Автор: Петров Альберт Петрович
Должность: преподаватель истории
Учебное заведение: ГБПОУ РС(Я) "Якутский медицинский колледж"
Населённый пункт: г. Якутск, Республика Саха ( Якутия)
Наименование материала: методическая разработка
Тема: тест по теме Первобытное общество в Якутии
Раздел: среднее профессиональное
1.Человек заселил территорию современной Якутии в глубокой древности. Археологами у
становлено, что древний человек заселил Якутию уже в:
А) раннем палеолите
Б) раннем неолите
В) раннем мезолите
2.Наиболее известный и хорошо изученный
из археологических
памятников, которая
расположена в среднем течении реки Лены
А) Многослойная стоянка Белькачи I
Б) Стоянка Буолумуна-Тааса
В) это нижнепалеотическая стоянка Диринг-Юрях
3.Сенсационные находки якутских археологов под руководством
Ю.
А.
Мочанова
позволили высказать предположение, что формирование людей современного типа начало
сь:
А) 2,1 – 1 млн лет назад
Б) 3,2 — 1,8млн лет назад.
В) 4 – 2 млн лет назад
4.Начиная с середины I тысячелетия н. э. на территории Якутии появились предки:
А) Якутов
Б) Долганов
В) Юкагиров
Г) Эвенов и Эвенков
5. В якутских преданиях XVII
век определяется эпохой
А) Эллэйэ Боотура
Б) Тыгына и тыгынидов
В) Мунньан Дархана
6 . Самый
северный
в
мире
памятник
рунической
письменности
обнаружен
А.
П.
Окладниковым на:
А) правом берегу Лены ниже села Синска, в 200 км от Якутска, у деревни Петровской, уже
в Центральной Якутии.
Б) левом берегу Лены ниже села Синска, в 200 км от Якутска, у деревни Петровской, уже в
Центральной Якутии.
7. К 30-м гг. ХVII в. основные племена якутов заселяли треугольник, образуемый средним
течением:
А) Лены
Б) Алданом
В) Вилюя
Г) Амгою
8. Перемещение предков якутов на север началось:
А) в VI – VII вв.
Б) в VII – VIII вв.
В) в VIII–IX вв.
9. По легендам, записанным в начале ХVIII в., последние переселенцы с юга явились на
Лену во главе с Баджеем, дедом известного в преданиях племенного вождя (тойона)
Тыгына.
А) в конце ХVI в.
Б) в начале XV в.
В) в середине XVII в.
Г) в конце XVIII в.
10. В течение столетий шел сложный процесс слияния различных культур, которые к тому
же обогащались на месте навыками и умением…:
А) коренных эвенов и эвенков
Б) коренных тунгусских и юкагирских племен
В) коренных долганов и юкагиров
11. Якуты умеют выплавлять железо из руды и изготавливать:
А) топоры
Б) ножи
В) пальмы (широкие ножи, надетые на длинное древко)
Г) котлы
Д) наконечники копий и стрел
Е) кольчуги (куяхи)
Ж) молот и наковальня)
12. Якуты считают, что:
А) кузнец сильнее шамана. Они верили, что духи — покровители кузнецов, сильнее
шаманских духов, что умение и навыки кузнеца свидетельствуют о владении им силой
огня, способной убить любого шамана
Б) нет ничего сильнее шаманского духа. Шаман не имеет ничего общего с кузнечеством
13. Основным богатством у якутов был скот. Лошади использовались в качестве верховых
и тягловых. Из кобыльего молока приготовляли кумыс, рогатый скот и лошади давали
мясную пищу. Из коровьего молока делали масло и другие молочные продукты. Из кожи
рогатого скота и лошадей выделывали одежду и обувь, ремни, посуду и др. Широко
использовался конский волос.
А) верно
Б)неверно
В) частично
14.Когдаказак Петр Бекетов основал на территории Якутии первый русский город Ленский
острог
А) в 1589 году
Б) в 1723 году
В) в 1632 году
15. Для кормления рогатого скота зимой якуты заготавливали сено, а лошади зимовали на
подножном корму. Благодаря необходимости заготавливать сено якуты вели полукочевую
жизнь. Летом они выезжали на летние пастбища. Зимой перекочевывали на зимники,
которые строились поблизости от лугов, где заготавливали сено
А) верно
Б) неверно
В) частично
16. Когда было образовано Якутское воеводство
А) в 1565 году
Б) в 1695 году
В) в 1728 году
Г) в 1638 году
1 7 . Культ
какого
животного,
следы
которого
сохранились
в
религиозных
обрядах
и
поверьях,
также
указывает
на
громадную
роль,
какую
сыграла
в
прошлом
якутов.
"Старинный якут, сколько бы ни держал его, все жаловался, все считал себя бедным;
только когда завел это, начинал говорить: "Ну теперь и я с ним, есть и у меня добро!
(Намск, 1890 г.)
А) рогатого скота
Б) лошади
В) овца
18. Важным источником мяса и меха были охота и рыболовство. Якуты шили теплые
одежды из собольих, лисьих, волчьих, заячьих и других мехов.
А) верно
Б) неверно
В) частично
19. Якуты - один из народов, в языческих верованиях которого не было единого бога
А) они верили только в свои силы и способности
Б) вместо бога у них почитались бесы
В) вместо бога у них почитались божества - так называемые айыы
20. Величественным памятником древней культуры якутов являются:
А) героические поэмы о подвигах богатырей — олонхо
Б) сказания известных шаманов
21. В старину при постройке юрты главные столбы, служащие ее основою, обмазывались
кумысом и лошадиной кровью
А) верно
Б) неверно
В) частично
22. Есть только один своеобразный способ рыбной ловли, возможный только в Якутской
области.
А) заездки
Б) череза
В) ловля куюром
23. Происхождение якутского народа восходит:
А) ко второй четверти II тыс. н.э., когда на территории огромного края появились предки
современных саха (якутов)
Б) к первой половине III тыс. н.э., когда на территории огромного края появились предки
современных саха (якутов)
24. Формирование якутского языка шло на базе двух тюркских компонентов. Один из них
близок
к
древне-огузскому,
который
обособился
к
VI
веку.
Второй
компонент
это
-
кыпчакский язык. Определенную роль в формировании якутского языка сыграли также
монголоязычные племена. В современном якутском языке около 2500 слов являются
монгольского происхождения.
А) верно
Б) неверно
В) частично
25. О каком якутском божестве идет речь – «верховное существо был "диспетчером"
человеческих судеб, но не их творцом. Например, из имеющихся членов своей семьи он
выделил одного изначального мужчину для жительства на средней земле, т.е. положил
начало якутам, а затем удалился от дел. Он ничего непосредственно не дает, т.е. не творит,
не
дает
также
и
новые
"кут"
(душа).
Якуты
считали
себя
родственниками
этого
небожителя. И как к родственнику они обращались за помощью от притеснения злых
духов, сопровождая свои заклинания-прошения обрядами с жертвоприношениями в виде
живых животных, а также кроплением кумысом»
А) Иэйэхсит
Б) Десегей
В) Юрюн Аар Тойон
26.
Айыы
отличались
от
других
духов
лишь
жительством
на
9
ярусах
небес
и
преобладанием в их характере большей доброты. Однако, если им не угождали, айыы
моментально
превращались
в
самых
злейших
и
мстительных
духов.
Поэтому
якуты
прошлого своих айыы боялись намного больше, чем злых духов – абаасы
А) верно
Б) неверно
В) частично
27.
Это
божество
якуты
представляли
то
в
виде
небесного
человека
с
неприступно
грозным характером, то в виде конечеловека. У последнего туловище было лошадиным, а
шея и голова - человеческими, напоминающими все же лошадиную морду. Он являлся
небожителем, никогда не спускающимся на бренную землю. Считалось, что в весьма
редких случаях он посылал на землю своих апостолов в виде черных воронов или
жеребцов вороной масти. Его дух иногда вселяли в "матерь-кобылу" - предводительницу
табуна.
А) Иэйэхсит
Б) Ынахсыт
В) Десегей
28. В древности, "верующие" якуты старались обмануть свои божества. Древние якуты
были стихийными материалистами. Вообще, во всех обрядах у якутов явно проступало
обращение со своими богами как с прирученными дикими животными.
А) верно
Б) неверно
В) частично