Напоминание

Профилактика правонарушений


Автор: Никифорова Нина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СПБ ГБУ СОН "Центр социальной помощи семье и детям Адмиралтейского района"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Социально-педагогическая профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в условиях стационарного отделения центра социальной помощи семье и детям.
Тема: Профилактика правонарушений
Раздел: среднее образование





Назад




Социально-педагогическая

профилактика

правонарушений

среди

несовершеннолетних в условиях стационарного отделения Центра социальной помощи

семье и детям

Никифорова Нина Васильевна

Проблема помощи детям и подросткам с девиантным поведением обозначена в

нашем

обществе

особенно

остро.

Сегодня

каждое

11-е

преступление

совершает

подросток.

Правонарушение

-

поведение

(поступки)

людей,

которое

противоречит

правовым

предписаниям и наносит вред общественным и межличностным взаимоотношениям.

Формирование

противоправного

поведения

у

детей

и

подростков

может

быть

обусловлено следующими причинам:

- социально-педагогической запущенностью, когда дети или подростки ведут себя

неправильно

в

силу

своей

невоспитанности,

сложившихся

негативных

стереотипов

поведения, отсутствия у них необходимых позитивных знаний, умений и навыков;

-

глубоким

психологическим

дискомфортом,

вызванным

неблагополучием

семейных

отношений,

отрицательным

психологическим

микроклиматом

в

семье,

систематическими

учебными

неуспехами,

конфликтными

взаимоотношениями

со

сверстниками

в

коллективе

класса,

неправильным

(несправедливым,

грубым)

отношением к нему со стороны родителей, учителей, одноклассников;

-

отклонениями

в

состоянии

психологического

и

физического

здоровья

и

развития,

возрастными

кризисами,

акцентуациями

характера

и

другими

причинами

физиологического и психоневрологического свойства;

- отсутствием условий для самовыражения, незанятостью полезными видами

деятельности,

отсутствием

позитивных

и

значимых

социальных

и

личностных

жизненных целей и планов;

-

безнадзорностью,

отрицательным

влиянием

окружающей

среды

и

развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смешением

социальных и личностных ценностей с позитивных на негативные.

Безусловно, таким детям необходима социально-педагогическая реабилитация и

сопровождение. Работа по профилактике правонарушений среди детей и подростков

проводится в тесном сотрудничестве с комиссией по делам несовершеннолетних при

а дм и н и с т рац и и

р айо н а ,

П Д Н

п ри

район н ом

от де лен и и

п о л и ц и и ,

общеобразовательными

учреждениями,

лечебно-профилактическими,

спортивными

учреждениями и др.

В системе реабилитации, профилактика связана с устранением, сглаживанием,

снятием причин, условий и факторов, которые вызывают те или иные отклонения в

развитии

личности.

Чаще

всего

она

связана

со

средой,

социальным

окружением

ребенка.

Виды профилактической деятельности: первичная, вторичная, третичная.

Первичная

профилактика

комплекс

мер,

направленных

на

предотвращение

негативного

воздействия

биологических

и

социально-психологических

факторов,

влияющих на формирование отклоняющегося поведения. Следует отметить, что именно

первичная

профилактика

является

важнейшим

видом

превентивных

мероприятий

в

области

предотвращения

отклонений

в

поведении

детей

и

подростков.

Так

как

профилактика по своей сути предусматривает решение еще не возникших проблем,

поэтому ряд мер принимается задолго до их возникновения.

Вторичная профилактика - комплекс медицинских, социально-психологических,

юридических

и

прочих

мер,

направленных

на

работу

с

несовершеннолетними,

имеющими

девиантное

и

асоциальное

поведение

(пропускающими

уроки,

систематически конфликтующими со сверстниками, имеющими проблемы в семье и

т.п.).

Основными

задачами

вторичной

профилактики

являются

недопущение

совершения

подростком

более

тяжелого

проступка,

правонарушения,

преступления;

оказание

своевременной

социально-психологической

поддержки

подростку,

находящемуся в сложной жизненной ситуации.

На

этапе

вторичной

профилактики

несовершеннолетним

предоставляются

социальные

услуги

в

стационарной

форме

обслуживания

в

социозащитных

учреждениях, таких как центр помощи семье и детям. В обстановке, максимально

приближенной к домашней, несовершеннолетним создают условия для безопасного

проживания,

максимальной

защищенности

от

среды,

негативно

влияющей

на

психологическое

и

физическое

состояние

ребенка.

Воспитатели

ведут

работу

по

организации познавательной, социокультурной, спортивно-оздоровительной, досуговой

деятельности.

Специалисты

учреждения

содействуют

в

организации

отдыха

и

оздоровления

несовершеннолетних,

в

организации

медицинского

обслуживания,

оказывают психологическую помощь и сопровождение.

Третичная

профилактика

комплекс

мер

социально-психологического

и

юридического

характера,

имеющих

целью

предотвращение

совершения

повторного

преступления

подростком,

вышедшим

из

мест

лишения

свободы.

Наиболее

слабо

развитый

в

настоящее

время

вид

профилактической

деятельности.

Примером

мероприятий

данного

уровня

может

служить

система

патронажного

сопровождения

несовершеннолетних, вышедших из мест лишения свободы, оказание им помощи в

вопросах обеспечения жильем, трудоустройства, психологического консультирования.

Деятельность специалистов учреждений социального обслуживания населения

направлена

не

только

на

выявление

и

коррекцию

девиантного

поведения

несовершеннолетних, но, прежде всего на нивелирование и устранение его причин и

носит превентивный характер.

При

этом

все

компоненты

профилактической

и

коррекционной

работы

направлены

на

выработку

у

детей

и

подростков

невосприимчивости

к

факторам

возникновения негативных проявлений поведения. Вовлечение несовершеннолетних в

социально значимую деятельность, позволит обеспечивать позитивную содержательную

занятость подростков в свободное от учебы время, осуществляя тем самым раннюю

профилактику правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних.



В раздел образования