Автор: Антоненко Елена Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №108"
Населённый пункт: город Трёхгорный, Челябинская область
Наименование материала: классный час
Тема: Характер человека. Можно ли его воспитать?
Раздел: начальное образование
МБОУ «СОШ №108»
г. Трёхгорный
Классный час по теме:
«Характер человека.
Можно ли воспитать характер?»
Разработала
учитель начальных классов:
Антоненко Елена Михайловна.
Цель:
знакомство с понятием “характер” и способами формирования его по-
ложительных черт, волевого управления и нравственного начала личности.
Задачи:
создать
условия
для
проявления
индивидуальности
и
творческих
способностей обучающихся;
мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей, пробу-
дить у них интерес к внутреннему миру человека;
учить детей умению находить достоинства в самих себе и других лю-
дях, повышение самоуважения детей;
учить решать учебно-жизненные задачи, самооценке
Коммуникативные универсальные учебные действия:
формирование у ребёнка умения не только говорить, но и
слушать и слышать собеседника,
доказательно и спокойно отстаивать своё мнение или при-
нимать точку зрения и советы других.
строить рассуждение, монологическое высказывание;
допускать возможность существования у людей различных
точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной
формулировать собственное мнение и позицию.
Личностные универсальные учебные действия:
способность к самооценке на основе критериев успешности
учебной деятельности.
оценивать правильность выполнения действия на уровне
адекватной оценки
Познавательные универсальные учебные действия:
осуществлять поиск необходимой информации для выпол-
нения заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий,
справочников;
проводить сравнение и классификацию по заданным крите-
риям.
Оборудование: проектор, компьютер, презентация; мяч; толковый словарь;
лист белой бумаги (формат А4 – 30 шт.); листы белой бумаги для групповой,
парной работы (формат А4 – 30 шт.); бланки “Помогают – мешают” для инди-
видуальной работы; карточки со словами «ВОЛЯ», «ПОСТУПОК», «ПРИ-
ВЫЧКА», «УМ»; наборы карточек с отрицательными и положительными ка-
чествами человека; карточки для самооценки; цветные карандаши или флома-
стеры.
План проведения классного часа.
1.
Проблема.
Может ли человек воспитать свой характер?
2. Поиск решения проблемы:
1. Что такое характер?
2. Как он формируется
3. Освоение знаний и формирование (применение) учебных действий:
1.Беседа с элементами этического диалога.
2.Понимание значимости влияния на формирование характера
самовоспитания через обобщение и оценивание информации.
4. Вывод по проблеме:
Характер человека формируется не только под воздействием окруже-
ния (родителей, друзей, школы и т.д.), но и создаётся им самим. Каким че-
ловеком он захочет стать, такой характер и будет в себе воспитывать.
Ход классного часа
I. Организационный момент
Вы готовы поработать? (Да!)
Вы готовы отвечать? (Да!)
Вы готовы, если надо,
Что-то вспомнить и узнать? (Да!)
Ну, а главное – готовы –
Вы сегодня рассуждать? (Да!)
II. Мотивация учебной деятельности.
- Посмотрите на эту фотографию – кто это? ( Наш класс, мы.)
- Какие мы вместе? (Дружные, весёлые, активные, шумные.)
- У нас много общего, но всё же каждый из нас отличается друг от друга.
- Чем? (Высказывают предположения)
- Да, люди отличаются не только внешне, но и внутренними качествами,
например, чем? (Характером)
- Я предлагаю поиграть в игру «Ассоциации»
- Я буду бросать вам в руки мяч, а вы постарайтесь назвать животное, с кото-
рым вы себя ассоциируете.
Я – _________ , __________ , ___________.
III. Самоопределение темы.
- А можно ли по названному животному определить характер человека? (Да)
- Как вы думаете, какая будет тема классного часа? (Характер человека.)
IV. Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации.
- Каждый из вас не только неповторим, но и до конца непознаваем, потому
что сложнее человека природа ничего не создала. И одно из самых увлека-
тельных занятий – узнавать что-то новое о самом себе. Предлагаю девизом
нашего классного часа взять слова: “Познай самого себя”
- Послушайте, одну историю про «спорщика» Сашу и «умника» Ваню.
«Умник» Ваня догнал «спорщика» Сашу возле дома.
-Как ты мог,- заговорил Ваня, - всех обманул: и учителя, и маму. И это
уже не первый раз.
-Отстань,- огрызнулся Саша,- да, у меня скверный характер, такой
вот я уродился, ничего с собой поделать не могу.
-Что значит «не могу»? - возмутился Ваня. – У тебя что, силы воли
нет, ты со своими слабостями не можешь справиться? Заставь себя изме-
ниться, вспомни, что тебе учительница говорит: «Стань хозяином своей
жизни».
-Ха-ха, - засмеялся Саша,- можно подумать, ты – хозяин своей жизни!
Сам постоянно опаздываешь к первому уроку, жалуешься, что ты «сова», а
не «жаворонок», не можешь, мол, утром рано вставать. Человек не может
быть хозяином своей жизни: с каким характером родился, с таким и прожи-
вет.
-Э нет, думаю, себя можно воспитать. Я, конечно, не образец для под-
ражания, но от привычки сваливать все на других уже отучился. Главное -
захотеть быть сильнее своих слабостей, тогда не станешь их жертвой.»
- Что Ваня думает о характере человека? ( Характер можно воспитать.)
-А что Саша думает о характере? (Характер нельзя изменить, он даётся от
рождения.
- Какое наблюдается противоречие?
- Какой вопрос может возникнуть, если исходить из этого противоречия?
V. Формулирование проблемного вопроса.
- Сформулируйте проблему. (Может ли человек воспитать свой характер?)
- Чему должны научиться на занятии?
- На какие вопросы мы должны получить ответ?
План (на доске)
1. Что такое характер?
2. Как он формируется?
- Как вы думаете, какие ещё понятия, связанные с характером мы раскроем в
ходе классного часа? (ум, воля, поступок, привычка).
VI. Открытие нового знания.
- Что такое характер? (предположения детей)
- Где мы можем получить ответ на этот вопрос? (толковый словарь)
- Характер – это качества личности человека, которые проявляются в его по-
ступках, в его отношении к людям, к себе, к вещам, к окружающему миру.
-
А для чего человеку знать, какой у него характер? (Чтобы научиться управ-
лять собой, чтобы воспитывать себя.)
- В переводе с древнегреческого слово “характер” означает “чеканка”, “пе-
чать”. В самом деле, с одной стороны жизнь чеканит, отливает характер чело-
века, а с другой – характер накладывает печать на все поступки, мысли и чув-
ства человека. Говоря о характере, мы подразумеваем типичные, часто повто-
ряющиеся в поступках и действиях проявления индивидуальных свойств че-
ловека, привычные формы его поведения в тех или иных жизненных ситуаци-
ях. Конечно, и трусливый человек может совершить решительный поступок,
а вежливый нагрубить. Но все-таки смелым или грубым мы называем только
того человека, для которого такое поведение типично.
- Характер любого человека имеет огромное значение как для него самого,
так и для окружающих его людей. Вы, наверное, слышали такие высказыва-
ния: «У него тяжелый характер», «неуживчивый характер», «золотой харак-
тер».
- О каких людях так говорят?
-А у всех ли людей одинаковый характер? От чего это зависит?
1. Практическая работа:
- Перед вами лист бумаги. Согните его пополам. Оторвите верхний правый
уголок. Потом нижний левый уголок. Потом кусочек посередине по линии
сгиба. Разверните свои листы. Сравните листы друг друга. Есть ли у кого-то
абсолютно похожий.
- Какой вывод вы сделаете?
Вывод: В природе нет ничего абсолютно одинакового. То же можно сказать и
про человека. Каждый человек неповторим и уникален. Вы вправе про себя
сказать: «Я такой один!»
- Бывает, что у людей одинаковые черты, но проявляют они их по- разному –
в большей или меньшей степени, в сочетании с другими чертами проявляют-
ся они так же по-разному.
- В чем же проявляется характер человека? (В его поступках, в поведении).
- Писатель Ф. Шиллер говорил: «Человек отражается в своих поступках». На
словах человек может говорить одно, а делать другое. Поступки показывают,
кто есть человек на самом деле.
2. Ситуация:
« Братья Миша и Сережа делали уроки. Пришли друзья, позвали играть в
футбол. Мальчикам очень хотелось идти. Миша пошел, а Сережа остался и
продолжил делать уроки.»
- Какие черты характера помогли Сереже перебороть свое желание? (Ответ-
ственность, чувство долга, сила воли)
- А какие черты проявил Миша? (Несерьезное отношение к своим обязанно-
стям – безответственность, низкий уровень понятия долга – «хочу» для него
выше, чем «должен»)
- Чей характер мы назовем сильным, а чей слабым?
3. Рассказ о мальчике:
«Саша Пчелкин решил с понедельника начать новую жизнь. Им сегодня в
школе рассказали о самовоспитании. А у него много слабостей. Во-первых,
он слабый физически, не умеет за себя постоять. И других отрицательных
качеств много. Учитель сказал, что это дело поправимое. Саша составил
план. Встать утром рано - в .6.00 - делать зарядку каждый день, читать
книги,
с 16.00 делать уроки. Играть за компьютером только полчаса в
день, к телевизору вообще не подходить.
Но с самого первого дня все пошло кувырком. Встал как всегда, прова-
лялся до 7.00 .Решил, что зарядку сделает после школы, а после школы
проиграли в футбол с ребятами. Пришел домой уставший, за обедом вклю-
чил телевизор, а там классный фильм. Он просмотрел его. Сел за компью-
тер прострелял долго и если бы мама не попросила вынести мусор то про-
сидел бы до ночи. И так каждый день. Мама ему сказала, что для выполне-
ния его плана нужна сильная воля и уверенность в своих силах.»
- Может, вы подскажете, как ему это сделать?
- Какой вывод вы для себя сделаете, глядя на ошибки мальчика? (Нужно вос-
питывать силу воли, настойчивость, дисциплинированность, обязательность:
обещал – надо сделать).
- У нас в классе есть ребята, которые никогда не опаздывают, активно работа-
ют уже на первом уроке, успевают вовремя сделать домашние задания, хо-
дить на кружки, читать, отдыхать на свежем воздухе, помогать по дому. Им в
этом помогает соблюдение режима дня.
- Согласитесь ли вы со мной, что работа над почерком тоже воспитывает ха-
рактер? Какие его черты?
- Скажи, …, легко ли тебе каждую работу выполнять так аккуратно и таким
каллиграфическим почерком?
- Положительные черты характера вырабатываются и в спорте?
- …, расскажи, легко ли одержать победу? Что нужно для этого?
4. Групповая работа.
- Поработайте в группах и определите черты сильного и слабого характера.
- Проверим.
Черты сильного характера:
1. Умеет себя заставить.
2. Умеет себе запретить.
3.Умеет отстоять свое мнение, не унижая других людей.
4. Умеет признавать свои ошибки.
Черты слабого характера:
1. Не умеет себя заставить.
2. Не умеет себе запретить.
3. Не умеет отстоять свое мнение, отстаивая его, может унизить
другого человека.
4. Не умеет признавать своих ошибок.
Вывод: Человека с сильным характером называют волевым. Волевой чело-
век умеет совершать над собой усилие в нужный момент. Используя ум и
волю, он может не совершать то, что навредит ему или окружающим. Воле-
вой человек умеет держать себя в руках, умет достигать поставленных целей.
- Слабохарактерными людьми могут управлять другие.
- К каким последствиям может привести человека его слабохарактерность?
Он может, не сумев противостоять дурной компании, попасть под ее влияние,
совершить проступок - поступок, наносящий вред окружающим. Под влия-
нием других он может приобрести вредные привычки (курение, употребле-
ние алкоголя).
Привычки - действия и поступки, выполнение которых для
человека стало постоянной потребностью.
5. Работа с пословицей.
- Есть такая пословица: «Посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь
характер – пожнешь судьбу». Как вы ее понимаете?
Примеры.
А) «Игорь в общении с друзьями часто употребляет бранные слова». Это
привычка или черта характера?
- В какую черту характера она может перейти? (Грубость).
Б) «Костя часто опаздывает на уроки. Каждый раз он находит оправдание
своим опозданиям: забыли завести часы; забыл вторую обувь, дежурные от-
правили обратно домой; утром вспомнил, что физкультура, готовил форму,
мама гладила майку и т. д.».
- От каких привычек нужно избавляться Косте?
- Какие черты характера формируются у Кости? (Неорганизованность, безот-
ветственность, возможно, и лживость)
- Если он не избавиться от этих привычек, в будущем ему будет трудно удер-
жаться на одной работе.
В) «Саша привык на обидные слова от одноклассников в свой адрес отве-
чать физическим действием
- может стукнуть, толкнуть, пнуть порт-
фель»
- Какие черты характера могут сформироваться у Саши? (Несдержанность,
агрессивность).
- А как это может отразиться на его судьбе? (В будущей семейной жизни это
может привести к разладу в семье. Также это может привести к уличной дра-
ке, а это уже правонарушение, за которое наказывают по закону)
- Насчитывается более тысячи наименований черт характера. Одни из них по-
могают их владельцу, другие способны отравить жизнь не только хозяину, но
и окружающим.
6. Работа в парах (у разных пар разный набор карточек)
Задание: выделите положительные и отрицательные черты характера.
Аккуратность,
замкнутость, беспечность,
внимательность,
гор-
дость,
грубость, дружелюбие, безответственность, жадность, жизнера-
достность,
завистливость,
исполнительность,
общительность,
скром-
ность, трудолюбие, вежливость, смелость, отзывчивость, медлительность,
настойчивость, нерешительность, обидчивость, подозрительность, раздра-
жительность,
сдержанность, равнодушие,
ответственность,
враждеб-
ность, щедрость.
(Обсуждение качеств, выделение положительных и отрицательных.)
- Среди этих качеств есть качества, которые нельзя отнести ни к хорошим, ни
к плохим. Попробуйте назвать их. (Торопливость, медлительность, замкну-
тость, общительность).
- В каких случаях эти качества полезны, а в каких – вредны? Приведите при-
меры.
Физминутка. Игра «И я!»
- Каждому из нас присущи определённые качества характера. Поиграем в
игру: «И я!» Я буду называть черту характера, а вы, если считаете, что она у
вас есть, говорите: «И я!»
Я – трудолюбивый, добрый, вежливый, старательный, злой, честный,
лживый, жадный, ласковый, грубый, умный, заботливый, неаккурат-
ный, отзывчивый, послушный, дисциплинированный, ленивый, пунк-
туальный.
- Какие качества характера вам легче было признать: хорошие или плохие?
Почему?
- А что нужно делать, чтобы вам не было стыдно перед другими?
- Да, нужно не только знать, каким нужно быть, но и работать над своим вос-
питанием, саморазвитием.
7. Индивидуальная работа.
Запиши в один столбик свои черты характера, которые помогают в жиз-
ни, а в другой – те, которые мешают.
Помогают: Мешают:
_______________________ ____________________
______________________ ____________________
_______________________ ____________________
______________________ ____________________
______________________ ____________________
- Какой столбик оказался больше? (Ответы ребят).
VII. Закрепление.
- В жизни нужно уметь предвидеть ошибки и избегать их. Поэтому все необ-
ходимо продумать, на несколько шагов вперед, чтобы потом не сожалеть о со-
деянном.
- В сказках герои тоже ошибаются, давайте поможем им угадать, какие черты
характера им мешали?
1. Игра «Путешествие по сказкам»
1. Какая черта характера Красной Шапочки привела к трагическому событию
в сказке? (болтливость)
2.
Какая
черт
характера
оставила
старуху
у
разбитого
корыта
в
сказке
А.С.Пушкина? ( жадность)
3. Из-за чего заяц лишил лубяной избушки? (из-за доверчивости)
4. Из-за чего братец Иванушка стал козленочком? (из-за непослушания)
5. Из-за чего Стрекоза из басни Крылова осталась без тепла и крова? (из-за
легкомысленности).
6. Из-за чего Буратино из сказки А.Толстого остался без золотых монет? (из-
за глупости)
- У сказочных героев тоже есть отрицательные качества, которые им в чем-то
помешали.
2. Игра «Микрофон»
-У вас, ребята, уже много достоинств, но ещё больше нужно в себе вос-
питать. Подумайте, над чем вам нужно поработать в первую очередь и поче-
му? (Например, «Я хочу воспитать в себе смелость, т.к. боюсь высоты.)
- Закончите предложение: «Я хочу воспитать в себе…».
3. Пословицы, поговорки, высказывания. (Если останется время или
можно предложить в качестве домашнего задания).
Лицом хорош, да душой непригож.
Привычка - вторая натура.
Чужая душа - потемки.
Вспыльчивый нрав не бывает лукав.
На смелого собака лает, а трусливого кусает.
Он не робкого десятка.
У упрямого на голове хоть кол теши!
В тихом омуте черти водятся
Завистливый по чужому счастью сохнет.
Он все под чужую дудку пляшет.
VIII.
Самооценка и взаимооценка. (Оценивание по методике С. Я.Рубин-
штейна.) Работа в парах.
- Ребята, давайте вспомним, что такое самооценка? (Самооценка – оценка
самого себя, своих достоинств и недостатков, своих поступков.)
- Попробуйте оценить себя. Поставьте чёрточку на шкале, на каком уровне вы
находитесь по каждому качеству характера, зелёным цветом. А теперь обме-
няйтесь со своим товарищем по парте и оцените друг друга, поставив отмет-
ку красным карандашом. Верните карточку.
доброта вежливость честность старательность исполнительность
грубость лень
- Сравните свою оценку и то, как оценил вас товарищ. Совпали ли они? Если
нет, то есть повод для размышлений.
IX. Итог занятия. Рефлексия.
- Вспомните проблемный вопрос нашего урока.
- Может ли человек воспитать свой характер?
- Что вы сегодня о себе узнали?
- От чего зависит характер человека?
Вывод: Характер зависит от наследственности, воздействия окружающей
среды и самовоспитания, образа жизни.
- Что вам сегодня понравилось? В чем вы испытывали трудность?
- Где пригодятся вам полученные знания?
- Все мы разные. Важно то, какие поступки мы совершаем, то, что мы хотим
видеть вокруг: хорошее или плохое, как мы думаем о других: хорошо или
плохо.
- И закончить наш классный час я бы хотела словами великого писателя
Л.Н.Толстого: «Думай хорошо, и твои мысли превратятся в хорошие по-
ступки». А это очень важно в воспитании в себе достойных качеств харак-
тера.
В конце занятия раздаются памятки «Как воспитать характер»