Автор: Паночкина Алена Александровна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: Норильский техникум промышленных технологий и сервиса
Населённый пункт: город Норильск
Наименование материала: Роль лабораторно-практических работ в процессе обучения техническим специальностям.
Тема: Роль лабораторно-практических работ в процессе обучения техническим специальностям.
Раздел: среднее профессиональное
Роль лабораторно-практических работ в процессе обучения техническим
специальностям.
Паночкина А.А.
Преподаватель профессиональных дисциплин
Норильский техникум ПТиС
Реализация практикоориентируемого обучения по профессии 220703.02
«Слесарь
по
контрольно-измерительным
приборам
и
автоматике»
осуществляю
на
знаниях
теоретического
и
производственного
обучения.
Особое
внимание
уделяю
лабораторно-практическим
занятиям,
которые
выполняются на
современном оборудовании
:
стенд ИПДРТ-01 «Измерительные приборы давления, расхода,
температуры»,
комплект
типового
лабораторного
оборудования
УАДК1-П-Р
«Релейно-контрольные схемы управления»,
комплект паяльных станций,
комплект типового лабораторного оборудования ДТПСР.001 РЭ
«Датчики технологических параметров»,
комплект типового лабораторного оборудования ЭНШУ.001РБЭ
«Наладка шкафов управления».
комплект типового лабораторного оборудования ЭМСС.001 РЭ
«Электромонтажный стол»,
комплект типового лабораторного оборудования
ЭМЖПСР.001
РЭ «Электромонтаж в жилых и офисных помещениях».
Как
преподаватель профессиональных
дисциплин,
выстраиваю
свои
лекции с учетом производственной практики обучающихся.
При проведении лабораторно-практических занятий решаю следующие
задачи:
1.
Знакомлю
обучающихся
с
рабочими
элементами
контрольно-
измерительными приборами, установками и процессами, протекающими в
них.
2. Прививаю навыки научно-исследовательской работы и обучаю ее
методике.
3.
Обучаю
объединять
знания
теории
с
практикой
-
подтверждать
опытом положения теории.
4. Учу анализировать и обобщать результаты исследований.
5. Использую занятия в лаборатории для контроля самостоятельной
работы обучающихся.
Лабораторно-практические
занятия
занимают
промежуточное
положение между теоретическим и производственным обучением и являются
важным
звеном
теории
и
практики.
Это
влияет
на
определение
вида,
тематики
и
содержания
лабораторно-практических
занятий,
сроков
их
проведения, методов и приемов. В ряде случаев лабораторно-практические
занятия
организуются
и
проводятся
совместно
преподавателем
профессиональных дисциплин и мастером производственного обучения. В
процессе
производственного
обучения
лабораторно-практические
занятия
являются чаще всего составной частью, включаются в него как один из
главных структурных элементов.
Основными видами лабораторно-практических занятий по профессии
«Слесарь
по
контрольно-измерительным
приборам
и
автоматике»,
характерных для производственного обучения, являются: изучение и анализ
(описание) устройства и работы приборов, аппаратов, изучение способов
использования
контрольно-измерительных
приборов
и
инструментов,
например
-
пользование
штангенциркулями,
угломерами,
микрометрами,
индикаторами; измерение сопротивления цепи мостом сопротивлений и др.;
диагностика
неисправностей,
сборка,
регулировка,
ремонт,
настройка
оборудования,
например,
ремонт
простейших
уровнемеров, порядок
проверки
сопротивления
изоляции
мегомметром;
последовательность
ремонта мембранных приборов, регулировка и наладка вторичных приборов,
и др.
В зависимости от организации проведения лабораторно-практических
занятий
провожу
фронтально
(группами,
бригадами).
Способ
проведения
работ определяется наличием необходимого оборудования.
Лабораторно-практические работы, подразделяю:
иллюстративные
(конкретизируют
и
углубляют
знания
п р и к л а д н о г о
х а р а к т е р а ,
п о л у ч е н н ы е
н а
у р о к а х
профессиональных дисциплин),
исследовательские (способствуют развитию наблюдательности,
внимательности,
чувства
ответственности
за
результаты
работы).
Знания и умения, полученные ими в процессе выполнения таких
работ, более глубокие и полные по объему.
При
проведении
практической
работы
(сборка-разборка,
изучение
способов пользования инструментами и т.п.) главное в содержании вводного
инструктирования - объяснение и показ правильных приемов и методов,
выполнения данной работы.
Цель
лабораторно-практических
занятий -
углублять,
расширять,
детализировать знания, полученные на лекции и содействовать выработке
навыков профессиональной деятельности.
Руководство
выполнением
лабораторно-практической
занятий
осуществляю
в
процессе
обходов
рабочих
мест
обучающихся.
При
этом
контролирую ход работы, помогаю обучающимся справиться с возникшими
затруднениями и неполадками, отвечаю на их вопросы.
Если
лабораторно-практическое
занятие
выполняется
группами,
обращаю внимание, на участие всех членов группы. При этом работа должна
быть распределена таким образом, чтобы у каждого обучающегося были
определенные
обязанности.
Например,
один
устанавливает
заданные
параметры, другой следит за показаниями приборов, третий ведет их записи.
В
ходе
работы
обучающиеся
меняются
ролями,
с
тем
чтобы
каждый
выполнил все элементы задания.
После
выполнения
лабораторно-практических
занятий
каждый
обучающийся
или
старший
группы
представляет
мне
сделанные
записи,
расчеты и выводы. А при выполнении практических работ, не требующих
расчетов (например составление
дефектной ведомости, технологических
карт,
технической
документации)
подведение
итогов
проводится
путем
развернутой беседы с указанием ошибок и недочетов.
Лабораторно-практические
занятия
требуют
от
обучающихся
еще
большей самостоятельности и активности, чем теоретическое обучение. Они
воспитывают обучающихся в духе строгой ответственности за качество их
работы,
а
поэтому
заставляют
глубоко
осмысливать
ее,
приучают
к
критической оценке своих действий и учат обобщать итоги работы. Опыты,
хорошо
иллюстрирующие
теорию,
способствуют
лучшему
усвоению
изучаемой дисциплины.
Отработка профессиональных навыков при выполнении лабораторно-
практических
занятий
осуществляется
в
соответствии
с
ФГОС,
учебным
планом и профессиональным компетенциями.
Обучающиеся
2,
3
курса
уже
знакомы
с
масштабом
производства,
производственным
процессом,
поэтому
лабораторно-практические
занятия
закладываются с повышенной сложностью.
Считаю, что проведение лабораторно-практических занятий является
начальным
опытом
в
становлении
обучающихся
гр а м отн ы м и
профессионалами
Список литературы
1.Курбанова В.Ф. О самостоятельной работе студентов // Специалист. №8.
2012.
2. Матвеева Э.Х. Организация лабораторно- практических работ//Специалист.
№2.2012.
3. Новые педагогические технологии. Под общей ред. В.С. Кукушкина, 2009.