Напоминание

Экологический проект "Волшебная вода"


Автор: Ковтун Татьяна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ СОШ с. Лазарево
Населённый пункт: с.Лазарево ЕАО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Экологический проект "Волшебная вода"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект «Волшебница вода».

Автор проекта: Ковтун Т.В.

Актуальность проекта:

Всем известно, что маленькие дети любознательны. Среди вопросов, которыми

они одолевают взрослых, немало таких, как: «Почему осенью идёт дождь, а зимой

– снег?», «Почему вода жидкая?», «Почему лед твердый?» и т.д. Те взрослые,

которые отмахиваются от «докучных» вопросов ребёнка, совершают

непоправимое: они задерживают его умственный рост, тормозят духовное

развитие. Наш долг не только отвечать детям на их бесконечные вопросы, но и

активно побуждать их пытливость. Чтобы число таких вопросов росло.

Реализация проекта позволяет более обширно и глубоко усвоить программный

материал, развить познавательно – исследовательские возможности детей,

расширяет представления о воде и ее свойствах. А так же, способствует

возникновению познавательной активности у детей, вырабатывает умение

анализировать и делать простейшие обобщения и выводы.

Продолжительность проекта: краткосрочный 1 неделя

Тип проекта: познавательно-игровой, исследовательский.

Участники проекта:

дети младшей группы: участвуют в познавательной опытно-экспериментальной

деятельности;

воспитатель: организует совместную опытно - экспериментальную

деятельность, консультирование родителей о пользе игр с водой;

родители: совместно с детьми проводят опыты и эксперименты в домашних

условиях, рисуют на тему «Вода в окружающем мире».

Цель проекта: рассказать о разнообразии состояния воды, показать, где и в каком виде

существует вода, о значении воды в нашей жизни.

Задачи проекта:

1. Формирование элементарных представлений о свойствах воды. Учить детей проводить

несложные опыты с водой.

2. Развитие способностей устанавливать простейшие связи между живой и

неживой природой (наступила весна, бывают дожди, грозы, текут ручьи, светит

солнце, прогревается земля, растут цветы и другие растения, растениям и

животным нужна вода).

3. Воспитывать у детей бережное отношение к воде, формировать опыт

повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов.

Формирование у родителей интереса к проблеме экологического воспитания

детей.

Ожидаемые результаты проекта:

1. формирование представлений детей о природном объекте воде;

2. формирование познавательного интереса;

3. обогащение словарного запаса;

4. воспитание бережного отношения к воде;

Осуществление проекта в три этапа:

1.Этап.Подготовительный.

2.Этап. Практический.

3.Этап. Заключительный.

1.Подготовительный этап.

Выбор темы проекта

Определение целей и задач, составление плана работы.

Подбор картотеки опытов с водой, снегом, льдом;

Подбор подвижных и речевых игр.

Рассматривание картин, связанных с объектом неживой природы – водой.

2.Этап. Практический.

Дата проведения

Кто

участвует

Понедельник

-НОД: Знакомство со свойствами воды НОД (вода может быть холодной,

теплой, горячей; вода прозрачная; воду можно переливать; некоторые

предметы в воде тонут, а некоторые не тонут), о значении воды (водой мы

умываемся, стираем белье, готовим еду, купаемся летом в озере и т. д.);

-Рассматривание иллюстраций по теме: (иллюстрации дождя, речки,

моря);

- Заучивание потешки «Водичка, водичка… »

-Лепка «Мы скатали снежный ком»;

-Беседа о том, что нужно делать, чтобы росли в огороде овощи; познакомить

детей со свойствами воды.

-Подвижные игры «Солнышко и дождик»; «Через ручеек» и др.;

Работа с родителями:Заучивание стихотворений и потешек о воде.

Дети

Воспитател

ь

Родители

Вторник

-Рассматривание иллюстраций природных осадков в разное время года

-Эксперимент превращения снега в воду

-материал для дорисовки: «Тучи на небе», «Капает дождик», «Радуга

-дуга»;

- постройки из разных деталей крупного конструктора, игровых модулей

(«Мостик через речку», «Лодочка для Кати» и др.);

- беседы о разных состояниях воды, о свойствах воды, о значении воды

в жизни человека, животных, растений.

-наблюдения за небом (облаками, тучами, солнцем), лужами, ручейками;

-Чтение стихов А. Барто «Мячик», «Зайка», «Кораблик» из серии

«Игрушки».

- Работа с родителями:Показать детям в домашних условиях, где можно

использовать воду. Что растворяется в воде?

Дети

Воспитател

ь

Родители

Среда

-Беседы о том, что вода необходима для животных, птиц, рыб, растений и

людей, без нее нельзя выжить.

-Наблюдение за тем, как при поливе цветов вода впитывается в грунт. Дома как

пьют домашние животные. Дать детям понять, что вода – это источник жизни,

и все живое на земле пьет воду.

-НОД:Рисование «Капает дождик»

-Просмотр мультфильмов «Капитошка», «Возвращение Капитошки»,

«Мойдодыр»

Дети

Воспитател

ь

Родители

-игры-обсуждения «Зачем нужен зонт, сапожки?»;

-Работа с родителями:Рассказать о разных агрегатных состояниях воды в

природе( лед, снег, иней)

Четверг

- Аппликация « Рыбки в аквариуме»

Цель: продолжать отрабатывать умение работать с бумагой, клеем; дополнять

готовый образ. Развивать мелкую моторику, чувство композиции и цвета.

Учитывать и закреплять знание детей о внешних признаках рыб. Дать

представление о том, что всем нужна вода, даже рыбам, без воды и корма они

погибнут.

-Игры с водой «Весёлые кораблики» (дети запускают разные предметы

лодочки, щепочки, кораблики, наблюдают за ними, делают волны, ветер,

отправляют в плавание мелкие игрушки.

Цель: Закрепление знаний о свойствах воды и различных предметов легкие

игрушки в воде плавают, тяжелые тонут.

-Подвижные игры: «Пройди по мостику»

-Прослушивание музыкальных произведений и звуков природы («Звуки

дождя»,

«Шум моря», «Ручейки» муз. Т. Ломовой «Танец уточек»

Работа с родителями:Уход за комнатными растениями и животными дома.

Дети

Воспитател

ь

Родители

Пятница

- Ситуативные беседы о значимости воды для человека (приготовление

пищи, мытьё посуды и т.п.).

НОД «Экологическая сказка «Про маленькую капельку» Познакомить еще с

таким свойством воды как способность окрашиваться. Закрепить и обобщить

знания детей о воде.

- Разучивание потешек, прибауток, закличек - обращений о воде: «Дождик,

дождик, пуще…», «Полно, беленький снежочек»,«Теплая водичка» и др.

- Игры-забавы: «Пускание мыльных пузырей», «Мы капитаны», «Уточки

плавают»; «Ловись, рыбка!»

Работа с родителями:Оформление книжек – малышек «Кому нужна вода?»

Дети

Воспитател

ь

Родители

2.Практический этап

Беседы о свойствах воды (вода может быть холодной, теплой, горячей; вода

прозрачная; воду можно переливать; некоторые предметы в воде тонут, а

некоторые не тонут), о значении воды (водой мы умываемся, стираем белье,

готовим еду, купаемся летом в озере и т. д.);

Сюжетные подвижные игры «Солнышко и дождик», «Через ручеек», «По

мостику» и др.

Разучивание потешек, прибауток, закличек - обращений о воде: «Дождик,

дождик, пуще…», «Полно, беленький снежочек»,«Теплая водичка» и др.

Рисование «Капает дождик» (приёмы рисования разных по длине линий

(ручейки, дождь), мазков (капельки);

Аппликацию «Дождь идет» (обучения приёмам наклеивания заранее

вырезанных готовых форм);

Музыкальные произведения для слушания: «Звуки природы» (темы: ручеёк,

волны, дождик).

Просмотр мультфильмов «Капитошка», «Возвращение Капитошки»,

«Мойдодыр»

Участие детей в уходе за растениями в уголке природы: с помощь

взрослого поливать комнатные растения.

Информация для родителей через папки –раскладушки, консультации.

3.

Заключительный этап.

В содержание предметно развивающей среды по теме для самостоятельной

образовательной деятельности детей целесообразно было внесено:

настольно-печатные игры, разрезные картинки, предметные картинки;

материалы для дорисовки: «Тучи на небе», «Капает дождик», «Радуга -дуга»;

атрибуты для сюжетных и самостоятельных игр детей «Купаем игрушки» и др.

книги для рассматривания и детского чтения (Е.Благинина «Дождик»,

Ю.Мориц «Ручеёк», И.Токмакова «Глубоко ли, мелко», «К.Чуковский

«Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», Б. Житков «Как слон купался», К. Ушинский

«Уточки», В. Бианки «Купание медвежат» и др.

иллюстрации, отражающие свойства и значение воды, разное состояние

воды;

наборы для опытов и экспериментов с объектами живой природы (для

комнатных растений нужна вода), с водой, снегом;

наборы одежды для кукол;

наборы-конструкторы для строительства различных построек;

изобразительные средства (карандаши, краски, пластилин, глина, стеки);

дидактические пособия для развития мелкой моторики.

Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме

целесообразно рекомендовано родителям:

привлекать ребёнка к играм с водой (переливание из емкости в емкость,

искупать куклу и др.);

почитать стихи А. Барто «Мячик», «Зайка», «Кораблик» из серии

«Игрушки».

организовать прогулку к любому водоему, обращая внимание ребенка

разное состояние воды, на такое природное явление как «ледоход»;

привлекать ребенка к наблюдению за птицами, животными, которые пьют

из лужицы, обращать внимание на необходимость воды для всего живого;

обращать внимание ребёнка на одежду взрослых и детей в период дождя,

снега.

Совместная образовательная деятельность по теме в режимных моментах :

Утро:

рассматривание иллюстраций, книг по теме (иллюстрации дождя, речки,

моря);

постройки из разных деталей крупного конструктора, игровых модулей

(«Мостик через речку», «Лодочка для Кати» и др.);

побуждение к рассказыванию о примерах из личного опы та, связанного с

водой (купание домашних питомцев, помощь маме в мытье посуды,

совместное купание в озере);

обсуждение проблемных ситуаций из личного опыта ребёнка («Что нужно

делать, когда идет дождь?»);

сюжетные игры «Построим корабль», «Постираем кукле платье», «Чаепитие

у Мишки» и др.

рассматривание иллюстрированного материала с изображением водоемов,

природных осадков;

беседы: «Что мы видели на улице?», «Разная вода»;

беседы на освоение и запоминание правил здоровьесберегающего

поведения на улице («Что оденем в дождик?», «Можно ли ходить по

лужам?» и др.). конструирование из строительного материала (широкие -узкие речки,

ручейки, мостики и т.д.);

- беседы о разных состояниях воды, о свойствах воды, о значении воды в

жизни человека, животных, растений.

Гигиенические процедуры:

обогащать представления детей о процессах умывания, обращаясь к

художественным произведениям («Водичка, водичка, умой мое личико…»);

использование игрового персонажа «Капелька» в процессе формирования

культурно-гигиенических навыков: мытьё рук до и после еды, после прихода с

улицы и т.п.; мыть лицо, пользоваться полотенцем, быть опрятным, замечать

погрешности в одежде);

игровая ситуация «Кукла умывается», «Как правильно вымыть руки?»

Завтрак, обед, полдник, ужин:

обогащать представления детей о процессе приготовления пищи, о мытье посуды

(что нужно сделать, чтобы посуда была чистой?);

обращение к игровому персонажу при обучении детей правильно пользоваться

ложкой, пить из чашки, полоскать рот после еды питьевой во дой.

разговор о пользе различных напитков (соки, компот, простая вода);

ситуативные беседы о значимости воды для человека (приготовление пищи,

мытьё посуды и т.п.).

Прогулка:

наблюдения за лужами, ручейками, дождем;

пускание корабликов по ручейкам;

наблюдения за птицами, пьющими воду из лужицы (обращать внимание,

рассматривать, обследовать, называть);

подвижные игры «Солнышко и дождик»; «Через ручеек» и др.;

образовательные ситуации, помогающие детям осознать разумный способ

обращения с предметами, основанный на знании свойств материала,

использованного при его изготовлении («Почему в дождливую погоду мы не

берём на прогулку книги, мягкие игрушки?»);

наблюдения за небом (облаками, тучами, солнцем), лужами, ручейками;

Вечер:

чтение стихов (А.Барто серия «Игрушки».), сказок («Почему кот моется после

еды», «Под грибом» и др.);

прослушивание музыкальных произведений и звуков природы («Звуки дождя»,

«Шум моря», «Ручейки» муз. Т. Ломовой, «Танец уточек» муз. М. Картушиной);

приёмы формирования навыков рисования (линии, штрихи, пятна) в

самостоятельной изобразительной деятельности («Капельки». «Тучки»,

«Радуга»);

сюжетные игры «Построим корабль», «Постираем кукле платье» и др.

Вечерняя прогулка:

игры-обсуждения «Зачем нужен зонт, сапожки?»;

беседы на тему «Волшебная вода» (свойства и значение);

наблюдения за изменениями в живой и неживой природе («Что было, что

стало?»);

игры с водой «Весёлые кораблики» (дети запускают в ручеёк разные предметы –

лодочки, щепочки, кораблики, наблюдают за ними. Делают «волны», «ветер»,

«отправляют в плаванье» мелкие игрушки);

подвижные игры: «Через речку», «Убеги от дождя», «Пройди по мостику» и др.

Ожидаемые результаты:

От своего проекта, я ожидаю того, что дети больше узнают о воде, ее свойствах, значении

и назначении. И это будет более интересно узнавать, потому что все происходит во время

игры с водой. Ребенок будет воспринимать информацию с удовольствием.



В раздел образования