Автор: Никифорова Нина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СПБ ГБУ СОН "Центр социальной помощи семье и детям Адмиралтейского района"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Социально-педагогическая профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в условиях стационарного отделения центра социальной помощи семье и детям.
Тема: Профилактика правонарушений
Раздел: среднее образование
Социально-педагогическая
профилактика
правонарушений
среди
несовершеннолетних в условиях стационарного отделения Центра социальной помощи
семье и детям
Никифорова Нина Васильевна
Проблема помощи детям и подросткам с девиантным поведением обозначена в
нашем
обществе
особенно
остро.
Сегодня
каждое
11-е
преступление
совершает
подросток.
Правонарушение
-
поведение
(поступки)
людей,
которое
противоречит
правовым
предписаниям и наносит вред общественным и межличностным взаимоотношениям.
Формирование
противоправного
поведения
у
детей
и
подростков
может
быть
обусловлено следующими причинам:
- социально-педагогической запущенностью, когда дети или подростки ведут себя
неправильно
в
силу
своей
невоспитанности,
сложившихся
негативных
стереотипов
поведения, отсутствия у них необходимых позитивных знаний, умений и навыков;
-
глубоким
психологическим
дискомфортом,
вызванным
неблагополучием
семейных
отношений,
отрицательным
психологическим
микроклиматом
в
семье,
систематическими
учебными
неуспехами,
конфликтными
взаимоотношениями
со
сверстниками
в
коллективе
класса,
неправильным
(несправедливым,
грубым)
отношением к нему со стороны родителей, учителей, одноклассников;
-
отклонениями
в
состоянии
психологического
и
физического
здоровья
и
развития,
возрастными
кризисами,
акцентуациями
характера
и
другими
причинами
физиологического и психоневрологического свойства;
- отсутствием условий для самовыражения, незанятостью полезными видами
деятельности,
отсутствием
позитивных
и
значимых
социальных
и
личностных
жизненных целей и планов;
-
безнадзорностью,
отрицательным
влиянием
окружающей
среды
и
развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смешением
социальных и личностных ценностей с позитивных на негативные.
Безусловно, таким детям необходима социально-педагогическая реабилитация и
сопровождение. Работа по профилактике правонарушений среди детей и подростков
проводится в тесном сотрудничестве с комиссией по делам несовершеннолетних при
а дм и н и с т рац и и
р айо н а ,
П Д Н
п ри
район н ом
от де лен и и
п о л и ц и и ,
общеобразовательными
учреждениями,
лечебно-профилактическими,
спортивными
учреждениями и др.
В системе реабилитации, профилактика связана с устранением, сглаживанием,
снятием причин, условий и факторов, которые вызывают те или иные отклонения в
развитии
личности.
Чаще
всего
она
связана
со
средой,
социальным
окружением
ребенка.
Виды профилактической деятельности: первичная, вторичная, третичная.
Первичная
профилактика
–
комплекс
мер,
направленных
на
предотвращение
негативного
воздействия
биологических
и
социально-психологических
факторов,
влияющих на формирование отклоняющегося поведения. Следует отметить, что именно
первичная
профилактика
является
важнейшим
видом
превентивных
мероприятий
в
области
предотвращения
отклонений
в
поведении
детей
и
подростков.
Так
как
профилактика по своей сути предусматривает решение еще не возникших проблем,
поэтому ряд мер принимается задолго до их возникновения.
Вторичная профилактика - комплекс медицинских, социально-психологических,
юридических
и
прочих
мер,
направленных
на
работу
с
несовершеннолетними,
имеющими
девиантное
и
асоциальное
поведение
(пропускающими
уроки,
систематически конфликтующими со сверстниками, имеющими проблемы в семье и
т.п.).
Основными
задачами
вторичной
профилактики
являются
недопущение
совершения
подростком
более
тяжелого
проступка,
правонарушения,
преступления;
оказание
своевременной
социально-психологической
поддержки
подростку,
находящемуся в сложной жизненной ситуации.
На
этапе
вторичной
профилактики
несовершеннолетним
предоставляются
социальные
услуги
в
стационарной
форме
обслуживания
в
социозащитных
учреждениях, таких как центр помощи семье и детям. В обстановке, максимально
приближенной к домашней, несовершеннолетним создают условия для безопасного
проживания,
максимальной
защищенности
от
среды,
негативно
влияющей
на
психологическое
и
физическое
состояние
ребенка.
Воспитатели
ведут
работу
по
организации познавательной, социокультурной, спортивно-оздоровительной, досуговой
деятельности.
Специалисты
учреждения
содействуют
в
организации
отдыха
и
оздоровления
несовершеннолетних,
в
организации
медицинского
обслуживания,
оказывают психологическую помощь и сопровождение.
Третичная
профилактика
–
комплекс
мер
социально-психологического
и
юридического
характера,
имеющих
целью
предотвращение
совершения
повторного
преступления
подростком,
вышедшим
из
мест
лишения
свободы.
Наиболее
слабо
развитый
в
настоящее
время
вид
профилактической
деятельности.
Примером
мероприятий
данного
уровня
может
служить
система
патронажного
сопровождения
несовершеннолетних, вышедших из мест лишения свободы, оказание им помощи в
вопросах обеспечения жильем, трудоустройства, психологического консультирования.
Деятельность специалистов учреждений социального обслуживания населения
направлена
не
только
на
выявление
и
коррекцию
девиантного
поведения
несовершеннолетних, но, прежде всего на нивелирование и устранение его причин и
носит превентивный характер.
При
этом
все
компоненты
профилактической
и
коррекционной
работы
направлены
на
выработку
у
детей
и
подростков
невосприимчивости
к
факторам
возникновения негативных проявлений поведения. Вовлечение несовершеннолетних в
социально значимую деятельность, позволит обеспечивать позитивную содержательную
занятость подростков в свободное от учебы время, осуществляя тем самым раннюю
профилактику правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних.