Напоминание

Коллективные формы работы во внеклассной деятельности учащихся (из опыта работы)


Автор: Бахтин Павел Александрович
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МОУ Космынинская СОШ муниципального района горд Нерехта и Нерехтский район Костромской области
Населённый пункт: п. Космынино (Нерехтский р–н, Костромская область)
Наименование материала: статья
Тема: Коллективные формы работы во внеклассной деятельности учащихся (из опыта работы)
Раздел: среднее образование





Назад




Бахтин Павел Александрович

Учитель изобразительного искусства

МОУ Космынинская СОШ

Муниципального района город Нерехта

И Нерехтский район Костромской области

Коллективные формы работы во внеклассной деятельности учащихся

(из опыта работы)

Говоря об организации коллективной творческой деятельности, необходимо иметь в

виду как учебную деятельность детей на уроке, так и любую внеурочную.

Принципиального различия в данном случае не существует. Оно касается итогового

психолого-педагогического результата, того специфического влияния, которым обладает

каждый вид деятельности. Художественная творческая деятельность наилучшим образом

влияет на эмоционально-психологический климат группы, где совместный труд обладает

наибольшей возможностью сплотить детей. Внеклассная деятельность имеет большое

значение для развития у учащихся познавательных интересов и стремления к

самообразованию. Она имеет существенное преимущество, которое состоит в

самостоятельном выборе, добровольности, соответствии занятия склонностям и желаниям

школьника. Внеклассная деятельность отличается более свободными формами

проведения, непринужденной обстановкой.

Обучение на уроках «Изобразительное искусство» обязательно следует дополнять

внеурочными занятиями, направленными на расширение и углубление знаний и умений,

организацию разносторонней творческой деятельности школьников. Внеурочная

деятельность является взаимодополняющим компонентом базового образования и

объединяет все виды деятельности школьников, направленных на формирование

нравственных ориентиров и социализации личности. С 1976 года в школе работает

кружок изобразительного искусства. Рабочая программа кружка изобразительное

искусства «Тюбик» предусматривает чередование занятий индивидуального

практического творчества учащихся и занятий коллективной творческой деятельности и

направлена на эстетическое воспитание, формирование художественного вкуса,

эмоционального отношения к природе и миру вещей, приобщение к прекрасному, развитие

индивидуальных способностей. Знакомство с основами различных ремесел и деятельный

подход к занятиям способствует развитию умения работать с разными художественными

материалами, понимать их свойства и возможности для реализации своих творческих

замыслов. Работы ребят принимают участие в ярмарках, как сувениры или подарки для

друзей, родных, детям детских домов и находящихся на излечении в больнице, выставках,

муниципальных, региональных и Всероссийских конкурсах. В 2018 году работы 2-х групп

ребят учащихся 5-7 классов заняли 1-е места в региональном этапе Всероссийского

конкурса детско-юношеского творчества по пожарной безопасности «Неопалимая Купина»

в номинации: декоративно - прикладное творчество и эти же работы заняли

соответственно 2 и 3 место в XV Всероссийском конкурсе детско – юношеского

творчества по пожарной безопасности «Неопалимая Купина». Вторым направлением

коллективной работы кружка является туристско-краеведческая деятельность учащихся,

которая включает три основных блока: воспитательный, образовательный и

оздоровительный. Туристическая деятельность расширяет кругозор учащихся средствами

наглядного и практического освоения окружающего мира, создает условия для

удовлетворения потребностей и интересов обучающихся, укрепления их здоровья. В

течение учебного года с ребятами совершаем экскурсии, однодневные пешие, лыжные и

походы на велосипедах. С 1982 года проводим летние многодневные водные походы на

плотах и байдарках по рекам Костромской области. В походах ребята учатся не только

замечать, чувствовать, воспринимать красоту природы, но и оберегать ее. Помимо

решения своих задач, когда позволял состав группы, брали задания от станции «Юных

натуралистов» и Дома природы города Кострома. На маршрутах изучали архитектуру и

достопримечательности городов и деревень, памятники природы, встречались с

народными умельцами и ветеранами Великой Отечественной войны. Трудно переоценить

значение эмоций, впечатлений, открытий для удовлетворения потребностей ребенка в

общении с природой, искусством, потребностей в творческом отношении к окружающему

миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности.

Результатами групповой работы участников похода являются:

- собранный краеведческий материал, который затем широко используется на уроках

изобразительного искусства и занятиях кружка;

- природный поделочный материал для будущих творческих работ;

- рисунки, дневники, фотографии, слайды, фильмы;

- альбомы, отчеты.

Огромное значение в воспитании социально активной позиции учащихся имеет

результат их коллективной деятельности. Результаты коллективного художественного

труда учащихся находят применение в оформлении интерьеров. Более тридцати лет

применяю коллективную форму работы в процессе оформления интерьеров школы,

завода, детского сада, дома культуры поселка силами учащихся старших классов.

Общественное значение результатов художественной деятельности учеников имеет

большое значение в воспитательном процессе. Хочу остановиться на результатах

творческой деятельности ребят за последние годы.

Целью проектной деятельности является развитие творческих способностей учащихся,

воспитание эстетического восприятия окружающего мира, создание творческой

образовательной среды. Задачи:

- развитие творческого опыта выполнения оформительских работ;

- овладение основами работы художественными материалами и выполнения

технологических требований создания монументальных композиций;

- развитие творческой активности, самостоятельности, умения сотрудничать в процессе

совместной деятельности;

- воспитание патриотизма, гражданственности, любви к своей школе, поселку, стране.

При выполнении оформления интерьеров, каждый объект имеет свои особенности и

социальное значение. Для этого всегда требуется серьезная подготовка:

- выбор объекта;

- согласование вопросов с администрацией;

- выполнение проектов;

- защита проектов;

- приобретение красок и инструмента;

- подготовка поверхности стены;

- перенос рисунка на плоскость стены;

- выполнение росписи;

- открытие объекта.

Результаты коллективного художественного творчества учащихся по оформлению

интерьеров.

2015г. Роспись многофункционального зала дома культуры п. Космынино. Площадь

185кв.м.

2016г. Роспись стены малого концертного зала дома культуры. Площадь 21кв.м.

2016г. Роспись «Путешествие Пятерки с детьми в страну Знаний» в рекреации первого

этажа школы. Площадь 9,9кв.м.Оформление интерьера школы является логическим

продолжением уроков изобразительного искусства. Так эскиз росписи ученица школы

Даша А. выполнила еще в 6 классе в 2012 году. В 2016году Даша доработала эскиз и с

одноклассниками реализовала свой замысел.

2017г. Роспись стены библиотеки дома культуры. Площадь 16кв.м.

2017г. Роспись стены детского сада «Огонек». Площадь 18кв.м.

2017г. Роспись стены этажной лестничной площадки школы. Площадь 8,8кв.м.

2018г.

Оформление интерьера фойе дома культуры. Площадь 20кв.м.

2018г.

Роспись стены промежуточной лестничной площадки школы. Площадь 15,6кв.м.

2018г.

Роспись поверхностей под лестничным маршем школы. Площадь 10кв.м.



В раздел образования