Автор: Елисеева Ольга Петровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "ЦРТД и Ю г.Владивостока"
Населённый пункт: Приморский край, г.Владивосток
Наименование материала: методическая разработка занятия
Тема: "Многоликая персона" с использованием новых компьтерных технологий
Раздел: дополнительное образование
Многоликая персона.
Открытое
занятие
с
применением
новых
компьютерных
технологий
.
Цели
:
познакомить
учащихся
с
историей
создания
русской
матрёшки
,
с
различными
промыслами
декоративно
–
прикладного
творчества
,
научить
выполнять
сувенир
–
матрёшка
,
закрепить
знания
,
полученные
на
занятиях
:
нахождение
предмета
по
координатам
,
прямые
и
обратные
действия
и
новые
слова
-
кодирование
и
декодирование
.
Задачи
:
Обучающие
:
1.
познакомить
детей
с
историей
русской
матрёшки
2.
познакомить
детей
с
народными
промыслами
3.
научить
делать
матрёшку
из
ткани
и
декорировать
её
шёлковыми
лентами
,
бисером
и
пайетками
.
Развивающие
:
1.
развивать
творческие
способности
,
воображение
2.
умение
работать
в
сплочённом
коллективе
3.
развивать
навыки
работы
:
с
тканью
,
ножницами
,
иголкой
Воспитательные
:
1.
воспитывать
любовь
к
национальным
русским
традициям
2.
уважение
к
своему
и
чужому
труду
3.
аккуратность
в
работе
Оборудование
:
презентация
,
пронумерованный
алфавит
,
изображение
японской
игрушки
,
портрет
С
.
Малютина
,
изображение
первой
русской
матрёшки
,
изображение
матрёшек
различных
промыслов
.
Ход
занятия
1.
Вступительная
часть
Педагог. Сегодня у нас необычное занятие
.
Тема занятия загадочная – «Многоликая персона». Кто из вас может
объяснить значение слова «персона»? ( Это личность или отдельно взятый
человек).
- А как объяснить значение слова «многоликая»? (Много лиц).
-Так кто же эта многоликая персона? Нам предстоит узнать. А помогут нам в
этом знания, полученные на уроках информатики.
2.
Актуализация опорных знаний.
Педагог. Сейчас вы должны найти предмет по данным координатам: у стены,
третий стеллаж слева, вторая полка снизу, среди книг.
Ученик по координатам находит записку.
Педагог. Что в записке, которую ты нашёл? (Здесь записаны цифры).
1
4
1
2
0
1
8
7
2
6
1
2
1
Педагог. Это не просто цифры, это зашифрованное слово. А как по - другому
мы называем шифрование слов? (Кодирование).
- Нам нужно выполнить операцию, обратную кодированию. Как она
называется? (Декодирование).
Педагог. Правильно. А чтобы расшифровать (или декодировать) это слово,
нужен ключ к разгадке.
- Как вы думаете, зачем я приготовила алфавит, в котором каждая буква
имеет свой номер? (это ключ).
А
1
Б
2
В
3
Г
4
Д
5
Е
6
Ё
7
Ж
8
З
9
И
1
0
Й
1
1
К
1
2
Л
1
3
М
1
4
Н
1
5
О
1
6
П
1
7
Р
1
8
С
1
9
Т
2
0
У
2
1
Ф
2
Х
2
Ц
2
Ч
2
Ш
2
Щ
2
Ь
2
2
3
4
5
6
7
8
Ъ
2
9
Ы
3
0
Э
3
1
Ю
3
2
Я
3
3
1
4
1
2
0
1
8
7
2
6
1
2
1
Обучающиеся расшифровывают слово «Матрёшка».
Педагог. Молодцы! Можете теперь сказать, кто эта многоликая персона? ( Да
это матрёшка).
- К нам в гости пришла матрёшка (на стол выставляются разные
матрёшки под песенку «Матрёшки потешки»).
3.
Основная часть.
Педагог.
А сейчас я расскажу вам много интересного об истории матрёшки.Вам нужно
внимательно слушать и запоминать, потому что некоторые сведения будут
нужны для выполнения заданий и решения кроссворда.
Матрёшка – самая знаменитая русская игрушка. А знаете ли вы, сколько ей
лет? В 2008 г. исполнилось 110 лет, как появилась на свет в России первая
матрёшка. А придумали матрёшку вот как.
В конце 19 века в Москве был магазин – мастерская «Детское воспитание»,
где работали лучшие мастера, художники и педагоги. Они придумали для
детей замечательные игрушки.
В эту мастерскую привезли из Японии фигурку добродушного лысого
старичка. Изображала она мудреца Фукуруму, у которого голова вытянута
в в е р х
о т
п о с т о я н н ы х
р а з д у м и й
Фукурума раскрывался, в нём находились ещё четыре фигурки, вложенные
одна в другую. Это были такие же добродушные мудрецы мал мала меньше.
Эти
фигурки
понравились
и
взрослым,
и
детям.
Так
Фукурума
стал
прообразом нашей матрёшки. Хоть игрушка и была привезена с далёкого
острава
Хонсю,
сами
японцы
утверждают,
что
такую
игрушку
выточил
безвестный русский монах (показ слайда).
В
1898
году
игрушечных
дел
мастер
Василий
Звёздочкин
вырезал
вручную
из
дерева
первую
русскую
матрёшку.
А
расписал
её
художник
Сергей Малютин (показ слайда).
Он назвал её «Матрёшкой» - от русского имени Матрёна. Матрёша –
статная, дородная русская красавица.
В основе этого имени лежит латинское слово «mater» - мать. Потому в
народе имя Матрёна ассоциируется с матерью, причём многочисленного
семейства, так как в крестьянских семьях того времени было принято иметь
много детей.
Первая русская матрёшка похожа на простую крестьянскую девочку в
сарафане
и
платке,
с
чёрным
петухом
в
руках.
А
внутри
её
устроились
старшие дочки – помощницы – в фартучке, с серпом, с плошкой, мальчонка в
слюнявчике
с
пальчиком
во
рту
и
младенец
в
пелёнках.
Всего
восемь
фигурок
в
скромной
деревенской
одежде,
с
милыми
живыми
лицами
–
добродушными, задумчивыми, весёлыми, смышлёными…(показ слайда)
Каждый с детства знает, что матрёшка – это разборная игрушка. Какие
действия нужно выполнить с матрёшкой, чтобы это доказать? (Разобрать её)
Педагог даёт матрёшку обучающимся и те разбирают и собирают матрёшку.
Педагог. Прямые и обратные действия доказали, что матрёшка -
не
просто игрушка. Какая она? (Разборная, многосоставная).
Физкультминутка «Матрёшки» (песня).
Мы – весёлые матрёшки,
Ладушки, ладушки.
На ногах у нас сапожки,
Ладушки, ладушки.
Мы похожи, словно сёстры,
Ладушки, ладушки.
И. п. – руки согнуты в локтях, указательный палец правой руки
упирается в правую щёку. При произнесении слова «ладушки» дети каждый
раз хлопают в ладоши. Показывая сапожки на ногах, ставят попеременно
каждую ногу на носочек, на пяточку и стучат каблучками. Далее на счёт «раз,
два, три» кружатся вокруг себя, руки на поясе.
Педагог. Матрёшка быстро завоевала популярность в России. Из Москвы она
переехала в Сергиев – Посад. Там был
крупнейший в России центр по
производству игрушек. Сергиево посадские матрёшки были восьмиместные,
румяные, наряженные в сарафан или юбку с кофтой, передник, на голове -
яркий
платок. Матрёшка не лентяйка, в руках у неё то серп и хлебные
колосья, то каравай, то уточка
или петушок, то корзинка с грибами или
ягодами.
Разве может заскучать матрёшка? Она ведь не одна, а с целой дружной
семьёй (Показ слайда).
Затем появились матрёшки и в других регионах России: семёновские,
полхов
–
майданские,
тверские.
Семёновские
и
полхов
–
майданские
матрёшки
-
тёмноволосы,
а
тверские–
голубоглазые
блондинки
(показ
слайда).
Сначала расскажу вам о матрёшке семёновской. Она отличается от
сергиевопосадских. Эта матрёшка более стройная: относительно тонкий верх
её переходит в утолщённый низ. Брови дугой, рот бантиком, малиновый
румянец. Тёмные волосы аккуратно улажены под платок, а на переднике её
всегда пышный букет ярких цветов. В природе таких нет – это всегда плод
фантазии художников. Цветов в букете нечётное количество, и направлен он
влево.
В
росписи
преобладают
красные,
синие
и
жёлтые
цвета
(Показ
слайда).
Семёновский промысел дошёл и до села Полхов – Майдан, что в 100 км
от старинного русского города Мурома. Там точили матрёшек удлинённых, с
маленькой головой. Форма этих матрёшек напоминает кегли.
Отличает эту матрёшку от других не только форма, но и изображение
полушалка(небольшая шаль) на голове, лицо обрамляют кудри – это входило
в детали старинного женского муромского костюма. Основные цвета росписи
– Фиолетовый, алый, жёлтый, голубой. Передняя часть сарафана украшена
цветами и ягодами: шиповником, колокольчиками, ромашками, клубникой…
(Показ слайда).
Там матрёшка, здесь матрёшка, а посмотришь – разные. Вот какая
интересная и многоликая персона наша матрёшка. И все – где она весела,
празднична, нарядна.
Про матрёшку придумали потешку:
Шли матрёшки по дорожке,
Было их совсем немножечко:
Две Матрёны, три Матрёшки
И ещё Матрёшечка!
Педагог. А теперь немного об изготовлении матрёшки.
Сначала из липового чурбака мастер вытачивает формочки, начиная с самой,
маленькой, неразъёмной, а затем матрёшку расписывают художники.
Если первые матрёшки изображали девушек в русских
сарафанах с
корзинками,
букетами,
серпами,
то
позже
на
матрёшек
стали
наносить
всевозможные
сценки
из
жизни,
рассказывающие
о
временах
года,
о
крестьянском быте, весёлых ярмарках и народных праздниках.
Прекрасны матрёшки расписанные под гжель, хохлому, жостово.
Были созданы серии матрёшек по мотивам любимых детских сказок:
«Репка», «Курочка – ряба», «Золушка», «Щелкунчик» ит.д.
Оригинальную матрёшку в виде ракеты изготовил семёновский мастер
Пчёлкин. Он расписал корпус цветами, а внутри находился космонавт, а в нём
ещё два - целый экипаж.
Для выставки в Петербурге сергиевопосадские мастера сделали 48 –
местную матрёшку. Там же позднее изготовили 50 и 60 - местных. А самая
большая
матрёшка
выточена
семёновскими
мастерами.
Одна
матрёшка
вмещает 72 фигурки.
Мастера – матрёшечники
пытались экспериментировать и с формой
игрушки: вытачивали фигуры в виде древнерусского шлема, конусообразные.
Но эти новшества не прижились.
4.
Закрепление, систематизация полученных знаний.
Педагог. Сегодня
мы
узнали
много
нового
и
интересного
о
матрёшке.
Посмотрите
на
неё
и
назовите
её
признаки.
На
какой
вопрос
отвечают
признаки предметов? (Какой, какая, какое, какие?)
- А на какой вопрос отвечают слова – признаки, относящиеся к матрёшке?
(Какая?)
Игра. «Какая я, русская матрёшка?»
Назвать признаки, принадлежащие матрёшке.
Обучающиеся
называют
признаки: (Статная,
красивая,
румяная,
трудолюбивая, весёлая и т.д.)
Педагог.
Какие
новые
слова
мы
сегодня
услышали
на
занятиях?
(Координаты,
кодирование,
действия
и
обратные
действия,
признаки
предметов).
- Кто из вас был внимателен на занятии, тот сможет ответить на мои вопросы
и разгадать кроссворд.
1.
В каком городе была изготовлена русская матрёшка? (Москва)
2.
Как
фамилия
художника,
расписавшего
первую
матрёшку?
(Малютин)
3.
От
какого
русского
имени
произошло
название
матрёшки?
(Матрёна)
4.
Как называется заграничная игрушка, которая стала прообразом
русской матрёшки? (Фукурума)
5.
Из какого материала изготовлена матрёшка?(Дерево)
6.
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна …(Игрушка)
7.
Какой головной убор носят матрёшки? (Платок)
8.
В какой наряд чаще всего одета матрёшка? (Сарафан)
Педагог.
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идёт.
Наша русская матрёшка
Не стареет сотню лет.
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет
Из
обычной
детской
забавы
матрёшка
превратилась
в
предмет
искусства. Её расписывают профессиональные художники, живописцы
и мастера народных промыслов. В матрёшке, как
и прежде, есть
сказочность и загадка, а
яркие
и
насыщенные краски придают ей
теплоту и солнечность.
5.
Сувенир- матрёшка.
Инструменты
и
материалы:ткань:
флок,
шифон
и
др.,
декоративная
тесьма, пайетки разной формы и цвета, нитки для шитья, иголки для
шитья и бисера, атласные ленты разного цвета, картон, клей «Момент».
Выполнение
1.
По
схеме
№
1
обводим
с
помощью
трафарета
две
детали
матрёшки.
2.
Из тонкой разноцветной ткани вырезаем две детали косынки(А и
Б, деталь А – передняя часть косынки, деталь Б – задняя часть).
3.
На белом картоне рисуем лицо матрёшки, по окружности лица,
приклеиваем декоративную тесьму.
4.
Нижнюю часть каждой детали украшаем вышивкой лентами и
пайетками.
5.
Две детали матрёшки можно сшить петельным швом, а можно
соединить с помощью приклеивания декоративной тесьмы.
6.
Подставка
для
матрёшки
выполняется
из
полоски
картона
(ширина 1 см, длинна по окружности матрёшки).
7.
На
нижнюю
часть
подставки
приклеиваем
картон(по
овалу),
верхнюю часть обклеиваем декоративной тесьмой.
8.
Соединяем все детали: приклеиваем лик матрёшки на переднюю
часть
косынки,
приклеиваем
подставку
на
нижнюю
часть
матрёшки.
6.
Итог занятия.
Педагог. Все
хорошо
потрудились
на
занятии.
Многое
вспомнили,
многое
узнали.
А
теперь,
давайте
составим
хоровод
из
наших
матрёшек
и
посмотрим,
какие
они
красивые(педагог
составляет
хоровод из матрёшек).
А
сейчас
дети,
на
кружочках (педагог
раздаёт
кружочки
из
картона) нарисуйте ваше настроение и мы посмотрим, понравилось
вам сегодняшнее занятие или нет.
Используемая
литература«Информационные
компетенции
младших
школьников библиотечно – библиографические уроки» - автор составитель
М.А. Богаева, Волгоград, издательство «Учитель» 2010, издание 2011г.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества г. Владивостока».
Методическая разработка открытого занятия
«Многоликая персона»
с применением информационных
компьютерных технологий.
Педагог дополнительного образования
Елисеева Ольга Петровна
г. Владивосток - 2016