Автор: Ковтун Татьяна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ СОШ с. Лазарево
Населённый пункт: с.Лазарево ЕАО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Экологический проект "Волшебная вода"
Раздел: дошкольное образование
Проект «Волшебница вода».
Автор проекта: Ковтун Т.В.
Актуальность проекта:
Всем известно, что маленькие дети любознательны. Среди вопросов, которыми
они одолевают взрослых, немало таких, как: «Почему осенью идёт дождь, а зимой
– снег?», «Почему вода жидкая?», «Почему лед твердый?» и т.д. Те взрослые,
которые отмахиваются от «докучных» вопросов ребёнка, совершают
непоправимое: они задерживают его умственный рост, тормозят духовное
развитие. Наш долг не только отвечать детям на их бесконечные вопросы, но и
активно побуждать их пытливость. Чтобы число таких вопросов росло.
Реализация проекта позволяет более обширно и глубоко усвоить программный
материал, развить познавательно – исследовательские возможности детей,
расширяет представления о воде и ее свойствах. А так же, способствует
возникновению познавательной активности у детей, вырабатывает умение
анализировать и делать простейшие обобщения и выводы.
Продолжительность проекта: краткосрочный 1 неделя
Тип проекта: познавательно-игровой, исследовательский.
Участники проекта:
дети младшей группы: участвуют в познавательной опытно-экспериментальной
деятельности;
воспитатель: организует совместную опытно - экспериментальную
деятельность, консультирование родителей о пользе игр с водой;
родители: совместно с детьми проводят опыты и эксперименты в домашних
условиях, рисуют на тему «Вода в окружающем мире».
Цель проекта: рассказать о разнообразии состояния воды, показать, где и в каком виде
существует вода, о значении воды в нашей жизни.
Задачи проекта:
1. Формирование элементарных представлений о свойствах воды. Учить детей проводить
несложные опыты с водой.
2. Развитие способностей устанавливать простейшие связи между живой и
неживой природой (наступила весна, бывают дожди, грозы, текут ручьи, светит
солнце, прогревается земля, растут цветы и другие растения, растениям и
животным нужна вода).
3. Воспитывать у детей бережное отношение к воде, формировать опыт
повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов.
Формирование у родителей интереса к проблеме экологического воспитания
детей.
Ожидаемые результаты проекта:
1. формирование представлений детей о природном объекте воде;
2. формирование познавательного интереса;
3. обогащение словарного запаса;
4. воспитание бережного отношения к воде;
Осуществление проекта в три этапа:
1.Этап.Подготовительный.
2.Этап. Практический.
3.Этап. Заключительный.
1.Подготовительный этап.
Выбор темы проекта
Определение целей и задач, составление плана работы.
Подбор картотеки опытов с водой, снегом, льдом;
Подбор подвижных и речевых игр.
Рассматривание картин, связанных с объектом неживой природы – водой.
2.Этап. Практический.
Дата проведения
Кто
участвует
Понедельник
-НОД: Знакомство со свойствами воды НОД (вода может быть холодной,
теплой, горячей; вода прозрачная; воду можно переливать; некоторые
предметы в воде тонут, а некоторые не тонут), о значении воды (водой мы
умываемся, стираем белье, готовим еду, купаемся летом в озере и т. д.);
-Рассматривание иллюстраций по теме: (иллюстрации дождя, речки,
моря);
- Заучивание потешки «Водичка, водичка… »
-Лепка «Мы скатали снежный ком»;
-Беседа о том, что нужно делать, чтобы росли в огороде овощи; познакомить
детей со свойствами воды.
-Подвижные игры «Солнышко и дождик»; «Через ручеек» и др.;
Работа с родителями:Заучивание стихотворений и потешек о воде.
Дети
Воспитател
ь
Родители
Вторник
-Рассматривание иллюстраций природных осадков в разное время года
-Эксперимент превращения снега в воду
-материал для дорисовки: «Тучи на небе», «Капает дождик», «Радуга
-дуга»;
- постройки из разных деталей крупного конструктора, игровых модулей
(«Мостик через речку», «Лодочка для Кати» и др.);
- беседы о разных состояниях воды, о свойствах воды, о значении воды
в жизни человека, животных, растений.
-наблюдения за небом (облаками, тучами, солнцем), лужами, ручейками;
-Чтение стихов А. Барто «Мячик», «Зайка», «Кораблик» из серии
«Игрушки».
- Работа с родителями:Показать детям в домашних условиях, где можно
использовать воду. Что растворяется в воде?
Дети
Воспитател
ь
Родители
Среда
-Беседы о том, что вода необходима для животных, птиц, рыб, растений и
людей, без нее нельзя выжить.
-Наблюдение за тем, как при поливе цветов вода впитывается в грунт. Дома как
пьют домашние животные. Дать детям понять, что вода – это источник жизни,
и все живое на земле пьет воду.
-НОД:Рисование «Капает дождик»
-Просмотр мультфильмов «Капитошка», «Возвращение Капитошки»,
«Мойдодыр»
Дети
Воспитател
ь
Родители
-игры-обсуждения «Зачем нужен зонт, сапожки?»;
-Работа с родителями:Рассказать о разных агрегатных состояниях воды в
природе( лед, снег, иней)
Четверг
- Аппликация « Рыбки в аквариуме»
Цель: продолжать отрабатывать умение работать с бумагой, клеем; дополнять
готовый образ. Развивать мелкую моторику, чувство композиции и цвета.
Учитывать и закреплять знание детей о внешних признаках рыб. Дать
представление о том, что всем нужна вода, даже рыбам, без воды и корма они
погибнут.
-Игры с водой «Весёлые кораблики» (дети запускают разные предметы
лодочки, щепочки, кораблики, наблюдают за ними, делают волны, ветер,
отправляют в плавание мелкие игрушки.
Цель: Закрепление знаний о свойствах воды и различных предметов легкие
игрушки в воде плавают, тяжелые тонут.
-Подвижные игры: «Пройди по мостику»
-Прослушивание музыкальных произведений и звуков природы («Звуки
дождя»,
«Шум моря», «Ручейки» муз. Т. Ломовой «Танец уточек»
Работа с родителями:Уход за комнатными растениями и животными дома.
Дети
Воспитател
ь
Родители
Пятница
- Ситуативные беседы о значимости воды для человека (приготовление
пищи, мытьё посуды и т.п.).
НОД «Экологическая сказка «Про маленькую капельку» Познакомить еще с
таким свойством воды как способность окрашиваться. Закрепить и обобщить
знания детей о воде.
- Разучивание потешек, прибауток, закличек - обращений о воде: «Дождик,
дождик, пуще…», «Полно, беленький снежочек»,«Теплая водичка» и др.
- Игры-забавы: «Пускание мыльных пузырей», «Мы капитаны», «Уточки
плавают»; «Ловись, рыбка!»
Работа с родителями:Оформление книжек – малышек «Кому нужна вода?»
Дети
Воспитател
ь
Родители
2.Практический этап
Беседы о свойствах воды (вода может быть холодной, теплой, горячей; вода
прозрачная; воду можно переливать; некоторые предметы в воде тонут, а
некоторые не тонут), о значении воды (водой мы умываемся, стираем белье,
готовим еду, купаемся летом в озере и т. д.);
Сюжетные подвижные игры «Солнышко и дождик», «Через ручеек», «По
мостику» и др.
Разучивание потешек, прибауток, закличек - обращений о воде: «Дождик,
дождик, пуще…», «Полно, беленький снежочек»,«Теплая водичка» и др.
Рисование «Капает дождик» (приёмы рисования разных по длине линий
(ручейки, дождь), мазков (капельки);
Аппликацию «Дождь идет» (обучения приёмам наклеивания заранее
вырезанных готовых форм);
Музыкальные произведения для слушания: «Звуки природы» (темы: ручеёк,
волны, дождик).
Просмотр мультфильмов «Капитошка», «Возвращение Капитошки»,
«Мойдодыр»
Участие детей в уходе за растениями в уголке природы: с помощь
взрослого поливать комнатные растения.
Информация для родителей через папки –раскладушки, консультации.
3.
Заключительный этап.
В содержание предметно развивающей среды по теме для самостоятельной
образовательной деятельности детей целесообразно было внесено:
настольно-печатные игры, разрезные картинки, предметные картинки;
материалы для дорисовки: «Тучи на небе», «Капает дождик», «Радуга -дуга»;
атрибуты для сюжетных и самостоятельных игр детей «Купаем игрушки» и др.
книги для рассматривания и детского чтения (Е.Благинина «Дождик»,
Ю.Мориц «Ручеёк», И.Токмакова «Глубоко ли, мелко», «К.Чуковский
«Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», Б. Житков «Как слон купался», К. Ушинский
«Уточки», В. Бианки «Купание медвежат» и др.
иллюстрации, отражающие свойства и значение воды, разное состояние
воды;
наборы для опытов и экспериментов с объектами живой природы (для
комнатных растений нужна вода), с водой, снегом;
наборы одежды для кукол;
наборы-конструкторы для строительства различных построек;
изобразительные средства (карандаши, краски, пластилин, глина, стеки);
дидактические пособия для развития мелкой моторики.
Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме
целесообразно рекомендовано родителям:
привлекать ребёнка к играм с водой (переливание из емкости в емкость,
искупать куклу и др.);
почитать стихи А. Барто «Мячик», «Зайка», «Кораблик» из серии
«Игрушки».
организовать прогулку к любому водоему, обращая внимание ребенка
разное состояние воды, на такое природное явление как «ледоход»;
привлекать ребенка к наблюдению за птицами, животными, которые пьют
из лужицы, обращать внимание на необходимость воды для всего живого;
обращать внимание ребёнка на одежду взрослых и детей в период дождя,
снега.
Совместная образовательная деятельность по теме в режимных моментах :
Утро:
рассматривание иллюстраций, книг по теме (иллюстрации дождя, речки,
моря);
постройки из разных деталей крупного конструктора, игровых модулей
(«Мостик через речку», «Лодочка для Кати» и др.);
побуждение к рассказыванию о примерах из личного опы та, связанного с
водой (купание домашних питомцев, помощь маме в мытье посуды,
совместное купание в озере);
обсуждение проблемных ситуаций из личного опыта ребёнка («Что нужно
делать, когда идет дождь?»);
сюжетные игры «Построим корабль», «Постираем кукле платье», «Чаепитие
у Мишки» и др.
рассматривание иллюстрированного материала с изображением водоемов,
природных осадков;
беседы: «Что мы видели на улице?», «Разная вода»;
беседы на освоение и запоминание правил здоровьесберегающего
поведения на улице («Что оденем в дождик?», «Можно ли ходить по
лужам?» и др.). конструирование из строительного материала (широкие -узкие речки,
ручейки, мостики и т.д.);
- беседы о разных состояниях воды, о свойствах воды, о значении воды в
жизни человека, животных, растений.
Гигиенические процедуры:
обогащать представления детей о процессах умывания, обращаясь к
художественным произведениям («Водичка, водичка, умой мое личико…»);
использование игрового персонажа «Капелька» в процессе формирования
культурно-гигиенических навыков: мытьё рук до и после еды, после прихода с
улицы и т.п.; мыть лицо, пользоваться полотенцем, быть опрятным, замечать
погрешности в одежде);
игровая ситуация «Кукла умывается», «Как правильно вымыть руки?»
Завтрак, обед, полдник, ужин:
обогащать представления детей о процессе приготовления пищи, о мытье посуды
(что нужно сделать, чтобы посуда была чистой?);
обращение к игровому персонажу при обучении детей правильно пользоваться
ложкой, пить из чашки, полоскать рот после еды питьевой во дой.
разговор о пользе различных напитков (соки, компот, простая вода);
ситуативные беседы о значимости воды для человека (приготовление пищи,
мытьё посуды и т.п.).
Прогулка:
наблюдения за лужами, ручейками, дождем;
пускание корабликов по ручейкам;
наблюдения за птицами, пьющими воду из лужицы (обращать внимание,
рассматривать, обследовать, называть);
подвижные игры «Солнышко и дождик»; «Через ручеек» и др.;
образовательные ситуации, помогающие детям осознать разумный способ
обращения с предметами, основанный на знании свойств материала,
использованного при его изготовлении («Почему в дождливую погоду мы не
берём на прогулку книги, мягкие игрушки?»);
наблюдения за небом (облаками, тучами, солнцем), лужами, ручейками;
Вечер:
чтение стихов (А.Барто серия «Игрушки».), сказок («Почему кот моется после
еды», «Под грибом» и др.);
прослушивание музыкальных произведений и звуков природы («Звуки дождя»,
«Шум моря», «Ручейки» муз. Т. Ломовой, «Танец уточек» муз. М. Картушиной);
приёмы формирования навыков рисования (линии, штрихи, пятна) в
самостоятельной изобразительной деятельности («Капельки». «Тучки»,
«Радуга»);
сюжетные игры «Построим корабль», «Постираем кукле платье» и др.
Вечерняя прогулка:
игры-обсуждения «Зачем нужен зонт, сапожки?»;
беседы на тему «Волшебная вода» (свойства и значение);
наблюдения за изменениями в живой и неживой природе («Что было, что
стало?»);
игры с водой «Весёлые кораблики» (дети запускают в ручеёк разные предметы –
лодочки, щепочки, кораблики, наблюдают за ними. Делают «волны», «ветер»,
«отправляют в плаванье» мелкие игрушки);
подвижные игры: «Через речку», «Убеги от дождя», «Пройди по мостику» и др.
Ожидаемые результаты:
От своего проекта, я ожидаю того, что дети больше узнают о воде, ее свойствах, значении
и назначении. И это будет более интересно узнавать, потому что все происходит во время
игры с водой. Ребенок будет воспринимать информацию с удовольствием.