Напоминание

Встреча со звуками "Т-Т" и "Д-Д"


Автор: Ларина Вера Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №110"
Населённый пункт: город Рязань, Рязанская область
Наименование материала: Конспект занятия по обучению грамоте
Тема: Встреча со звуками "Т-Т" и "Д-Д"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект занятия

по обучению грамоте

в старшей группе

на тему:

«

Встреча

со

звуками

[Т]-[Т’] и [Д]-[Д’]

»

Воспитатель МБДОУ

«Детский сад №110»:

Ларина Вера Евгеньевна

Рязань, 2019

Тема: «Встреча со звуками [Т]-[Т’] и [Д]-[Д’]».

Тип занятия: интегрированное.

Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет).

Цель: формирование звуковой стороны речи и фонематического восприятия

у детей в процессе ознакомления их со звуками родного языка.

Задачи:

- закрепить знание о согласных звуках [д] – [д'], [т] – [т'];

- развивать фонематический слух, связную речь, навык чтения, внимание;

- обогащать словарный запас детей;

- воспитывать интерес к основам грамоты.

Обогащение словаря: тетерев, свиристель.

Активизация словаря: радуга, дупло, дуб, ландыш, дерево, гвоздика, лебедь,

тропинка, трава, ветка, туча, паутина, тюльпан, ветер.

Планируемый результат: закрепление знаний о звуках [д] – [д'], [т] – [т'],

развитие умений различать их по твердости и мягкости, находить место звука в

слове и придумывать слова с заданными звуками.

Предварительная работа: проведение цикла занятий по обучению грамоте с

использованием пособий Бунеева Р.Н, Бунеевой Е.В., Кисловой Т.Р. «По дороге к

Азбуке. Пособие для дошкольников 4-6 лет в 4-х частях» (части 3 и 4 (5-6 лет));

разучивание физкультминутки «Часы».

Оборудование:

мольберт,

демонстрационный

материал

(картинки

с

изображениями

звуков,

букв,

предметов,

явлений

природы,

растений

и

птиц;

картонные фигурки), цветные карандаши.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, о каких звуках мы говорили на прошлом занятии? Чем

они отличаются?

А

сегодня

я

хочу

пригласить

вас

в

путешествие.

Вы

хотите?

Тогда

я

приглашаю вас отправиться в лес. Итак, в путь!

(Дети и воспитатель садятся в автобус из стульев)

2

Воспитатель: Вот мы и в лесу. Посмотрите, какой-то домик. А вот кто в

нём живёт, вы должны отгадать.

Рассмотрите эти картинки, и вы поймёте, кто здесь живёт:

(радуга, дупло, дуб, ландыш)

Какой звук вы услышали во всех этих словах?

Дети: (Д)

Воспитатель: Живущий в этом домике был нарисован в вашей

тетради. Вспомните, кто это был?

Дети: девочка Даша.

Воспитатель: Пойдёмте дальше, вот ещё один домик стоит.

Давайте попробуем отгадать, кто живёт в нём.

Посмотрите на эти картинки:

(дерево, гвоздика, лебедь)

Какой звук слышится во всех этих словах?

Дети: (Д’)

Воспитатель: Так кто же живёт в этом домике, вспоминайте?

Дети: дятел.

Воспитатель: Да, правильно, лесная птичка дятел.

Отправляемся дальше.

Вот перед нами ещё один домик. Рассмотрите эти картинки:

(тропинка, трава, ветка, туча)

Какой звук слышится во всех этих словах?

Дети: (Т)

Воспитатель: А живёт в этом домике… Вспоминайте, кто был

нарисован в ваших тетрадях?

Дети: трактор.

Воспитатель: Правильно.

А теперь пойдёмте дальше, здесь еще один домик. Вы должны угадать, кто

же здесь живет. Вот перед вами картинки:

(паутина, тетерев, тюльпан, ветер)

Какой звук слышится в этих словах?

Дети: (Т’).

Воспитатель: Вспомните, кто живет в этом домике?

Дети: часы.

3

Воспитатель: Да, картинка, на которой изображены часы, обозначает звук

[Т’], потому что часы что делают?

Дети: тикают.

Воспитатель: Правильно, тикают.

Физкультминутка «Часы»

(Произносится

текст

стихотворения,

и

одновременно

выполняются

сопровождающие движения)

Тик-так, тик-так,

Все часы идут вот так.

Тик-так, тик-так. (наклоны головы к плечам)

Смотри скорей, который час.

Тик-так, тик-так. (раскачивания туловища)

Налево - раз, направо - раз,

Тик-так, тик-так. (наклоны туловища влево - вправо)

Мы тоже можем так.

Воспитатель: А сейчас я вас приглашаю на цветочную поляну, давайте

сядем и выполним еще одно задание. Давайте выложим слоги:

ДА – АД, ОД – ДО, ДУ – УД, ЭД – ДЭ, ДЫ – ЫД – ИД;

ДЯ – АДЬ, ОДЬ – ДЁ, ДЮ – УДЬ, ЭДЬ – ДЕ, ДИ – ИДЬ;

ТА – АТ, ОТ – ТО, ТУ – УТ, ЭТ – ТЭ, ТЫ – ЫТ – ИТ;

ТЯ – АТЬ, ОТЬ – ТЁ, ТЮ – УТЬ, ЭТЬ – ТЕ, ТИ – ИТЬ – ЫТЬ.

(Воспитатель звонит в колокольчик)

Воспитатель: Ой, кто-то просит нас о помощи. Пойдемте, посмотрим.

Заблудились

в

лесу

лесные

человечки,

потеряли

свои

домики.

Давайте

им

поможем найти свой домик.

Расскажите об этом человечке – хозяине домика, обратите внимание на его

башмачки и головной убор.

(Воспитатель показывает хозяина домика – картонного человечка в синих

башмачках и с колокольчиком на голове)

Дети: согласный, твердый, звонкий.

Воспитатель: Почему твердый?

Дети: потому что у него синие башмачки.

4

Воспитатель: Почему звонкий?

Дети: потому что у него на голове колокольчик.

Воспитатель: Найдите его домик, где живет девочка Даша, поместите его

туда.

(Дети помещают человечка в его домик)

Воспитатель: Расскажите об этом человечке – хозяине домика. Какой он?

(Воспитатель показывает второго хозяина домика – картонного человечка

в зеленых башмачках и с колокольчиком на голове)

Дети: согласный, мягкий, звонкий.

Воспитатель: Почему мягкий?

Дети: потому что у него зеленые башмачки.

Воспитатель: Почему звонкий?

Дети: потому что у него на голове колокольчик.

Воспитатель: В какой домик он должен пойти?

Дети: в домик звука [Д’] к дятлу.

(Дети помещают человечка в его домик)

Воспитатель: Давайте поможем вот этому хозяину домика, расскажите о

нем.

(Воспитатель показывает третьего хозяина домика – картонного

человечка в синих башмачках и с соломенной шляпой на голове)

Дети: согласный, твердый, глухой.

Воспитатель: Почему твердый?

Дети: потому что у него синие башмачки.

Воспитатель: Почему глухой?

Дети: потому что у него на голове соломенная шляпа.

Воспитатель: В какой домик его отправим?

Дети: в домик звука [Т] к трактору.

(Дети помещают человечка в его домик)

Воспитатель: И давайте расскажем о последнем хозяине домика.

(Воспитатель показывает четвертого хозяина домика – картонного

человечка в зеленых башмачках и с соломенной шляпой на голове)

5

Дети: согласный, мягкий, глухой.

Воспитатель: Почему мягкий?

Дети: потому что у него зеленые башмачки.

Воспитатель: Почему глухой?

Дети: потому что у него на голове соломенная шляпа.

Воспитатель: Его поместим в домик звука [Т’] к тикающим часам?

(Дети помещают человечка в его домик)

Воспитатель: Молодцы, вы помогли лесным человечкам найти их домики.

Мы подошли к лесной полянке.

(Подходят к мольберту с четырьмя картинками, рядом лежат синий и зеленый

карандаши. Под каждой картинкой три квадратика, обозначающие место звука

в слове)

Воспитатель: Посмотрите,

какое

большое

дерево

стоит.

Как

оно

называется?

Дети: дуб.

Воспитатель: Под картинкой три квадрата. Давайте определим, в начале, в

середине или в конце слова слышится звук [Д]? Какой квадрат и каким цветом мы

закрасим?

(Дети закрашивают первый квадрат синим цветом)

Воспитатель: Что растёт на дубе?

Дети: жёлуди.

Воспитатель: Какой звук вы слышите, в какой части слова? Закрасьте

нужный квадратик.

Дети: звук [Д’], в конце слова.

(Дети закрашивают последний квадрат зеленым цветом)

6

Воспитатель: Посмотрите, что за птичка?

Дети: свиристель.

Воспитатель: Какой

звук

вы

услышали

в

слове

свиристель?

Давайте

определим место звука в слове, закрасьте нужный квадратик.

Дети: звук [Т’], в конце слова.

(Дети закрашивают последний квадрат зеленым цветом)

Воспитатель: А вот на полянке грибы. Кто знает, как они называются?

Дети: опята.

Воспитатель: Правильно. Какой звук вы услышали в слове опята?

Дети: звук [Т].

Воспитатель: Давайте определим, в начале, в середине или в конце слова

слышится звук [Т]? Какой квадрат и каким цветом мы закрасим?

Дети: в конце слова, последний квадрат.

(Дети закрашивают последний квадрат синим цветом)

Воспитатель: Молодцы, дети.

В нашем лесу ежик потерял свои грибы и забыл их название. Грибы эти не

простые, на каждом грибочке – буква. И если вы их правильно разложите, то

прочитаете, какие грибы потерял ежик.

(Дети раскладывают грибы и читают полученное слово – ЛИСИЧКА. Далее

дети собирают грибы ежику в корзину)

Воспитатель: Молодцы, дети, а теперь нам пора возвращаться в детский

сад.

(Дети и воспитатель садятся в автобус и возвращаются в детский сад)

Воспитатель: С какими звуками вы встретились в лесу? Какой буквой

обозначаются звуки [Д] и [Д’]? (Ответ: буквой Д)

А звуки [Т] и [Т’]? (Ответ: буквой Т)

На этом наше занятие окончено.

7

Список литературы:

1.

Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и

родителей к частям 3 и 4 / Под научной редакцией Р.Н. Бунеева, Е.В.

Бунеевой. - Изд. 3-е, испр. - М. : Баласс, 2010. - 128 с.

2.

Бунеев Р.Н, Бунеева Е.В., Кислова Т.Р. «По дороге к Азбуке. Пособие для

дошкольников

4-6

лет

в

4-х

частях»

(части

3

и

4

(5-6

лет)).

-

Издательство: Баласс, 2014. - по 64 с.

8



В раздел образования