Автор: Горбунова Юлия Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 1 г.Улан–Удэ
Населённый пункт: Республика Бурятия
Наименование материала: статья
Тема: Система работы с одаренными детьми в рамках реализации ФГОС НОО
Раздел: начальное образование
1
Тема: «Система работы с одаренными детьми в рамках реализации ФГОС НОО»
Горбунова Ю.С.
учитель нач.классов
МАОУ СОШ №1 г.Улан-Удэ
Федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в
образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем
своей
жизни,
уметь
ставить
цель,
искать
способы
её
достижения,
быть
способным
к
свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.
Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на
творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе
полученного материала.
Формы работы с одаренными детьми
Говоря
о
формах
работы
с
одаренными
детьми,
необходимо
сразу
оговорить
следующее: работа
с
такими
учащимися
распадается
на
две
формы
-
урочную
и
внеурочную.
Это
позволит
создать
условия
для
дальнейшей
социальной
адаптации
одаренных
детей
и
одновременно
для
выявления
скрытой
до
определенного
времени
одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся для выполнения ими
различного
рода
проектной
деятельности,
творческих
заданий.
В
работе
с
одаренными
детьми
целесообразно
положить
следующие
принципы
педагогической деятельности:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития
личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип
создания
условий
для
совместной
работы
учащихся
при
минимальном
участии учителя;
принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества.
Таким образом, все перечисленные принципы в полной мере находят отражение в
основополагающих
идеях
новых
федеральных
стандартов.
В
Федеральном
государственном
образовательном
стандарте
акцентируется
работа
с одарёнными
детьми
в школе.
И одним
из
направлений
реализации
национальной
образовательной
инициативы
является
система
поддержки
талантливых
детей.
В ФГОС
прописан социальный заказ общества, ориентированный на творческую, активную личность,
способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать
приобретенные
знания
в разнообразных
жизненных
ситуациях.
Это
находит
отражение
в создании новых условий обучения школьников, направленных на оптимальное развитие
одаренных детей (включая детей, чья одаренность на настоящий момент, может быть, еще не
проявилась), а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда
на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.
В рамках введения ФГОС второго поколения такая задача решается на внеурочных
занятиях.
Внеурочная
деятельность
учащихся
объединяет
все
виды
деятельности
школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно
решение
задач
их
воспитания
и социализации.
Посещая
кружки
и
секции,
учащиеся
прекрасно
адаптируются
в
среде
сверстников,
благодаря
индивидуальной
работе
руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у
учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет
немаловажную
роль
в
духовном
развитии
учащихся.
Внеурочные
занятия
должны
направлять
свою
деятельность
на
каждого
ученика,
чтобы
он
мог
ощутить
свою
уникальность и востребованность.
2
Перед каждым из педагогов, в том числе и внеурочной деятельности, стоит задача
в том, чтобы создать условия, при которых любой ребёнок мог бы продвигаться по пути
к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно.
Одна из форм работы с одарёнными детьми — научно-исследовательская деятельность
учащихся,
которая
способствует
развитию
и индивидуализации
личности,
а также
формированию мотивации к получению новых знаний.
Грамотно организованная и систематически осуществляемая деятельность по развитию
одарённости
развивает
у обучающихся
стремление
к интеллектуальному
самосовершенствованию
и саморазвитию,
творческие
способности,
навыки
проектно-
исследовательской деятельности. Важно, чтобы работа с одарёнными детьми оживляла
и поддерживала чувство самостоятельности, смелость от отступления от общепринятого
шаблона, поиск нового способа решения.
Одной из приоритетных социальных задач современного общества является создание
условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных и высоко мотивированных детей
и реализацию их потенциальных возможностей.
Важным фактором, который позволяет обеспечить успешное решение задачи развития
способностей каждого ребенка
- это введение новых государственных образовательных
стандартов.
Согласно
ФГОС
второго
поколения
учебно-воспитательный
процесснеобходимо
направить на создание условий для развития личности каждого ребенка. На первый план
выходит
поисково-творческий
характер
обучения
-личностно-развивающая
парадигма.
Меняется и роль учителя: учитель одновременно и учитель, и психолог (создает каждому
ребенку ситуацию успеха на уроке и дает ему возможность пережить радость достижения,
осознать свои способности, поверить в себя).
Понимая необходимость выполнения данного направления перед педагогами школы
были поставлены следующие задачи:
создать систему целенаправленного выявления и отбора одаренных детей; создать
банк данных одаренных и высокомотивированных учащихся;
организовать работу с одаренными детьми через систему
учебной и внеурочной
деятельности;
способствовать
развитию
творческой
одаренности
учащихся
через
систему
дополнительного образования.
Педагоги нашей школы стремятся к достижению следующих целей:
- раскрытие творческого потенциала личности;
- развитие познавательных и творческих способностей учащихся с различным уровнем
одаренности.
Работая
в
данном
направлении,
учителя
начальной
школы
руководствуются
следующими нормативным документами, программами, ЦОР:
ООП НОО;
Программа «Одаренные дети»;
Выбор
УМК
в
начальной
школе,
где
проблемно-диалогическое
обучение
прогнозирует создание проблемной ситуации, разрешая которую ученик раскрывает
свои способности, реализует свои возможности;
Программа воспитательной работы
Программа внеурочной деятельности;
Программы деятельности классных коллективов;
Медиаресурсы, образовательные ресурсы, возможности Интернета.
Составляя
программы
по
предметам
и
воспитательную
программу
классного
коллектива,
педагоги
уделяют
особое
внимание
работе
с
высоко
мотивированными
учащимися и их родителями.
Внеурочную деятельность в работе с одаренными детьми составляют:
3
Внеклассная работа по учебным предметам (предметные недели по русскому языку,
литературе, иностранному языку, математике, окружающему миру, эстетическому
циклу);
Участие
в
школьных
и
городских,
республиканских
предметных
олимпиадах,
марафонах
и
конкурсах
(по
русскому
языку,
математике,
окружающему
миру,
литературе, английскому языку;
Активная проектная и исследовательская деятельность учащихся 1 -4 классов на
уроках и во внеурочной деятельности, представление и защита;
Школьные, городские, спортивные соревнования, марафоны, конкурсы («Папа, мама,
я – спортивная семья» «Веселые старты» и т.п.)
Предметные недели включают в себя ряд мероприятий, цель которых выявить более
способных
учащихся
в
той
или
иной
предметной
области.
Традиционно
в
рамках
предметных
недель
проходят
сначала
классные
олимпиады,
а
потом
и
школьные.
Из
победителей школьных предметных олимпиад формируется состав команды для участия в
городских олимпиадах.
Традиционным
в
школе
стал
конкурс
проектов,
в
котором
принимают
участие
учащиеся 1 – 4 классов. Темы проектов разнообразные:
Куклы – обереги.
Компьютерные игры – это плохо или хорошо?
Значение цвета.
Плетение фенечек.
С каждым годом уровень проектов растет.
Отдельно в программе хочется выделить такой момент, как участие в олимпиадах:
школьного, городского, всероссийского и международного уровней. Не секрет, что победа в
любой олимпиаде – это и есть высший показатель детской одаренности. Поэтому, наша
школа с удовольствием участвует в них.
Результаты участия обучающихся в мероприятиях различного вида фиксируются в
личных портфолио детей с 1 по 4 класс. Портфолио передается в среднее звено, где ученик
продолжает его пополнять.
Мы поощряем детей грамотами и дипломами, благодарностями. Награждение проходит
торжественно на общей линейке учащихся начальной школы, что является особо значимым
для наших детей. Награды собираются в портфолио.
Всем известно,
что
одной из функций портфолио
является
создание
условий для
анализа личных достижений и результатов школьника/обучающегося в различных областях
школьной и внешкольной жизни и творчества; т.е накопительная оценка успешности. Таким
образом, нам легко отследить уровень ученика.
В заключении я могу сделать вывод, что детям в школе комфортно, им интересен в
целом учебно-воспитательный процесс. Хотелось бы добавить, что успех и даже одаренность
детей зависит не только от генетической предрасположенности, но и в большей мере от
среды, которую создают наши талантливые, одаренные педагоги начальной школы. Мы –
учителя,
стараемся развивать
и
поддерживать
познавательный
интерес
учащихся
и
удерживать высокий уровень школьной мотивации.
Дети быстро взрослеют. Жить самостоятельно и успешно они смогут, если сегодня мы
поможем развиться их способностям и талантам. А каждый ребенок талантлив по-своему.
Выявление и воспитание одаренных, талантливых детей, безусловно, важный вопрос. Наша
задача – построить деятельность так, чтобы любые индивидуальные особенности детей,
содержащие в себе ростки опережающего развития в той или иной области, были замечены,
развиты и реализованы в нашей педагогической деятельности с этими детьми.
Литература:
1. Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся: методические рекомендации для
педагогов и учащихся //Завуч для администрации школ.-2005. - №6. - С.4-30.
4
2. Банникова И.Ю., Марков С.В. Социально–образовательная среда как главный фактор
развития исследовательского мышления детей // Исследовательская работа школьников. –
2003. №3. – С. 8-17.
3.Воронцов А. Б. Проектные задачи в начальной школе / А. Б. Воронцов и др.; по ред.
А. Б. Воронцова. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 176 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
/ ред. И. Сафронова. — М.: Просвещение, 2011. — 32 с.