Автор: Ларина Вера Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №110"
Населённый пункт: город Рязань, Рязанская область
Наименование материала: Конспект занятия по обучению грамоте
Тема: Встреча со звуками "Т-Т" и "Д-Д"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия
по обучению грамоте
в старшей группе
на тему:
«
Встреча
со
звуками
[Т]-[Т’] и [Д]-[Д’]
»
Воспитатель МБДОУ
«Детский сад №110»:
Ларина Вера Евгеньевна
Рязань, 2019
Тема: «Встреча со звуками [Т]-[Т’] и [Д]-[Д’]».
Тип занятия: интегрированное.
Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет).
Цель: формирование звуковой стороны речи и фонематического восприятия
у детей в процессе ознакомления их со звуками родного языка.
Задачи:
- закрепить знание о согласных звуках [д] – [д'], [т] – [т'];
- развивать фонематический слух, связную речь, навык чтения, внимание;
- обогащать словарный запас детей;
- воспитывать интерес к основам грамоты.
Обогащение словаря: тетерев, свиристель.
Активизация словаря: радуга, дупло, дуб, ландыш, дерево, гвоздика, лебедь,
тропинка, трава, ветка, туча, паутина, тюльпан, ветер.
Планируемый результат: закрепление знаний о звуках [д] – [д'], [т] – [т'],
развитие умений различать их по твердости и мягкости, находить место звука в
слове и придумывать слова с заданными звуками.
Предварительная работа: проведение цикла занятий по обучению грамоте с
использованием пособий Бунеева Р.Н, Бунеевой Е.В., Кисловой Т.Р. «По дороге к
Азбуке. Пособие для дошкольников 4-6 лет в 4-х частях» (части 3 и 4 (5-6 лет));
разучивание физкультминутки «Часы».
Оборудование:
мольберт,
демонстрационный
материал
(картинки
с
изображениями
звуков,
букв,
предметов,
явлений
природы,
растений
и
птиц;
картонные фигурки), цветные карандаши.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, о каких звуках мы говорили на прошлом занятии? Чем
они отличаются?
А
сегодня
я
хочу
пригласить
вас
в
путешествие.
Вы
хотите?
Тогда
я
приглашаю вас отправиться в лес. Итак, в путь!
(Дети и воспитатель садятся в автобус из стульев)
2
Воспитатель: Вот мы и в лесу. Посмотрите, какой-то домик. А вот кто в
нём живёт, вы должны отгадать.
Рассмотрите эти картинки, и вы поймёте, кто здесь живёт:
(радуга, дупло, дуб, ландыш)
Какой звук вы услышали во всех этих словах?
Дети: (Д)
Воспитатель: Живущий в этом домике был нарисован в вашей
тетради. Вспомните, кто это был?
Дети: девочка Даша.
Воспитатель: Пойдёмте дальше, вот ещё один домик стоит.
Давайте попробуем отгадать, кто живёт в нём.
Посмотрите на эти картинки:
(дерево, гвоздика, лебедь)
Какой звук слышится во всех этих словах?
Дети: (Д’)
Воспитатель: Так кто же живёт в этом домике, вспоминайте?
Дети: дятел.
Воспитатель: Да, правильно, лесная птичка дятел.
Отправляемся дальше.
Вот перед нами ещё один домик. Рассмотрите эти картинки:
(тропинка, трава, ветка, туча)
Какой звук слышится во всех этих словах?
Дети: (Т)
Воспитатель: А живёт в этом домике… Вспоминайте, кто был
нарисован в ваших тетрадях?
Дети: трактор.
Воспитатель: Правильно.
А теперь пойдёмте дальше, здесь еще один домик. Вы должны угадать, кто
же здесь живет. Вот перед вами картинки:
(паутина, тетерев, тюльпан, ветер)
Какой звук слышится в этих словах?
Дети: (Т’).
Воспитатель: Вспомните, кто живет в этом домике?
Дети: часы.
3
Воспитатель: Да, картинка, на которой изображены часы, обозначает звук
[Т’], потому что часы что делают?
Дети: тикают.
Воспитатель: Правильно, тикают.
Физкультминутка «Часы»
(Произносится
текст
стихотворения,
и
одновременно
выполняются
сопровождающие движения)
Тик-так, тик-так,
Все часы идут вот так.
Тик-так, тик-так. (наклоны головы к плечам)
Смотри скорей, который час.
Тик-так, тик-так. (раскачивания туловища)
Налево - раз, направо - раз,
Тик-так, тик-так. (наклоны туловища влево - вправо)
Мы тоже можем так.
Воспитатель: А сейчас я вас приглашаю на цветочную поляну, давайте
сядем и выполним еще одно задание. Давайте выложим слоги:
ДА – АД, ОД – ДО, ДУ – УД, ЭД – ДЭ, ДЫ – ЫД – ИД;
ДЯ – АДЬ, ОДЬ – ДЁ, ДЮ – УДЬ, ЭДЬ – ДЕ, ДИ – ИДЬ;
ТА – АТ, ОТ – ТО, ТУ – УТ, ЭТ – ТЭ, ТЫ – ЫТ – ИТ;
ТЯ – АТЬ, ОТЬ – ТЁ, ТЮ – УТЬ, ЭТЬ – ТЕ, ТИ – ИТЬ – ЫТЬ.
(Воспитатель звонит в колокольчик)
Воспитатель: Ой, кто-то просит нас о помощи. Пойдемте, посмотрим.
Заблудились
в
лесу
лесные
человечки,
потеряли
свои
домики.
Давайте
им
поможем найти свой домик.
Расскажите об этом человечке – хозяине домика, обратите внимание на его
башмачки и головной убор.
(Воспитатель показывает хозяина домика – картонного человечка в синих
башмачках и с колокольчиком на голове)
Дети: согласный, твердый, звонкий.
Воспитатель: Почему твердый?
Дети: потому что у него синие башмачки.
4
Воспитатель: Почему звонкий?
Дети: потому что у него на голове колокольчик.
Воспитатель: Найдите его домик, где живет девочка Даша, поместите его
туда.
(Дети помещают человечка в его домик)
Воспитатель: Расскажите об этом человечке – хозяине домика. Какой он?
(Воспитатель показывает второго хозяина домика – картонного человечка
в зеленых башмачках и с колокольчиком на голове)
Дети: согласный, мягкий, звонкий.
Воспитатель: Почему мягкий?
Дети: потому что у него зеленые башмачки.
Воспитатель: Почему звонкий?
Дети: потому что у него на голове колокольчик.
Воспитатель: В какой домик он должен пойти?
Дети: в домик звука [Д’] к дятлу.
(Дети помещают человечка в его домик)
Воспитатель: Давайте поможем вот этому хозяину домика, расскажите о
нем.
(Воспитатель показывает третьего хозяина домика – картонного
человечка в синих башмачках и с соломенной шляпой на голове)
Дети: согласный, твердый, глухой.
Воспитатель: Почему твердый?
Дети: потому что у него синие башмачки.
Воспитатель: Почему глухой?
Дети: потому что у него на голове соломенная шляпа.
Воспитатель: В какой домик его отправим?
Дети: в домик звука [Т] к трактору.
(Дети помещают человечка в его домик)
Воспитатель: И давайте расскажем о последнем хозяине домика.
(Воспитатель показывает четвертого хозяина домика – картонного
человечка в зеленых башмачках и с соломенной шляпой на голове)
5
Дети: согласный, мягкий, глухой.
Воспитатель: Почему мягкий?
Дети: потому что у него зеленые башмачки.
Воспитатель: Почему глухой?
Дети: потому что у него на голове соломенная шляпа.
Воспитатель: Его поместим в домик звука [Т’] к тикающим часам?
(Дети помещают человечка в его домик)
Воспитатель: Молодцы, вы помогли лесным человечкам найти их домики.
Мы подошли к лесной полянке.
(Подходят к мольберту с четырьмя картинками, рядом лежат синий и зеленый
карандаши. Под каждой картинкой три квадратика, обозначающие место звука
в слове)
Воспитатель: Посмотрите,
какое
большое
дерево
стоит.
Как
оно
называется?
Дети: дуб.
Воспитатель: Под картинкой три квадрата. Давайте определим, в начале, в
середине или в конце слова слышится звук [Д]? Какой квадрат и каким цветом мы
закрасим?
(Дети закрашивают первый квадрат синим цветом)
Воспитатель: Что растёт на дубе?
Дети: жёлуди.
Воспитатель: Какой звук вы слышите, в какой части слова? Закрасьте
нужный квадратик.
Дети: звук [Д’], в конце слова.
(Дети закрашивают последний квадрат зеленым цветом)
6
Воспитатель: Посмотрите, что за птичка?
Дети: свиристель.
Воспитатель: Какой
звук
вы
услышали
в
слове
свиристель?
Давайте
определим место звука в слове, закрасьте нужный квадратик.
Дети: звук [Т’], в конце слова.
(Дети закрашивают последний квадрат зеленым цветом)
Воспитатель: А вот на полянке грибы. Кто знает, как они называются?
Дети: опята.
Воспитатель: Правильно. Какой звук вы услышали в слове опята?
Дети: звук [Т].
Воспитатель: Давайте определим, в начале, в середине или в конце слова
слышится звук [Т]? Какой квадрат и каким цветом мы закрасим?
Дети: в конце слова, последний квадрат.
(Дети закрашивают последний квадрат синим цветом)
Воспитатель: Молодцы, дети.
В нашем лесу ежик потерял свои грибы и забыл их название. Грибы эти не
простые, на каждом грибочке – буква. И если вы их правильно разложите, то
прочитаете, какие грибы потерял ежик.
(Дети раскладывают грибы и читают полученное слово – ЛИСИЧКА. Далее
дети собирают грибы ежику в корзину)
Воспитатель: Молодцы, дети, а теперь нам пора возвращаться в детский
сад.
(Дети и воспитатель садятся в автобус и возвращаются в детский сад)
Воспитатель: С какими звуками вы встретились в лесу? Какой буквой
обозначаются звуки [Д] и [Д’]? (Ответ: буквой Д)
А звуки [Т] и [Т’]? (Ответ: буквой Т)
На этом наше занятие окончено.
7
Список литературы:
1.
Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и
родителей к частям 3 и 4 / Под научной редакцией Р.Н. Бунеева, Е.В.
Бунеевой. - Изд. 3-е, испр. - М. : Баласс, 2010. - 128 с.
2.
Бунеев Р.Н, Бунеева Е.В., Кислова Т.Р. «По дороге к Азбуке. Пособие для
дошкольников
4-6
лет
в
4-х
частях»
(части
3
и
4
(5-6
лет)).
-
Издательство: Баласс, 2014. - по 64 с.
8