Напоминание

Система работы с одаренными детьми в рамках реализации ФГОС НОО


Автор: Горбунова Юлия Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 1 г.Улан–Удэ
Населённый пункт: Республика Бурятия
Наименование материала: статья
Тема: Система работы с одаренными детьми в рамках реализации ФГОС НОО
Раздел: начальное образование





Назад




1

Тема: «Система работы с одаренными детьми в рамках реализации ФГОС НОО»

Горбунова Ю.С.

учитель нач.классов

МАОУ СОШ №1 г.Улан-Удэ

Федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в

образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем

своей

жизни,

уметь

ставить

цель,

искать

способы

её

достижения,

быть

способным

к

свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на

творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе

полученного материала.

Формы работы с одаренными детьми

Говоря

о

формах

работы

с

одаренными

детьми,

необходимо

сразу

оговорить

следующее: работа

с

такими

учащимися

распадается

на

две

формы

-

урочную

и

внеурочную.

Это

позволит

создать

условия

для

дальнейшей

социальной

адаптации

одаренных

детей

и

одновременно

для

выявления

скрытой

до

определенного

времени

одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся для выполнения ими

различного

рода

проектной

деятельности,

творческих

заданий.

В

работе

с

одаренными

детьми

целесообразно

положить

следующие

принципы

педагогической деятельности:

принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития

личности;

принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

принцип

создания

условий

для

совместной

работы

учащихся

при

минимальном

участии учителя;

принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества.

Таким образом, все перечисленные принципы в полной мере находят отражение в

основополагающих

идеях

новых

федеральных

стандартов.

В

Федеральном

государственном

образовательном

стандарте

акцентируется

работа

с одарёнными

детьми

в школе.

И одним

из

направлений

реализации

национальной

образовательной

инициативы

является

система

поддержки

талантливых

детей.

В ФГОС

прописан социальный заказ общества, ориентированный на творческую, активную личность,

способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать

приобретенные

знания

в разнообразных

жизненных

ситуациях.

Это

находит

отражение

в создании новых условий обучения школьников, направленных на оптимальное развитие

одаренных детей (включая детей, чья одаренность на настоящий момент, может быть, еще не

проявилась), а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда

на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

В рамках введения ФГОС второго поколения такая задача решается на внеурочных

занятиях.

Внеурочная

деятельность

учащихся

объединяет

все

виды

деятельности

школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно

решение

задач

их

воспитания

и социализации.

Посещая

кружки

и

секции,

учащиеся

прекрасно

адаптируются

в

среде

сверстников,

благодаря

индивидуальной

работе

руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у

учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет

немаловажную

роль

в

духовном

развитии

учащихся.

Внеурочные

занятия

должны

направлять

свою

деятельность

на

каждого

ученика,

чтобы

он

мог

ощутить

свою

уникальность и востребованность.

2

Перед каждым из педагогов, в том числе и внеурочной деятельности, стоит задача

в том, чтобы создать условия, при которых любой ребёнок мог бы продвигаться по пути

к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно.

Одна из форм работы с одарёнными детьми — научно-исследовательская деятельность

учащихся,

которая

способствует

развитию

и индивидуализации

личности,

а также

формированию мотивации к получению новых знаний.

Грамотно организованная и систематически осуществляемая деятельность по развитию

одарённости

развивает

у обучающихся

стремление

к интеллектуальному

самосовершенствованию

и саморазвитию,

творческие

способности,

навыки

проектно-

исследовательской деятельности. Важно, чтобы работа с одарёнными детьми оживляла

и поддерживала чувство самостоятельности, смелость от отступления от общепринятого

шаблона, поиск нового способа решения.

Одной из приоритетных социальных задач современного общества является создание

условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных и высоко мотивированных детей

и реализацию их потенциальных возможностей.

Важным фактором, который позволяет обеспечить успешное решение задачи развития

способностей каждого ребенка

- это введение новых государственных образовательных

стандартов.

Согласно

ФГОС

второго

поколения

учебно-воспитательный

процесснеобходимо

направить на создание условий для развития личности каждого ребенка. На первый план

выходит

поисково-творческий

характер

обучения

-личностно-развивающая

парадигма.

Меняется и роль учителя: учитель одновременно и учитель, и психолог (создает каждому

ребенку ситуацию успеха на уроке и дает ему возможность пережить радость достижения,

осознать свои способности, поверить в себя).

Понимая необходимость выполнения данного направления перед педагогами школы

были поставлены следующие задачи:

создать систему целенаправленного выявления и отбора одаренных детей; создать

банк данных одаренных и высокомотивированных учащихся;

организовать работу с одаренными детьми через систему

учебной и внеурочной

деятельности;

способствовать

развитию

творческой

одаренности

учащихся

через

систему

дополнительного образования.

Педагоги нашей школы стремятся к достижению следующих целей:

- раскрытие творческого потенциала личности;

- развитие познавательных и творческих способностей учащихся с различным уровнем

одаренности.

Работая

в

данном

направлении,

учителя

начальной

школы

руководствуются

следующими нормативным документами, программами, ЦОР:

ООП НОО;

Программа «Одаренные дети»;

Выбор

УМК

в

начальной

школе,

где

проблемно-диалогическое

обучение

прогнозирует создание проблемной ситуации, разрешая которую ученик раскрывает

свои способности, реализует свои возможности;

Программа воспитательной работы

Программа внеурочной деятельности;

Программы деятельности классных коллективов;

Медиаресурсы, образовательные ресурсы, возможности Интернета.

Составляя

программы

по

предметам

и

воспитательную

программу

классного

коллектива,

педагоги

уделяют

особое

внимание

работе

с

высоко

мотивированными

учащимися и их родителями.

Внеурочную деятельность в работе с одаренными детьми составляют:

3

Внеклассная работа по учебным предметам (предметные недели по русскому языку,

литературе, иностранному языку, математике, окружающему миру, эстетическому

циклу);

Участие

в

школьных

и

городских,

республиканских

предметных

олимпиадах,

марафонах

и

конкурсах

(по

русскому

языку,

математике,

окружающему

миру,

литературе, английскому языку;

Активная проектная и исследовательская деятельность учащихся 1 -4 классов на

уроках и во внеурочной деятельности, представление и защита;

Школьные, городские, спортивные соревнования, марафоны, конкурсы («Папа, мама,

я – спортивная семья» «Веселые старты» и т.п.)

Предметные недели включают в себя ряд мероприятий, цель которых выявить более

способных

учащихся

в

той

или

иной

предметной

области.

Традиционно

в

рамках

предметных

недель

проходят

сначала

классные

олимпиады,

а

потом

и

школьные.

Из

победителей школьных предметных олимпиад формируется состав команды для участия в

городских олимпиадах.

Традиционным

в

школе

стал

конкурс

проектов,

в

котором

принимают

участие

учащиеся 1 – 4 классов. Темы проектов разнообразные:

Куклы – обереги.

Компьютерные игры – это плохо или хорошо?

Значение цвета.

Плетение фенечек.

С каждым годом уровень проектов растет.

Отдельно в программе хочется выделить такой момент, как участие в олимпиадах:

школьного, городского, всероссийского и международного уровней. Не секрет, что победа в

любой олимпиаде – это и есть высший показатель детской одаренности. Поэтому, наша

школа с удовольствием участвует в них.

Результаты участия обучающихся в мероприятиях различного вида фиксируются в

личных портфолио детей с 1 по 4 класс. Портфолио передается в среднее звено, где ученик

продолжает его пополнять.

Мы поощряем детей грамотами и дипломами, благодарностями. Награждение проходит

торжественно на общей линейке учащихся начальной школы, что является особо значимым

для наших детей. Награды собираются в портфолио.

Всем известно,

что

одной из функций портфолио

является

создание

условий для

анализа личных достижений и результатов школьника/обучающегося в различных областях

школьной и внешкольной жизни и творчества; т.е накопительная оценка успешности. Таким

образом, нам легко отследить уровень ученика.

В заключении я могу сделать вывод, что детям в школе комфортно, им интересен в

целом учебно-воспитательный процесс. Хотелось бы добавить, что успех и даже одаренность

детей зависит не только от генетической предрасположенности, но и в большей мере от

среды, которую создают наши талантливые, одаренные педагоги начальной школы. Мы –

учителя,

стараемся развивать

и

поддерживать

познавательный

интерес

учащихся

и

удерживать высокий уровень школьной мотивации.

Дети быстро взрослеют. Жить самостоятельно и успешно они смогут, если сегодня мы

поможем развиться их способностям и талантам. А каждый ребенок талантлив по-своему.

Выявление и воспитание одаренных, талантливых детей, безусловно, важный вопрос. Наша

задача – построить деятельность так, чтобы любые индивидуальные особенности детей,

содержащие в себе ростки опережающего развития в той или иной области, были замечены,

развиты и реализованы в нашей педагогической деятельности с этими детьми.

Литература:

1. Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся: методические рекомендации для

педагогов и учащихся //Завуч для администрации школ.-2005. - №6. - С.4-30.

4

2. Банникова И.Ю., Марков С.В. Социально–образовательная среда как главный фактор

развития исследовательского мышления детей // Исследовательская работа школьников. –

2003. №3. – С. 8-17.

3.Воронцов А. Б. Проектные задачи в начальной школе / А. Б. Воронцов и др.; по ред.

А. Б. Воронцова. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 176 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

/ ред. И. Сафронова. — М.: Просвещение, 2011. — 32 с.



В раздел образования