Напоминание

Опытно–экспериментальная деятельность учащихся со сложной структурой нарушений


Автор: Бородина Алла Альбертовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "СКО школа–интернат № 14 п. Надвоицы"
Населённый пункт: п. Надвоицы, Сегежский р–н
Наименование материала: Мастер–класс
Тема: Опытно–экспериментальная деятельность учащихся со сложной структурой нарушений
Раздел: начальное образование





Назад




Тема

мастер-класса:

Опытно-экспериментальная

деятельность

учащихся

со

сложной

структурой нарушений.

Цель: распространение опыта по организации опытно-экспериментальной деятельности с

детьми с ОВЗ.

Задачи:

1.

Показать роль опытно-экспериментальной деятельности в повышении качества

образования.

2.

Рассмотреть

теоретические

основы

опытно-экспериментальной

деятельности

в

обучении естественным наукам.

3.

Показать

конкретные

примеры

использования

опытно-экспериментальной

деятельности на практике.

I.

Тема

мастер-класса

«Опытно-экспериментальная

деятельность

учащихся

со

сложной структурой нарушений».

II.

К данной теме лучше всего подходят следующие слова: «Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Т. е. ученики усваивают всё прочно и надолго, когда они слышат, видят и делают сами.

III.

Основным

методом

обучения

в

коррекционной

школе

является

предметно-

практическая деятельность. Метод экспериментирования – это тоже практический метод.

Дети

приходят

в

школу

и

с

первых

дней

начинают

экспериментировать.

Мы

учим

учеников

наблюдать,

ощупывать

предметы,

анализировать,

задавать

вопросы,

делать

выводы.

Одно

из

направлений

экспериментальной

деятельности,

которое

я

стала

активно

использовать – это опыт.

Я предлагаю побыть в роли учеников, испытать всё на себе. Для этого всё необходимое у

нас есть.

IV.

Опытно-экспериментальная деятельность имеет большое значение для коррекции

и развития школьников со ССН.

Решим кроссворд и отгадаем три основных слова, которые раскроют значение опытно-

экспериментальной деятельности.

Возьмите, пожалуйста, карточки под № 1. Это кроссворд. Надо отгадать три слова.

То,

что

вновь

установлено,

найдено.

Когда

оно

происходит,

мы

всегда

рады.

(открытие)

Процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более

совершенное. Переход старого качественного состояния к новому, от простого к

сложному, от низшего к высшему. (развитие)

Весёлое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения. (радость)

Проверяем.

1-е слово? (открытие)

Ученики проводят опыты и делают для себя маленькие открытия. Они расширяют

представления об окружающем мире.

2-е слово? (развитие)

В ходе опытно-экспериментальной деятельности у учащихся развиваются умственные

способности, происходит социально-личностное развитие.

3-е слово? (радость)

Опыты чем-то напоминают ученику фокусы. Поэтому быть активным участником этой

неожиданной и необычной деятельности приносит ученику радость.

V.

Опыты должны быть безопасными для учеников, приборы для опытов и правила

обращения с ними простыми. Поэтому ученики могут сами принимать участие в показе

опытов.

Убедимся в этом.

Проведём опыты по теме «Предметы из стекла».

Продемонстрируем виды стекла.

Найдите стекло на своих столах и по очереди покажите его. Это простое оконное

стекло (

рифлёное, цветное, оптическое, зеркальное, тонированное

).

Проведём опыты, которые продемонстрируют свойства стекла.

Возьмите стеклянный стакан. Положите в него кубик. Вы хорошо видите кубик через

стекло? Сделаем вывод. Стекло какое? (прозрачное)

Уберите кубик. Возьмите бутылку с водой, налейте воду в стакан. Вылилась вода? Стекло

какое? (водонепроницаемое)

Можно Вас пригласить к столу. Помогите мне провести следующий опыт. В мешке стекло.

Ударьте

молотком

по

мешку.

Наденьте

перчатки

и

покажите

педагогам

стекло.

Что

произошло со стеклом? (разбилось) какое стекло? (хрупкое)

Для следующего опыта нам понадобятся 2 рюмки. Возьмите их за ножки и легко ударьте

друг об друга. Что услышали? (Приятный звук.) Стекло издаёт мелодичный, приятный

звук.

Такие опыты могут провести ученики сами, приборы очень простые. Очень важно, что

результаты опытов должны быть однозначными и ученики должны отчётливо видеть

изучаемое свойство.

VI.

Следующее на что я хочу обратить внимание – это тема исследования должна быть

интересна ученикам, чтобы можно было поставить вопрос для исследования.

Проведём опыты по теме «Космос». Тема очень интересная.

Проведём опыты, которые помогут ответить на следующие вопросы:

1.

Что такое перегрузки?

2.

Что такое невесомость?

3.

Почему космос чёрный?

1.

Чтобы ответить на первый вопрос, возьмите стакан с верёвкой, налейте воду в

стакан, встаньте и раскрутите стакан.

Вылилась вода? (нет) Вода вдавливается внутрь, вода подвергалась давлению –

перегрузке.

2.

Космонавты испытывают не только перегрузки, но и невесомость. Это состояние,

при котором предметы, человек теряют вес. Как испытать невесомость на Земле?

Космонавты тренируются в воде, где ощущают невесомость, т. е. уменьшается вес

предмета.

А мы проведём простой опыт. Мне нужна резинка с грузом и стакан с водой.

Закрепляю резинку и отмечаю её длину. Опускаю груз в воду. Отмечаю длину

резинки. Что вы скажете о длине резинки? (Она стала короче.) резинка сжалась, т.

к. уменьшился вес груза.

3.

Отвечаем на третий вопрос.

Казалось, что звёзды и Солнце должны освещать космическое пространство, т.к.

нет препятствий для прохождения лучей. Но это не так. В космосе нет частиц,

которые отражают свет. Поэтому космическое пространство чёрное.

Проведём опыт, который наглядно это нам покажет. Возьмите банку с водой,

включите фонарик, поднесите фонарик к банке. Вы видите луч света в воде? (нет)

Добавьте

в

воду

немного

молока.

Какая

стала

вода?

(мутной,

непрозрачной)

Включите фонарик, поднесите к банке. Вы видите луч в воде? (да) теперь мы видим

луч света, потому что появились частицы, которые отражают свет.

Наша земля имеет атмосферу, т. е. частицы, которые отражают свет. Что делает

нашу Землю освещённой.

Даже взрослому очень сложно ответить на эти вопросы. Как объяснить такой

непростой материал учащимся с УО. Это можно сделать с помощью простых

опытов.

VII.

В организации и проведении опытов можно выделить несколько этапов.

Карточки. Возьмите, пожалуйста, карточку под № 2. Задание: определите

последовательность этапов организации и проведения опытов.

1.

Постановка проблемы.

2.

Выдвижение гипотез.

3.

Проведение опытов.

4.

Обсуждение результатов и формулировка выводов.

Проверим.

VIII.

Рассмотрим эти этапы на конкретных примерах.

Тема занятия: Язык.

1 этап: Постановка проблемы – Язык враг или друг?

2 этап: Выдвижение гипотез.

1-й ответ: Язык друг. Почему?

Язык помогает нам перемещать еду, глотать, ощущать вкус пищи.

Язык помогает произносить звуки.

С помощью языка можно дружить, помирить людей, признаться в любви.

2-й ответ: Язык враг. Почему?

Через рот в организм попадают микробы.

С помощью языка люди ссорятся, возводят напраслину, сплетничают.

3 этап: Проведение опытов.

1-й опыт: определим вкус продукта. (Ведущий подходит к участнику.)

Вам надо закрыть глаза, положить в рот кусочек продукта. (Кусочек на зубочистке.)

Какой вкус? Что вы съели? (Лимон, огурец, конфета.)

Для

чего

нужен

вкус?

Не

только

чтобы

получать

удовольствие

от

пищи,

но

и

для

определения испорченной еды, которая опасна для здоровья.

2-й опыт: убедимся в том, что язык помогает нам произносить звуки.

Возьмите

конфету

в

рот

и

прочитайте

стихотворение.

Что

произошло?

(Плохо

произносили звуки.) Почему? (Плохо двигался язык.)

Эти опыты подтверждают, что язык нам друг.

3-й опыт: проведём опыт, который поможет ученикам понять, как микробы попадают к

нам в организм.

Возьмите лист картона красного цвета – это наш язык. Во рту у нас слюна, поэтому язык

влажный. Намажьте язык клеем. На язык положите кусочки бумаги – это микробы.

Микробы, попадая к нам в рот, приклеиваются к языку. Потом попадают в организм. Там

их становится много и человек начинает болеть.

Но этого может не произойти, если вы будете выполнять простые правила: мыть руки

перед едой, после туалета, улицы; не брать грязные руки и предметы в рот, чистить зубы.

4 этап: Обсуждение результатов и формулировка выводов.

Опыты показали, что язык помогает нам перемещать еду, глотать, ощущать вкус

пищи.

Язык помогает произносить звуки.

С помощью языка можно дружить, помирить людей, признаться в любви.

Если мы будем выполнять простые правила гигиены, то реже будем болеть.

Ответим на вопрос – язык враг или друг?

Язык дан нам от природы. Мы не приложили никаких усилий, чтобы получить его.

Поэтому не понимаем как это здорово, что у нас есть язык. Язык – это наш друг. Берегите

его, думайте, что говорите.

IX.

Проведём последний опыт.

Для опыта нужен лист бумаги, который лежит у вас на столе. Возьмите этот лист и

подойдите к столу с утюгами.

Рассмотрите бумагу. Какого цвета она? Возьмите утюг и погладьте лист. (По предмету

«Живой мир» мы проходили тему «Домашние животные», какую пользу они приносят

людям. А на уроке чтения и письма проводили этот опыт – писали и читали изученные

буквы.)

На ваших листах появились буквы. Откуда появились эти буквы?

Мы писали буквы молоком, клали листы на батарею, чтобы молоко высохло. Лист белый и

молоко белое, поэтому буквы становились невидимыми. Потом гладили листы. Белок,

который находился в молоке, сгорал и появлялись буквы.

Покажите нам слова так, чтобы мы могли прочитать предложение. (Спасибо за внимание и

помощь.)

X.

Я надеюсь, что педагоги, которые используют опыты в своей работе, нашли для

себя что-то новое, а кто не использует – поняли насколько это интересное и увлекательное

занятие.

Спасибо всем!



В раздел образования