Автор: Есина Татьяна Владимировна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБПОУ РА " Красногвардейский аграрно–промышленный техникум"
Населённый пункт: Республика Адыгея, село Красногвардейское
Наименование материала: Методическая разработка урока литературы
Тема: конспект урока литературы по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души"
Раздел: среднее профессиональное
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Республики Адыгея
«Красногвардейский аграрно-промышленный техникум»
Методическая разработка
внеклассного мероприятия
по предмету «Литература»
Тема:
«…как грустна наша Россия…»
(урок-суд над помещиками из поэмы «Мертвые души Н. В. Гоголя»)
Разработчик: преподаватель русского языка и литературы
Есина Т. В.
с. Красногвардейское
2018 – 2019 у. г.
План-конспект урока
Тема: обобщающее значение образов помещиков в поэме
«Мертвые души» Н. В. Гоголя
Цель:
1. Углубленно постичь характеры персонажей поэмы, их
речь, привычки, нравы.
2. Научить творчески подходить к анализу произведения.
Тип урока: урок-суд
Оформление:
1. Судейский стол, скамья подсудимых, зал для зрителей,
столики для защитника и обвинителя.
2. Плакаты:
«Произведение Гоголя – «крик ужаса и стыда»
(А. И. Герцен)
«Боже, как грустна наша Россия»
(А. С. Пушкин)
«Мне хочется в этом романе показать хотя с
одного боку всю Русь»
(Н. В. Гоголь)
Ход урока:
С е к р е т а р ь . Встать, суд идёт!
С у д ь я . Прошу защитника и обвинителя, почтенную публику занять свои
места. Слушается дело о губернских помещиках, которые обвиняются:
Манилов — в бесхозяйственности, бесхарактерности, пустой мечтательности;
Коробочка — в жадности и косности;
Ноздрёв—
в
бесцельной
активности,
хамстве,
пьянстве,
во
лживости
и
мошенничестве;
Собакевич — в грубости и чрезмерном чревоугодии;
Плюшкин
—
в
беспредельной
скупости,
превратившей
его
в
«прореху
на
человечестве», в том, что он потерял человеческий облик.
Чтобы
лучше
понять
обвинение
и
защиту,
чтобы
приговор
суда
был
единственно
справедливым,
соответствующим
букве
закона,
заслушаем
показания каждого из вышеперечисленных помещиков и проследим путь их
моральной деградации, путь падения.
,
Помещик Манилов, вам предоставляется слово.
М а н и л о в . Я — уважаемый отец семейства; имею на попечении двух
отроков — Фемистоклюса и Алкида, верный супруг и старинный владелец
Маниловки, родового имения в... (Приказчик, сколько душ?)... в двести душ.
Хоть и не имею блестящего образования, как иные, но без ложной скромности
скажу: прелюбезнейший и препочтеннейший человек, слуга отечества. Имею
дом, стоящий на эдаком возвышении, три клумбы по-английски, чудеснейшую
беседку
под
названием
«Храм
уединённого
размышления»,
в
которой
я
предаюсь отрадным мечтаниям.
З а щ и т н и к . Позвольте, о чём же вы мечтаете?
М а н и л о в . Глядя с крыльца на пруд, я мечтаю о том, чтобы от дома
провести подземный ход или через пруд построить прекрасный каменный
мост, на котором бы разместились по обеим сторонам скамеечки, а на них бы
сидели купцы и продавали разные мелочные товары, нужные для крестьян.
З
а
щ и т
н и к.
П р о ш у
п о ко р н е й ш е
го с п од
с уд е й
у ч е с т ь
хозяйственные
способности
моего
подзащитного,
его
радение
о
своих
крепостных.
О бв и н и т е л ь. Но ведь эти радения только в мечтах, а на деле?! Крестьяне
живут в сереньких бревенчатых избах, нигде меж ними нет ни растущего
деревца, ни другой какой зелени. А сколько умирает у вас крестьян от голода,
от болезней?
З а
щ и т
н и к .Я протестую! Люди умирали и умирать будут, при чем
же здесь господин Манилов? Ответьте на мой вопрос, подзащитный. Много ли
вы читаете?
М а н и л о в . На этот вопрос я отвечу с превеликим удовольствием. Я очень
много
читаю,
проглядываю «Сын
отечества»,
и,
заметьте,
с
превеликим
удовольствием.
О б в и н и т е л ь.
А как вы объясните тот факт, что закладка в книге два
года покоится на четырнадцатой странице?
М
а
н и л о в .
Да,
вы
знаете,
семейные
заботы,
благоденствие
деток,
Маниловки, размышления о судьбе отечества – все это занимает очень много
времени…
С у д ь я .А как вы объясните показании свидетели N: «В первую минуту
разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!» В
следующую за тем минуту ничего не скажешь, а и третью скажешь: «Чёрт
знает что такое!» - и отойдешь подальше, если ж не отойдёшь, почувствуешь
скуку смертную?»
М а н и л о в .
Господин N?
Не
понимаю...
Эго
не
племянник
нашего
многоуважаемого полицмейстера?
Что ж, очень милый человек, имели мы с ним продолжительную беседу,
паренье мысли эдакое, но отчего же он так изволил отозваться обо мне? Отчего
скука? Отчего? Черт знает что такое... Не понимаю, господа.
С у д ь я . А ещё о вас говорят: «человек так себе, ни то ни сё, ни в городе
Богдан ни в селе Селифан».
М а н и л о в. Это, кажется, из пословицы... Как же изволите понимать
такое изречение? Не пойму, такое глумление...
С у д ь я .
Успокойтесь,
господин
Манилов.
Успокойтесь.
Садитесь,
подсудимый
С е к р е т а р ь . Суд продолжается, господа!
С у д ь я. Помещица Коробочка, расскажите суду о вашей жизни.
К о р о б о ч к а .Я — старинная столбовая дворянка, помещица. Имею,
батюшка, приличное поместье, дворик, где полно всякой домашней твари: и
индеек и кур, и петухов, и боровков. А какие огороды у меня, сударь, прости
бог хвастунью:
и капуста, и репа есть, и лук, и свёкла... А за огородами,
напротив свиного хлева, избы моих крестьян, их у меня душ восемьдесят.
С у д ь я . Вы торгуете?
К о р о б о ч к а . Торгую понемногу, господи помоги. И пенькой, и салом,
и крестьянами, коли бог пошлёт.
С у д ь я . Вопросы к подсудимой имеются?
З а щ и т н и к . Какие вопросы, и так ясно, что это хорошая хозяйка.
О б в и н и т е л ь . У меня вопрос. Как это вы можете торговать живыми
людьми будто вещами? Разве возможно такое в наш просвещённый век?!
С в и д е т е л ь н и ц а N. Прошу слова. Ну полно вам, батюшка. Что же
тут страшного?! Все торгуют, крепостные хороший товар, ходовой. Намедни
м н е госпожа Коробочка продала двух девок по сто рублей каждая. Какие
вышли славные работницы, сами салфетки ткут.
С у д ь я (Коробочке). А свидетель Чичиков называет вас «крепкоголовой»,
«дубинноголовой», «проклятой старухой».
К о р о б о ч к а . С нами крестная сила! Какие вы страсти говорите! Не
хочу
на
ночь
вспоминать
о
господине
Чичикове.
Ведь
он,
несмотря
что
дворянин, почтенный с виду господин, затеял покупать у меня мёртвые души.
А
я,
скажу
прямо,
растерялась
и
стала
жутко
торговаться,
а
вдруг
продешевлю... Вот видно, и недовольным он остался, что не позволили ему
провести
матушку-помещицу,
оставить
с
носом.
Ну
да
бог
с
ним,
с
бессовестным, я своё взяла и кончено. А вы, господин судья, сало свиное не
покупаете?
С у д ь я .
Садитесь,
подсудимая,
садитесь.
Прошу,
господин
Ноздрёв,
встаньте. Расскажите о себе суду.
Н о з д р е в. Ну что сказать о себе? Как говорится, славный малый, лихач,
охотник
погулять,
в
картишки
перекинуться...
А
ярмарки...
люблю,
брат,
ярмарки! Хоть и продулся в последний раз, зато как покутили, погуляли как! Я
за обед только шампанского 17 бутылок выпил...
С у д ь я .Ладно, ладно. Вы женаты?
Н о з д р ё в. Был когда-то, да жена умерла, царство ей небесное.
С у д ь я . Ну, а дети есть?
,
иими
Н о з д р ё в. А как же! Хотя... не до них, брат. Вот пускай нянька за ними
смотрит. Эх, смазлива, черт!.. А вот псарня, господа, это я вам скажу такое
дело… Там я — отец родной. Я тебе, ваше превосходительство, могу щенка
подарить, а лучше давай поменяемся... Да хоть на твою трубку, а?
С
у д ь я.
Благодарю
покорно.
Вы
лучше
скажите:
за
что
вас называют
«историческим человеком»?
Н о з д р ё в. А это оттого, что и всё время попадаю в истории.
Ч
и
ч
и
к о в (с
места).
Позвольте
добавить,
господин
судья.
Весьма
неприятные истории приключаются с подсудимым. Недавно и мне пришлось
оказаться свидетелем пренеприятнейшей истории. Хотел и я заключить сделку,
весьма выгодную для обоих сторон... Что? Какую?.. Да это неважно...
^
Н о з д р е в. Нет, брат, ты скажи, скажи какую. Суду будет интересно узнать об
этом, свинья ты эдакая.
Ч и ч и к о в. Прошу прощения, я весьма тороплюсь. Так вот: только случай
меня спас от самоуправства господина Ноздрёва. Ведь он, извините, хотел
меня избить вместе со своими дворовыми. Ни одно дело не проходит у него без
вмешательства властей, жандармов. Честь имею откланяться.
Н о з д р е в.
Ах ты жук! Я вам такую историю поведаю про него, пальчики
оближете.
С у д ь я . Хватит. С нас достаточно ваших историй. Слушаем помещика...
э... Медведева... то есть Собакевича. Извините. Расскажите как живёте, чем
занимаетесь.
С о б а к е в и ч .
Владенья
у
меня
добрые (поглаживает
живот).
Деревня, сосновый бор, берёзовая роща, поля, свой двор, дом.
З а щ и т н и к . У господина Собакевича всё на века. Не только постройки
- берёзы и те в два обхвата. Настоящий хозяин!
С
У Д Ь Я
(Собакевичу). Чем же вы занимаетесь?
С о б а к е в и ч . Как когда. В основном охотой. Мишек люблю бить —
слабость, извините.
С у д ь я . Ваша цель в жизни?
С о б а к е в и ч . Сытно поесть. Осетринку, поросёнка с хреном, бараний
бок с кашей — эх! Уважаю.
О б в и н и т е л ь (передразнивает). «Бок с кашей!» Обжорство — вот
его цель, смысл и суть жизни.
С у д ь я .
Как
вы
относитесь
к
председателю
дворянского
собрания?
С о б а к е в и ч . Дурак, какого поискать.
С у д ь я . А губернатор?
С о б а к е в и ч . Сам разбойник и рожа воровская.
О б в и н и т е л ь.
Да вы же грубиян.
3
а щ и
т н и к.
Зато крепостных
не
обижает.
Каждого
в
лицо
знает.
О б в и н и т е л ь.
Н у да, с мужиками он в ладу. А обижать будет, так
самому накладно станет — они же его собственность.
С е к р е т а р ь. Суд продолжается.
С у д ь я. Помещик Плюшкин! Вам слово. Барыня, я же звал Плюшки... Прошу
прощения, господин Плюшкин.
У
П л ю ш к
и
н (гадким голосом). Что вам сказать, господа. Беднею я.
Грабители
в разор вводят. Хотя бы Прошка, вор эдакий. Всыпать бы ему да нечем кругом
издержки.
У> Д нечем
- Кругом
З а щ и т н и к . Хочу сказать — ведь господин Плюшкин был прекрасным
хозяином,
рачительным. Соседи
ездили
к
нему
учиться
мудрой
скупости
разумной бережливости. У него работали фабрики, станки, прядильни, плуги,
молоты, косы. Приветливая хозяйка, его жена, славилась хлебосольностью. Но
хозяйка умерла, старшая
дочь
выскочила замуж. Сын уехал. Младшая дочь
тоже умерла. Господин Плюшкин остался один, неутешный в своём горе.
Умерла. Господин
О б в и н и т е л ь.
Все
это
так.
Но в
одиночестве
его
бережливость
превратилась
в
скупость
с
волчьим
аппетитом,
жадными
глазами.
Вы
бы
глянули на его дом: развалины в грязи, в пыли, в копоти. Ужас! Как он мог
докатиться до такого?
С у д ь я. А сколько у вас душ?
П л ю ш к и н. С тысячу было. Да в запрошлом году от мора померло, да в
бегах
которые.
О б в и н и т е л ь.
От такого убежишь!
С у д ь я.
Как же вы думаете жить дальше?
П л ю ш к и н . Как это священники-то не обращают внимания? Сказал бы
поучение: ведь против слова божия-то не устоишь.
О б в и н и т е л ь. Ну вы, я думаю, устоите!
С е к р е т а р ь.
Слово господину судье.
С у д ь я.
Перед вами предстали люди с их взглядами, мыслями, чувствами
и поступками, в которых мы наблюдаем утрату человеческих начал, на что и
обратил внимание господин Гоголь: «один за другим у меня следуют герои,
один пошлее другого».
В Манилове есть хотя бы что-то человеческое, например, его беспомощные
«порывания»
к
духовной
жизни.
У
крепкоголовой
Коробочки
нет
даже
и
намёка
на
какую-то
духовную
жизнь.
У
Ноздрёва,
наглого
озорника,
нечистоплотного в мыслях и поступках, полностью отсутствуют принципы
нравственности. В Собакевиче в обнажённом виде проступает жестокое и
зверское. И, наконец, перед нами предстаёт Плюшкин-помещик, в котором
человеческая личность достигла предела духовного оскудения, находится на
грани
психического
распада.
Эти
ничтожные
люди,
к
сожалению,
не
составляют исключения, они — обычные, типичные для нашей среды. То
обстоятельство, что они душевладельцы, лишает помещиков человеческого в
них. Как мы, просвещённые люди, не замечаем ужасов порабощения одного
человека другим! Развенчаем же миф о добром хозяине-помещике! Перед нами
прошли «угодливые невольники власти и безжалостные тираны своих рабов,
пьющие кровь и жизнь народа с той же естественностью и простодушием, с
каким ребёнок сосёт грудь своей матери» (Г е р ц е н).
Суд приговаривает вышеперечисленных помещиков к вечному презрению за
паразитический образ жизни, духовное и нравственное уродство. Быть именам
Манилова,
Коробочки,
Ноздрёва,
Собакевича,
Плюшкина
нарицательными,
обозначающими человеческие пороки.
Заключительное слово учителя.
Гоголь
так
глубоко
исследовал
человеческую
психологию,
верно
уловив
тенденции её развития под влиянием общественных условий, что его герои
продолжают жить поныне. Почти все персонажи «Мёртвых душ» упоминаются
в трудах литературных исследователей. И чаще всех — Манилов. Они в разные
годы пишут о маниловых народниках, либеральных буржуа, меньшевиках. С
помощью этого образа они отмечают не только пустое прожектёрство, но и
предательство, равнодушие к нуждам народа, прикрытое сладкой улыбкой и
приторной обходительностью.
К
образу
Ноздрёва
даже
Ленин
обращается,
чтобы
заклеймить
лгунов
и
подлецов. Собакевичами он именует российских черносотенцев, выступавших
с позиции самой свирепой реакции и великодержавного хамства. Перенося
гоголевские образы в новую историческую обстановку и обнажая в них новые
грани, тем самым мы можем раскрыть жизненность гоголевского наследия,
глубокую достоверность созданных писателем типов.
В героях Гоголя отразились общечеловеческие пороки. Вот почему имена
помещиков из «Мёртвых душ» стали нарицательными. И сегодня праздного
фантазёра, мечтателя, не умеющего и не желающего заниматься полезным
делом, мы называем маниловым; лгуна, хвастуна, дебошира — ноздрёвым;
жадного скрягу — ПЛЮШКИНЫМ.
Но не ноздрёвы, маниловы, коробочки — будущее России, а умный русский
народ, которому Гоголь посвятил самые задушевные слова.
(Один из учеников читает наизусть отрывок «И какой же русский не
любит быстрой езды?!»).
ВЫВОД:
Пусть всегда в ваших юных душах, как напутствие, звучат гоголевские слова.
«Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое
ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не
оставляйте их на дороге, не подымете потом!»