Напоминание

Развитие патриотических чувств у детей дошкольного возраста средствами музыки"


Автор: Суслова Татьяна Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБОУ школа№2026 УК №6
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: консультация
Тема: Развитие патриотических чувств у детей дошкольного возраста средствами музыки"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«

Развитие

патриотических

чувств

у

детей

дошкольного

возраста

средствами

музыки

»

ГБОУ школа №2026,УК №6

Суслова

Татьяна

Николаевна

(Из опыта музыкального руководителя)

“Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования”

Аристотель.

“Дело искусства – сохранять душу”

В. Распутина.

Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя очень

широкий круг задач. Это воспитание любви к родному дому, семье, городу,

родной природе, культурному прошлому своего народа. Для реализации

задач патриотического воспитания дошкольников необходим комплексный

подход, который осуществляется на занятиях, в играх, на праздниках

и развлечениях. Дети дошкольного возраста отличаются большой

эмоциональностью. Чувства преобладают над всеми сторонами их жизни,

определяют поступки, выражают отношение к окружающему.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый

период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших

детях,

заложить

нравственные

основы,

которые

сделают

их

более

устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и

умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-

патриотических чувств у дошкольников.

Самое

большое

счастье

для

родителей

вырастить

здоровых

и

высоконравственных детей.

Эффективным средством формирования патриотизма является

музыкальное искусство. Воздействуя на чувства, настроения

ребёнка, музыка преобразует его нравственный и духовный мир. Приобщаясь

к различным видам музыкальной деятельности (восприятию,

пению, музыкально-ритмическим движениям, игре на детских музыкальных

инструментах) ребёнок может ярко выплеснуть свои эмоции, выразить своё

любовное отношение к семье, природе, к своей малой Родине.

Общеизвестно, что для ребёнка-дошкольника Родина – это мама, близкие

родные люди, это дом, где он живёт, двор, где играет, это детский сад с

воспитателями и друзьями, поэтому песни на такую тематику постоянно

входят в детский репертуар, начиная с младших групп, а особенно песни о

маме, так как мы хорошо знаем, что нравственно-патриотическое воспитание

дошкольника начинается именно с воспитания любви и уважения к матери.

Для малышей песни просты и непосредственны («Пирожки» А.

Филиппенко, «Маме песенку пою» Н. Мурычёвой, а для

старших дошкольников в них выражается гордость за маму, забота о

ней, чувство дружелюбия, ведь мама – самый лучший в мире друг («Песенка

для мамы»М. Еремеевой, «Мамочка» Н. Чудаковой). А какое удовольствие

доставляют детям на праздниках совместные игры и танцы с мамами,

совместное чтение стихов и игра на музыкальных инструментах! Это делает

атмосферу праздника более задушевной и тёплой.

Воспитание чувства любви к родной природе – важное составляющее

звено в развитии патриотического чувства дошкольников. Через

восприятие музыкальных образов у детей воспитываются добрые чувства к

реальным образам окружающей их природы. В репертуаре

программ «Камертон» Э. П Костиной, «Музыкальные шедевры» О. П.

Радыновой много музыкальных произведений, передающих образы хорошо

знакомых детям животных и птиц, образы природы: цикл «Времена года» П.

Чайковского, цикл «Времена года» А. Вивальди, цикл «Карнавал

животных» Сен-Санса, цикл «Детская музыка» С. Прокофьева,

симфоническая сказка «Петя и волк» С. Прокофьева и множество других

произведений, инструментальных и вокальных.

Знакомство с малой Родиной. Дети знакомятся с историей Москвы, его

достопримечательностями, памятниками, узнают имена знаменитых людей.

Песни о родном городе, которые исполняют дети и взрослые, служат

хорошим и важным вкладом в эту деятельность В воспитании патриотизма у

детей ценным материалом являются песни о Родине. Их воздействие бывает

подчас более сильным, чем беседы и рассуждения. Чувство любви к Родине

пробуждают песни «Моя Россия» Г. Струве, «Лучше нет родного края» В.

Кожухина и др. Также необходимо воспитания уважения к Государственному

Гимну России.

В

нашем

дошкольном

учреждении

нравственно-патриотическому

воспитанию уделяется большое внимание. В этом участвует весь коллектив,

создавая атмосферу доброты, терпимости, душевного комфорта.

Невозможно

переоценить

роль

музыки

в

нравственно-патриотическом

воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое

любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку

помогает

обстановка

праздников

и

развлечений.

Помимо

этого

формирование

таких

качеств,

как

коллективизм,

любовь

к

своему

дому,

бережное

отношение

к

природе,

постоянно

осуществляется

и

на

музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших

поступках,

сами

не

замечая

этого.

Поскольку

музыка

способна

воздействовать

на

чувства,

настроения

ребенка,

постольку

она

способна

преобразовывать его нравственный и духовный мир.

На музыкальных занятиях дети, приобщаясь к культурному наследию

своей страны, знакомятся с творчеством русских композиторов: Н. Римского-

Корсакова, Г. Свиридова, С. Рахманинова, М. Мусоргского, П. Чайковского,

С. Прокофьева, А. Гречанинова и др.

Большие потенциальные возможности в развитии патриотических чувств

у детей заключаются в народной музыке. Народная музыка вызывает интерес

у детей, приносит им радость, создаёт хорошее настроение. Произведения

русского музыкального народного творчества, используемые в работе

с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро

усваивают. Хороводы, музыкальные игры, пляски, шумовые и звуковые

оркестры объединяют детей, создают радостное, светлое настроение. Кроме

того, дети ненавязчиво, часто в весёлой игровой форме знакомятся с

обычаями и бытом русского народа. Исполнение русских народных

песен развивает у детей художественный вкус, приобщает к песенному

прошлому народа. С народной музыкой мы начинаем знакомить детей уже в

1 младшей группе. Малыши слушают и подпевают такие песни

как «Петушок», «Дождик», «Ладушки», «Солнышко», «Сорока» и т. д.

Осваивая с малышами музыкально-ритмические движения, мы постоянно

обращаемся к русским народным мелодиям: «Ах вы, сени», «Пойду ль я», «Ах

ты, берёза», «Во поле берёза стояла», «Из-под дуба» и т. д. Народные

мелодии естественны, потому легки для восприятия и запоминания.

Большое влияние на рост самосознания и развития патриотических чувств у

детей оказывают народные праздники, ведь в процессе подготовки к ним

дети много узнают об обычаях и традициях своего народа. Особое значение в

рамках патриотического воспитания имеет тема «Защитников Отечества».

Эта тема очень любима детьми, т. к. в каждой семье есть свой защитник –

папа, дедушка, сильный и смелый. Дети легко запоминают и с удовольствием

поют песни «Будем в армии служить» Ю. Чичкова, «Бравые солдаты» А.

Филиппенко.

Содержание

и

характер

этих

песен-маршей

созвучны

с

желанием мальчишек стать настоящими защитниками Родины. С детьми

старшего дошкольного возраста мы отмечаем День Победы. В этой теме мы

раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями

тех

времен

и

о

тех

временах.

Музыкальные

впечатления

дошкольников

опираются

на

знания,

полученные

на

занятиях

по

ознакомлению

с

окружающим, на впечатления от экскурсий к памятникам погибших воинов.

Роль музыки здесь

играет

первостепенную

роль.

Дети

с

удовольствием

слушают

и

исполняют

песни

военных

лет,

никого

не

оставляют

равнодушными

песни «Священная

война» А.

Александрова

и «День

Победы» Д. Тухманова, В. Харитонова.

Атмосфера праздников в детском саду (календарные и народные праздники,

День Матери и Женский день 8 Марта, День Защитников Отечества и День

Победы, День Российского Флага) надолго остаётся в памяти ребёнка и

способствует формирования его сознания как гражданина и патриота.

Я, как педагог, осуществляющий музыкальное воспитание детей, стараюсь

работать в тесном контакте с воспитателями и специалистами. Мы вместе

решаем,

какую

музыку

использовать

на

комплексных,

тематических

занятиях, как ее лучше преподнести. Вместе с педагогами мы стремимся

использовать

на

занятиях

и

в

повседневной

жизни

музыкальные

произведения, ценные в воспитательном отношении. Стараемся раскрыть

перед детьми их красоту, сделать эти произведения знакомыми и любимыми.

Причем те образы, к которым привлекается внимание детей, должны быть

яркими, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение.

Для решения задач нравственно-патриотического воспитания можно

создать следующие условия в группах:

- фонотека с русскими народными сказками и русской народной музыкой,

с произведениями русских композиторов;

- музыкальные инструменты: в младших группах – гармошки, балалайки;

со средней группы вносятся ложки; со старшей группы – трещотки;

- альбом с картинками к тем песням, которые мы исполняли

на музыкальных занятиях;

- атрибуты и костюмы для ряжений (платочки, ленточки, сарафаны,

косоворотки);

- в старших группах – файловые папки с изображением русских народных

инструментов и танцев, альбомы с портретами русских композиторов.

Хочу напомнить, что начиная работу по патриотическому воспитанию,

педагоги должны, , сами хорошо знать природные, культурные, социальные и

экономические

особенности своего

края.

Должны

продумать,

о

чём

рассказывать

детям,

особо

выделив ,

характерные

только

для

данной

местности, доступно показать связь края со всей страной. Любой уголок

нашей страны неповторим. В каждой есть свои артисты, музыканты, поэты,

выдающиеся люди, прославившие отчизну.



В раздел образования