействию преподавателя и студента;

Повышению активности студентов;

Развитию самостоятельности обучаемых;

Сочетанию групповых способов организации обучения;

Наглядности результатов (компьютерная презентация);

Наиболее удачным методом активизации учебной деятельности является презентация, которая

позволяет сделать учебный материал ярким и убедительным. Урок становится более наглядным,

информация, воспроизведенная на слайдах, воспринимается быстро и легко, повышается интерес к

обучению.

В

презентациях

используются

такие

элементы,

как

графики,

таблицы,

схемы,

диаграммы, фотографии, рисунки и основные понятия и определения, необходимые для изучения.

При выполнении презентации отлично демонстрируются знания, межпредметных дисциплин

такие как:

информатика, компьютерный дизайн, технология полиграфического производства,

материаловедение.

Выполнение

презентации,

дает

возможность

студентам

больше

работать

самостоятельно и на уроках, и во внеурочное время, развивать творческие способности, проверять

и проявлять себя в лидерстве.

Практикую также опережающие знакомства студентов с новым материалом, для чего задаю

обучающемуся подготовить сообщение по различным темам: тематические доклады, презентации,

кроссворды

и

ребусы.

Кроме

того,

чтобы

углубить

знания

студентов

и

повысить

интерес

к

3

изучаемому материалу, важно использовать различные формы внеаудиторной самостоятельной

работы.

Примером

такой

работы

является

ежегодная

подготовка

участников

областной

экономической

игры

«EkonomikS»

для

обучающихся

государственных

профессиональных

образовательных

учреждений,

подведомственных

министерству

труда,

занятости

и

трудовых

ресурсов

Новосибирской

области,

где

участники

получают

призовые

места

и

награждаются

дипломом, сертификатом и благодарственным письмом.

Для успешного выполнения выпускной квалификационной работы, провожу групповые и

индивидуальные консультации, на которых студенты делают расчеты себестоимости издательской

продукции

(выбранной

для

написания

дипломной

работы).

В

результате

применения

выше

перечисленных

методов

и

подходов

у

студентов

появляется

личная

ответственность

за

свои

знания, формируется и развивается умение включать эти знания в реальную деятельность.

На защиту выпускной квалификационной работы выпускных групп я приглашаю студентов

младших курсов. В ходе, которой прошу сделать: анализ защиты; анализ оформления дипломной

работы, оценить ответы на вопросы, отметить положительные и отрицательные стороны защиты,

что является мотивом сделать свою выпускную квалификационную работу лучше.

Следует

также

отметить,

что

в

ходе

выполнения

работ

происходит

общение

студентов

различных ступеней обучения, которое играет значительную роль в формировании здорового

психологического микроклимата в студенческой жизни.

Таким образом, комплексное использование выше описанных методов и приемов с учетом

ситуационных

и

психолого-педагогических

особенностей

обучающихся

среднего

профессионального образования позволяют сформировать положительную мотивацию на уроках

экономики.

Список используемой литературы

1.

Божович Л. И. Проблемы формирования личности, М.: Форум, 2012. - 278с.

2.

Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М.: Просвещение,

2008.

3.

Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. - М.: Владос,

2006.

4.

Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. - М.-С.-Пб. – 2004

5.

Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников.

М., 1983.

4



В раздел образования