Напоминание

Дорога и безопасность движения


Автор: Абжалимов Юрий Андреевич
Должность: преподаватель спец.дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ СО "Питерский агропромышленный лицей"
Населённый пункт: с.Питерка,Питерский р - он,Саратовская область
Наименование материала: Исследовательская работа
Тема: Дорога и безопасность движения
Раздел: среднее профессиональное





Назад




1

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Саратовской области

«Питерский агропромышленный лицей»

Дорога

и безопасность дорожного движения

Исследовательская работа

Выполнил: Абжалимов Ю.А.

Преподаватель спец.дисциплин

ГБПОУ СО «ПАЛ»

г. Саратов -2018

2

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………..3

1 Безопасность дорожного движения

1.1 Развитие и значение правил дорожного движения.……………………………................5

1.2 Общие требования к транспортным средствам…………………………………………...8

1.3 Активная и пассивная безопасность……………………………………………………….9

1.4 Требования к дороге……………………………………………………………………….12

2 Ответственность водителей

2.1 Виды наказания за нарушение правил дорожного движения в некоторых странах…..13

2.2 Гражданская ответственность водителей………………………………………………..15

2.3 Уголовная ответственность водителей.………………… ……………………………….16

3

Дорожно-патрульная

служба

государственной

инспекции

безопасности

дорожного

движения Министерства внутренних дел Российской Федерации…………………………….17

4 Дорожно-транспортные происшествия

4.1 Основные причины и условия возникновения ДТП…………………………………….19

4.2 Статистический анализ ДТП по городу Саратову……………………………………...21

4.3 Детский травматизм на улицах города Саратова……………………………………....23

Заключение……………………………………………………………………………………..25

Список использованной литературы……………………………………………………………..26

3

Введение

Ежедневно большая часть населения нашей страны участвует в дорожном движении в

качестве водителей, пешеходов или пассажиров. Для профессиональных водителей вождение

автомобиля – это их повседневная работа, для остальных – это чаще всего эпизодические

поездки по служебным и личным делам. Без преувеличения можно сказать, что обеспечение

безопасности дорожного движения является важной государственной проблемой, имеющей

большое социальное значение. От ее успешного решения зависят жизнь и здоровье людей.

В нашей стране немало сделано для решения этой проблемы. Улучшается конструкция

и

повышается

надежность

отечественных

автомобилей,

строятся

и

реконструируются

автомобильные дороги, сооружаются транспортные развязки в разных уровнях, подземные

пешеходные

переходы,

применяются

современные

технические

средства

организации

дорожного движения, улучшается содержание улиц и дорог.

Автомобиль называют «баловнем двадцатого века», без преувеличения, он завоевал

мир. Благодаря удобствам, которые создает автомобиль, он стал основным транспортным

средством - в настоящее время мировой автопарк насчитывает более 500 млн машин. Но в

жизни все взаимосвязано, и продолжением достоинств, как известно, являются недостатки.

Поэтому автомобиль одновременно является источником повышенной опасности, сея смерть,

увечья, принося материальные потери, загрязняя окружающую среду. Решение проблем

отрицательного влияния автомобиля на жизнь на планете в большой мере определяется

мастерством водителя.

Мастерство включает в себя три непременные составляющие: навыки выполнения

операций с органами управления, регулирование движения автомобиля (разгон, торможение,

поворот в соответствии с поставленной задачей) и умение управлять, т. е. выбирать режим

движения

так,

чтобы

не

возникали

экстремальные

ситуации,

чтобы

экологическое

воздействие и затраты на эксплуатацию были минимальные.

Для достижения необходимого уровня мастерства нужны знания и практика вождения.

Знание

теории

ускоряет

приобретение

практических

навыков

и

умений.

Отсутствие

теоретических знаний становится причиной появления мифов, основанных на ошибочном

распространении приемов управления, полезных в определенной ситуации, на все случаи

жизни.

Примером

такого

мифа

являются

мнимые

опасности

движения

накатом

-

с

разъединенной трансмиссией.

Незнание теории является причиной убежденности значительного числа водителей в

том, что можно обогнать транспортный поток. В попытках сделать это они не повышают

4

среднюю

скорость

своего

автомобиля,

но

оказываются

втянутыми

в

смертельную

игру,

которую можно назвать «автомобильной рулеткой».

Автомобиль не только средство передвижения, но и источник радости, который дает

ощущение скорости, ощущение того, что автомобиль подчиняется твоим действиям. Это

действительно так, но с одной существенной поправкой: испытывать эмоции, вызываемые

скоростной

ездой,

можно

только

на

закрытых

для

нормального

движения

трассах,

где

отсутствует опасность причинения вреда третьим лицам. Никто не устраивает стрельбу по

мишени на улице, это делают в тире.

Так и автомобиль - станет ли он источником удовольствия и принесет пользу или

только беды и разочарования, зависит от нас. Надеюсь, что логика фактов, составляющих

основу настоящего учебника, окажется достаточно убедительной, и будет способствовать

формированию

рационального

мировоззрения

водителей,

являющихся

подлинными

мастерами своего дела.

Целью моей работы является дать информацию о состоянии безопасности на дороге

Задачи:

1.

Изучить правила безопасности дорожного движения;

2.

Узнать, как осуществляется работа дорожно-патрульной службы;

3.

Выявить

основные

причины

дорожно-транспортных

происшествий,

количество

дорожно-транспортных происшествий с участием детей;

4.

Провести статистический анализ ДТП по городу Саратову и детского травматизма на

улицах города.

Раскрывая

данную

тему

я

рассматриваю

безопасность

дорожного

движения

как

систему автомобиль – дорога – водитель. Ведь по данным статистики по вине водителей

транспортных средств совершается более 75% ДТП. Актуальность изложения данной темы в

том, что количество автомобилей на дорогах ежегодно в мире увеличивается, а вместе с этим

увеличивается

и

число

ДТП.

Главная

причина

не

только

в

незнании

правил,

но

и

в

невыполнении требований участниками дорожного движения Правил дорожного движения.

Актуальность моей темы в том что, именно лицейский курс программы по ПДД и

безопасности дорожного движения формирует у детей ответственное отношения к любым

поступкам, и именно лицей и педагоги могут помочь в решении очень важного для всех

вопроса – сохранение жизни и здоровья человек.

5

1 Безопасность движения

1.1 Развитие и значение правил дорожного движения

В настоящее время в большинстве стран мира правила дорожного движения в своей

основе

близки,

поскольку

они

базируются

на

международных

Конвенциях

о

дорожном

движении

и

о

дорожных

знаках

и

сигналах

1968

г.

Тем

не

менее,

в

ряде

стран

еще

сохраняются

определенные

отличия

от

общепринятого

порядка

движения.

Так,

в

Великобритании, Японии, Индии и некоторых других странах установлено левостороннее

движение. При этом обгоны должны производиться с правой стороны, а остановки и стоянки

-

на

левой

стороне

проезжей

части.

Существуют

незначительные

различия

в

системе

дорожной сигнализации.

Необходимость

в

законодательной

регламентации

порядка

движения

по

дорогам

возникла еще в период развития гужевого транспорта. В России в XVII-XVIII вв., так же как

и в других странах мира, издавались специальные правила и предписания по этому вопросу.

В XVIII в. появление самодвижущихся экипажей потребовало разработки правил их

движения. Создателем в 1769 г. первого парового автомобиля считается француз Никола-

Жозеф

Кюньо.

Автомобиль

с

бензиновым

двигателем

-

прототип

современного

-

был

построен в 1885-1886

гг.

немецкими инженерами К. Бенцом и Г. Даймлером. Именно они

официально признаны изобретателями автомобиля, хотя история упоминает имена и многих

других

создателей

различных

вполне

работоспособных

конструкций.

Первые

правила

движения для автомобилей были введены во Франции 14 августа 1893 г.

В России уже в 1897 г. Городские думы Москвы и Петербурга рассматривали вопрос

об

установлении специальных правил для «автоматических экипажей», а три года спустя

Городская

дума

Петербурга

утвердила

«Обязательное

постановление

о

порядке

пассажирского

и

грузового

движения

по

городу

С-Петербургу

на

автомобилях».

Этот

документ состоял из 46 параграфов и устанавливал требования к водителям и автомобилям,

порядок

движения

и

правила

стоянки.

Так,

разрешение

на

управление

мог

получить

гражданин не моложе 21 года, грамотный и умеющий объясняться по-русски, при условии

успешной сдачи экзамена по вождению. Автомобили должны были быть зарегистрированы и

иметь два номерных знака (спереди и сзади). Был предусмотрен ежегодный обязательный

технический осмотр автомобилей в период с 1 марта по 1 апреля. Предельная разрешенная

скорость движения в Москве составляла 20 верст в час, а для автомобилей общим весом

более 350 пудов - 12 верст в час.

В

советское

время

первое

упоминание

о

правилах

движения

мы

находим

в

6

«Инструкции

о

пользовании автомобилями и мотоциклами и о порядке движения по г.

Москве и ее окрестностям» (утверждена Моссоветом 31 июля 1918 г.). Два года спустя - 10

июня 1920 г.

-

правила движения были утверждены декретом Совета Народных Комиссаров,

который подписал В. И. Ленин. Декрет назывался «Об автодвижении по г. Москве и ее

окрестностям

(Правила)».

Этот

исторический

документ

положил

начало

развитию

советского законодательства в области безопасности дорожного движения.

Для облегчения движения стали применяться дорожные знаки, светофоры. Первые

четыре

знака,

указывающие

на

наличие

опасности,

с

символами

перекрестка,

железнодорожного

переезда,

извилистой

дороги,

неровностей

на

проезжей

части

были

утверждены в 1909 г. Парижской конвенцией по автомобильному движению (рис. 1). Эти

знаки круглой формы имели символы, почти полностью соответствующие тем, которые

применяются на современных знаках и сегодня для обозначения тех же видов опасности.

Рис. 1. Первые предупреждающие знаки: а – неровная дорога; б – крутые повороты; в –

железнодорожный переезд; г – перекресток.

В 20-х годах на улицах Москвы появились первые установки для регулирования

дорожного движения. Испытывались зарубежные светофоры. В 1927 г. на Страстной пл.

(ныне Пушкинской пл.) установили два светофора с поворачивающимися крыльями (рис.

2,а).

Рис.

2.

Первые

отечественные

установки

для

регулирования

движения: а

устройство

семафорного типа; б – стрелочный светофор.

Все больше применялись дорожные знаки и дорожная разметка. С их помощью

упорядочивалось все возрастающее автомобильное движение. Международная система

7

дорожных

знаков

в

1926

г.

была

дополнена

еще

двумя

знаками:

«Неохраняемый

железнодорожный переезд» и «Остановка обязательна». В Советском Союзе в этом же

году были впервые разработаны и введены в действие технические условия на дорожные

сигнальные знаки.

В 1931 г. в г. Женеве на очередной конференции по дорожному движению была

принята Конвенция о введении единообразия в сигнализацию на дорогах. Число знаков

увеличилось до 26, и они были классифицированы по трем группам: предупреждающие,

предписывающие и указательные.

В 1949 г. в г. Женеве на международной конференции по дорожному движению были

приняты Конвенция о дорожном движении и Протокол о дорожных знаках и сигналах.

Советский Союз присоединился к ним в 1959 г. Система дорожных знаков, утвержденных

Протоколом, просуществовала в нашей стране до 1 января 1973 г., т. е. до введения ГОСТ

10807-71 «Знаки дорожные».

Следующим этапом в развитии международного законодательства в сфере дорожного

движения явилось принятие Конвенции о дорожном движении и Конвенции о дорожных

знаках и сигналах 1968 г. Эти Конвенции впоследствии были дополнены Европейскими

соглашениями 1971 г., развивающими положения Конвенций применительно к условиям

европейских государств. Советский Союз ратифицировал эти документы и применяет их

положения в отечественной практике организации дорожного движения.

Следует сказать, что вплоть до 1940 г. у нас в стране не было единых Правил, и их

разработка и утверждение относились к компетенции местных органов власти. В 1940 г. были

утверждены первые типовые правила движения, на базе которых стали создаваться более или

менее единообразные правила на местах.

Первые единые для всей страны «Правила движения по улицам городов, населенных

пунктов и дорогам СССР» были введены в 1961 г. они базировались на Конвенции 1949 г.).

Затем, после некоторой переработки, эти Правила были переутверждены в 1965 г. и действо -

вали до 1 января 1973 г., когда их сменили «Правила дорожного движения», основанные на

Конвенциях 1968 г. и дополняющих их Европейских соглашениях 1971 г.

Прошедшее

с

1

июня

1980

г.

время

также

было

насыщено

существенными

нововведениями в сфере дорожного движения. Это послужило причиной очередного этапа

совершенствования

Правил,

завершившегося

утверждением

новой

их

редакции.

Новые

Правила вступили в действие 1 января 1987 г.

Из текста Правил были исключены разделы, определявшие обязанности должностных

лиц

транспортных,

дорожно-эксплуатационных,

коммунальных

и

иных

предприятий

и

организаций

и

устанавливавшие

порядок

согласования

с

Госавтоинспекцией

некоторых

вопросов безопасности дорожного движения.

8

1.3 Общие требования к транспортным средства

Техническое состояние и оборудование транспортных средств должны обеспечивать

безопасную, производительную и экономичную их работу, а также удобства для водителя и

пассажиров.

Эти

требования

содержатся

в

Правилах

технической

эксплуатации

и

в

государственных

стандартах.

В

Правилах

дорожного

движения

приведены

основные

требования этих документов, касающиеся безопасности движения и охраны окружающей

среды.

Конструкция

современных

транспортных

средств

отрабатывалась

и

совершенствовалась на протяжении многих десятилетий. Все агрегаты, механизмы и детали

автомобиля

неоднократно

рассчитывались,

подвергались

разнообразным

испытаниям

в

лабораторных и дорожных условиях. Поэтому недопустима установка узлов или деталей, не

отвечающих требованиям предприятия-изготовителя или не предусмотренных для данной

модели транспортного средства. Для каждой модели транспортного средства предприятие-

изготовитель выпускает инструкцию с конкретными указаниями по эксплуатации и уходу.

Для обеспечения безопасности дорожного движения водители и лица, ответственные

за состояние транспортных средств, должны выполнять требования Правил технической

эксплуатации,

инструкций

предприятий-изготовителей,

регистрационных

документов

и

другой нормативно-технической документации. Для этого необходимо систематически и в

полном

объеме

проводить

плановое

техническое

обслуживание,

а

также

ежедневный

контроль исправности тех частей автомобиля, от которых зависит безопасность движения.

Водитель обязан следить за работой агрегатов при различных режимах движения и выявлять

неисправности в самом начале их возникновения.

Контролирует

техническое

состояние

механических

транспортных

средств

Государственная

инспекция

безопасности

дорожного

движения.

Государственный

технический осмотр проводится периодически в сроки, установленные приказом министра

МВД

Российской

Федерации.

На

исправные,

годные

к

эксплуатации

механические

транспортные

средства

выдается

талон

и

делается

запись

в

техническом

паспорте.

На

легковых автомобилях, принадлежащих индивидуальным владельцам, и на автобусах этот

талон нужно устанавливать в правом нижнем углу за ветровым стеклом. Эксплуатация

механических

транспортных

средств,

не

прошедших

государственный

периодический

технический

осмотр,

запрещена.

Неисправности,

обнаруженные

при

техническом

обслуживании

во

время

контрольных

осмотров

или

в

пути,

должны

быть

устранены.

Правилами

определен

перечень

неисправностей

и

условий,

при

наличии

которых

9

запрещается

эксплуатация

автомобилей,

автобусов,

автопоездов,

прицепов,

мотоциклов,

мопедов, тракторов и самоходных машин. При возникновении в пути этих неисправностей

водитель должен принять меры к их устранению, а если это невозможно - следовать к месту

стоянки

или

ремонта

с

соблюдением

необходимых

мер

предосторожности.

Перечень

неисправностей

троллейбусов

и

трамваев,

при

наличии

которых

запрещается

их

эксплуатация, указан в Правилах технической эксплуатации этих транспортных средств.

1.4 Активная и пассивная безопасность

Возрастание интенсивности автомобильного движения в условиях сложившейся в

нашей стране дорожной сети выдвигает ряд проблем, связанных с разработкой мероприятий

по

обеспечению

максимальной

производительности

и

безопасности

автомобильного

транспорта. Как показывают результаты исследований, проведенных у нас и за рубежом, в

основу решения данных проблем должно быть положено обеспечение нормальных условий

для функционирования системы автомобиль-водитель-дорога, т. е. обеспечение надежной

связи

водителя

с

управляемым

автомобилем,

с

дорогой,

на

которой

осуществляется

движение, и между автомобилем и дорогой. Работы по повышению безопасности движения в

настоящее

время

ведутся

в

двух

направлениях:

во-первых,

определяются

условия,

при

которых

невозможно

возникновение

дорожно-транспортного

происшествия

(ДТП),

и

разрабатывается комплекс требований, при соблюдении которых создаются эти условия; во-

вторых,

изыскиваются

возможности,

позволяющие

максимально

снизить

тяжесть

последствий ДТП, сохранить жизнь водителю и пассажирам. Первое направление получило

название работы по активной безопасности, второе - работы по пассивной безопасности

автомобильного транспорта.

Во всех странах мира с высоким уровнем автомобилизации ведутся интенсивные

научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области создания безопасного

автомобиля.

Число жертв на автомобильных дорогах с каждым годом увеличивается. Весь мир

занят сейчас поисками мер борьбы с ДТП. При правительствах многих стран созданы

общегосударственные

органы

бе зопасно сти

движения.

Проводится

большая

исследовательская

работа

по

совершенствованию

конструкции

автомобилей,

улучшению

качества

дорог

и

организации

движения,

профессиональному

отбору

водителей

и

их

подготовке.

По

данным

Всемирной

организации

здравоохранения

(ВОЗ)

ежегодно

в

результате

дорожно-транспортных

происшествий

(ДТП)

в

мире

погибают

1,3

млн

человек, 20.-50 млн получают травмы. Только за первое полугодие 20012 года на

дорогах Москвы произошло 4834 дорожно-транспортных происшествия. В них погибло

10

648 человек и 5144 получили ранения.

А в России в прошлом году в ДТП погибло свыше 35 тыс. человек, а увечья

получили более 200 тыс. человек, причем 14 тыс. из них осталось инвалидами навсегда.

В настоящее время в результате специальных научных исследований выработаны

основные положения, принципы и рекомендации по безопасности движения. Эффективность

многих

рекомендаций

проверена

на

практике.

Однако

подавляющее

их

большинство

относится

лишь

к

первому

звену

системы

автомобиль

-

человек

-

дорога

(А-Ч-Д)

-

к

автомобилю.

Но

вопросы

безопасности

автомобильного

движения

нельзя

решать,

ограничиваясь только улучшением конструкции автомобиля, без учета взаимодействия всех

компонентов системы А-Ч-Д. Кро

ме того, все мероприятия по безопасности движения

необходимо рассматривать в двух аспектах: с точки зрения активной и пассивной безо-

пасности.

Что такое активная безопасность автомобиля

Начиная с 50-х годов прошлого века резко возросло количество автомобилей,

они стали более динамичными и мощными. Все эти факторы привели к резкому

повышению

автомобильных

катастроф.

Создание

максимально

безопасного

автомобиля стало одним из приоритетных направлений работы автопроизводителей.

Но создание безопасного автомобиля вовсе не означает создание медленного или мало

энерговооруженного автомобиля. Бывают случаи, когда в экстремальной дорожной

ситуации лучше и безопаснее резко разогнать автомобиль, чем тормозить. Поэтому

такое

большое

внимание

конструкторы

отдают

вопросам

создания

двигателей

и

трансмиссий. Но быстро разгоняющийся автомобиль должен уметь и быстро ос-

танавливаться.

Так

с

каждым

годом

тормозные

системы

становятся

более

эффективными. Многочисленные электронные системы позволяют избежать заноса,

сокращают тормозной путь, распределяют крутящий момент по осям автомобиля в

зависимости от нагрузки и многое другое. Говоря об активной безопасности, нельзя не

упомянуть

шины

и

диски.

Именно

они

обеспечивают

устойчивость

автомобиля,

надежный контакт с дорогой. Большое значение для безопасности играет обзорность.

Но увеличивать площадь остекления и уменьшать ширину стоек до бесконечности

невозможно, т. к. необходимо учитывать вероятность опрокидывания автомобиля при

аварии.

Таким

образом,

из

множества

вышеупомянутых

факторов,

порой

противоречивых, создается активная безопасность автомобиля, главная задача которой

предотвратить возможную катастрофу. Т. о. активная безопасность - это комплекс

организационно-технических

мероприятий

(возможности),

которые

с

помощью

водителя или без него предотвращают возникновение ДТП.

Правильность и своевременность оценки водителем дорожной обстановки во многом

11

определяются такими характеристиками автомобиля, как обзорность, эффективность систем

головного освещения, очистка, обмывка и обогрев стекол (лобового, заднего и боковых).

Надежность

работы

водителя

при

длительном

управлении

автомобилем

зависит

от

комфортабельности

салона,

оцениваемой

микроклиматом,

шумоизоляцией,

удобством

сидений и пользованием органами управления, отсутствием вредных вибраций. Кроме того,

немаловажное

влияние

на

надежность

работы

водителя

оказывает

стандартизация

расположения

и

действия

органов

управления

на

всех

транспортных

средствах.

Сюда

относятся

постоянство

места

расположения

и

равное

усилие,

прилагаемое

к

органам

управления, их одинаковые принципы работы.

Немалую

роль

в

обеспечении

активной

безопасности

играет

комфортабельность

автомобиля. Именно она определяет время, в течение которого водитель способен управлять

автомобилем без утомления. Этому в значительной степени способствует использование

автоматических коробок передач, круиз-контроля и т. д.

Что такое пассивная безопасность

Как бы ни были совершенны системы активной безопасности, но вот в силу

непреодолимых

обстоятельств произошло

дорожно-транспортное

происшествие.

Вот

тут-то наступает очередь заявить о себе другой безопасности – пассивной.

Впервые о ней задумались еще в далеком 1908 году, когда во Франции была

запатентована первая конструкция ремней безопасности.

Пассивная

безопасность

включает

в

себя

множество

элементов,

и

один

из

основных

-

ремень

безопасности.

Если

пассажиры

не

пристегнуты,

то

очень

маловероятно,

что

раскрывшиеся

подушки

безопасности

спасут

их.

Вторым

по

значимости элементом пассивной безопасности является кузов автомобиля. Его передняя

или задняя часть должны, сминаясь, максимально рассеять высвободившуюся энергию

удара, а центральная часть кузова должна предоставить как можно больше места для

выживания

пассажирам

автомобиля.

Материалы

салона

должны

быть

не

только

приятными на ощупь и радовать глаз, - в случае необходимости они должны мак -

симально

смягчить

удар.

При

этом

они

не

должны

растрескаться,

чтобы

своими

осколками не нанести дополнительные повреждения пассажирам.

После удара бензобак автомобиля должен не воспламениться и не растрескаться,

чтобы исключить разлив топлива по дороге. Большое значение придается дверным

проемам и замкам. Как показывает статистика ДТП, наиболее тяжелые травмы, часто не

совместимые с жизнью, получают пассажиры, вывалившиеся в раскрывшиеся двери

автомобиля. В то же время после ДТП замки и двери должны легко открыться без

использования

дополнительного

оборудования

для

обеспечения

быстрой

и

своев-

ременной эвакуации находящихся в салоне людей.

12

Сотканная из сотен факторов, зачастую противоречивых, пассивная безопасность

служит для достижения одной главной задачи - в случае ДТП,

независимо от его

тяжести, сделать все максимально возможное для сохранения жизни людей, находящихся

в автомобиле.

1.5 Требования к дороге

Требования

к

ширине

и

состоянию

обочин

дороги

остаются

в

силе

и

при

рассмотрении

вопроса

о

появлении

на

дороге

неуправляемого

автомобиля.

Чем

шире

обочина, тем меньше ДТП. Но не всегда можно увеличивать ширину обочины, так как ее

размеры зависят от различных факторов, главные из которых - большая стоимость дорожных

работ, категория дороги. Основное назначение обочины - служить местом кратковременной

стоянки

автомобилей,

способствовать

продлению

срока

службы

автомобильной

дороги

(дорожного

полотна).

Если

рассматривать

обочину

как

элемент,

способствующий

уменьшению тяжести повреждений при появлении на ней неуправляемого автомобиля, то к

ней

должны

предъявляться

следующие

требования:

покрытие

обочины

не

должно

практически

от

личаться

от

основного

покрытия

дороги;

обочины

должны

иметь

поперечный

уклон,

с

тем

чтобы

неуправляемый

автомобиль

«скатывался»

с

нее,

исключая тем самым возникновение очага столкновений.

Попробуем определить те элементы, на которые нужно обратить внимание в

первую очередь (а также мероприятия по повышению их безопасности):

осветительные столбы (изменить их конструкцию; располагать на удалении от

проезжей части);

тумбы и всевозможные коммутаторные ящики (убрать их);

шиты и знаки (подвешивать над проезжей частью или полосой движения);

будки на обочине дороги и автобусные павильоны (создавать вокруг них

барьеры безопасности);

деревья (удалить все насаждения на расстояние до 30 м от бровки дороги);

ограждения на мостах (устанавливать перед ними барьеры безопасности).

Мероприятия,

повышающие

безопасность

движения

на

дорогах,

могут

проводиться в двух направлениях:

первое - изменение конструкции данного элемента, перемещение его в другое

место, исключение его;

второе

использование

дополнительных элементов безопасности (ограждение

безопасными барьерами и т. д.).

Рассмотрим подробнее некоторые аспекты применения ограждений. Ограждения

следует устанавливать на наиболее опасных участках дороги (крутые повороты; на

13

горных дорогах; в местах плохой ориентации водителя). Основное их назначение -

удержать автомобиль на дороге. В то же время эта удерживающая способность должна

находиться в пределах допускаемых нагрузок на тело человека.

К

одному

из

наиболее

опасных

столкновений

относится удар

автомобиля

в

осветительный

столб.

Такое

столкновение

уже

при

скорости

выше

2 0 - 2 5

км/ч

смертельно для находящихся в автомобиле людей. Новая конструкция осветительного

столба со специальным соединением резко снижает тяжесть последствий при ударе

автомобиля. При определенном расчетном усилии болты крепления ломаются и столб,

не

причиняя

значительного

вреда,

падает.

Интересно

отметить,

что

величина

замедления кузова автомобиля и его продолжительность резко уменьшаются при ударе

автомобиля в столб со специальным соединением.

2 Ответственность водителей

2.1 Виды наказания за нарушение ПДД в некоторых зарубежных странах.

Как в России, так и во многих других странах в отношении водителей, нарушивших

ПДД, предусмотрены в основном четыре вида наказания. Это предупреждение, штраф,

лишение права управления транспортным средством и тюремное заключение. Однако, в

отличие от российских, зарубежные меры наказания по существу и строгости направлены на

дальнейшее

повышение

дисциплины

и

безопасности

дорожного

движения.

Рассмотрим

каждый вид наказания.

Предупреждение.

Инспектор

имеет

право

за

мелкие

нарушения

предупредить

водителя. Во многих развитых странах результатом этого предупреждения является внесение

данных нарушителя в компьютер, т. е. в единую базу данных учета нарушений. В случае

повторного попадания водителя-нарушителя

ему уже не отделаться предупреждением.

Такой подход особо эффективен в деле борьбы с любителями незначительных нарушений,

игнорировании того или иного дорожного знака.

Штрафы за нарушения ПДД в разных странах - разные. Но везде их объединяет

единый принцип наказания: заплатив за то или иное нарушение штраф, у водителя пропадает

желание повторять это нарушение. Сумму штрафа может определять инспектор на месте и

выписывать штрафную квитанцию. Такие штрафы называются фиксированными. В других

случаях размер штрафа определяет суд. В соответствии с этими правилами сумма штрафа

зависит от вида нарушения, финансового состояния, ежемесячного дохода, психологического

состояния, количества иждивенцев, стажа водителя и других данных нарушителя.

За

нарушение

скоростного

режима

(превышение

установленной

скорости)

инспектор вправе штрафовать водителя в России до 5000 рублей, в Англии

1500

$,

в Германии

14

- до 500 евро, в США - до 150

$,

в Голландии до 170

$.

За проезд на красный свет в России штраф -

1000

рублей, в Англии - до

1800

$,

в Норвегии -

375

$,

во Франции

-760

евро, в Японии -

417

$

или лишение свободы с

привлечением к исправительным работам на срок до 6 месяцев.

За нарушение правил парковки штраф в Англии до

1000

$,

в Греции -

62

$

и

снятие номеров, в Швеции до

87

евро, в США

35

$,

в Испании

150

$,

в Голландии

35

$,

во Франции

15

$,

в Японии

835

$

и лишение прав на срок до 6 месяцев.

За вождение в нетрезвом виде в Дании штраф

450

евро или лишение свободы

на срок от

14

дней до

10

лет в зависимости от степени опьянения. В США в среднем от

250

до

1000

$,

или лишение прав от

3

до 6 месяцев, или лишение свободы на срок от

суток до

1

года. Повторное нарушение в течение

10

лет обойдется штрафом до

5000

$,

либо тюремным заключением от 48 часов до 5 лет. В Японии водителей под «кайфом

наказывают

штрафом

до

4 0 0

$

или лишением прав до 6 месяцев, или лишением

свободы на срок до 2 лет с при влечением к тяжелым работам.

За разворот через две сплошные линии штрафы составляют в США -

130

$,

в

Англии -

190

$,

в Германии -

25

$,

в Голландии -

60

$,

в Испании

-150

$.

Лишение права управления транспортными средствами предусмотрено за

нарушение отдельных пунктов ПДД практически во всех странах. Отличаются лишь

сроки лишения, которые колеблются от нескольких недель до ... навсегда. Например, в

Израиле, Дании, Норвегии и Китае могут лишить «прав пожизненно. Во многих странах

за

управление

машиной

в

нетрезвом

состоянии,

уклонение

от

медицинского

освидетельствования, неоказание помощи при ДТП, оставление места ДТП можно

остаться без «прав».

Тюремное заключение.

За то или иное нарушение ПДД за решеткой можно

посидеть от суток (например, в США) до семи лет (в России). Чаще всего в тюрьме

можно оказаться в Японии, где закон очень строг к нарушителям ПДД. За эксплуатацию

ТС с техническими неисправностями потомки самураев получат три месяца тюрьмы, за

нарушение правил движения при переезде через железнодорожные пути - полгода, при

отсутствии «прав вовремя езды или проезд под запрещающий сигнал регулировщика -

два

года,

за

управление

автомобилем

в

пьяном

состоянии,

за

доверие

вождения

«товарищу под кайфом» - три года, за повреждение технических средств регулирования

движения - пять лет. Может, поэтому благодаря строгости закона и неотвратимости

наказания японский водитель считается одним из самых дисциплинированных в мире, а

количество ДТП в этой стране имеет тенденцию к снижению. Вот такие соотношения

между преступлением и наказанием в области дорожного движения в Стране восхо-

дящего солнца.

15

2.2 Гражданская ответственность водителей

Гражданский кодекс Российской Федерации

Статья 1064. Общие основания ответственности за причинение вреда

1.

Вред,

причиненный

личности

или

имуществу

гражданина,

а

также

вред,

причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме

лицом, причинившим вред.

2. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет,

что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение

вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

3.

Вред,

причиненный

правомерными

действиями,

подлежит

возмещению

в

случаях, предусмотренных законом.

Статья 1079. Ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей

повышенную опасность для окружающих

1. Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной

опасностью

для

окружающих

(использование

транспортных

средств),

обязаны

возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут,

что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Обязанность

возмещения

вреда

возлагается

на

юридическое

лицо

или

гражданина,

которые

владеют

источником

повышенной

опасности

на

праве

соб -

ственности, праве хозяйственного ведения либо на другом законном основании (на

праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством).

Статья 1080. Ответственность за совместно причиненный вред

Лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно.

Статья 1081. Право регресса к лицу, причинившему вред

1.

Лицо,

возместившее

вред,

причиненный

другим

лицом

(работником

при

исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом,

управляющим транспортным средством, и т. п.), имеет право обратного требования

(регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не

установлен законом.

2.

Причинитель

вреда,

возместивший

совместно

причиненный

вред,

вправе

требовать с каждого из других причинителей вреда долю выплаченного потерпевшему

возмещения в размере, соответствующем степени вины этого причинителя вреда. При

невозможности определить степень вины доли признаются равными.

Статья 1082. Способы возмещения вреда

16

Удовлетворяя

требование

о

возмещении

вреда,

суд

в

соответствии

с

обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить

вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную

вещь и т. п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).

Статья

1083.

Учет

вины

потерпевшего

и

имущественного

положения

лица,

причинившего вред

1. Вред, возникший вследствие умысла потерпевшего, возмещению не подлежит.

2.

Если

грубая

неосторожность

самого

потерпевшего

содействовала

возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и

причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен.

3. Суд может уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином,

с

учетом

его

имущественного

положения,

за

исключением

случаев,

когда

вред

причинен действиями, совершенными умышленно.

Компенсация морального вреда

Статья 1100. Основания компенсации морального вреда

Компенсация

морального

вреда

осуществляется

независимо

от

вины

причинителя вреда в случаях, когда:

вред

причинен

жизни

или

здоровью

гражданина

источником

повышенной

опасности;

вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного

привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры

пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения

административного взыскания в виде ареста или исправительных работ;

вред причинен

распространению

сведений, порочащих

честь,

достоинство

и

деловую репутацию;

в иных случаях, предусмотренных законом.

2.3 Уголовная ответственность водителей

Уголовный кодекс Российской Федерации

С

изменениями,

действующими

с

16

декабря

2003

года,

согласно

Федеральному

закону

Российской

Федерации

от

8

декабря

2003

г.№162-ФЗ

«О

внесении

изменений

и

дополнений

в

Уголовный кодекс Российской Федерации».

Ст ат ь я 264.

Нарушение

Правил

дорожного

движения

и

эксплуатации

транспортных средств.

1.

Нарушение

лицом,

управляющим

автомобилем,

трамваем

либо

другим

механическим

транспортным

средством,

Правил

дорожного

движения

или

17

эксплуатации

транспортных

средств,

повлекшее

по

неосторожности

причинение

тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, наказывается

ограничением свободы на срок до пяти лет, либо арестом на срок от трех до шести

месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права управлять

транспортным средством на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, - наказывается

лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права управлять транспортным

средством на срок до трех лет.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по

неосторожности смерть двух или более лиц, наказывается лишением свободы на срок

до семи лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.

Статья 268.

Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта.

1.

Нарушение пассажиром, пешеходом или другим участником движения (кроме

лиц,

указанных

в

статьях

263

и

264

настоящего

Кодекса)

правил

безо пасности

движения

или

эксплуатации

транспортных

средств,

если

это

деяние

повлекло

по

неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, -

наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от двух

до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, - наказывается

ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по

неосторожности смерть двух или более лиц, - наказывается лишением свободы на срок

от четырех до восьми лет.

Статья

23.

Уголовная

ответственность

лиц,

совершивших

преступление

в

состоянии опьянения.

Лицо,

совершившее

преступление

в

состоянии

опьянения,

вызванном

употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ,

подлежит уголовной ответственнос

ти.

3 Дорожно-патрульная служба государственной инспекции безопасности

дорожного движения Министерства внутренних дел Российской

Федерации.

1. Основные термины и понятия

Дорожное движение - совокупность общественных отношений, возникающих в

процессе

перемещения

людей

и

грузов

с

помощью

транспортных

средств

или

без

18

таковых

в

пределах дорог.

Безопасность

дорожного

движения

-

состояние

данного

процесса, отражающее степень защищенности его участников дорожного движения от

дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

Дорожно-транспортное

происшествие

-

событие,

возникающее

в

процессе

движения по дороге транспортного средства и с его участием, при кото ром погибли или

ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен

иной материальный ущерб.

Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная

на

предупреждение

причин

возникновения

дорожно-транспортных

происшествий,

снижение тяжести их последствий.

Дорога

-

обустроенная

или

приспособленная

и

используемая

для

движения

транспортных

средств

полоса

земли

либо

поверхность

искусственного

сооружения.

Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути,

тротуары, обочины и разделительные полосы при их нали

чии.

Дорожно-патрульная

служба

-

структурное

подразделение

Государственной

инспекции

безопасности

дорожного

движения

Министерства

внутренних

дел

Российской

Федерации,

входящее

в

состав

милиции

общественной

безопасности

Российской Федерации.

Пост

дорожно-патрульной

службы

-

определенное

дислокацией

место,

на

котором

сотрудники

дорожно-патрульной

службы

выполняют

возложенные

на

них

обязанности.

Маршрут патрулирования - определенное дис

локацией направление движения

нарядов дорожно-патрульной службы.

Зона

ответственности

поста

-

территория

поста

с

прилегающим

к

ней

участком дороги (местности), в пределах которого наряд дорожно-патрульной службы

выполняет свои функциональные обязанности.

2. Организация дорожно-патрульной службы

2.1.

Дорожно-патрульная

служба

является

структурным

подразделением

Государственной

инспекции

безопасности

дорожного

движения

Ми нистерства

внутренних дел Российской Федерации и входит в состав милиции общественной

бе зопасно сти

Ро ссийской

Федерации.

Она

о существляет

оперативно-

профилактические, контрольные, надзорные и разрешительные функции в области

обеспечения безопасности дорожного движения, а также участвует в обеспечении

охраны общественного порядка и борьбе с правонарушениями в зонах своих постов и

маршрутов патрулирования.

2.2. Деятельность ДПС строится в соответствии с принципами законности,

19

гуманизма, уважения прав человека, гласности.

3. Задачи дорожно-патрульной службы

Основными задачами ДПС являются: сохранение жизни, здоровья и имущества

участников

дорожного

движения,

защита

их

законных

прав

и

интересов,

а

также

интересов

общества

и

государства;

обеспечение

безопасного

и

бесперебойного

движения

транспортных

средств;

предупреждение

и

пресечение

преступлений

и

административных правонарушений в области дорожного движения.

4. Функции дорожно-патрульной службы

4.1. Оказание в пределах своей компетенции содействия и помощи участникам

дорожного движения в осуществлении их законных прав и интересов.

4.2. Осуществление контроля за соблюдением правил дорожного движения, а

также нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного

движения.

4.3. Регулирование дорожного движения, обеспечение организации движения

транспортных средств и пешеходов в местах проведения аварийно-спасательных работ

и массовых мероприятий.

4 Дорожно-транспортные происшествия

4.1 Основные причины и условия возникновения ДТП

Анализ аварийности

Первое ДТП было официально зарегистрировано 17 августа 1896 г. в Великобритании.

Автомобиль, двигавшийся со скоростью 6 км/ч, совершил наезд на пешехода. В том же году в

Великобритании впервые произошло два смертельных случая при автомобильной аварии. В

Соединенных Штатах Америки первый случай гибели человека при ДТП относится к 1899 г.

Быстрое увеличение численности автомобильного парка сопровождалось столь же бурным

ростом числа жертв автомобильных аварий.

Сегодня от ДТП ежегодно во всех странах мира погибают более 300 тыс. и получают

ранения около 10 млн. чел. Начиная с 1899

г.,

когда в США было зарегистрировано первое

ДТП со смертельным исходом, эта страна потеряла от автомобильных аварий свыше 2 млн.

чел., что почти в 3 раза превышает потери США во всех войнах, в которых государство

участвовало на протяжении всей своей истории.

Для учета и анализа ДТП в зависимости от их характера подразде ляют на следующие

виды: столкновение; опрокидывание; наезд на препятствие; наезд на пешехода; наезд на

велосипедиста; наезд на стоящее транспортное средство; наезд на гужевой транспорт; наезд

на животных; прочие.

20

К

столкновениям

относятся

все

встречные,

попутные

и

боковые

столкновения

транспортных средств, а также наезды на внезапно остановившееся транспортное средство

(перед

светофором,

при

заторах

в

движении

или

из-за

технической

неисправности)

и

столкновения железнодорожного подвижного состава с остановившимся (оставленным) на

путях транспортным средством.

К опрокидываниям относятся такие ДТП, при которых движущееся транспортное

средство потеряло устойчивость и опрокинулось. К

опрокидываниям не относятся ДТП, при

которых опрокидывание произошло как вторичное явление после столкновения автомобилей,

наезда на пешехода и др.

В

ДТП данного вида участвует, как правило, одно транспортное

средство.

К

наездам

на

препятствие

относятся

ДТП,

при

которых

транспортное

средство

наехало на неподвижный предмет (опору моста, мачту освещения, дерево, ограждения и т.

п.) или ударилось об этот предмет.

К наездам на пешехода относятся ДТП, при которых транспортное средство наехало

на человека или он сам натолкнулся (набежал) на движущееся транспортное средство. К

этому виду также относятся ДТП, при которых пешеход был травмирован перевозимым

предметом (доски, бревна, ящики и т. п.).

К наездам на велосипедиста относятся ДТП, при которых транспортное средство

наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

К наездам на стоящее транспортное средство относятся такие столкновения, при

которых одни из участвовавших в ДТП транспортных средств находилось до возникновения

аварийной ситуации в неподвижном состоянии.

К

наездам

на

гужевой

транспорт

относятся

ДТП,

при

которых

механическое

транспортное

средство

наехало

на

упряжных

животных

или

повозку

либо

упряжные

животные ударились о движущееся транспортное средство.

К наездам на животных относятся ДТП, при которых транспортное средство наехало

на птиц, диких или домашних животных (включая вьючных и верховых) или сами птицы,

животные ударились о движущееся транспортное средство.

К прочим ДТП относятся: сходы трамвая с рельсов (не вызвавшие столкновения или

опрокидывания); падение перевозимого груза или отброшенного колесом транспортного

средства

предмета,

причинившего

травму

человеку;

наезд

на

лиц,

не

являющихся

участниками

дорожного

движения

(например,

на

регулировщика);

наезд

на

внезапно

появившееся препятствие (например, упавший контейнер, бревно и т. п.); падение пассажира

с движущегося транспортного средства или в его салоне и др.

21

4.2 Статистический анализ дорожно-транспортных происшествия по

г.Саратову за 10 месяцев 2018 г.

Обстановка с аварийностью на территории города Саратоваа складывалась в 2018

году следующим образом: зарегистрировано 2188 дорожно-транспортных происшествий

(АППГ-2085, +5%), в 287 из них погибло 26 человек, ранены 374 человек.

По сравнению с аналогичным периодом 2011 года наблюдается снижение числа ДТП

с

пострадавшими

на

58

ДТП

(-16,8%),

числа

погибших

на

16

человек

(-38%),

числа

травмированных на 76 человек (-17%). Снизился показатель степени тяжести с 8.55 в 2007

году до 6.5 в т.г. По Саратовской области с начала года отмечалось снижение числа ДТП на

10,3%, степень тяжести составила - 12,2.

Снижение

всех

показателей

аварийности

отмечено

в

Октябрьском

и

Кировском

районах, на 3% увеличилось число ДТП в Фрунзенском районе. Максимальная доля среди

травмированных

приходится

на

пешеходов

-

145

чел,

(39%

от

общего

числа

травмированных), ранены 135 водителей (36%) и 130 пассажиров (35%). В результате ДТП

погибло 8 водителей, 6 пассажиров и 12 пешеходов.

ДТП по видам характеризуется следующими показателями:

Столкновения ТС – 76 ДТП (-37% к АППГ) в них погибло 5 (-71%) и ранено 129 (-35%)

человека.

Опрокидывания – 14 ДТП (-33%), погибло 3 (-50%) и ранено 26 (-35%) человек.

Наезд на стоящее ТС – 9 ДТП (80%), ранено 12 человек (50%).

Наезд на препятствие – 28 ДТП (22%), погибло 6 (20%) и ранено 44 человека (47%).

Наезд на пешехода – 147 ДТП (-9,8%), погибло 12 (-14%) и ранено 148 (-7,5%) человек.

Прочие происшествия – 13 ДТП, ранено 15 человек.

Аварийность

по

дням

недели

распределилась

в

отчетный

период

следующим

образом: понедельник – 39 ДТП, в которых погибло

0 человек, ранено – 50; вторник – 48 - 2 -

22

70; среда – 39 – 2 – 52; четверг – 33 – 5 – 36; пятница – 49 – 8 – 64; суббота – 48 – 5 – 57;

воскресенье

31

– 4 – 45. По времени суток наибольшее число ДТП с пострадавшими

совершено в 21 час. (22 ДТП). Наибольшее число ДТП зарегистрировано: на улРахова – 15

ДТП, ул. Чапаева - 32 ДТП.

Основной

причиной

ДТП

остается

низкая

транспортная

дисциплина

водителей.

Причиной

66,2%

от

числа

всех

ДТП

явились

нарушения

правил

дорожного

движения

водителями транспортных средств. По их вине зарегистрировано 190 ДТП (-21,2% к АППГ),

в которых погибло 18 и ранено 282 человек.

14%

(41

ДТП)

от

числа

всех

происшествий

по

вине

водителей

связаны

с

неправильным

выбором

скорости

движения

транспортного

средства.

Нарушение

правил

проезда перекрестков стало причиной 31 ДТП (16,3% от числа ДТП по вине водителей, -33%

к АППГ). 19 ДТП (11,8% к АППГ) связано с выездом на полосу встречного движения.

Зарегистрировано 21 ДТП по вине пьяных водителей (0%).

Из-за нарушений ПДД пешеходами совершено 89 ДТП (-11 %).

Число ДТП с участием детей снизилось на 4,8% к АППГ (40 ДТП против 41 в 2011г.).

Получили ранения в ДТП 28 детей - пешеходов, 10 детей - пассажиров и 5 велосипедиста, в

действиях 19 детей усматривается нарушение ПДД.

Причиной 17,8% (51 ДТП) всех происшествий стали неудовлетворительные дорожные

условия, в результате которых погибло 3 человек (0% к АППГ), ранено 67 (4,7%) человек.

23

4.3 Анализ детского дорожно-транспортного травматизма в г. Саратове за

10 месяцев 2018 г.

За 10 месяцев 2018 года на дорогах города произошло 39 ДТП с участием детей, при

этом травмировано 42 ребенка. Нарушение ПДД детьми усматривается в 17-ти ДТП (19

детей).

За

аналогичный

период

2011

года

произошло

41

ДТП,

при

этом

погибло

3

и

травмировано 42 ребенка. Нарушение ПДД детьми усматривалось в 18 ДТП (19 детей).

Из общего числа пострадавших: учащихся – 33, школьников – 9, нарушили ПДД - 19 (в 17-

ти ДТП), не нарушили ПДД - 23 (в 22-х ДТП).

По категории: пешеходы – 26, пассажиры - 10

,

велосипедисты-5, водитель – 1.

Причины ДТП:

Переход перед близко идущим автомобилем – 9, ходьба по проезжей части при наличии

тротуара – 0, переход на запрещающий сигнал светофора – 0, выход из-за транспортного

средства – 1, игра на проезжей части – 2, велосипедист до 14 лет – 4, пассажиры мотоцикла

без мотошлемов – 2, управление мотоциклом без в/у, разреш. катег. – 1.

По районам

:

Октябрьский район

Кировский район

Фрунзенский район

ДТП Погибло

Ранено

ДТП Погибло

Ранено

ДТП Погибло

Ранено

2018 г.

26

0

29

7

0

7

6

0

6

2017 г.

20

2

21

16

1

16

5

0

5

Годовая

разница

+6

-2

+8

-9

-1

-9

+1

0

+1

г. Саратов

По времени суток:

С 0 до 07 час. - 2 ДТП

с 7 час. до 12 час. - 4 ДТП

с 12 час. до 17 час. - 16 ДТП

с 17 час. до 20 час. - 12 ДТП

ДТП

Погибло

Ранено

2018 г.

39

0

42

2017 г.

41

3

42

Годовая

разница

-2

-3

0

По месяцам:

2011 г.

2012 г.

январь

3 (4 чел.)

3

февраль

3

3

март

2

4 (5 чел.)

апрель

7

2

май

4

2

июнь

3

7

июль

7(10 чел.)

5

август

5

6(8 чел.)

сентябрь

2

3

октябрь

5

4

24

с 20 час. до 24 час. - 4 ДТП

с 24 час. до 00 час. - 1 ДТП

По месту ДТП:

ул. Чернышевского – 5, ул. Мичурина – 1, ул. Рабочая – 1, ул. Чапаева – 3, ул. Большая

Садовая – 3, ул.Рахова – 1, ул. Новоузенская – 1, ул.Политехническая – 1, ул. Степана Разина

– 3, ул. Земляная – 1, ул. Вокзальная– 2, ул. Техническая – 1, ул.Аткарская - 4, ул. Московская

– 2, ул. Емлютина – 1, ул. Большая

Казачья – 1,

«Привокзальная

площадь» - 1, ул.

Шелковичная – 1, Мирный переулок. – 1, ул. Советская – 1, ул. Сакко И Ванцетти – 1, ул.

Новоузенская – 1, с. «Октябрьское ущелье» – 1, ул. Слонова – 1.

По дням недели: понедельник – 5, вторник – 12, среда – 8, четверг – 3, пятница – 5, суббота –

2, воскресенье – 4.

В ДТП пострадали учащиеся школ:

(+) – по вине учащегося, (-) – по вине водителя.

Октябрьский район:

№ 27 (-), № 82 (++), ПУ № 2 (+), лицей№ 3 (- +), № 7 (- +), № 9 (-),

лицей № 2 (+), № 97(+), № 14 (- +), лицей№ 62 (+), № 6 (- + + +), № 27 (-), № 1 (+), колледж

информационных технологий 1 (-).

Кировский район:

№ 21 (-), ПУ№ 39 (-),ПЛ № 51(+ -), № 70 (+).

Фрунзенский район:

№ 7 (+), № 97 (-), гимназия№ 3 (+).

Заключение

Число жертв на автомобильных дорогах с каждым годом увеличивается. Весь мир

занят сейчас поисками мер борьбы с ДТП. При правительствах многих стран созданы

25

общегосударственные

органы

бе зопасно сти

движения.

Проводится

большая

исследовательская

работа

по

совершенствованию

конструкции

автомобилей,

улучшению

качества

дорог

и

организации

движения,

профессиональному

отбору

водителей

и

их

подготовке.

Понятно, что на практике есть всегда такая дорожно-транспортная ситуация, которая

возникает впервые и водитель ее разгадать сразу не сможет и не готов безопасно выйти из

нее. Однако надо ездить так, чтобы

никогда не попасть в аналогичную ситуацию, а уж если

попал, то безопасно

для

себя и других выйти из нее. Запомните, умный водитель тот,

который умеет выходить из сложных ситуаций, а мудрый тот, который в

такие ситуации не

попадает.

Список использованной литературы

1.

Ваганов И.В., Пинт А.А. Самоучитель безопасной езды. – М.: Знание, 2015. – 240 с.

26

2.

Водителю

о

правилах

и

безопасности

дорожного

движения

/

М.Б.

Афанасьев,

Г.И.

Клинковштейн, В.А. Мелкий. – 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Транспорт, 2016. – 236 с.: ил.

3.

Иванов В.Н. Энциклопедия безопасности дорожного движения / В.Н.Иванов. – М.:АСТ:

Астрель, Транзиткнига, 2016. – 350, [2] с.: ил.

4.

Коноплянко В.И. Организация и безопасность дорожного движения: Учеб. для вузов. –

М.: Транспорт, 2016, 183 с.; ил.

5.

Коноплянко

В.И.,

Рыжков

С.В.,

Воробьев

Ю.В.

Основы

управления

автомобилем

и

безопасность движения. – М.: ДОСААФ, 2017. – 224 с.: ил.

6.

Лукьянов В.В. Безопасность дорожного движения. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.:

Транспорт, 2017. – 262 с., ил., табл.

7.

Основы

управления

автомобилем

и

безопасность

движения:

учебник

водителя

автотранспортных средств категорий «С», «D», «Е» / О.В. Майборода. – 5-е изд., стер. – М.:

Издательский центр «Академия»,2017. – 256 с.



В раздел образования