Автор: Кнезьянов Николай Николаевич
Должность: студент
Учебное заведение: СурГПУ
Населённый пункт: г. Сургут
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование у обучающихся допризывного возраста тактических навыков средствами игровой деятельности"
Раздел: высшее образование
Статья по теме:
«
Формирование у обучающихся допризывного возраста тактических
навыков средствами игровой деятельности
»
Публицист:
Кнезьянов Николай Николаевич
.
Сургут 2019
В рамках современного процесса образование отдельное внимание
уделяет
формированию
взглядов
у
детей
относительно
окружающей
действительности, а также непосредственно к самому себе в контексте
социальной позиции. Знания, получаемые на уроках основ безопасности
жизнедеятельности, позволяют детям адаптироваться в социальной среде, а
также
беспрепятственно
проходить
процесс
социализации,
при
этом
расширяя свои знания, умения и навыки, необходимые для дальнейшего
процесса жизнедеятельности.
Для
реализации
потенциала
урока
«Основы
безопасности
жизнедеятельности»
могут
использоваться
разнообразные
методы
и
приемы работы, при этом особое внимание стоит уделить игровым методам
работы.
Специфика
игровой
деятельности
заключается
в
том,
что
она
позволяет
не
только
обогатить
знания
детей,
но
и
сформировать
положительную
мотивацию
на
последующую
работу
на
уроках. Игра
всегда развивает и тренирует память. Именно так считал Д. Эльконин, наш
теоретик-классик
в
области
психологии
игры.
Он
определил
ее
как
деятельность,
в
которой
складывается
и
совершенствуется
управление
поведением. В этой связи он обращал внимание на роль игры в развитии
мотивации
и
умственных
действий.
Достижение
результата
одно
из
главных
условий
игры.
Достичь
желаемого
результата
в
игровой
деятельности способствует тактика, своего рода план действий. Игровая
деятельность – это эмоциональные интеллектуальные и физические усилия,
направленные
на
достижения
игровой
задачи.
Кроме
того,
важно
не
забывать
о
физической
подготовленности
обучающихся
допризывного
возраста. Сочетание военно-прикладных навыков, умений и умственной
деятельности позволяет скорейшему достижению результатов.
Включение
военно-прикладных
навыков
(рукопашного
боя,
преодоления
препятствий,
ускоренного
передвижения,
стрельбы
из
пневматических
и
пейнтбольных
ружей)
в
программу
занятий
по
физической культуре оказывает существенное влияние на формирование у
школьников физической готовности к военной службе, уверенности в своих
силах, и мотивации к военному делу.
Игра
наряду
с
трудом
и
ученьем
-
один
из
основных
видов
деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций,
направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором
складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Игровая деятельность – исторически сложившийся вид деятельности,
заключающийся
в
воспроизведении
детьми
действий
взрослых
и
отношений между ними в особой условной форме (по определению А.Н.
Леонтьева)
В
человеческой
практике
игровая
деятельность
выполняет
такие
функции:
-развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить
удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
-коммуникативную: освоение диалектики общения;
-самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
-игро-терапевтическую:
преодоление
различных
трудностей,
возникающих в других видах жизнедеятельности;
-диагностическую:
выявление
отклонений
от
нормативного
поведения, самопознание в процессе игры;
-функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру
личностных показателей;
-межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей
социально-культурных ценностей;
-социализации:
включение
в
систему
общественных
отношений,
усвоение норм человеческого общежития.
Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А. Шмакову):
-свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по
желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не
только от результата (процедурное удовольствие);
-творческий,
в
значительной
мере
импровизационный,
очень
активный характер этой деятельности («поле творчества»);
-эмоциональная
приподнятость
деятельности,
соперничество,
состязательность,
конкуренция
и
т.п.
(чувственная
природа
игры,
«эмоциональное напряжение»);
-наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание
игры, логическую и временную последовательность ее развития.[1]
В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание,
планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых
личность
полностью
реализует
себя
как
субъект.
Мотивация
игровой
деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора
и
элементами
соревнования,
удовлетворения
потребности
в
самоутверждении, самореализации.
Значение
игры
невозможно
исчерпать
и
оценить
развлекательно-
рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь
развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в
терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Игру
как
метод
обучения,
передачи
опыта
старших
поколений
младшим
люди
использовали
с
древности.
Широкое
применение
игра
находит
в
народной
педагогике,
в
дошкольных
и
внешкольных
учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и
интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в
следующих случаях:
-в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы
и даже раздела учебного предмета;
-как
элементы
(иногда
весьма
существенные)
более
обширной
технологии;
-в качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления,
упражнения, контроля);
-как
технологии
внеклассной
работы
(игры
типа
«Зарница»,
«Орленок», КТД и др.).
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно
обширную
группу
методов
и
приемов
организации
педагогического
процесса в форме различных педагогических игр.
В
отличие
от
игр
вообще
педагогическая
игра
обладает
существенным
признаком
-
четко
поставленной
целью
обучения
и
соответствующим
ей
педагогическим
результатом,
которые
могут
быть
обоснованы,
выделены
в
явном
виде
и
характеризуются
учебно-
познавательной направленностью.[1]
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых
приемов
и
ситуаций,
которые
выступают
как
средство
побуждения,
стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий
происходит
по
таким
основным
направлениям:
дидактическая
цель
ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность
подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее
средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который
переводит
дидактическую
задачу
в
игровую;
успешное
выполнение
дидактического задания связывается с игровым результатом.
Согласно
теории
функциональных
систем
П.К.
Анохина.
Этапы
деятельности системы, которые можно объединить термином "тактическое
мышление", таковы:
1.
Восприятие необходимой информации. В качестве главной особенности
процесса восприятия необходимо отметить селективный характер внимания
человека на этап эффективного синтеза только значимую в данный момент
информацию, а не всю, которая находится в поле зрения.
2.
Аффективный синтез. На этапе аффективного взаимодействие детерминант
игровой деятельности, рассмотренных выше. На результат аффективного
синтеза главным образом влияет взаимодействие мотивации и памяти, а
также обстановочных аффектаций и пускового стимула. Академик Анохин
подчеркивал, что прошлый опыт, взаимодействующий с мотивацией, играет
сам
по
себе
огромную
роль
в
процессе
мышления.
Главной
чертой
прошлого опыта является его специальная направленность. Эти данные
подтверждаются и выводами зарубежных психологов.
Однако если рассматривать не функциональную систему вообще, а
процесс психической организации игровой деятельности, то очевидно, что
и другие детерминанты.
3.
Принятие решения. Общепринятой точкой зрения является признание не
того положения, что этот процесс заключается в выборе одного решения из
нескольких альтернатив, определенных в процессе афферентного.
4.
Коррекция принятых решений. Участие этого процесса в деятельности
системы осуществляется в трех видах:
а) до начала действия;
б) во время выполнения действия;
в) после выполнения действия.
И каждый раз процесс тактического мышления, хотя в большинстве
случаев
он
лишь
уточняет
первоначальный
план-замысел,
начинает
действовать сначала, то есть носит циклический характер. В вариативных
конфликтных ситуациях игры чаще всего выделяются две главные черты
тактического
мышления:
дефицит
времени
и
дефицит
информации.
Дефицит информации представляет собой дефицит необходимых сведений
о состоянии объекта. В спортивных играх дефицит информации – это
вероятностные знания предполагаемых действий соперников и партнеров,
выражается в назначении дальнейшего развития ситуации А.В. Родионов
(1971) описывает характер информации, получаемой в игре, следующим
образом;
а) дефицит информации в условиях;
б) нестандартность условий;
в) структурирование-организация элементов игровой задачи целое.[2]
А.Я. Гальперин рассматривает полученную субъектом информацию
как
ориентировочную
основу
действия,
т.е.
совокупность
условий,
на
которые
ориентируется
субъект
при
выборе
поведения.
Игровую
информацию, описанную нами, автор называет неполной ориентировочной
основой действия. В отличие от полной ориентировочной основы, когда
дефицита
информации
и
нестандартности
условий
нет.
Поэтому
предст авляет ся
возможным
выделить
следующие
ф а к т о р ы ,
детерминирующие
"тактическое
мышление"
во
время
игры:
дефицит
времен и для ориентировки «неполную ориентировочную основу действия.
Однако заметим, что эти особенности по мнению ряда авторов касаются
только стадии информационной подготовки решения, то есть процессов
восприятия и афферентного синтеза.
В
ходе
технико-тактической
подготовки
врожденные
движения
формируются
до
специального
игрового
действия.
Последовательно
изучают и осваивают все приемы игры в нападении и в защите и их
соединения. При этом каждый прием должен иметь не один, а несколько
вариантов выполнения. Для этого занимающихся нужно ставить в такие
ситуации, которые требуют выбора и приспособления движений к условиям
проведения.
Тогда
анализаторы
будут
одновременно
направляться
на
восприятие движения мяча, собственного тела и игровой ситуации. Это
будет
совершенствовать
ориентировочную
часть
в
механизме
игрового
навыка. Таким образом можно будет добиться автоматизации основных
операций тактического мышления и двигательного решения, что является
главным в технико-тактической подготовке.[13]
В
процессе
подготовки
изучают
индивидуальные,
групповые
и
командные
тактические
действия.
Начальный
этап
обучения
связан
главным
образом
с
овладением
индивидуальными
действиями
или
способами
обыгрывания
соперника
в
различных
ситуациях.
Несколько
позже, когда появляется возможность применить более сложные сочетания
нескольких приемов, приступают к изучению групповых (вначале парных)
способов
обыгрывания.
Число
таких
взаимодействий
постепенно
увеличивается, и растет вариативность их применения.[11]
В
ходе
анализа
раскрыто
применение
игровой
деятельности
как
средства
формирования
у
обучающихся
допризывного
возраста
тактических
навыков
и
определена
роль
игровой
деятельности
в
формировании тактических навыков.
На
уроках
«Основ
безопасности
жизнедеятельности»
игровая
деятельность
обучающихся
допризывного
возраста
формирует
знания,
умения, смекалку, что им пригодится в слаженной командной работе. Такая
игра
как
«Лазертаг»
тактически
подготавливают
детей
для
успешного
достижения результата. За тактическую подготовку у обучающихся несет
ответственность учитель «Основ Безопасности Жизнедеятельности». Он
организует игровую деятельность, обучает правилам и принимает участие в
играх. Тактическая подготовка необходима в игровой деятельности.
Список литературы
1.
Программы образовательных учреждений. Основы безопасности
жизнедеятельности. 611 классы/ под.ред. А.Т. Смирнова. М.: Просвещение,
2011. 112 с
2.
Гарипов,
Н.Н.
Современная
модель
подготовленно сти
призывника к службе в Вооруженных силах России / Н.Н. Гарипов, В.В.
Пономарев//Актуальные
вопросы
физической
культуры
и
спорта:
Материалы ХI Всероссийской научно-практической конференции. -Томск:
Изд-во ТГПУ, 2008.-С. 154-159
3.
Попков
A.A.
К
вопросу
повышения
надежности
выполнения
двигательных действии в учебно-тренировочном процессе / A.A. Попков,
В.А. Заулошнов // Инновационные преобразования в сфере физической
культуры,
спорта
и
туризма:
международная
научно-практическая
конференция. Ростов-на-Дону, п. Новомихайловский, 2011. - С. 76-77.
4.
Попков
Андрей
Александрович/А.А.Попков//
МОДЕЛЬ
ВОЕННО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПОДРОСТКОВ
И
ПРИЗЫВНОЙ
МОЛОДЕЖИ:
автореферат
диссертации
на
соискание
ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.04 -
теория
и
методика
физического
воспитания,
спортивной
тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры. - Волгоград: ВГАФК,
2014. - 24 с].