Автор: Шагиева Наталья Витальевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Высокогорская СОШ №4 им.Г. Баруди"
Населённый пункт: с. Высокая Гора
Наименование материала: программа
Тема: Работа с одаренными детьми
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Высокогорская средняя общеобразовательная школа №4 им. Г.Баруди Высокогорского
муниципального района РТ»
(2018-2019 учебный год)
Учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Шагиева Наталья Витальевна
Пояснительная записка
Проблема работы с одарёнными обучающимися чрезвычайно актуальна для
современного российского общества. Учёные сегодня единодушны в том, что каждый
человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нём в виде
задатков. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и
развития способностей ученика.
Многочисленные конкурсы, олимпиады, научные общества учащихся, выставки
детских работ свидетельствуют о пристальном внимании общества к достижениям
детей и подростков. И это, конечно же, очень важно, так как у детей появляется
возможность
проявить
свои
неординарные
способности,
получить
одобрение
от
авторитетных людей, наконец, осознать, что они не одиноки в этом мире и есть
другие ребята с подобными увлечениями, интересами, дарованиями.
Сложность феномена одаренности, предпосылки и условия формирования и
развития одаренности в детском возрасте хорошо проанализированы в «Рабочей
концепции одаренности», разработанной российскими учеными. В «Концепции…»
сделан важный вывод о том, что «проблема выявления одаренных детей и подростков
должна
быть
переформулирована
как проблема создания
условий
д л я
интеллектуального и личностного роста детей в общеобразовательных школах и
учреждениях дополнительного образования» с тем, чтобы выявить как можно больше
детей
с
признаками
одаренности
и
обеспечить
им
благоприятные
условия
для
совершенствования присущих им видов одаренности.
Поскольку речь идет об образовательном учреждении, которое должно стать местом
для развития одаренности ребенка, то в центре нашего внимания находятся дети,
проявляющие признаки
общей
одаренности,
т.
е.
те,
кто
отличается
высокой
любознательностью, широкой познавательной активностью, яркими познавательными
интересами и потребностью в творчестве.
Цель работы с одарёнными детьми.
Обеспечение благоприятных условий для создания школьной системы выявления,
развития и поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и
творческой деятельности
Задачи:
выявление и развитие детской одаренности и адресной поддержки детей в
соответствии с их способностями, в том числе на основе инновационных технологий;
расширение
возможностей
для
участия
способных
и
одарённых
школьников в разных формах творческой и интеллектуальной деятельности.
Ожидаемые результаты:
формирование системы работы с одаренными учащимися;
творческая самореализация ученика школы через участие в разного рода
конкурсах, интеллектуальных мероприятиях;
увеличение количества одаренных детей школьного возраста - победителей
конкурсов, соревнований, олимпиад, турниров разного уровня.
Основные направления работы:
1.
Выявление одарённых детей по разным направлениям.
2.
Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными
детьми,
включение
заданий
повышенной
сложности,
творческого,
научно-
исследовательского уровней.
3.
Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.
4.
Подготовка
учащихся
к
олимпиадам,
конкурсам,
викторинам,
конференциям разного уровня.
5.
Консультирование
родителей
одарённых
детей
по
вопросам
развития
способностей их детей по предмету.
Организация работы с одарёнными обучающимися
№
п/п
Мероприятия
Сроки
проведения
1
Составление банка данных одаренных детей по
русскому языку и литературе.
Сентябрь
2
Изучение интересов и склонностей
обучающихся; уточнение критериев всех видов
одарённости: интеллектуальной, академической,
творческой, художественной и т.д.
Сентябрь
3
Создание банка данных одарённых детей.
Сентябрь
4
Проведение работы с родителями одарённых
детей. Беседы с родителями на тему «Как
развивать одарённого ребенка».
В течение года
5
Организация индивидуальной и
дифференцированной работы с одаренными
детьми на уроках русского языка и литературы
В течение года
6
Создание методической копилки (тесты,
карточки для дифференцированной работы,
олимпиадные задания, задания повышенной
трудности по русскому языку и литературе.
В течение года
7
Использование в урочной деятельности
различных современных средств информации:
Интернета, электронных энциклопедий.
В течение года
8
Применение на уроках современных игровых,
учебно-исследовательских, коммуникативных,
проблемно-поисковых и здоровьесберегающих
технологий.
В течение года
9
Использование элементов дифференцированного
обучения направленных на творческий поиск,
высокую познавательную активность,
самостоятельную деятельность, а также
учебную мотивацию одаренных учащихся
В течение года
10
Подготовка к школьному этапу олимпиады
(литература, русский язык).
Сентябрь-октябрь
11
Подготовка к муниципальному этапу олимпиады
(литература, русский язык).
Октябрь
12
Выполнение олимпиадных заданий по
предметам на уроках и внеурочное время.
Октябрь-ноябрь
13
Неделя русского языка и литературы. Участие в
предметных мероприятиях.
По плану работы МО
14
Консультационная работа на уроке и во
внеурочное время.
В течение года
15
Творческие задания, доклады, проекты,
индивидуальные задания.
В течение года
16
Работа в Интернете по поиску и использованию
информации при выполнении домашних
заданий.
В течение года
17
Подбор заданий повышенного уровня
сложности.
В течение года
18
Вовлечение в активную внеклассную
творческую работу.
19
Создание портфолио учащихся «Творческие и
исследовательские работы по русскому языку и
литературе».
В течение года
20
Выставка творческих работ учащихся.
Апрель
21
Участие в различных дистанционных конкурсах
и олимпиадах.
В течение года
22
Дополнительные занятия с одаренными детьми
во внеурочной деятельности.
В течение года
23
Занятия по составленному плану 3 раза в месяц
В течение года
24
Расширение банка методической литературы по
работе с одарёнными детьми.
В течение года