Напоминание

"Организация самостоятельной работы обучающихся как условие формирования профессионально важных качеств будущего специалиста"


Автор: Васильева Ольга Сегреевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Государственное профессиональное образовательное учрждение "Ажеро–Судженский педагогический колледж"
Населённый пункт: г. Анжеро–Судженск
Наименование материала: статья
Тема: "Организация самостоятельной работы обучающихся как условие формирования профессионально важных качеств будущего специалиста"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК

УСЛОВИЕ ФОРМИРВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ

БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

О.С.Васильева, преподаватель ГПОУ «Анжеро-Судженский педагогический

колледж»

Требования

работодателей

к

подготовке

современного

специалиста

ориентированы

на

профессиональную

самостоятельность,

постоянную

потребность

в

повышении

профессиональной

квалификации

и

творческий

подход к специальности.

Профессиональный

рост

специалиста

зависит

от

умения

проявить

инициативу, решить нестандартную задачу, от способности к планированию и

прогнозированию

самостоятельных

действий.

Стратегическим

направлением

повышения качества профессионального образования в этих условиях является

оптимизация системы управления учебной работой студентов, в том числе и

самостоятельной.

Трудности

самостоятельной

работы

студентов

возникают

не

только

в

содержании подготовки кадров, но и в подходах к поиску форм организации

образовательного

процесса,

в

которых

предусматривается

усиление

роли

и

постоянной оптимизации самостоятельной работы студентов (СРС), диктует и

внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов

среднего

профессионального

образования.

При

реализации

ФГОС

специальности

«Дошкольное

образование»

у

обучающихся

необходимо

сформировать

не

только

профессиональные

компетенции,

но

и

общие,

т.е

студенты

обязаны

самостоятельно

осуществлять

поиск,

анализ

и

оценку

информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач,

профессионального

и

личностного

развития;

использовать

информационно-

коммуникационные

технологии

для

совершенствования

профессиональной

деятельности;

самостоятельно

определять

задачи

профессионального

и

личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать

повышение квалификации; осуществлять профессиональную деятельность в

условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

Все

вышеперечисленные

компетенции

созвучны

с

задачами,

которые

ставятся при организации самостоятельной работы студентов, и которые могут

быть

сформированы

не

только

во

время

аудиторных

занятий,

но

и

при

самостоятельной работе студентов во внеурочное время.

В настоящее время самостоятельная работа студентов рассматривается

как один из основных компонентов образования, поскольку именно она создает

базу

непрерывного

образования,

возможность

постоянно

повышать

свою

квалификацию, формирует готовность к самообразованию.

В условиях интенсивно развивающейся информатизации общества одним

из эффективных методов организации самостоятельной работы как аудиторной,

так

и

внеаудиторной

является

использование

и н ф о рма ц и о н н о -

коммуникационных технологий (ИКТ).

В нашем колледже широко используются задания и формы организации

самостоятельной работы студента с использованием ИКТ, а именно:

– поиск информации в сети Интернет и обработка этой информации;

– подготовка презентаций для сообщений;

– составление и заполнение таблиц с привлечением информационных

ресурсов;

– подбор графических изображений и видеороликов по предложенной

теме в сети Интернет;

разработка

проектов,

при

работе

над

которыми,

студенты

демонстрируют

знание

и

навыки

владения

компьютером

и

поисковыми

системами для поиска, ввода и редактирования информации;

– тестирование в целях контроля и самоконтроля;

– подготовка курсовых и дипломных работ в электронном виде;

– составление библиографического списка.

При подготовке к лекционным и практическим занятиям по дисциплине

МДК 02.03 «Теоретические и методические основы организации продуктивных

видов

деятельности

детей

дошкольного

возраста»

в

рамках

реализации

образовательной

программы

«Дошкольное

образование»,

студентам

предоставляется возможность самостоятельной подготовки отдельных тем и

вопросов с использованием презентационных технологий, сопровождающих

изложение учебного материала.

В

рамках

работы

МДК

02.03 «Теоретические и методические основы

организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста»

обучающиеся ведут активную исследовательскую работу по изучению видов

продуктивной деятельности детей в ДОУ. В процессе работы обучающиеся

работают

с

сайтами

детских

садов

и

ресурсами

электронной

системы.

Исследуемый материал обобщается и представляется в виде презентаций.

Одной

из

форм

организации

самостоятельной

работы

студентов,

применяемой в колледже, является использование автоматизированной системы

управления Moodle

(система

дистанционного

обучения).

В Moodle

создан

дистанционный

курс

по

дисциплине

МДК

02.03 «Теоретические

и

методические основы организации продуктивных видов деятельности детей

дошкольного

возраста».

Размещены

лекционный

материал,

практический

материал, тестовые задания, презентации, вопросы и задания для подготовки к

самостоятельной внеаудиторной работе.

У каждого студента имеется логин и пароль для доступа в свой личный

кабинет.

При

планировании

объема

времени,

отведенного

на

работу

по

дисциплине, подготовка самостоятельной работы выстраивается в соответствии

с рекомендуемыми видами заданий, согласно примерной и рабочей программе

учебной

дисциплины.

В

своей

работе

мы

постарались

эффективно

организовать, замотивировать студентов к ее выполнению. Самый сильный

мотивирующий

фактор

-

подготовка

к

дальнейшей

эффективной

профессиональной деятельности. Если студент знает, что результаты его работы

будут использованы в методическом пособии, при написании курсовой или

выпускной

квалификационной

работы,

при

подготовке

публикации,

для

портфолио,

для

сдачи

квалификационного

экзамена,

для

успешного

прохождения

практики,

то

отношение

к

выполнению

задания

существенно

меняется в лучшую сторону и качество выполняемой работы возрастает.

Например,

по

МДК

02.03

«Теоретические

и

методические

основы

организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста»

студенты в ходе выполнения самостоятельной работы закрепляют полученные

знания, систематизируют их и профессионально применяют их на практике с

детьми. К примеру, в ходе выполнения такого задания как отработка техники

показа

рисования

для

детей

дошкольного

возраста

(по

своей

возрастной

группе), студентам необходимо изначально подобрать техники рисования по

своей возрастной группе, проанализировать их, затем подбирают материал,

который был бы доступен детям, и самостоятельно их выполняют, перед тем

как учить детей рисовать. Когда же они выходят на практику к детям, им легко

проводить разные виды деятельности, которые уже самостоятельно отработали

в «домашних» условиях.

Другим

примером

может

служить,

отработка

определенных

навыков

работы над собой. К примеру, в подготовке презентации «Имидж воспитателя»,

студентам необходимо осуществить поиск информации, дать анализ и оценку

внешности педагога, а затем продемонстрировать данный материал на практике.

В заключении можно отметить, что рациональное управление процессом

обучения обеспечивает становление специалиста, отвечающего

требованиям

социального заказа. Продуманное привлечение студентов к поиску способов

овладения специальными приемами учебной деятельности, направленные на

качественное

усвоение

учебного

материала,

развивает

их

инициативу,

деловитость

и

самостоятельность.

Поэтому

самостоятельная

внеаудиторная

работа является главным резервом повышения

эффективности подготовки

специалиста.



В раздел образования