Автор: Суслова Татьяна Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБОУ школа№2026 УК №6
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: консультация
Тема: Развитие патриотических чувств у детей дошкольного возраста средствами музыки"
Раздел: дошкольное образование
«
Развитие
патриотических
чувств
у
детей
дошкольного
возраста
средствами
музыки
»
ГБОУ школа №2026,УК №6
Суслова
Татьяна
Николаевна
(Из опыта музыкального руководителя)
“Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования”
Аристотель.
“Дело искусства – сохранять душу”
В. Распутина.
Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя очень
широкий круг задач. Это воспитание любви к родному дому, семье, городу,
родной природе, культурному прошлому своего народа. Для реализации
задач патриотического воспитания дошкольников необходим комплексный
подход, который осуществляется на занятиях, в играх, на праздниках
и развлечениях. Дети дошкольного возраста отличаются большой
эмоциональностью. Чувства преобладают над всеми сторонами их жизни,
определяют поступки, выражают отношение к окружающему.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый
период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших
детях,
заложить
нравственные
основы,
которые
сделают
их
более
устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и
умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-
патриотических чувств у дошкольников.
Самое
большое
счастье
для
родителей
–
вырастить
здоровых
и
высоконравственных детей.
Эффективным средством формирования патриотизма является
музыкальное искусство. Воздействуя на чувства, настроения
ребёнка, музыка преобразует его нравственный и духовный мир. Приобщаясь
к различным видам музыкальной деятельности (восприятию,
пению, музыкально-ритмическим движениям, игре на детских музыкальных
инструментах) ребёнок может ярко выплеснуть свои эмоции, выразить своё
любовное отношение к семье, природе, к своей малой Родине.
Общеизвестно, что для ребёнка-дошкольника Родина – это мама, близкие
родные люди, это дом, где он живёт, двор, где играет, это детский сад с
воспитателями и друзьями, поэтому песни на такую тематику постоянно
входят в детский репертуар, начиная с младших групп, а особенно песни о
маме, так как мы хорошо знаем, что нравственно-патриотическое воспитание
дошкольника начинается именно с воспитания любви и уважения к матери.
Для малышей песни просты и непосредственны («Пирожки» А.
Филиппенко, «Маме песенку пою» Н. Мурычёвой, а для
старших дошкольников в них выражается гордость за маму, забота о
ней, чувство дружелюбия, ведь мама – самый лучший в мире друг («Песенка
для мамы»М. Еремеевой, «Мамочка» Н. Чудаковой). А какое удовольствие
доставляют детям на праздниках совместные игры и танцы с мамами,
совместное чтение стихов и игра на музыкальных инструментах! Это делает
атмосферу праздника более задушевной и тёплой.
Воспитание чувства любви к родной природе – важное составляющее
звено в развитии патриотического чувства дошкольников. Через
восприятие музыкальных образов у детей воспитываются добрые чувства к
реальным образам окружающей их природы. В репертуаре
программ «Камертон» Э. П Костиной, «Музыкальные шедевры» О. П.
Радыновой много музыкальных произведений, передающих образы хорошо
знакомых детям животных и птиц, образы природы: цикл «Времена года» П.
Чайковского, цикл «Времена года» А. Вивальди, цикл «Карнавал
животных» Сен-Санса, цикл «Детская музыка» С. Прокофьева,
симфоническая сказка «Петя и волк» С. Прокофьева и множество других
произведений, инструментальных и вокальных.
Знакомство с малой Родиной. Дети знакомятся с историей Москвы, его
достопримечательностями, памятниками, узнают имена знаменитых людей.
Песни о родном городе, которые исполняют дети и взрослые, служат
хорошим и важным вкладом в эту деятельность В воспитании патриотизма у
детей ценным материалом являются песни о Родине. Их воздействие бывает
подчас более сильным, чем беседы и рассуждения. Чувство любви к Родине
пробуждают песни «Моя Россия» Г. Струве, «Лучше нет родного края» В.
Кожухина и др. Также необходимо воспитания уважения к Государственному
Гимну России.
В
нашем
дошкольном
учреждении
нравственно-патриотическому
воспитанию уделяется большое внимание. В этом участвует весь коллектив,
создавая атмосферу доброты, терпимости, душевного комфорта.
Невозможно
переоценить
роль
музыки
в
нравственно-патриотическом
воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое
любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку
помогает
обстановка
праздников
и
развлечений.
Помимо
этого
формирование
таких
качеств,
как
коллективизм,
любовь
к
своему
дому,
бережное
отношение
к
природе,
постоянно
осуществляется
и
на
музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших
поступках,
сами
не
замечая
этого.
Поскольку
музыка
способна
воздействовать
на
чувства,
настроения
ребенка,
постольку
она
способна
преобразовывать его нравственный и духовный мир.
На музыкальных занятиях дети, приобщаясь к культурному наследию
своей страны, знакомятся с творчеством русских композиторов: Н. Римского-
Корсакова, Г. Свиридова, С. Рахманинова, М. Мусоргского, П. Чайковского,
С. Прокофьева, А. Гречанинова и др.
Большие потенциальные возможности в развитии патриотических чувств
у детей заключаются в народной музыке. Народная музыка вызывает интерес
у детей, приносит им радость, создаёт хорошее настроение. Произведения
русского музыкального народного творчества, используемые в работе
с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро
усваивают. Хороводы, музыкальные игры, пляски, шумовые и звуковые
оркестры объединяют детей, создают радостное, светлое настроение. Кроме
того, дети ненавязчиво, часто в весёлой игровой форме знакомятся с
обычаями и бытом русского народа. Исполнение русских народных
песен развивает у детей художественный вкус, приобщает к песенному
прошлому народа. С народной музыкой мы начинаем знакомить детей уже в
1 младшей группе. Малыши слушают и подпевают такие песни
как «Петушок», «Дождик», «Ладушки», «Солнышко», «Сорока» и т. д.
Осваивая с малышами музыкально-ритмические движения, мы постоянно
обращаемся к русским народным мелодиям: «Ах вы, сени», «Пойду ль я», «Ах
ты, берёза», «Во поле берёза стояла», «Из-под дуба» и т. д. Народные
мелодии естественны, потому легки для восприятия и запоминания.
Большое влияние на рост самосознания и развития патриотических чувств у
детей оказывают народные праздники, ведь в процессе подготовки к ним
дети много узнают об обычаях и традициях своего народа. Особое значение в
рамках патриотического воспитания имеет тема «Защитников Отечества».
Эта тема очень любима детьми, т. к. в каждой семье есть свой защитник –
папа, дедушка, сильный и смелый. Дети легко запоминают и с удовольствием
поют песни «Будем в армии служить» Ю. Чичкова, «Бравые солдаты» А.
Филиппенко.
Содержание
и
характер
этих
песен-маршей
созвучны
с
желанием мальчишек стать настоящими защитниками Родины. С детьми
старшего дошкольного возраста мы отмечаем День Победы. В этой теме мы
раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями
тех
времен
и
о
тех
временах.
Музыкальные
впечатления
дошкольников
опираются
на
знания,
полученные
на
занятиях
по
ознакомлению
с
окружающим, на впечатления от экскурсий к памятникам погибших воинов.
Роль музыки здесь
играет
первостепенную
роль.
Дети
с
удовольствием
слушают
и
исполняют
песни
военных
лет,
никого
не
оставляют
равнодушными
песни «Священная
война» А.
Александрова
и «День
Победы» Д. Тухманова, В. Харитонова.
Атмосфера праздников в детском саду (календарные и народные праздники,
День Матери и Женский день 8 Марта, День Защитников Отечества и День
Победы, День Российского Флага) надолго остаётся в памяти ребёнка и
способствует формирования его сознания как гражданина и патриота.
Я, как педагог, осуществляющий музыкальное воспитание детей, стараюсь
работать в тесном контакте с воспитателями и специалистами. Мы вместе
решаем,
какую
музыку
использовать
на
комплексных,
тематических
занятиях, как ее лучше преподнести. Вместе с педагогами мы стремимся
использовать
на
занятиях
и
в
повседневной
жизни
музыкальные
произведения, ценные в воспитательном отношении. Стараемся раскрыть
перед детьми их красоту, сделать эти произведения знакомыми и любимыми.
Причем те образы, к которым привлекается внимание детей, должны быть
яркими, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение.
Для решения задач нравственно-патриотического воспитания можно
создать следующие условия в группах:
- фонотека с русскими народными сказками и русской народной музыкой,
с произведениями русских композиторов;
- музыкальные инструменты: в младших группах – гармошки, балалайки;
со средней группы вносятся ложки; со старшей группы – трещотки;
- альбом с картинками к тем песням, которые мы исполняли
на музыкальных занятиях;
- атрибуты и костюмы для ряжений (платочки, ленточки, сарафаны,
косоворотки);
- в старших группах – файловые папки с изображением русских народных
инструментов и танцев, альбомы с портретами русских композиторов.
Хочу напомнить, что начиная работу по патриотическому воспитанию,
педагоги должны, , сами хорошо знать природные, культурные, социальные и
экономические
особенности своего
края.
Должны
продумать,
о
чём
рассказывать
детям,
особо
выделив ,
характерные
только
для
данной
местности, доступно показать связь края со всей страной. Любой уголок
нашей страны неповторим. В каждой есть свои артисты, музыканты, поэты,
выдающиеся люди, прославившие отчизну.