Напоминание

Урок обобщающего повторения и систематизации знаний по теме "Политическое устройство мира"


Автор: Картамышева Зинаида Викторовна
Должность: преподаватель географии
Учебное заведение: ГБПОУ КК ТТОТ
Населённый пункт: г.Тихорецк ,Краснодарский край
Наименование материала: Методическая разработка открытого урока по географии
Тема: Урок обобщающего повторения и систематизации знаний по теме "Политическое устройство мира"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Методическая разработка открытого урока по географии

Тема: Урок обобщающего повторения и систематизации знаний

«Политическое устройство мира".

Цель: обобщить и систематизировать материал раздела «Политическое устройство

мира», применять знания, умения и навыки при решении задач практического и

прикладного характера

Задачи:

1.

уметь: решать географические задачи:

– сгруппировать страны,

– установить типологию стран;

2.

обобщить знания:

а) о деятельности:

– сгруппировать страны,

– установить типологию стран;

б) о понятиях: группировка, типология стран.

Тип урока: урок обобщающего повторения и систематизации знаний

Методы и формы: исследовательский( решение географических и логических

задач), повторение терминов, сравнение, работа с атласом по политической карте,

работа с картой у доски « Политическая карта мира», работа по контурным картам.

Оснащение урока: Политическая карта мира, Географические атласы, Контурные

карты.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Первоначальная организация общего повторения

2.1.Опрос по теме «Формирование политической карты мира»

Логическая задача:

Подтвердите или опровергните тезис географа Н.Н. Баранского о том, что

политико-географическое положение страны относится к историческим категориям,

изменяющимся во времени?

а. Охарактеризовать периоды формирования ПКМ (устный опрос)

б. Заполнить таблицу «Этапы формирования политической карты мира»

(работа у

доски)

Этапы

Особенности формирования

1древний(до 5 века

н.э)

Древний Рим, Древняя Греция, Древний Египет, Древняя

Индия

2средневековый(5-

15 век)

Португалия, Испания, Англия, Священная Римская и

Византийская Империи, Киевская Русь, Арабский Халифат

3новый(16-1918)

Крушение колониальный империй(Португальской ,

Испанской, Нидерландской, Британской и формирование

новых империй: Российской, Османской, Великих

Моголов(Индия) –становление и развитие кап. отношений

4новейший(1918-

наст время)

Распад государств –империй: Российской, Австро-Венгерской,

Османской

Вывод: Формирование ПКМ длительный исторический процесс, отражающий

весь ход развития человеческого общества. Перемены на политической карте

мира в будущем могут носить как количественные так и качественные

изменения и они должны найти свое отражение на политической карте мира.

3.Собственное повторение материала с использованием различных форм

опроса.

3.1.Географическая задача: ( работа у доски по Политической карте мира)

На основе политической карты мира проведите классификацию стран:

а) по площади территории

Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия

б) по численности населения

Китай,Индия,США,Индонезия,Бразилия,Пакистан,Бангладеш,Нигерия,Россия

,Япония, Мексика

в)по географическому положению

не имеющие выхода к морю

Монголия, Австрия, Непал

имеющие выход к морю

Великобритания, Италия, Индия

г)по форме правления

республики:

Россия, Бразилия, США, Германия, Италия

монархии:

Великобритания, Норвегия, Швеция, Нидерланды.

д)по типу государственного устройства

унитарные и федеративные

4.Диагностика и анализ глубины и прочности знаний

Задание 1.

Определи, для чего нужна группировка стран.

Для характеристики стран.

Задание 2

Определи, по каким критериям проводят группировку всех стран мира.

По величине, по территории, по численности населения.

Задание 3.

Определи название этих критерий группировки.

Количественные, качественные

Задание 4.

Определи, по какому еще критерию проводят группировку стран.

По географическому положению.

Вывод:

Группировка стран – это

объединение стран, которое проводится:

по количественным критериям: величине территории и численности

населения,

по географическому положению.

Задание 5. Определи страны, которые относятся к разным группам по разным

критериям. ( работа в группах по контурным картам)

ГРУППИРОВКА СТРАН

Основание

Крупнейшие

Средние

Небольшие

Микро-

государства

По величине

территории

Россия, Канада,

Китай, США,

Бразилия,

Австралия,

Индия,

Аргентина,

Казахстан, Судан

Франция, ФРГ,

Парагвай,

Ангола, Ливия,

Иран,

Пакистан

Дания, Чехия,

Греция, ОАЭ,

Сирия, Тунис,

Конго, Габон,

Лаос, Чили

Люксембург,

Андорра,

Ватикан,

Лихтенштейн

По

численности

Китай, Индия,

США, Индонезия,

Бразилия,

Пакистан,

Бангладеш,

Россия, Нигерия,

Япония

Украина,

Франция,

Польша,

Италия,

Филиппины,

Ирак, Мексика,

Венесуэла

Норвегия,

Швеция,

Кувейт,

Монголия,

Тунис, Боливия

Монако, Сан-

Марино, Науру,

Ватикан,

Маврикий,

Барбадос

Основание

Не

имеют

выход к

морю

Имеют выход к морю

приморски

е

полуостровны

е

островные

страны-

архипелаг

и

По

географическом

у положению

Монголи

я,

Парагвай

,

Австрия,

Непал

Бразилия,

Мексика,

Канада,

Саудовская

Аравия,

Швеция

Италия,

Индия,

Республика

Корея

Мадагаскар,

Великобритани

я, Исландия

Япония,

Индонезия,

Филиппины

Логическая задача 1

Сгруппируй страны по разным основаниям. (работа у доски)

«Группировка» Состав действий:

1

Выделить основание.(географическое положение, величина

территории, численности населения)

2

Подобрать однопорядковые понятия по каждой стране

Страны: Россия, Чад, Монголия, Япония, Люксембург, Куба, Китай, США,

Норвегия, Филиппины, Индия, Италия, Андорра, Индонезия.

Основание

Крупнейшие

Средние

Небольшие

Микро-

государства

По величине

территории

Россия, Китай,

США, Индия

Монголия,

Чад,

Индонезия,

Норвегия, Куба,

Япония, Италия,

Филиппины

Люксембург,

Андорра

Основание

Крупнейшие

Средние (от

10-100 млн.

чел.)

Небольшие(от 1-

10 млн. чел.)

Микро-

государства

По

численности

населения

Китай, Индия,

США, Индонезия,

Россия, Япония

Куба, Италия,

Филиппины

Чад, Монголия,

Норвегия

Люксембург,

Андорра

Основание

Имеют выход к морю

Не имеют выход к

морю

подгруппы

страны

По отношению к

морю

приморские

Россия, Китай, США

Чад, Монголия,

Люксембург

полуостровные

Норвегия, Индия,

Италия

островные

Куба

страны-

архипелаги

Япония, Филиппины,

Индонезия

Географическая задача. Приведи примеры стран. (работа с Географическим

атласом)

Самые крупные по площади: Россия, Канада, Китай, США, Бразилия,

Австралия, Индия.

Микрогосударства: Ватикан, Монако, Андорра.

Самые крупные по численности населения: Китай, Индия, США, Индонезия,

Бразилия.

Задание 1. Определи, по каким критериям проводят объединение стран. По

качественным критериям.

Задание 2. Приведи примеры качественных критериев типологии стран. По

уровню социально-экономического развития, по политической ориентации

страны, по месту в мировой экономике.

Построй определение понятия.

Вывод:

Типология стран это объединение стран, которое:

1 проводится по качественным признакам:

по уровню социально-экономического развития,

по политической ориентации стран,

по месту в мировой экономике;

2

выполняет функцию – используется для характеристики стран.

Задание 3.

Определи, по каким критериям оценивается уровень социально-экономического

развития страны.

ВВП – это показатель, который:

*характеризует стоимость выпущенной продукции страной за 1 год,

произведенных на территории данной страны за год.

* исчисляется в долларах США (для международных сравнений).

ВНП – это совокупная стоимость всего объема продукции и услуг в национальной

экономике независимо от местонахождения национальных предприятий в стране

или за рубежом (т.е ВВП за вычетом от местонахождения национальных

предприятий в стране или за рубежом .

ИЧР – это показатель, который:

учитывает уровень душевых доходов людей,

учитывает среднюю продолжительность жизни,

уровень их образования.

5.Подведение итогов и постановка перспектив изучения новых знаний

ТИПОЛОГИЯ СТРАН

Географическая задача ( работа в парах по атласу)

Определи, к какой группе стран относятся данные ниже страны (на основе

подведения под понятие).

К микрогосударствам

Европы относятся:

Ватикан

Монако

Бруней

Португалия

Страны – гиганты по

численности населения:

Австралия

Китай

Россия

Франция

К «ключевым странам»не

относится:

Индия

Бразилия

Республика Корея

Мексика

Полуостровное

положение имеют

страны:

Германия

Италия

Норвегия

В «большую семерку» не

входит страны:

США

Канада

Россия

Польша

Нефтеэкспортирующие страны

расположены в районе:

Персидского залива

Бенгальского залива

Средиземного моря

Монголия

Рефлексия: Анкетирование студентов

Вопросы, на которые отвечает ученик

«Зачем я это изучаю?»

«Каковы мои успехи и что у меня не

получается?»

«Что я должен делать, чтобы решить эту

задачу?»

«Правильно ли я решаю эту задачу?

«Какая учебная задача стоит передо

мной?»

6.Домашнее задание:

Для студентов, которые углубленно интересуются географией ответить на вопрос

«Почему в современном мире возникают нестабильные ситуации»? И с чем это

связано? Как влияют на изменения политической карты мира?

Группе № 1 Составить ранжированный ряд самых богатых стран по ВВП на душу

населения (десятка лидеров)

Группа № 2 Составить ранжированный ряд самых беднейших стран по ВВП на

душу населения (десятка отстающих)

Группа № 3 Составить ранжированный ряд стран по очень высокому показателю

ИЧР ( десятка лидеров)

Министерство образования, науки и молодежной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Тихорецкий техникум отраслевых технологий»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Открытого урока по географии

Урок обобщающего повторения и систематизации знаний

По теме: «Политическая карта мира»

Выполнила:

Преподаватель географии ГБПОУ КК ТТОТ

Картамышева З.В.

2019



В раздел образования