Напоминание

"Факторы, составляющие угрозу безопасности и здоровью медицинских сестёр в лечебно-профилактических учреждениях"


Автор: Мингазова Татьяна Владимировна
Должность: преподаватель общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей
Учебное заведение: Шенталинский филиал ГБПОУ "Тольяттинский медколледж"
Населённый пункт: ж/д.ст. Шентала, Самарская область.
Наименование материала: статья
Тема: "Факторы, составляющие угрозу безопасности и здоровью медицинских сестёр в лечебно-профилактических учреждениях"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




«Факторы, составляющие угрозу безопасности и здоровью медицинских сестёр

в лечебно-профилактических учреждениях»

Бахчёва Наталья Юрьевна

РФ. ст. Шентала, Самарская область.

Шенталинский филиал государственного бюджетного профессионального

образовательного учреждения «Тольяттинский медицинский колледж»

Научный руководитель: Мингазова Татьяна Владимировна

преподаватель Шенталинского филиала ГБПОУ ТМедК

Введение

Актуальность выбранной темы обусловлена следующими обстоятельствами. Меня

заинтересовало

то

обстоятельство,

что

заболеваемость

работников

системы

здравоохранения является одной из наиболее высоких в стране. Ежегодно около 220 тыс.

медицинских работников не выходят из-за болезни на работу.

В

структуре

их

заболеваемости

наибольший

удельный

вес

занимают

гинекологические заболевания, осложнения беременности и послеродового периода, что

нельзя объяснить только преобладанием женщин в системе здравоохранения, сравнивая,

например, с текстильной или швейной промышленностью.

Очень

высока

заболеваемость

гипертонической

болезнью,

болезнями

костно-

мышечной

системы,

ишемической

болезнью

сердца,

пневмонией,

болезнями

печени,

желчного пузыря, поджелудочной железы. Показатели дней нетрудоспособности по этим

заболеваниям у работников здравоохранения также значительно выше, чем в среднем по

стране.

Результаты

опроса

медицинских

работников,

проживающих

на

различной

территории нашей страны, показали, что из 100 опрошенных 75-76 имеют хронические

заболевания, и только 40% из них (то есть меньше половины) состоят на диспансерном

учете.

Целью данной работы является анализ влияния вредных производственных факторов

на медицинскую сестру в лечебно-профилактических учреждениях.

1.

Факторы, составляющие угрозу безопасности и здоровью медицинских

сестер в ЛПУ

Несмотря на то, что в настоящее время расширились исследования по изучению

условий труда и состояния здоровья медицинских работников, однако они не охватывают

все необходимые стороны и аспекты, носят частичный, фрагментарный характер, очень уж

специализированы по целям и задачам.

Среди

основных

факторов

профессиональной

вредности

у

работников

здравоохранения

встречаются,

кажется,

все

вредности

самых

вредных

смысле

профпатологии) производств.

Это, как правило:

1)сочетанные неблагоприятные микроклиматические условия;

2) возможность травматизации в связи с контингентом больных;

3) травматизация в связи с транспортом, с аппаратурой и т.д.;

4) контакт с патогенной инфекцией, особенно во время эпидемии;

5) переходы во время работы;

6) работа в неудобной позе при проведении даже плановых операций;

7) определение степени трудоспособности с выдачей больничных листов, особенно у

конфликтных больных;

8) сложность контактов с больными и их родственниками;

9) консультативная, учебно-педагогическая деятельность;

10) участковая работа, выполнение амбулаторных манипуляций вплоть до операций,

хождение и разъезды по участку (в благоприятное время года при наличии в поликлинике

достаточного количества транспорта, а в домах — исправно действующих лифтов работа

на

участке

вызывает

у

врачей

меньшее

утомление,

но

в

холодное

время

года

и

в

межсезонье,

особенно

во

время

эпидемий

гриппа,

работа

становится

тяжелой

и

небезопасной);

11) ночные дежурства, экстренные операции во время ночных дежурств (число

дежурств

различно

и

связано

с

повышенным

психоэмоциональным

напряжением

и

физическим утомлением).

Далеко

не

каждое

лечебно-профилактическое

учреждение

может

похвастаться

безопасной

больничной

средой

идеально

сформированной

больничной

средой,

не

причиняющей вреда всем участникам лечебного процесса.

Сотни тысяч работников здравоохранения заняты во вредных и неблагоприятных

условиях труда.

Основными мерами предосторожности при работе с биологическими жидкостями

является

обязательное

использование

спецодежды

и

средств

индивидуальной

защиты

(респиратор,

резиновые

перчатки,

герметичные

очки,

непромокаемые

фартуки).

Все

повреждения кожи на руках должны быть закрыты лейкопластырем.

В

случае

загрязнения

кожных

покровов

кровью

или

другими

биологическими

жидкостями следует немедленно обработать их в течение 2 минут тампоном, обильно

смоченным

70%-ным

спиртом,

вымыть

под

проточной

водой

с

мылом

и

вытереть

индивидуальным тампоном.

При

подозрении

на

попадание

крови

на

слизистые

оболочки

их

немедленно

обрабатывают струей воды, 1%-ным раствором борной кислоты или вводят несколько

капель нитрата серебра; нос обрабатывают 1 %-ным раствором протаргола; рот и горло

прополаскивают 70%-ным спиртом или 1%-ным раствором перманганата калия.

Общими

правилами

безопасности

при

работе

с

химическими

средствами

(дезинфицирующие

средства,

лекарственные

препараты)

также

является

обязательное

использование

спецодежды

и

перчаток;

приготовление

рабочих

растворов

дезинфицирующих средств необходимо производить в помещениях с приточно-вытяжной

вентиляцией, в маске или респираторе, если дезинфектант раздражает дыхательные пути.

Химические препараты, попавшие на кожу, нужно немедленно смыть проточной

водой, а при попадании на одежду – сменить ее до того как химические вещества

пропитают ткань и попадут на кожу.

От

применения

дезинфектантов,

сенсибилизирующих

веществ

(антибиотики),

необходимости частого мытья рук и длительной работы в перчатках могут возникать

профессинальные

дерматиты.

Профилактикой

профессиональных

дерматитов

является

применение

средств

защиты

от

дезинфектантов

и

сенсибилизирующего

действия

антибиотиков.

При

чувствительности

кожи

к

резиновым

перчаткам

нужно

надевать

латексные

перчатки или перчатки из полихлорвинила (ПВХ) с подкладкой из хлопка. Работать с

порошками

нужно

в

хлопчатобумажных

перчатках,

с

химическими

жидкостями

в

резиновых или из ПХВ. Защитные и увлажняющие кремы могут восстановить природный

жировой слой кожи.

Но угрозу здоровью и безопасности в ЛПУ несут не только физические факторы.

Часто люди в больницах находятся под влиянием стресса, во власти негативных эмоций,

вызванных как собственным болезненным состоянием так и агрессивной окружающей

обстановкой, в которую они попали.

Даже спокойные от природы люди могут потерять контроль над собой в наших

больницах

с

их

фантастической

организацией,

бесконечными

очередями

и

вечной

путаницей с медицинскими картами, не говоря уже о психологически неуравновешенных

личностях.

Такие люди могут нести прямую угрозу безопасности окружающим, в том числе

медперсоналу ЛПУ.

2. Аттестация рабочего места медицинской сестры

Аттестация рабочих мест по условиям труда медицинских учреждений имеет ряд

существенных отличий от аттестации рабочих мест на промышленных предприятиях.

Основными

факторами,

определяющим

условия

труда

медицинского

работника,

являются

биологический

фактор,

электромагнитное

излучение,

естественное

и

искусственное освещение, микроклимат, шум, ультразвук. Необходимо оценивать также

эргономику рабочих мест медицинского персонала, травмобезопасность оборудования и

требования охраны труда к самим помещениям медицинского учреждения.

Качественный анализ состояния воздуха в помещениях клинико-диагностической и

бактериологической

лаборатории

показывает,

что

используемые

при

проведении

исследований материалы в воздухе рабочих мест не обнаруживаются.

Этот

факт

можно

объяснить

тем,

что

применяемые

при

исследованиях

дозы

и

концентрации веществ минимальны.

Уровень

освещенности

не

на

всех

рабочих

местах

соответствует

нормативным

требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному и

совмещенному освещению жилых и общественных зданий».

Иногда применение люминесцентных ламп без учета спектра их излучения мешает

диагностической

и

лечебной

работе

вследствие

искажения

цветопередачи.

Поэтому

наиболее

приемлемыми

источниками

при

люминесцентном

освещении

медицинских

кабинетов являются лампы типов ЛДУ и ЛХЕ. Наилучшими источниками света для

местного освещения вместо ламп накаливания являются ксеноновые и галогенные лампы,

которые обеспечивают хорошее различение цвета и снижают напряжение зрительного

анализатора.

Для

обеззараживания

воздуха

в

помещениях

лабораторий

применяется

бактерицидное освещение с кварцевыми лампами

1

.

Режим

кварцевания

рабочих

мест

отражен

в

инструкциях

и

соответствует

требованиям

эксплуатации

бактерицидного

освещения

по

СанПиН

2.1.3.1375

03

«Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации

больниц, родильных домов и других лечебных стационаров».

Особенности

расположения

здания

медучреждения,

прилегающих

к

нему

территорий,

а

также

большая

численность

пациентов

в

коридорах

поликлиники,

ожидающих приема, требовала детального исследования уровня шума на рабочих местах.

1



Торовская Н. П. Аттестация рабочих мест в учреждениях здравоохранения // Трудовое право. – 2013.

- № 7. - с. 22 – 27.

Эти причины подтвердились при инструментальных измерениях уровня шума. В

целом ряде случаев превышение нормативных требований составляет от 4 до 8 дБА.

Нормативные требования по СН 2.2.4/2.1.8.562 – 96 «Шум на рабочих местах, в

помещениях

жилых,

общественных

зданий

и

на

территории

жилой

застройки»

для

медицинских учреждений очень высокие, исходя из особенностей работы.

Гигиеническая

оценка

условий

труда

медицинских

работников,

обслуживающих

диагностическую ультразвуковую аппаратуру, свидетельствует, что все они в процессе

трудовой деятельности подвергаются воздействию контактного ультразвука.

Кроме

того,

к

сопутствующим

вредным

факторам

у

медицинского

персонала

ультразвуковой

диагностики

относится

загрязнение

рук

контактными

смазками,

улучшающими акустический контакт с источником ультразвука.

Сюда же можно отнести нервно-эмоциональное и зрительное напряжение в течение

6-ти часового рабочего дня.

Статистика

показывает,

что

при

углубленных

медицинских

обследованиях

выявляются нарушения функционального состояния периферической нервной, сосудистой

и центральной нервной систем, а также изменение кожной чувствительности, смещение

порогов вибрационной и болевой чувствительности рук.

Более

чем

у

половины

медицинских

сестер

и

75%

врачей,

использующих

ультразвуковую

аппаратуру,

отмечались

вестибулярные

нарушения,

отражающие

функциональные изменения в центральном отделе вестибулярного аппарата.

Данные

реоэнцефалографических

исследований

говорят

о

функциональном

повышении тонуса сосудов головного мозга у медицинских работников со стажем работы

до

пяти

лет,

а

снижение

интенсивности

кровенаполнения

церебральных

сосудов

регистрируется при стаже свыше 5 лет.

При

неврологических

обследованиях

нередко

выявляются

нарушения

по

типу

вегетативного

полиневрита

в

сочетании

с

общим

ангиодистоническим

синдромом,

прогрессирующим со стажем работы с ультразвуковой аппаратурой.

Поэтому,

при

аттестации

рабочих

мест

врачей

и

медсестер

УЗД

отделения

функциональной

диагностики

проводится

оценка

уровней

воздействия

воздушного

и

контактного ультразвука по СанПиН 2.2.4./2.1.8.582 – 96 «Гигиенические требования при

работах

с

источниками

воздушного

и

контактного

ультразвука

промышленного,

медицинского и бытового назначения».

Условия труда на всех рабочих местах по фактору травмобезопасности относятся к

уровню допустимые, класс 2 (второй).

Необходимо отметить, что

во многих

медицинских учреждениях, отсутствуют

сведения об инфекционном производственном травматизме.

Не

разработаны

ведомственные

документы

о

расследовании

случаев

такого

травматизма у медицинских работников, отсутствует система регистрации инфекционного

производственного

травматизма

при

работе

с

биоматериалом

пациентов,

не

регистрируются по соответствующей форме уколы, порезы, проколы.

Об этом говорят цифры официальной статистики, ежегодно в области медицины по

всей

стране

учитывается

всего

около

200

травм,

в

том

числе

63%

у

средних

медработников,

28%

у

младшего

персонала,

16%

у

врачей

и

3%

у

лаборантов;

превалирует травматизм при работе с иглами –65%.

Труд медицинского работника является одним из наиболее сложных с точки зрения

высокой

психологической

нагрузки

и

является

высокоответственным.

Свыше

60%

медицинских сестер считают, что их профессиональная деятельность сопровождается

постоянным психоэмоциональным напряжением.

Известно, что значительное утомление, развивающееся в процессе напряженного

труда,

отрицательно

влияет

на

функциональное

состояние

центральной

нервной,

вегетативной, сердечно-сосудистой и других систем.

Труд медицинского работника для его психического здоровья представляет в 2,5 –3,0

раза больший риск, чем в других профессиях социальной сферы. Психоэмоциональные

нагрузки

на

фоне

хронического

переутомления,

играющего

дезадаптирующую

роль,

способствуют возникновению соматических заболеваний.

Требования к помещениям и рабочим местам оцениваются в соответствии с СанПиН

2.1.3.1375 – 03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и

эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров» (в редакции

изменения No 1 (СанПиН 2.1.3.1375).

Основные замечания касаются внутренней отделки кабинетов, качества линолеума

на

полу,

использования

пористых

и

рыхлых

строительных

материалов,

таких

как

древесно- и стружечно-волокнистые плиты, а также отсутствие компьютерных стульев и

столов при работе с компьютерами

2

.

Эффективным

средством

улучшения

условий

труда,

преодоления

усталости,

сохранения устойчивой работоспособности медперсонала является оптимизация режима

труда и отдыха, с организацией внутрисменного отдыха в специально оборудованных

2



Торовская Н. П. Аттестация рабочих мест в учреждениях здравоохранения // Трудовое право. – 2013. - № 7.

- с. 22 – 27.

помещениях,

что

в

сочетании

с

микроклиматическим

комфортом

и

психофизической

разгрузкой позволит снять избыточное эмоциональное и психическое напряжение и в

значительной мере восстановить работоспособность.

Наличие

биологического

фактора

и

проведение

ультразвуковых

исследований

предусматривает повышение оплаты труда работников на 15 %.

Медицинским

работникам

должен

предоставляться

ежегодный

дополнительный

отпуск, сроком 12 рабочих дней.

Это право зафиксировано в Списке производств, цехов, профессий и должностей с

вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и

сокращенный рабочий день.

Кроме того для работников биологической, клинико-диагностической лаборатории

предусмотрен сокращенный шестичасовой рабочий день (продолжительность рабочей

недели 36 часов) в соответствии с Постановлением правительства РФ No101от 14.02.2003

года «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от

занимаемой ими должности и (или) специальности»

3

.

По Приказу No45н от 16.02.09. «Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи

работникам,

занятым

на

работах

с

вредными

условиями

труда,

молока

или

других

равноценных пищевых продуктов» предусмотрено обеспечение работников молоком не

ниже 2,5% жирности в количестве 0,5 л.

Периодичность медицинских осмотров медработников определяется статьями 213,

68, 266 «Трудового кодекса РФ» от 30.12.01, приказами Минздравмедпрома РФ No 280/88

от

05.10.95г.

и

Минздравсоцразвития

РФ

No83

от

16.08.04,

и

No

90

от

14.03.96

г.

«Временный перечень вредных, опасных веществ и производственных факторов.

В

этих

документах

предусмотрены

осмотры:

в

лечебно-профилактическом

учреждении 1 раз в год и 1 раз в три года в центре профпаталогий, при участии врачей –

специалистов терапевта, ЛОР, гинеколога, дерматовенеролога, офтальмолога, невролога.

Для

работников

отделения

функциональной

диагностики

приказами

Минздравсоцразвития РФ No83 от 16.08.04, п.4.2.3, 4.2.2, 3.6 и No 90 от 14.03.96 г.

«Временный перечень вредных, опасных веществ и производственных факторов», п. 5.5,

6.2.2,

6.2.3

предусмотрены

осмотры

в

лечебно-профилактическом

учреждении

при

участии врачей – специалистов терапевта, невропатолога, окулиста.

3



Вараксин С. П. Вредные факторы в работе медицинского персонала // Охрана труда. – 2014. - № 8. –

с. 16 – 23.

Основным

недостатком

по

обеспечению

работников

обязательными

средствами

индивидуальной защиты (постановление Министерства труда и

социального

развития

Российской

Федерации

от

29

декабря

1997

г.

No68)

является

отсутствие сертификатов на выдаваемые СИЗ, что в итоге приводит к отрицательной

оценке обеспеченности данными средствами (приказ Минздравсоцразвития от 31 августа

2007 г. N 569).

Заключение

В настоящее время в России насчитывается 3 193 193 медицинских работника, в том

числе 626 458 врачей (19,6 процента) и 1 338 672 средних медицинских работников (41,9

процента).

Младший

медперсонал

составляет

18,9

процента

от

общего

числа

медработников. Кроме того, в стране насчитывается 10 906 фармацевтов, 612 563 прочих

сотрудников системы здравоохранения.

Медсестры, как известно, бойцы переднего фронта и входят в непосредственный

контакт

с

неблагоприятными

физическими

факторами,

такими

как

биологические

жидкости,

дезсредства

и

т.п.,

а

кроме

того

они

находятся

в

неблагоприятных

психологических условиях

4

.

4



Вараксин С. П. Вредные факторы в работе медицинского персонала // Охрана труда. – 2014. - № 8. –

с. 16 – 23.

Среди факторов,

составляющих

угрозу

безопасности

и

здоровью

медицинских

сестер в ЛПУ особенно хочется выделить следующие:

опасность инфицирования при работе с биологическими жидкостями;

опасность

поражения

химическими

реагентами

(дезинфицирующие

средства,

лекарственные препараты, отходы анестезирующих газов);

опасность подвержения облучению (рентгеновские аппараты, отходы изотопов,

радиоактивные выделения пациентов после их изотопного исследования (моча, фекалии,

рвотные массы));

угроза насилия;

стресс в результате воздействия неблагоприятной психологической обстановки.

Список литературы

1.

Вараксин С. П. Вредные факторы в работе медицинского персонала // Охрана

труда. – 2014. - № 8. – с. 16 – 23.

2.

Торовская Н. П. Аттестация рабочих мест в учреждениях здравоохранения //

Трудовое право. – 2013. - № 7. – с. 22 – 27.

3.

Яковлева Н. В. Условия труда медицинских работников // Медицина. – 2012. - № .

– с. 21 -25.



В раздел образования