Напоминание

"Воспитание добрых чувств"


Автор: Аксёнова Лидия Владимировна
Должность: педагог – библиотекарь
Учебное заведение: МКОУ "Савинская СШ"
Населённый пункт: Волгоградская область Палласовский район
Наименование материала: Статья
Тема: "Воспитание добрых чувств"
Раздел: полное образование





Назад




ВОСПИТАНИЕ

«

ДОБРЫХ ЧУВСТВ

»

АВТОР СТАТЬИ:

ЯГУПОВА

ГАЛИНА ВАСИЛЬЕВНА.

Проблема нравственного воспитания была актуальна всегда. Для разных

людей в разные исторические эпохи и в разные периоды жизни на первый план

выступают разные ценности и цели.

В советское время авторитарная система накладывала свой отпечаток на

становление личности. В основе нравственного воспитания лежал принцип

воздействия на ребенка как на объект воспитания. Ребенок не рассматривался

субъектом своей деятельности.

В

настоящее

время

воспитание

предполагает

осознание

воспитуемым

конкретных явлений как ценностей или не ценностей, определенное его к ним

отношение.

Ценностные ориентации формируются в течение всей жизни, однако наиболее

важным для развития нравственно-ценностных ориентаций является возраст 6-

12 лет, в котором складываются познания окружающего мира и самого себя.

Казалось бы, с каждым годом улучшается материальное положение семьи, в

основном

все

дети

посещают

дошкольные

учреждения,

стала

больше

информированность детей средствами телевидения, у них появились новые

герои, песни, компьютерные игры, глубже изучаются с родителями вопросы

воспитания, а в современной педагогической практике наблюдается тенденция

снижения уровня воспитанности детей, приходящих в 1класс. В связи с этим,

проблема нравственного воспитания у младших школьников становится сегодня

особенно актуальной. С поступлением в школу наступает перелом в условиях

развития детей. Весь уклад жизни и ценностей становится иным. У младшего

школьника

происходит

интенсивное

формирование

качеств

личности.

Важнейшей задачей школы в этот период, является воспитание у детей глубоких

нравственных чувств, одним из проявлений которых является способность всем

сердцем ощущать, что вокруг живут люди, требующие внимания и заботы,

помощи и сочувствия. «Добрые чувства должны уходить своими корнями в

детство, а человечность, доброта, ласка,

доброжелательность рождаются в

труде,

заботах,

волнениях

о

красоте

окружающего

мира»

-

писал

В.А.Сухомлинский. Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы научить детей

не проходить мимо людей, нуждающихся в помощи, чтобы ребенок делал добро

не

из

желания

выделиться

среди

других

и

получить

похвалу,

а

из-за

необходимости, человеческой потребности, потому что иначе он поступить не

может и не имеет права.

С сожалением приходится констатировать: многое из того, что составляло

содержание воспитательной работы в школе, сейчас уже не существует. Не

стало

общественных

школьных

организаций,

ушел

целый

пласт,

который

называли

воспитанием.

Образовался

вакуум,

уже

много

лет

ничем

не

заполняемый.

Между

тем

на

Руси

воспитание

всегда

было

первичным,

составляло суть, сердцевину образования личности. Изначально (по Гегелю)

содержание воспитания - это преобразование души, таким образом, душа –

объект педагогического влияния.

Традиционно считалось, что результатом воспитания являются развитые

качества личности, которые определяют поведение ребенка в обществе, так

называемая

воспитанность.

Предлагались

технологии

диагностики

воспитанности школьников (Н.И.Монахов), но до сих пор остается без ответа

вопрос, насколько полно они отражают реальное развитие личности.

Воспитательная среда всегда чувствуется в самой атмосфере школы – либо

она есть, либо ее нет. Сейчас возникла необходимость создания современной,

социально

значимой,

педагогически

действенной,

психологиче ски

обоснованной

комплексной

системы

подходов

к

воспитанию

нравственных

качеств личности ребенка.

Такой

подход

разрабатывается

НИИ

семьи

и

воспитания,

где

под

руководством

С.В.Климина

создана

«Программа

воспитания

младших

школьников»,

раскрывающая

основные

подходы

к

воспитанию

детей

в

образовательном

процессе.

Авторы

обсуждаемой

программы

рассматривают

формируемые у детей личностные качества, обусловливающие:

-

поведение младшего школьника в учебных и других делах;

-

поведение младшего школьника во взаимоотношениях с людьми;

-

оценку младшим школьником своего поведения.

При этом подходе, как утверждают авторы программы, результаты

воздействия

на

детей

рассматриваются

не

как

«воспитанность»,

а

как

обеспечение

деятельностью

образовательного

учреждения

минимально

необходимые воспитательные эффекты целостного образовательного процесса.

Несомненно, такой подход не совсем ясен не только для практиков, но и для

ученых, разрабатывающих эту проблему; не все согласны с таким подходом. Но

других подходов к настоящему времени не предъявлено.

Безусловно, этот подход меняет традиционные представления о показателях

эффективности воспитательного процесса и диагностике уровня воспитанности

школьников.

Как

утверждают

разработчики

программы

воспитания

(И.В.Вагнер,

Ю.И.Муратов),

задача

диагностики

и

коррекции

результатов

воспитательной работы сводится к распознаванию содержания определенных

навыков, дефицит которых ребенок демонстрирует в отношениях с другими

людьми.

На наш взгляд, это спорное положение. Но все-таки аспект из этой программы

«поведение

младшего

школьника

во

взаимоотношениях

с

людьми

»

на

сегодняшний

день

является

на

наш

взгляд

самой

актуальной.

Значительно

снизилась для ребенка ценность переживаний за других людей, безусловной

ценностью

стали

преобладать

только

собственные

переживания,

вследствие

чего, к сожалению, распространяется неготовность действовать во благо других.

Встает

задача

формирования

воспитывающей,

развивающей

атмосферы

образовательного учреждения как обязательного элемента системы воспитания.

Воспитывающая атмосфера характеризуется , с одной стороны, отношениями

взаимоуважения, доверия и признания ценности личности, с другой стороны –

общей.

Осознаваемой

всеми

целью

и

определяемой

этой

целью

личностно

значимой для детей деятельностью, проводимой учителем.

При выборе форм и методов нравственного воспитания педагог должен

помнить, что в младшем школьном возрасте значимым взрослым для ученика

остается учитель, мнение которого является очень важным для ребенка, оценка

со

стороны

учителя

становится

действенным

фактором

развития

личности

школьника.

Управление

процессом

воспитания

на

этом

возрастном

этапе

состоит в том, чтобы предъявлять учащимся нравственные образцы в яркой,

убедительной форме, раскрывать поступки близких им людей, сверстников.

В воспитательной работе мы стараемся прежде всего учить детей

сочувствовать людям, чтобы каждый ребенок ставил себя на место того, кому

необходимы помощь, внимание и чуткая забота. На опыте мы убедились, что в

воспитании чуткости и отзывчивости большую роль играют личные теплые

взаимоотношения, духовное общение прежде всего двух людей – учителя и

ребенка, основанные на взаимодоверии и взаимоуважении. Воспитывать детей

невозможно, не зная конкретно каждого из них.

Родители в классе, где мы проводим воспитательную работу, в целом

материально обеспечены, но глаза отдельных детей бывают печальными. И это

заметно сразу. Вот к примеру , у Ромы Р. трагически погиб старший брат.

Мальчик стал молчаливым, замкнутым. У Ильи Х. тоже погиб брат, мальчик

часто стал оставаться дома, чтобы помочь маме по хозяйству, ведь они остались

вдвоем. У Егора Б. умер дедушка, с которым они вместе ходили на рыбалку,

приходил дедушка и на классные мероприятия, дедушка много сделал, чтобы

Егор

пошел

правильным

жизненным

путем.

Мальчик

долгое

время

был

угрюмым и даже снизил успеваемость.

Каждый раз встречаясь с детьми, внимательно всматриваешься в их лица, и

печальные

глаза

тревожат.

Мы

должны

знать,

что

произошло

с

ним,

что

заставило его грустить, мы должны разделить с ним его горе. И здесь требуется

от учителя тонкое мастерство проникновения в душу ребенка, чтобы своей

неосторожностью

не

усилить

боль,

а

наоборот,

ослабить

ее

и

тем

самым

облегчить моральное состояние ребенка.

Понимая это, никогда не вызывать отвечать ученика, который переживает горе,

не требовать от него старательности и усидчивости, никогда не спрашивать о

том, что случилось, хорошо зная, что ребенку нелегко отвечать на подобные

вопросы. Но есть дети, которые сами стремятся рассказать о всем наболевшем.

Нельзя воспитывать чуткость и отзывчивость в детях, не зная и не понимая

подлинных причин глубоких переживаний ребенка. Этому, конечно невозможно

научиться с помощью каких-то специальных приемов. Этого можно достичь

только благодаря тонкому, проницательному наблюдению за детьми, благодаря

высокой эмоционально-нравственной культуре учителя.

Воспитывать нравственные чувства приходится ежечасно, ежеминутно, и

здесь важно, чтобы это было не разовое мероприятие, а складывалась система

работы по проблеме. Урок рисования. Тема его-«Наши любимые игрушки».А

начать этот урок необходимо с чтения рассказа В.Драгунского «Друг детства».

Дети слушают историю, которая произошла с мальчиком шести с половиной лет.

Пытаясь определить свое будущее, герой рассказа решил стать боксером и

попал в сложную ситуацию: отец отказывает ему в просьбе купить настоящую

боксерскую грушу, так как она слишком дорога, а мама вместо нее выдает

старого плюшевого мишку, весело приговаривая: «Хороший Мишка, отличный.

Погляди, какой тугой. Живот какой толстый. Ишь как выкатил! Чем не груша?

Еще лучше! И покупать не надо».

После того как сын высказал свое отношение к предложению мамы («А я

очень обрадовался, что мама так здорово придумала. И я устроил Мишку,

поудобнее на диване, чтобы сподручнее было об него тренироваться и развивать

в

себе

силу

удара»),

прервав

чтение

попросить

ребят

рассказать

о

своих

игрушках. Затем выслушать их, и предложить каждому попытаться нарисовать

любимую его игрушку и попутно обдумать ответ на вопрос, который был

заранее написан мною на доске: «А вам ребята, понравилось, что придумала

мама

мальчика

или

нет?

Почему?».

Учеников

с

ответом

не

торопить.

Посоветовать, хорошо подумать. Каждый доверил свои рассуждения только

учителю. Однако итоги показали, что 15 учащихся, включая и девочек, были

довольны,

как

герой

рассказа,

предложением

мамы,

так

как

хотели

стать

сильными, ловкими, смелыми и всех побеждать в случае чего.

По окончании работы детей над рисунками прочитать рассказ до конца. Они

узнают,

что

мальчик

отказался

от

решения

стать

боксером,

потому

что

не

пожелал использовать друга в качестве тренировочной груши, пощадил его.

Разные детские характеры и, естественно, разные детские судьбы. Разнообраз-

ные

проявления

эгоизма

у

детей

не

редкость.

Часто

мы

встречаемся

и

с

совершенно необъяснимой их жадностью, себялюбием, равнодушием, наконец,

и с жестокостью. И в недоумении разводим руками, беспомощно вопрошая:

«Откуда это в них?». В поисках на поставленный выше вопрос обращаемся к

родителям этих детей, предложив на родительском собрании, и их вниманию

рассказ «Друг детства». И что же? И только 5 родителей из всего класса не

выразили одобрения находчивости молодой женщины. Полученный результат

дал повод к тревожным размышлениям. Взрослые забывают нередко о том, что

дети

не

черпают

ниоткуда

жестокость,

но

не

черпают

ниоткуда

и

добрые

движения души.

Это довольно трудная задача: научить детей быть чуткими, отзывчивыми и

добрыми. Поэтому, проводя всю воспитательную работу необходимо больше

всего внимания уделять воспитанию нравственных качеств у ребенка.

В конце 3 класса провели классный час на тему: «Золотые ключики к

сердцам».

Мы

все

вместе

определили,

что

же

это

за

ключики,

которые

открывают все сердца, но и то, что дороже золота на свете. Это доброта! Мы

говорили о том, что не случайно народная мудрость гласит: «Доброта что

солнце».

У

каждого

на

парте

лежал

«лучик

от

солнца»,

и

была

просьба

написать: «Какое доброе дело вы хотели сделать, чтобы на планете Земля от

вашей доброты стало еще теплее и светлее?». Зачитав ответы детей («Хочу,

чтобы весь мир был счастливым!», «Я бы попросила всех быть добрыми!»,

«Хочу, чтобы все были здоровы!», «Хочу, чтобы на земле было одно добро и

добрые люди, и буду стараться это делать!», «Я хочу, чтобы все любили друг

друга, и исчезло зло!»). Но больше всего поразил ответ Любы С., девочки-

сироты, которую взяли из приюта, она написала: «Хочу, чтобы тетя Наташа

заболела, а я, ее бы помогала лечить!». Конечно, и учителю нужно прочитать

свое заветное желание, которое стараться выполнять: «Научить своих учеников

быть добрыми, вежливыми, честными и милосердными!». В итоге разговора

каждый

решил

делать

только

добро.

А

если

хочешь

это

делать,

то

оно

обязательно исполнится. Такова волшебная сила добра. Делать людям хорошее -

«хорошеть» самому. В память о разговоре ребята дарят друг другу сердечки,

которые были прикреплены у них на груди, добрыми пожеланиями и советами.

В 4 классе, перед «Днем матери» решено было дать сочинение – рассуждение

на тему «Что я думаю о женщине», но ребятам об этом не говорилось. Сначала

был проведен урок по чтению, где знакомились с произведением М.Ефетова

«Мать». А урок начался с вопроса: «Как звали первую женщину на Земле, и кто

ее сотворил?», затем прочтено стихотворение Э.Осадова «Любовь, Измена и

Колдун».

Ребята

услышали,

какими

чертами

характера

наделил

Колдун

женщину. И вот на противоположных чертах характера повелся разговор о

женщинах – матерях. Затем ребята написали сочинение, они писали о своих

мамах,

женщинах

героях

и

даже

бабушках.

Сочинение

мальчика

было

напечатано в районной газете:

Что я думаю о женщине.

…Как неразгаданная тайна,

Живая прелесть дышит в ней, -

Мы смотрим с трепетом тревожным

На тихий свет ее очей.

Земное ль в ней очарованье,

Иль неземная благодать?

Глаза могли бы ей молиться,

А сердце рвется обожать.

На свете есть такое сочетание: женщина – мать. Женщинам присущи

такие качества: любовь, ненависть, доброта, ласка, измена и ложь. И все это

ради детей. Ради мира , ради любви живут матери. В женщине – мир, в

женщине – жизнь, в женщине – суть жизни.

Женщины бывают разные: красивые, как розы, добрые, теплые и ласковые,

как солнышко.

Только просыпаюсь – улыбаюсь я,

Солнышко целует ласково меня.

Но по- настоящему солнышко не может целовать, это целует мама. Мать –

великая женщина, а ею может быть та, которая любит, которая не умеет

грубить, которая понимает, простит. Вот, что я думаю о женщине.

Опыт

показывает,

эффективность

воспитания

чуткости,

доброты

и

отзывчивости у детей достигается при том условии, когда добрые чувства и

добрые дела ребят не превращаются в показательные мероприятия, а являются

результатом

их

естественных

внутренних

побуждений,

вытекающих

из

сложившихся ситуаций и обстановки.

Воспитание нравственных качеств у ребенка – одна из сложнейших проблем

учителя, которая до конца не изучена. Таким образом , данная проблема должна

решаться в системе и комплексно: в единстве задач, содержания и методов

организации.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

1.

ФИО -

ЯГУПОВА ГАЛИНА ВАСИЛЬЕВНА.

2.

ЗВАНИЕ - ПОЧЕТНЫЙ РАБОТНИК ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

В 2008 году занесена в ежегодную общероссийскую

Энциклопедию «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ - БУДУЩЕЕ

РОССИИ».

3.

ШКОЛА - МОУ « САВИНСКАЯ СОШ ».

4.

АДРЕС - 404231

В

ОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛ.

П

АЛЛАСОВСКИЙ РАЙОН

С.

Савинка

УЛ.

Береговая - 3.

Дом. тел. 8 – 292 – 57 – 9 – 37

Сот. тел. 8 – 927 – 069 – 25 – 92



В раздел образования