Автор: Осянина Ольга Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 32 комбинированного вида"
Населённый пункт: Республика Мордовия, город Саранск
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: "Сохраним зрение детей"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 32 комбинированного вида»
Консультация для родителей
«Сохраним зрение детей»
Подготовила: воспитатель
высшей квалификационной
категории Осянина О. В.
г. о. Саранск, 2019 г.
Профилактика нарушения зрения у детей важна в любом возрасте, ведь
орган
зрения
развивается
и
взрослеет
вместе
с
ребенком!
Воспринимая
световые
раздражения
от
чрезмерных
усилий
и
напряжения,
глаза
утомляются
и
снижают
эффективность
своей
работы.
Офтальмологи
предупреждают, что регулярное перенапряжение может привести к спазму
глазных
мышц,
в
результате
чего
глаза
перестают
отзываться
на
смену
фокусного расстояния. Среди причин нарушения зрения у детей – наличие
хронических
заболеваний,
нерациональное
питание,
наследственная
предрасположенность, высокая зрительная нагрузка, длительное статическое
напряжение,
проблемы
с
позвоночником,
несоблюдение
режима
дня,
сокращение длительности ночного сна, неправильная организация занятий в
домашних условиях и в образовательных учреждениях. Основной причиной
нарушения гигиены зрения у дошкольников является телевизор. Серьезную
нагрузку
на
органы
зрения
детей
дает
чтение.
Процесс
заключается
в
движении
взгляда
по
строке,
при
котором
совершаются
остановки
для
восприятия и осмысления текста. Не секрет, что в настоящее время наиболее
актуальной проблемой работы с компьютером является его воздействие на
зрение детей и подростков. Наблюдаются неприятные ощущения в области
глаз:
ощущение
усталости,
дискомфорта
в
виде
пелены
перед
глазами,
неясных очертаний предметов. Доказано, что утомление развивается через 30
мин
непрерывной
работы
за
компьютером
у
каждого
т ретьего
старшеклассника и у каждого второго ребенка 7-9 лет. У детей с пониженной
остротой зрения коэффициент утомляемости возрастает почти в 4 раза.
Признаки зрительного утомления:
слезящиеся покрасневшие глаза,
ребёнок щурится, трёт глаза,
ребёнок жалуется на головную боль, головокружение, тошноту,
ребёнок пытается прилечь.
Как предупредить нарушения зрения у детей?
Ограничивать
зрительные
нагрузки при пользовании компьютером: не
допускать детей до 2-х лет к компьютерным
играм и просмотру телепередач, сократить
длительность
работы
за
компьютером
детям после 10 лет до двух часов в день,
обеспечив
достаточную
дистанцию
до
монитора компьютера – 40-60 см;
Ограничивать
зрительные
нагрузки
при
пользовании
телевизором:
сядьте на диван напротив телевизора: экран должен находиться на
уровне глаз, не выше и не ниже;
расположите источники света так, чтобы они не отбрасывали
бликов на экран;
не смотрите ТВ в полной темноте, держите включенной неяркую
лампу с рассеянным светом, расположенную вне поля зрения взрослых и
детей, смотрящих телевизор.
исключите
бесконтрольный
просмотр
детьми
телепередач:
обеспечить
расстояние
до
телевизионного
экрана
не
ближе
2-3
метров.
Соблюдать гигиенический регламент проведения занятий:
продолжительность непрерывной образовательной деятельности
дошкольников не должна превышать: 10 мин. для детей от 1,5 до 3 лет; 15
мин. − от 3 до 4 лет; 20 мин. − от 4 до 5 лет; 25 мин. − от 5 до 6 лет; 30 мин. −
от 6 до 7 лет. Общая продолжительность занятий дома для детей младшего
дошкольного возраста в течение дня не должна превышать 40 минут, при
этом
обязательны
перерывы
для
отдыха
каждые
10
мин.,
переключая
внимание детей, чтобы ребенок смотрел вдаль; необходимо также чередовать
спокойные
игры
с
подвижными,
уменьшая
время
игр
со
значительным
зрительным напряжением.
Соблюдать гигиену чтения: запрещается читать в темноте, читать,
держа книгу на близком расстоянии, смотреть в монитор в темной комнате
без дополнительного освещения, читать или играть в компьютерные игры во
время движения транспорта.
Выбирать
печатные
издания,
предназначенные
для
детей
соответствующего возраста, с четким шрифтом на белой бумаге.
Создать оптимальные условия освещенности на рабочем столе
ребенка дома и в образовательном учреждении (левостороннее естественное
освещение, достаточное искусственное освещение).
Обеспечить
правильную
посадку
ребенка
во
время
занятий:
строго запрещается читать лежа, сгорбившись и в движущемся транспорте,
это вредно для зрения.
Вести
активный
образ
жизни:
физические
нагрузки
должны
соответствовать возрасту детей; необходимо достаточное, не менее 3-4 часов,
пребывание на свежем воздухе.
Питаться
правильно:
организация
здорового
питания
предусматривает употребление продуктов с высоким содержанием витаминов
А и С. Это творог, мясо, кефир, рыба, морковь, яблоки, курага, черника,
смородина, лимоны.
Соблюдать режим
дня с чередованием труда
и отдыха.
Соблюдение
рекомендаций и
гигиенических правил
позволит сохранить
зрение детей на долгие
годы!
Г и м н а с т и к а
д л я
сохранения остроты зрения
Предложить ребенку:
1.
Навести фокус. Вытянуть большой палец левой руки перед собой
на уровне глаз на расстояние примерно 40 см. На 5-10 сек. сфокусировать
взгляд на своем пальце, затем, найдя вдалеке точку смотреть на нее также 5-
10 сек., затем снова на палец и вновь на отдаленную точку. Повторить 7-10
раз.
2.
Снять напряжение. Поместить большой и средний пальцы одной
руки по обеим сторонам носа ближе к глазам, а указательным нажать между
бровями. Далее тремя пальцами делать круговые движения в течение 1 мин.
Повторить 4 раза.
3.
Выполнить
упражнение
«сон».
Выполняется
после
каждого
упражнения.
Ребенок
закрывает
глаза,
потирает
ладони
друг
об
друга
и
кладет
их
на
лицо.
Сидит
так,
глубоко дыша, 1-2 мин.
Комплекс
упражнений
для
профилактики
з р и т ел ь н о г о
утомления
Упражнения
выполняются
сидя, в удобной позе: позвоночник
прямой,
глаза
открыты,
взгляд
устремлен вперед. Продолжительность занятий 3-5 минут.
1.
Взгляд направить влево – прямо, вправо – прямо, вверх – прямо,
вниз − прямо без задержки (от 3до 10 раз).
2.
Взгляд смещать по диагонали: влево – вниз − вправо, вправо –
вверх − прямо, вправо − вниз – прямо, влево – вверх − прямо и постепенно
увеличивать задержки в отведенном положении, дыхание произвольное, но
надо следить, чтобы оно не задерживалось (3-10 раз).
3.
Совершать
круговые
движения
глаз:
влево
и
вправо,
вначале
быстрее, потом как можно медленнее (от 1 до 10 кругов).
4.
Смотреть на кончик носа, затем вдаль (от 5 до 7 раз).
5.
Смотреть на кончик пальца или карандаша, удерживаемого на
расстоянии 30 см от глаз, а затем вдаль (от 5 до 10 раз).
6.
Смотреть прямо перед собой пристально и неподвижно, стараясь
видеть более ясно, затем моргнуть от 5 до 7 раз.
7.
Массировать
веки
глаз,
мягко
поглаживая их указательным и
средним пальцами в направлении от носа к вискам. Или: глаза закрыть и
подушечками ладони, очень нежно касаясь, проводить по верхним векам от
висков к переносице и обратно (10 раз в среднем темпе).
8.
Потереть ладони друг о друга и легко, без усилий прикрыть ими
предварительно закрытые глаза, чтобы полностью загородить их от света (на
1 мин). Представить погружение в полную темноту. Открыть глаза (от 5 до 7
раз).