Автор: Шамара Марина Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №11
Населённый пункт: город Бердска Новосибирской области
Наименование материала: Урок русского языка в 3-ем классе. Тема "Упражнение в определении времени глагола и в изменении глаголов по временам"
Тема: Урок русского языка в соответствии с ФГОС
Раздел: начальное образование
Тема урока: « Упражнение в определении времени глагола и в
изменении глаголов по временам»
Цель: Формировать умение отличать одну временную форму
глагола от другой по вопросу (по суффиксу «л» в прошедшем
времени) и измениять глаголы по временам.
Задачи:
1.
Совершенствовать знания о глаголе как части речи.
2.
Научить учащихся изменять глаголы по временам и числам.
3.
Развивать умения точно употреблять глаголы в речи,
выделять их в тексте.
4.
Продолжать работу над формированием навыка
правописания гласных и согласных в корнях глаголов и в
приставках.
5.
Развивать абстрактное мышление.
6.
Развивать речевое общение на фоне сотрудничества,
формировать способность к взаимопониманию
Тип урока: урок систематизации и закрепления знаний, умений и
навыков.
-Здравствуйте, дети.. Мне очень приятно видеть вас. Я ждала этой
встречи, волновалась.
-А теперь мы начнём учиться.
-Вы поможете мне? Будете внимательны. Сообразительны?
-И так. Урок русского языка. Зажигаем первый огонёк. И называется
он « Разминка».
-Замените словосочетания одним словом.
-Товарищ по работе (коллега)
-Вид городского транспорта.(Троллейбус)
-Популчрная игра на льду.(хоккей)
-Спортивный бег.(кросс)
-Сотрудник газеты, журнала. (корреспондент)
-То, без чего птица не улетит. (крылья)
-Заросли высокой травы (бурьян)
-Чистый отвар из мяса. (бульон)
-Сочинение небольшого размера для журнала или газеты (статья)
-Приспособление для сидения. (скамья)
(Слова записаны на доске)
-Что общего в этих словах?(существительные)
-По каким признакам вы это определили?(отв. На вопросы кто?
Что?, обозначает предмет)
-Какие ещё знаете части речи?
-Какая часть речи заставляет нас двигаться, не стоять на месте?
-Приведите примеры.
-Глагол- хороший работник: всегда при деле, всегда с кем то связан.
По частоте употребления глагол занимает второе место после
существительного.
Алексей Югов сказал : « Вглаголе струится самая алая, самая
свежая артериальная кровь языка»
- И так, ребята, какие же слова будут объектом нащего
исследования на уроке? (глагол)
-Сегодня мы будем упражняться в определении времени глагола и
изменять глаголы по временам.
-А мы зажигаем следующий огонёк нашего урока.
- Что мы называем глаголом?
-Какие временные формы глагола вы знаете?
-«Действие-моя жизнь»-утверждает глагол. Давайте это докажем.
(На доске 3 группы существительных)
Коллега Хоккей
Корреспондент
Скамья Статья
Бурьян
Троллейбус Крылья
Бульон
-Подберите глаголы к данным существительным.
1 ряд- в форме настоящего времени
2 ряд-в форме прошедшего времени
3 ряд-в форме будущего времени.
-На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени?
-прошедшего времени? Будущего времени?
- А сумеете ли вы найти глаголы и определить их времяв этом
забавном предложении.
Глокая куздраштеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка.-
Прочитайте предложение. Назовите глаголы. Определите время.
Какие грамматические признаки помогли вам определить время
глаголов? (вопросы, суффикс «Л»)
- Что ещё можно распознать в глаголе «будланула» (число. Род)
-Почему ж.р.? (окончание «а»)
-А что о глаголе «кудрячит»? (ед.ч)
_Почему?(можно подставить местоимение «она»)
-Физминутка!!!!!!
-А мы сейчас попадём на матч. Правила игры почти как в
футболе-надо запинуть тапок в ворота противника.
« Не заметил глагол-значит пропустил гол»
-И так, как услышите глагол,т.е. действие, сразу же подпрыгнуть или
хотя бы поднять руку.. Приготовились!
Мы начинаем наш репортаж.
Судья вбрасывает тапок на поле.
Капитан хватает его и мчится к воротам соперника.Перепрыгивает
через преграду, отнимает тапок и несётся наперерез. Его толкают,
он падает, ушибается и плачет. Доктор оказывает ему помощь:
перевязывает коленку, вратарь волнуется. Судья назначает
штрафной удар. Защитник охает и пропускает тапок. Болельщики
аплодируют и свистят. Счёт-1:0. Игроки выстраиваются на поле и
приветствуют друг друга. Игра заканчивается. До новых встреч!
-Если вы были внимательны, то поймали целых 22 мяча-глагола.-
Зажигаем ещё один огонёк.
-Нам предстоит работа с учебником.
-Прочитайте задание на стр. 216, упр. 574.
-Прочитайте текст самостоятельно.
-Прочитайте выделенные словосочетания.
-Выпишите их и обозначьте время глаголов.
--Проверка. Как определяем время глаголов?
-Вы очень хорошо умеете определять время глагола. А теперь
поупражняемся в изменении глагола по временам.
-Зажгём ещё один огонёк.
-Возьмите текст.(у каждого на парте)
-Прочитайте рассказ.
-О чём говорится в тексте?
-Какие глаголы встретились?
-В каком времени употреблены глаголы?
- А как будет звучать текст, если мы глаголы поставим в форму
прошедшего времени?
-Спишите часть текста, которая выделена зелёным цветом, изменяя
глаголы настоящего и будущего времени на форму прошедшего
времени.. Не забудьте вставить пропущенные орфограммы.
-Проверяем.Все ли глаголы употреблены в прошедшем времени?
(открываю образец на доске)
-Объясните пропущенные орфограммы.
-Оцените работу. Если справился, то зажгите огонёк.
-Подведём итог урока. Это наш последний огонёк.
-Я начинаю предложение, а вы поднимаете нужную карточку.
1.Глаголы обозначают….
2.Глаголы в настоящем времени отвечают на вопросы….
3.Глагол в прошедшеи времени отвечает на вопросы….
4.Глаголы прошедшего времени образуются при помощи…
5.Глагол в будущем времени отвечает на вопросы…
6.Глаголы изменяются по…
7. начальная форма глагола называется….
- Спасибо за урок!