Напоминание

"Формирование у обучающихся допризывного возраста тактических навыков средствами игровой деятельности"


Автор: Кнезьянов Николай Николаевич
Должность: студент
Учебное заведение: СурГПУ
Населённый пункт: г. Сургут
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование у обучающихся допризывного возраста тактических навыков средствами игровой деятельности"
Раздел: высшее образование





Назад




Статья по теме:

«

Формирование у обучающихся допризывного возраста тактических

навыков средствами игровой деятельности

»

Публицист:

Кнезьянов Николай Николаевич

.

Сургут 2019

В рамках современного процесса образование отдельное внимание

уделяет

формированию

взглядов

у

детей

относительно

окружающей

действительности, а также непосредственно к самому себе в контексте

социальной позиции. Знания, получаемые на уроках основ безопасности

жизнедеятельности, позволяют детям адаптироваться в социальной среде, а

также

беспрепятственно

проходить

процесс

социализации,

при

этом

расширяя свои знания, умения и навыки, необходимые для дальнейшего

процесса жизнедеятельности.

Для

реализации

потенциала

урока

«Основы

безопасности

жизнедеятельности»

могут

использоваться

разнообразные

методы

и

приемы работы, при этом особое внимание стоит уделить игровым методам

работы.

Специфика

игровой

деятельности

заключается

в

том,

что

она

позволяет

не

только

обогатить

знания

детей,

но

и

сформировать

положительную

мотивацию

на

последующую

работу

на

уроках. Игра

всегда развивает и тренирует память. Именно так считал Д. Эльконин, наш

теоретик-классик

в

области

психологии

игры.

Он

определил

ее

как

деятельность,

в

которой

складывается

и

совершенствуется

управление

поведением. В этой связи он обращал внимание на роль игры в развитии

мотивации

и

умственных

действий.

Достижение

результата

одно

из

главных

условий

игры.

Достичь

желаемого

результата

в

игровой

деятельности способствует тактика, своего рода план действий. Игровая

деятельность – это эмоциональные интеллектуальные и физические усилия,

направленные

на

достижения

игровой

задачи.

Кроме

того,

важно

не

забывать

о

физической

подготовленности

обучающихся

допризывного

возраста. Сочетание военно-прикладных навыков, умений и умственной

деятельности позволяет скорейшему достижению результатов.

Включение

военно-прикладных

навыков

(рукопашного

боя,

преодоления

препятствий,

ускоренного

передвижения,

стрельбы

из

пневматических

и

пейнтбольных

ружей)

в

программу

занятий

по

физической культуре оказывает существенное влияние на формирование у

школьников физической готовности к военной службе, уверенности в своих

силах, и мотивации к военному делу.

Игра

наряду

с

трудом

и

ученьем

-

один

из

основных

видов

деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций,

направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором

складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Игровая деятельность – исторически сложившийся вид деятельности,

заключающийся

в

воспроизведении

детьми

действий

взрослых

и

отношений между ними в особой условной форме (по определению А.Н.

Леонтьева)

В

человеческой

практике

игровая

деятельность

выполняет

такие

функции:

-развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить

удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

-коммуникативную: освоение диалектики общения;

-самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

-игро-терапевтическую:

преодоление

различных

трудностей,

возникающих в других видах жизнедеятельности;

-диагностическую:

выявление

отклонений

от

нормативного

поведения, самопознание в процессе игры;

-функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру

личностных показателей;

-межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей

социально-культурных ценностей;

-социализации:

включение

в

систему

общественных

отношений,

усвоение норм человеческого общежития.

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А. Шмакову):

-свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по

желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не

только от результата (процедурное удовольствие);

-творческий,

в

значительной

мере

импровизационный,

очень

активный характер этой деятельности («поле творчества»);

-эмоциональная

приподнятость

деятельности,

соперничество,

состязательность,

конкуренция

и

т.п.

(чувственная

природа

игры,

«эмоциональное напряжение»);

-наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание

игры, логическую и временную последовательность ее развития.[1]

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание,

планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых

личность

полностью

реализует

себя

как

субъект.

Мотивация

игровой

деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора

и

элементами

соревнования,

удовлетворения

потребности

в

самоутверждении, самореализации.

Значение

игры

невозможно

исчерпать

и

оценить

развлекательно-

рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь

развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в

терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Игру

как

метод

обучения,

передачи

опыта

старших

поколений

младшим

люди

использовали

с

древности.

Широкое

применение

игра

находит

в

народной

педагогике,

в

дошкольных

и

внешкольных

учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и

интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в

следующих случаях:

-в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы

и даже раздела учебного предмета;

-как

элементы

(иногда

весьма

существенные)

более

обширной

технологии;

-в качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления,

упражнения, контроля);

-как

технологии

внеклассной

работы

(игры

типа

«Зарница»,

«Орленок», КТД и др.).

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно

обширную

группу

методов

и

приемов

организации

педагогического

процесса в форме различных педагогических игр.

В

отличие

от

игр

вообще

педагогическая

игра

обладает

существенным

признаком

-

четко

поставленной

целью

обучения

и

соответствующим

ей

педагогическим

результатом,

которые

могут

быть

обоснованы,

выделены

в

явном

виде

и

характеризуются

учебно-

познавательной направленностью.[1]

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых

приемов

и

ситуаций,

которые

выступают

как

средство

побуждения,

стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий

происходит

по

таким

основным

направлениям:

дидактическая

цель

ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность

подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее

средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который

переводит

дидактическую

задачу

в

игровую;

успешное

выполнение

дидактического задания связывается с игровым результатом.

Согласно

теории

функциональных

систем

П.К.

Анохина.

Этапы

деятельности системы, которые можно объединить термином "тактическое

мышление", таковы:

1.

Восприятие необходимой информации. В качестве главной особенности

процесса восприятия необходимо отметить селективный характер внимания

человека на этап эффективного синтеза только значимую в данный момент

информацию, а не всю, которая находится в поле зрения.

2.

Аффективный синтез. На этапе аффективного взаимодействие детерминант

игровой деятельности, рассмотренных выше. На результат аффективного

синтеза главным образом влияет взаимодействие мотивации и памяти, а

также обстановочных аффектаций и пускового стимула. Академик Анохин

подчеркивал, что прошлый опыт, взаимодействующий с мотивацией, играет

сам

по

себе

огромную

роль

в

процессе

мышления.

Главной

чертой

прошлого опыта является его специальная направленность. Эти данные

подтверждаются и выводами зарубежных психологов.

Однако если рассматривать не функциональную систему вообще, а

процесс психической организации игровой деятельности, то очевидно, что

и другие детерминанты.

3.

Принятие решения. Общепринятой точкой зрения является признание не

того положения, что этот процесс заключается в выборе одного решения из

нескольких альтернатив, определенных в процессе афферентного.

4.

Коррекция принятых решений. Участие этого процесса в деятельности

системы осуществляется в трех видах:

а) до начала действия;

б) во время выполнения действия;

в) после выполнения действия.

И каждый раз процесс тактического мышления, хотя в большинстве

случаев

он

лишь

уточняет

первоначальный

план-замысел,

начинает

действовать сначала, то есть носит циклический характер. В вариативных

конфликтных ситуациях игры чаще всего выделяются две главные черты

тактического

мышления:

дефицит

времени

и

дефицит

информации.

Дефицит информации представляет собой дефицит необходимых сведений

о состоянии объекта. В спортивных играх дефицит информации – это

вероятностные знания предполагаемых действий соперников и партнеров,

выражается в назначении дальнейшего развития ситуации А.В. Родионов

(1971) описывает характер информации, получаемой в игре, следующим

образом;

а) дефицит информации в условиях;

б) нестандартность условий;

в) структурирование-организация элементов игровой задачи целое.[2]

А.Я. Гальперин рассматривает полученную субъектом информацию

как

ориентировочную

основу

действия,

т.е.

совокупность

условий,

на

которые

ориентируется

субъект

при

выборе

поведения.

Игровую

информацию, описанную нами, автор называет неполной ориентировочной

основой действия. В отличие от полной ориентировочной основы, когда

дефицита

информации

и

нестандартности

условий

нет.

Поэтому

предст авляет ся

возможным

выделить

следующие

ф а к т о р ы ,

детерминирующие

"тактическое

мышление"

во

время

игры:

дефицит

времен и для ориентировки «неполную ориентировочную основу действия.

Однако заметим, что эти особенности по мнению ряда авторов касаются

только стадии информационной подготовки решения, то есть процессов

восприятия и афферентного синтеза.

В

ходе

технико-тактической

подготовки

врожденные

движения

формируются

до

специального

игрового

действия.

Последовательно

изучают и осваивают все приемы игры в нападении и в защите и их

соединения. При этом каждый прием должен иметь не один, а несколько

вариантов выполнения. Для этого занимающихся нужно ставить в такие

ситуации, которые требуют выбора и приспособления движений к условиям

проведения.

Тогда

анализаторы

будут

одновременно

направляться

на

восприятие движения мяча, собственного тела и игровой ситуации. Это

будет

совершенствовать

ориентировочную

часть

в

механизме

игрового

навыка. Таким образом можно будет добиться автоматизации основных

операций тактического мышления и двигательного решения, что является

главным в технико-тактической подготовке.[13]

В

процессе

подготовки

изучают

индивидуальные,

групповые

и

командные

тактические

действия.

Начальный

этап

обучения

связан

главным

образом

с

овладением

индивидуальными

действиями

или

способами

обыгрывания

соперника

в

различных

ситуациях.

Несколько

позже, когда появляется возможность применить более сложные сочетания

нескольких приемов, приступают к изучению групповых (вначале парных)

способов

обыгрывания.

Число

таких

взаимодействий

постепенно

увеличивается, и растет вариативность их применения.[11]

В

ходе

анализа

раскрыто

применение

игровой

деятельности

как

средства

формирования

у

обучающихся

допризывного

возраста

тактических

навыков

и

определена

роль

игровой

деятельности

в

формировании тактических навыков.

На

уроках

«Основ

безопасности

жизнедеятельности»

игровая

деятельность

обучающихся

допризывного

возраста

формирует

знания,

умения, смекалку, что им пригодится в слаженной командной работе. Такая

игра

как

«Лазертаг»

тактически

подготавливают

детей

для

успешного

достижения результата. За тактическую подготовку у обучающихся несет

ответственность учитель «Основ Безопасности Жизнедеятельности». Он

организует игровую деятельность, обучает правилам и принимает участие в

играх. Тактическая подготовка необходима в игровой деятельности.

Список литературы

1.

Программы образовательных учреждений. Основы безопасности

жизнедеятельности. 611 классы/ под.ред. А.Т. Смирнова. М.: Просвещение,

2011. 112 с

2.

Гарипов,

Н.Н.

Современная

модель

подготовленно сти

призывника к службе в Вооруженных силах России / Н.Н. Гарипов, В.В.

Пономарев//Актуальные

вопросы

физической

культуры

и

спорта:

Материалы ХI Всероссийской научно-практической конференции. -Томск:

Изд-во ТГПУ, 2008.-С. 154-159

3.

Попков

A.A.

К

вопросу

повышения

надежности

выполнения

двигательных действии в учебно-тренировочном процессе / A.A. Попков,

В.А. Заулошнов // Инновационные преобразования в сфере физической

культуры,

спорта

и

туризма:

международная

научно-практическая

конференция. Ростов-на-Дону, п. Новомихайловский, 2011. - С. 76-77.

4.

Попков

Андрей

Александрович/А.А.Попков//

МОДЕЛЬ

ВОЕННО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПОДРОСТКОВ

И

ПРИЗЫВНОЙ

МОЛОДЕЖИ:

автореферат

диссертации

на

соискание

ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.04 -

теория

и

методика

физического

воспитания,

спортивной

тренировки,

оздоровительной и адаптивной физической культуры. - Волгоград: ВГАФК,

2014. - 24 с].



В раздел образования