Напоминание

"Правописание -н- и -нн- в прилагательных и причастиях"


Автор: Белоусова Елена Александровна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: КГБ ПОУ "СХТК"
Населённый пункт: П. Кировский, Приморский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Правописание -н- и -нн- в прилагательных и причастиях"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Сельскохозяйственный технологический колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ТЕМЕ

«ПРАВОПИСАНИЕ -Н- и -НН- В ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ПРИЧАСТИЯХ»

Разрабатала: преподаватель русского языка и литературы КГБ ПОУ

«СХТК» Белоусова Е.А.

2017 г

Преподаватель: Белоусова Е.А.

Группа: 123

Дисциплина: русский язык

Раздел программы: «Морфология»

Тема: «Н и НН в причастиях и прилагательных»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.

Вид урока: урок-практикум

Цели:

Обучающая: систематизировать знания учащихся о способах различения отыменных, отглагольных прилагательных и

причастий, совершенствовать навыки правописания орфограмм в суффиксах данных частей речи.

Развивающая: способствовать развитию и совершенствованию приемов самопроверки, фиксирования собственных

затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения.

Способствовать формированию умения составлять устное высказывание на грамматическую тему.

Воспитательная: воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.

Оборудование: мультимедиа, презентация по теме, раздаточный материал.

Форма обучения: групповая, фронтальная, индивидуальная

Этапы урока

Деятельность преподавателя,

содержание, формы и методы

Деятельность обучающихся,

содержание, формы и методы

оснащение

Организационный

момент

Приветствует

обучающихся.

Отмечает присутствующих.

Проверяет наличие

письменных

принадлежностей.

Настраиваются на

Урок.

Постановка

темы и цели

С о о б щ а е т

т е м у

у р о к а .

Обеспечивает

эмоционально-

мотивационную

установку

на

урок. Совместно с

обучающимися

определяет

цели и задачи урока.

В ы

з н а к о м ы

с

э т о й

орфограммой?

У

в с е х

л и

е с т ь

ч е т к о е

понимание

того,

сколько

их

вообще, этих правил и какое

из

них

нужно

применить

к

тому или иному слову?

Что мы должны с правилами

сделать,

чтобы

получилась

цельная картина?

С е г од н я

н а м

п р е д с т о и т

выполнить несколько заданий

на эту орфограмму.

Определяют цели и задачи.

Мы знакомы с теоретической

частью этой орфограммы,

которая включает целую систему

правил.

Нужно собрать все правила,

систематизировать их,

представить в структуре.

Выполнить задание, используя

свои знания, подбирая нужное

правило.

Составить схему правил.

презентация

Актуализация

знаний

Предлагает ответить на

вопросы (фронтальный опрос):

-Вспомните, на какие две

группы по характеру

образования делятся все

прилагательные?

-Как отличить отыменное

прилагательное от

Отвечают на вопросы.

-по характеру образования все

прилагательные делятся на

отыменные и отглагольные.

-нужно определить от какой

части речи образовано

-по суффиксу.

Карточки с заданием,

Презентация

(задание, эталон

ответов)

отглагольного?

-А как отличить отглагольное

прилагательное от причастия?

-А как это влияет на

правописание Н и НН?

-Вспомните правила

правописания Н и НН в

кратких прилагательных и

причастиях?

-какая приставка не влияет на

написание Н и НН?

-Мы с вами вспомнили

отличие причастий от

отглагольных прилагательных,

правописание в них Н и НН.

Проводит устный диктант «Чей

суффикс»? (метод «Светофор»

Я показываю суффиксы а вы

определяете показываете

карточку с ответом:

отыменное прил, отглагольное

прил, действит причаст,

страдат причастие краткое

причастие.

-По наличию/отсутствию

поясняющих слов.

-По виду глагола, от которого

образовано слово: страдательное

причастие прошедшего времени

образуется от бесприставочного

глагола совершенного вида,

отглагольное прилагательное – от

глагола несовершенного вида.

-по наличию/отсутствию

приставки (кроме НЕ). В полных

причастиях пишется НН, в

отглагольных прилагательных

Н( кроме слов на (-

ОВАНН-/ЁВАНН-; и др слов)

-в кратких прилагательных

пишется столько Н, сколько в

полном. В причастии – всегда

одна.

Слушают правила проведения

диктанта.

Выполняют задание.

Отмечают в оценочных листах.

Выполнение

практического

задания

Проводит инструктаж по

выполнению практической

работы.

Часть 1

-Мы с вами вспомнили

отличие причастий от

отглагольных прилагательных,

правописание в них Н и НН.

-Посмотрите на доску. Все, о

чем мы говорили, отображено

на этой таблице. Точно такие

же таблички и задание лежат у

вас на партах. Работаем с

ними.

Нужно найти все слова с

пропущенными буквами

распределить по колонкам

таблицы.

Показывает эталон на слайде

для самопроверки.

Часть 2

Найдите и исправьте ошибки,

допущенные при составлении

этого меню. Подумайте, какое

из правил правописания Н и

НН было нарушено в каждом

из слов?

Открывает слайд с эталоном.

- Теперь нам необходимо

соотнести каждое слово с

одной из орфограмм( лото). Я

показываю слова, а участники

Выполняют задание согласно

инструкции.

Осуществляют самопроверку.

Заносят результаты в оценочные

листы.

Слушают объяснения учителя.

Выполняют задание (групповая

работа).

Каждая группа представляет свой

ответ.

Проверяют по эталону, вносят

коррективы.

Слушают объяснения

преподавателя.

Обсуждают в группах

поставленную задачу.

Задание.

Презентация

Лото «Правила

правописания НН и Н

в прилагательных и

причастиях».

Презентация

каждой группы по очереди

поднимают табличку с нужной

орфограммой.

Выполняют задание.

Подведение

итогов. Рефлексия

Подводит итоги работы,

отмечает

качество работы. Анализирует

цели,

поставленные на уроке.

Анализируют собственную

деятельность на

уроке. Заполняют оценочные

листы.

Оценочный лист



В раздел образования