Напоминание

Развитие воображения через театрализованную деятельность


Автор: Романова Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Лесогорский детский сад
Населённый пункт: п.Лесогорск Шатковскийр–н, Нижегородская обл.
Наименование материала: статья
Тема: Развитие воображения через театрализованную деятельность
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие воображения через театрализованную деятельность

Часто педагоги сталкиваются с тем, что дошкольники испытывают страх,

тревогу, неуверенность в себе, заторможенность, замкнутость, одиночество,

неумение общаться, а другие, наоборот, развязность и суетливость,

особенно это заметно, когда дошкольник переходит на новый этап и

становится школьником. Для того чтобы снять зажатость, заторможенность,

замкнутость, расширить их сферу общения, необходимо развивать

воображение, т. к. в психической жизни дошкольника оно занимает

исключительно важную роль.

Доказано воображение широко включено в

творческую деятельность человека на различных этапах его жизни. Как

указывал Л. С. Выготский, в дошкольном возрасте закладываются

основы развития данного процесса.

К. Д. Ушинский, который писал: «Воображение ребенка и беднее, и

слабее, и однообразнее, чем у взрослого человека, и не заключает в себе

ничего поэтического, так как эстетическое чувство развивается позже

других, но дело в том, что и слабенькое детское воображение, имеет

такую власть над слабой и еще неорганизованной душой дитяти, какого не

может иметь развитое воображениевзрослого человека над его развитой

душой».

Необходима особая организация театрализованной деятельности,

для развития творческое воображения у детей. Воображение и

фантазия — это важнейшая сторона жизни ребенка. Именно взрослый

закладывает у ребенка механизмы воображения, только в общении с ним

ребенок осваивает общественно выработанные и фиксированные в

культуре средства создания новых образов: сначала действия, а позднее -

речь.

На втором году жизни главным средством развития

воображения является включение ребенка в мнимые ситуации, на которых

основаны забавы, розыгрыши (Н. Н. Палагина)

Условием для формирования воображения является освоение

продуктивной деятельности, например умение наделять постройки

определенным содержанием, чему ребенка обучает взрослый с помощью

обыгрывания (Е. В. Зворыгина).

Игровая деятельность дошкольника является мощным

стимулом воображения. Выполнение роли, развитие сюжета побуждает

ребенка пере комбинировать известные события, создавать их новые

сочетания, дополнять и преобразовывать собственные впечатления.

Перевоплощаясь в разных персонажей, ребёнок, особенно в режиссерской

игре, имеет возможность посмотреть на ситуацию с разных точек зрения.

Важной является организация среды, чем богаче и разнообразнее

наполняемость групп разными предметами, тем насыщеннее опыт от

общения с ней детей. Действуя с разнообразными предметами (также

природным и бросовым материалом, наделяя их разным значением в

разных ситуациях, используя вариативно, ребенок интенсивно осваивает

замещение (Е. В. Зворыгина, Е. М. Гаспарова и др.).

Формирование критичности мышления («Так бывает или нет?») тоже

вносит свой вклад в развитие воображения, определяя критическое

отношение и к образам своей фантазии.

Руководство воображением требует от взрослого создания проблемных

ситуаций, которые не имеют однозначного решения и ситуаций, когда

средства решения не определены. (Е. Е. Кравцова)

Особенности театрализованной деятельности у дошкольников.

Театрализованная деятельность складывается из таких понятий

как деятельность и театр.

Театрализованная деятельность - это прекрасная возможность

раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой

направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире

интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ

персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное

мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.

Значение театрализованной деятельности для развития творческого

воображения дошкольников заключается в том, что

эта деятельность позволяет прямо ставить перед детьми творческую

задачу, давать ребенку задание создать новый образ, сделать это

самостоятельно. Спецификой детского художественного творчества

является то, что ребенок активно открывает что-то новое для себя, а для

окружающих - новое в себе.

Основой художественного творчества является театрализованная игра.

Об этом говорил П. Блонский, считая, что все виды игр по существу

являются искусством ребенка, его творчеством. Театрально-игровая

деятельность имеет большое значение для всестороннего

воспитания детей: у них развивается художественный вкус, творческие и

декламационные способности, формируется чувство

коллективизма, развивается память. Особенность театрализованных

игр: они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка

предопределена текстом произведения.

Театрализованная игра представляет собой разнообразие для

творчества детей: текст произведения для детей – только основа, которую

они дополняют новыми сюжетными линиями, вводят дополнительные роли,

меняют концовку и т. д.

С помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест,

поза и походка, создаются конкретные образы.

Детей необходимо знакомить с различными видами театрализованной

деятельности. Все театральные игры можно разделить на две

основные группы: режиссерские игры и игры драматизации.

К первой группе - режиссерским играм в детском саду можно отнести

настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе. Здесь ребенок или

взрослый не является действующим лицом, он создает сцену, ведет роль

игрушечного персонажа - объемного или плоскостного. Он действует за

него, изображает его мимикой, интонацией, жестами. Пантомимика ребенка

ограничена. Ведь он действует неподвижной или малоподвижной фигурой,

игрушкой. На первый план здесь выступает речь, ее темы, интонация

выразительность, дикция. (Е. М. Гаспаровой, Е. Е. Кравцовой, С. Л.

Новоселовой)

Вторая группа - игры-драматизации, которые основаны на собственных

действиях исполнения роли. При этом могут быть использованы на

собственных действиях исполнения роли. При этом могут быть

использованы куклы - би-ба-бо, шапочки, маски и т. д. Ребенок в этом

случае играет сам, преимущественно используя свои средства

выразительности - интонацию, пантомимику. Участвуя в этих играх, ребенок

как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Это,

пожалуй, самое сложное исполнение, так как оно не опирается ни на какой

общественный образ. Игра-драматизация способствует воспитанию

и развитию интересной самостоятельной, творческой личности и

обеспечивает проявление индивидуальных склонностей каждого ребенка,

меняет поведение детей: застенчивые становятся более активными,

раскрепощенными, а подвижные, несдержанные дети учатся подчинять

свои желания, волю интересам коллектива, то есть происходит воспитание

взаимопомощи, уважение к товарищу, взаимовыручки.

Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно

в театрализованной игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть

самостоятельным, по своему усмотрению обучаться со сверстниками,

выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или

иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами. Как

писал Л. С. Выготский, игра ребенка ни есть простое воспоминание о

пережитом, но и творческое переработка пережитых впечатлений,

комбинирование их и построение из них новой действительности,

отвечающей запросам и влечениям самого ребенка, то есть

рассматривая театрализованную игру как творческую деятельность, в

которой наглядно выступает комбинирующая

действительность воображения. Выготский подчеркивал, что ребенок в

игре из элементов, взятых из окружающей жизни, создает новое творческое

построение, образ, принадлежащий ему самому.



В раздел образования