Автор: Олейник Жанна Геннадиевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ НСО Новосибирский колледж печати и информационных технологий
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: Повышение положительной мотивации к обучению на уроках экономики обучающихся среднего профессионального образования.
Раздел: среднее профессиональное
Повышение положительной мотивации к обучению на уроках экономики
обучающихся среднего профессионального образования.
В современных условиях значительно возрастают требования к качеству знаний студента,
формированию у будущих специалистов умений и навыков по специальности, способностям
анализировать
возникающие
проблемы,
выдвигать
альтернативные
решения
и
применять
полученные знания в производственных ситуациях.
Анализ и обработка больших объемов разноплановой информации, творческое решение
проблем теории и практики невозможны без личной заинтересованности студентов. Поэтому
формирование мотивации обучения это одна из центральных проблем современного образования.
Ее
актуальность
обусловлена
обновлением
содержания
обучения,
постановкой
задач
формирования у учащихся приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных
интересов, формированием социальных компетентностей, активной жизненной позицией.
Изучением мотивации в СПО занимались такие исследователи как Л. И. Божович, А. Б.
Орлов, А. К. Маркова, П. М. Якобсон, И.А. Дельгас, СВ. Солнышкина, Н.В. Сорокина и др.
Целью педагогической деятельности является – формирование положительной мотивации к
обучению на уроках экономики обучающихся СПО.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Изучить
теоретические
аспекты
развивающего
обучения
и
активного
метода
по
проблеме мотивации в СПО;
Рассмотреть
особенности
применения
методов
повышения
мотивации
на
уроках
«Экономика отрасли» в рамках СПО;
Проведение анализа, систематизация и обобщение результатов полученных в ходе
работы
В современных условиях к будущим специалистам предъявляются повышенные требования к
уровню их экономических знаний в рамках получаемой профессии. Прием на работу сотрудников
в
условиях
рыночной
экономики
предполагает
поддержание
постоянных
связей
с
учебными
заведениями,
использование
при
приеме
на
работу
систему
заявок
и
рекомендаций,
оценку
рекомендаций и отзывов.
Учебная дисциплина «Экономика отрасли» позволяет студентам квалифицированно решать
повседневные
вопросы
практической
деятельности.
Поэтому,
стремясь
к
повышению
заинтересованности
студентов
в
изучении
дисциплины
«Экономика
отрасли»,
необходимо
использовать различные методы изучения и формирования мотивации, применять различные
приемы, элементы различных образовательных методик и информационных технологий, которые
позволяют добиться желаемых результатов.
Для
наиболее
эффективного
использования
времени
на
уроке
продумываю
план
проведения урока и его основные этапы. Перед студентами в начале урока четко ставлю цели и
задачи; слежу за темпом урока; объясняю материал на доступном уровне. Весь учебный процесс,
строится по принципу последовательности, т.е. задачи данного урока вытекают из предыдущего и
перекликаются со следующим. Применение различных приемов, элементы различных методик и
информационных технологий позволяет добиться желаемых результатов.
С целью развития интереса учащихся к обучению, активизации познавательной деятельности,
формирования
способности
мыслительной
деятельности,
использую
следующие
современные
образовательные технологии:
развивающее обучение;
активные методы обучения;
Развивающее обучение –
это
ориентация
учебного
процесса
на
потенциальные
возможности человека и на их реакцию.
Уроки в системе развивающего обучения позволяют выделить ряд положительных
моментов, повышающих заинтересованность учащегося в учебной деятельности:
прослеживается связь с современностью;
присутствует проблемно – поисковая постановка учебных задач, требующая не простого
воспроизведения учебного материала, а активной мыслительной деятельности;
роль учителя сводится к направляющей и организующей функциям;
осуществляется систематический контроль за повышением навыков самостоятельной
работы каждого учащегося путем устных и письменных разноуровневых заданий.
Качество усвоения материала зависит от методики проведения урока. Опыт доказывает, что
свободное
изложение
своих
мыслей,
рассуждение,
совместный
поиск
истины,-
все
это
способствует формированию мотивации у студентов к получению знаний. Студенты с интересом
относятся
к
изучению
предмета,
развивается
их
аналитическое
мышление,
формируются
коллективистские отношения в группе.
Так при изучении темы «Издержки производства и себестоимость продукции» предлагаю
выбрать для расчетов продукцию разной сложности по изготовлению: журнал, газета или книга,
где студенты рассчитывают полиграфические материалы (бумагу, краску, клей и т.д.) для выпуска
выбранного издания и разные виды работ связанные с изготовлением издания. Такая практически
направленная работа помогает мотивировать студентов к учебной деятельности.
При
изучении
темы
«Прибыль
и
рентабельность»
студенты
работают
с
рекламным
журналом и книгой. Для рекламного журнала рассчитывают прибыль от продажи рекламных
площадей. Работая с книгой, студенты рассчитывают себестоимость и отпускную цену одного
экземпляра,
а
также
выручку
от
продажи
всего
тиража.
Таким
образом,
самостоятельно
2
полученный
результат
наглядно
демонстрирует
обучающимся
значимость
изучения
данной
учебной дисциплины и соответственно повышает их интерес.
Выполняя
практическую
работу
по
теме
«Взаимоотношения
издательства
с
авторами,
редакторами
и
книготорговыми
организациями»
студенты
рассчитывают
авторские
листы,
издательские
листы
и
авторский
гонорар
и
даже
выпустить
собственное
издание,
рассчитав
оптимальный вариант ее изготовления.
Изучение нового материала осуществляется с опорой на знания студентов, что позволяет
проверить уровень усвоения материала при решении задач. Индивидуально для каждого студента
разработаны задания, которые состоят из множественных действий. Когда подбираю материал к
уроку, ориентируюсь как на сильного, так и на слабого студента, четко представляю, кому какой
вопрос задам или выдам задание.
Одним из приемов успешной положительной мотивации является создание ситуации успеха.
После проверки правильности решения студент отвечает у доски. Это дает ему уверенность и на
последующих уроках, он начинает работать активнее таким образом создается ситуация успеха.
С
целью
интеграции
экономических
знаний
мною
также
применяются
активные
методы
обучения.
Активные методы обучения —
это
такие методы
обучения,
при
которых
деятельность
обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер
Именно это способствует:
Постоянному взаимодействию преподавателя и студента;
Повышению активности студентов;
Развитию самостоятельности обучаемых;
Сочетанию групповых способов организации обучения;
Наглядности результатов (компьютерная презентация);
Наиболее удачным методом активизации учебной деятельности является презентация, которая
позволяет сделать учебный материал ярким и убедительным. Урок становится более наглядным,
информация, воспроизведенная на слайдах, воспринимается быстро и легко, повышается интерес к
обучению.
В
презентациях
используются
такие
элементы,
как
графики,
таблицы,
схемы,
диаграммы, фотографии, рисунки и основные понятия и определения, необходимые для изучения.
При выполнении презентации отлично демонстрируются знания, межпредметных дисциплин
такие как:
информатика, компьютерный дизайн, технология полиграфического производства,
материаловедение.
Выполнение
презентации,
дает
возможность
студентам
больше
работать
самостоятельно и на уроках, и во внеурочное время, развивать творческие способности, проверять
и проявлять себя в лидерстве.
Практикую также опережающие знакомства студентов с новым материалом, для чего задаю
обучающемуся подготовить сообщение по различным темам: тематические доклады, презентации,
кроссворды
и
ребусы.
Кроме
того,
чтобы
углубить
знания
студентов
и
повысить
интерес
к
3
изучаемому материалу, важно использовать различные формы внеаудиторной самостоятельной
работы.
Примером
такой
работы
является
ежегодная
подготовка
участников
областной
экономической
игры
«EkonomikS»
для
обучающихся
государственных
профессиональных
образовательных
учреждений,
подведомственных
министерству
труда,
занятости
и
трудовых
ресурсов
Новосибирской
области,
где
участники
получают
призовые
места
и
награждаются
дипломом, сертификатом и благодарственным письмом.
Для успешного выполнения выпускной квалификационной работы, провожу групповые и
индивидуальные консультации, на которых студенты делают расчеты себестоимости издательской
продукции
(выбранной
для
написания
дипломной
работы).
В
результате
применения
выше
перечисленных
методов
и
подходов
у
студентов
появляется
личная
ответственность
за
свои
знания, формируется и развивается умение включать эти знания в реальную деятельность.
На защиту выпускной квалификационной работы выпускных групп я приглашаю студентов
младших курсов. В ходе, которой прошу сделать: анализ защиты; анализ оформления дипломной
работы, оценить ответы на вопросы, отметить положительные и отрицательные стороны защиты,
что является мотивом сделать свою выпускную квалификационную работу лучше.
Следует
также
отметить,
что
в
ходе
выполнения
работ
происходит
общение
студентов
различных ступеней обучения, которое играет значительную роль в формировании здорового
психологического микроклимата в студенческой жизни.
Таким образом, комплексное использование выше описанных методов и приемов с учетом
ситуационных
и
психолого-педагогических
особенностей
обучающихся
среднего
профессионального образования позволяют сформировать положительную мотивацию на уроках
экономики.
Список используемой литературы
1.
Божович Л. И. Проблемы формирования личности, М.: Форум, 2012. - 278с.
2.
Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М.: Просвещение,
2008.
3.
Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. - М.: Владос,
2006.
4.
Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. - М.-С.-Пб. – 2004
5.
Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников.
М., 1983.
4