Автор: Белоусова Елена Александровна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: КГБ ПОУ "СХТК"
Населённый пункт: П. Кировский, Приморский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Правописание -н- и -нн- в прилагательных и причастиях"
Раздел: среднее профессиональное
Краевое государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Сельскохозяйственный технологический колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ТЕМЕ
«ПРАВОПИСАНИЕ -Н- и -НН- В ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ПРИЧАСТИЯХ»
Разрабатала: преподаватель русского языка и литературы КГБ ПОУ
«СХТК» Белоусова Е.А.
2017 г
Преподаватель: Белоусова Е.А.
Группа: 123
Дисциплина: русский язык
Раздел программы: «Морфология»
Тема: «Н и НН в причастиях и прилагательных»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.
Вид урока: урок-практикум
Цели:
Обучающая: систематизировать знания учащихся о способах различения отыменных, отглагольных прилагательных и
причастий, совершенствовать навыки правописания орфограмм в суффиксах данных частей речи.
Развивающая: способствовать развитию и совершенствованию приемов самопроверки, фиксирования собственных
затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения.
Способствовать формированию умения составлять устное высказывание на грамматическую тему.
Воспитательная: воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.
Оборудование: мультимедиа, презентация по теме, раздаточный материал.
Форма обучения: групповая, фронтальная, индивидуальная
Этапы урока
Деятельность преподавателя,
содержание, формы и методы
Деятельность обучающихся,
содержание, формы и методы
оснащение
Организационный
момент
Приветствует
обучающихся.
Отмечает присутствующих.
Проверяет наличие
письменных
принадлежностей.
Настраиваются на
Урок.
Постановка
темы и цели
С о о б щ а е т
т е м у
у р о к а .
Обеспечивает
эмоционально-
мотивационную
установку
на
урок. Совместно с
обучающимися
определяет
цели и задачи урока.
В ы
з н а к о м ы
с
э т о й
орфограммой?
У
в с е х
л и
е с т ь
ч е т к о е
понимание
того,
сколько
их
вообще, этих правил и какое
из
них
нужно
применить
к
тому или иному слову?
Что мы должны с правилами
сделать,
чтобы
получилась
цельная картина?
С е г од н я
н а м
п р е д с т о и т
выполнить несколько заданий
на эту орфограмму.
Определяют цели и задачи.
Мы знакомы с теоретической
частью этой орфограммы,
которая включает целую систему
правил.
Нужно собрать все правила,
систематизировать их,
представить в структуре.
Выполнить задание, используя
свои знания, подбирая нужное
правило.
Составить схему правил.
презентация
Актуализация
знаний
Предлагает ответить на
вопросы (фронтальный опрос):
-Вспомните, на какие две
группы по характеру
образования делятся все
прилагательные?
-Как отличить отыменное
прилагательное от
Отвечают на вопросы.
-по характеру образования все
прилагательные делятся на
отыменные и отглагольные.
-нужно определить от какой
части речи образовано
-по суффиксу.
Карточки с заданием,
Презентация
(задание, эталон
ответов)
отглагольного?
-А как отличить отглагольное
прилагательное от причастия?
-А как это влияет на
правописание Н и НН?
-Вспомните правила
правописания Н и НН в
кратких прилагательных и
причастиях?
-какая приставка не влияет на
написание Н и НН?
-Мы с вами вспомнили
отличие причастий от
отглагольных прилагательных,
правописание в них Н и НН.
Проводит устный диктант «Чей
суффикс»? (метод «Светофор»
Я показываю суффиксы а вы
определяете показываете
карточку с ответом:
отыменное прил, отглагольное
прил, действит причаст,
страдат причастие краткое
причастие.
-По наличию/отсутствию
поясняющих слов.
-По виду глагола, от которого
образовано слово: страдательное
причастие прошедшего времени
образуется от бесприставочного
глагола совершенного вида,
отглагольное прилагательное – от
глагола несовершенного вида.
-по наличию/отсутствию
приставки (кроме НЕ). В полных
причастиях пишется НН, в
отглагольных прилагательных
Н( кроме слов на (-
ОВАНН-/ЁВАНН-; и др слов)
-в кратких прилагательных
пишется столько Н, сколько в
полном. В причастии – всегда
одна.
Слушают правила проведения
диктанта.
Выполняют задание.
Отмечают в оценочных листах.
Выполнение
практического
задания
Проводит инструктаж по
выполнению практической
работы.
Часть 1
-Мы с вами вспомнили
отличие причастий от
отглагольных прилагательных,
правописание в них Н и НН.
-Посмотрите на доску. Все, о
чем мы говорили, отображено
на этой таблице. Точно такие
же таблички и задание лежат у
вас на партах. Работаем с
ними.
Нужно найти все слова с
пропущенными буквами
распределить по колонкам
таблицы.
Показывает эталон на слайде
для самопроверки.
Часть 2
Найдите и исправьте ошибки,
допущенные при составлении
этого меню. Подумайте, какое
из правил правописания Н и
НН было нарушено в каждом
из слов?
Открывает слайд с эталоном.
- Теперь нам необходимо
соотнести каждое слово с
одной из орфограмм( лото). Я
показываю слова, а участники
Выполняют задание согласно
инструкции.
Осуществляют самопроверку.
Заносят результаты в оценочные
листы.
Слушают объяснения учителя.
Выполняют задание (групповая
работа).
Каждая группа представляет свой
ответ.
Проверяют по эталону, вносят
коррективы.
Слушают объяснения
преподавателя.
Обсуждают в группах
поставленную задачу.
Задание.
Презентация
Лото «Правила
правописания НН и Н
в прилагательных и
причастиях».
Презентация
каждой группы по очереди
поднимают табличку с нужной
орфограммой.
Выполняют задание.
Подведение
итогов. Рефлексия
Подводит итоги работы,
отмечает
качество работы. Анализирует
цели,
поставленные на уроке.
Анализируют собственную
деятельность на
уроке. Заполняют оценочные
листы.
Оценочный лист