Напоминание

"Социально-педагогическое сопровождение семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и обучающихся, находящихся в социально-опасном положении"


Автор: Котельникова Елена Викторовна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГКООУ "Санаторная школа-интернат№4" г.Оренбурга
Населённый пункт: г. Оренбург
Наименование материала: презентация
Тема: "Социально-педагогическое сопровождение семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и обучающихся, находящихся в социально-опасном положении"
Раздел: среднее образование





Назад




Котельникова Елена Викторовна,

социальный педагог,

ГКООУ «Санаторная школа-

интернат №4» г.Оренбурга

Социально – педагогическое

сопровождение семей, оказавшихся в

трудной жизненной ситуации и

обучающихся, находящихся в

социально – опасном положении.

«Дети – это наша старость.

Правильное воспитание – это

наша счастливая старость,

плохое воспитание – это будущее

горе, это наши слезы, эта наша

вина перед нами людьми, перед

всей страной».

А.С.Макаренко

Государственное казенное оздоровительное общеобразовательное

учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном

лечении «Санаторная школа - интернат №4» г. Оренбурга

г.

АДРЕС: 460021

г. Оренбург

ул. 60 лет

Октября, 2Д

тел.: 33-27-11

iu30@obraz-

orenburg

schoolintern

at4.ucoz

В деятельности по социально-педагогическому сопровождению детей группы риска социальный педагог

руководствуется следующим нормативным документами:

Конвенция о правах ребенка;

Закон РФ "Об образовании";

письмо Минобразования России от 27.06.2003 № 28-51-513/16 "О методических рекомендациях по

психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях

модернизации образовния";

Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и

правонарушений несовершеннолетних";

Закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";

Концепция развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации, 2008;

постановление Правительства РФ от 07.02.2011 № 61 "О федеральной целевой программе развития

образования на 2011–2015 годы";

Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области

образования и науки";

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы, утв. Указом Президента РФ от

01.06.2012 № 761.

Основные усилия социального педагога, классного руководителя и других специалистов

должны быть направлены на обеспечение успешной социализации, сохранение и укрепление

здоровья учащихся, предупреждение отклонений в их развитии.

Социально-педагогическое сопровождение – это система профессиональной

деятельности, направленная на создание условий для успешного обучения,

развития и социализации ребенка.

Информационная cправка

ГКООУ «Санаторная школа-интернат №4» г. Оренбурга

п/п

показатели

2015 - 2016

учебный год

2016 -2017

учебный год

кол-во

%

кол-во

%

1

Количество обучающихся

123

100

122

100

2.

Мальчиков

58

47,5

63

51,6

3.

Девочек

65

52,8

59

48,3

4.

Опекаемых

22

17,8

23

18,8

5.

Сирот

4

3,2

1

0,81

6.

Детей - инвалидов

2

1,62

3

2,4

7.

Детей из многодетных семей

35

28, 4

31

25,4

8.

Детей, воспитываемых одной мамой

47

38,2

60

49

9.

Детей, воспитываемых одним папой

-

-

1

0,81

10.

Дети, получающие пенсию по потере кормильца

16

13

23

18,8

11.

Дети, оставшиеся без попечения родителей

1

0,81

-

-

12.

Дети из полных семей

23

18,6

29

23,7

13.

Дети из неполных семей

73

59,3

70

56,9

14.

Дети из малообеспеченных семей

51

41,4

53

43,4

15.

Дети из семей родителей инвалидов

6

4,8

5

4

16.

Дети из семей «группы риска»

19

14

17.

Дети из семей безработных

12

9,7

23

18,6

18.

Дети, помещенные под надзор

3

2,43

В соответствии с ФЗ от 24.06.1999 г. № 120 «Об основах системы

профилактики безнадзорности и правонарушений

несовершеннолетних»

В ГКООУ «Санаторная школа-интернат № 4» проводится работа

1)по оказанию социально-психологической и педагогической помощи

несовершеннолетним, имеющим отклонения в поведении или проблемы в

обучении;

2)по выявлению несовершеннолетних, находящихся в социально опасном

положении, не посещающих или систематически пропускающих учебные

занятия

3)по привлечению несовершеннолетних к занятиям в системе

дополнительного образования (кружки, спортивные секции);

4)по реализации воспитательных программ, направленных на

формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, в т.ч.

программ, ориентированных на формирование ценностей и навыков

здорового образа жизни .

Трудная жизненная ситуация -это ситуация, означающая переживания

человека, оказавшегося в положении, которое серьезно сказывается на его

благополучии, безопасности жизнедеятельности и из которого он не всегда

способен выйти самостоятельно.

Цель :

Создание благоприятных условий для обучения и воспитания, для успешного

становления и развития личности, ее социализации и профессионального

становления.

Задачи:

•Осуществление индивидуального сопровождения обучающегося,

направленного на преодоление проблем, возникающих у него в процессе

обучения, общения, на этапе выбора профиля обучения и профессионального

самоопределения;

•проведение комплекса мероприятий для выявления и сопровождения семей

и обучающихся «группы риска» (взаимодействие классного руководителя,

социального педагога и психолога);

•защита прав и законных интересов детей и подростков;

•снижение подростковой преступности;

•профилактика алкоголизма, наркомании, употребления ПАВ среди

подростков;

•формирование законопослушного поведения у детей, подростков, родителей;

•формирование здорового образа жизни.

Профилактическая

работа

Изучение нормативно-правовых

актов и законов

Встречи с представителями

ГИБДД, наркологом, мед.

работниками

Проведение мероприятий по

изучению правовых знаний

Тематические классные часы

Индивидуальные консультации

мед. работников, психолога , соц.

педагога для детей и их родителей.

Совместная работа с инспекцией

ПДН и КДН

Социальная

помощь

Информировани

е о возможных

правах и льготах

Обеспечение

бесплатными

учебниками

Обеспечение

бесплатным

питанием

Работа с

родителями

Составление плана

родительского

всеобуча,

проведение

родительских

собраний

Целевое посещение

семей, совместно с

инспектором ПДН

Совместное

проведение

школьных

мероприятий

Работа с семьями и

обучающимися

«группы риска»

Ведение постоянной

профилактической

работы

Посещение семей

обучающихся.

Изучение ЖБУ

Приглашение

обучающихся на

заседания СПП

Определение

обучающихся в

творческие

объединения

Организация летнего

отдыха и санаторного

лечения

ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ,

ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ГКООУ «САНАТОРНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ№4»

Отделы социальной работы, КДН и ЗП, ОДН, КСЦОН

Администрация

ГКООУ

«

Санаторная

школа

интернат

Совет по профилактике правонарушений

Социальный педагог

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

ЕДИНОЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ

В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ.

Диагностика семейного неблагополучия через

наблюдения, анкетирование детей и родителей, мини-

консилиумы, анализ документов, протоколы КДН,

составление карт социально – психологического

сопровождения.

Индивидуальная помощь неблагополучной семье, через

советы по преодолению сложных жизненных ситуаций,

консультации специалистов, индивидуальные беседы,

индивидуальный социальный патронаж семей,

родительские собрания на дому.

Профилактика семейного неблагополучия:

родительский всеобуч, лектории для подростков, семинары

для учителей и родителей, высокий процент охвата

устройства в летние лагеря, постановка на учет.

Актуальные проблемы семейного неблагополучия и специфика деятельности по решению

проблемы

Беседа с родителями: предупреждение об ответственности за неисполнение родительских

обязанностей;

постановка семьи на психолого-медико-социальное сопровождение в ОО;

консультирование родителей по основным обязанностям по воспитанию ребенка (знакомство с

Семейным кодексом РФ (далее – СК РФ), ст. 63–65, 69, 71, 73, 74, 77);

обследование жилищно-бытовых условий ребенка, подготовка соответствующего акта по

результатам обследования (по необходимости).

Если ситуация в семье не меняется:

Подготовка ходатайств:

1. Ходатайство в Управление по социальным вопросам:

о занесении семьи в банк данных города или области;

об оказании помощи семье в решении экономических, материальных, психологических,

юридических и других вопросов;

о привлечении специалистов социальных служб к работе с данной семьей.

2. Ходатайство в УВД о привлечении родителей к административной ответственности (по

необходимости).

3. Ходатайство в КДН и ЗП об ограничении или лишении родительских прав (в соответствии со

ст. 69, 73 СК РФ)

СК РФ (ст. 69–77); Федеральный закон 24.06.1999 № 120 "Об основах системы

профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее – ФЗ № 120)

Отдел охраны прав детей управления образования; органы опеки и попечительства;

территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

судебные органы (иски ОУ, органов опеки, комиссии по делам несовершеннолетних и защите

их прав, родственников ребенка, самого ребенка по достижении 14 лет)

Нахождение ребенка в социально опасном положении в семье (жизнь и

здоровье ребенка находятся под угрозой – семейное насилие,

безнадзорные дети, смерть родителей)

Уведомление органов опеки и попечительства, КДН и ЗП, служб социальной

защиты о факте нахождения ребенка в социально опасном положении в

семье;

обследование жилищно-бытовых условий ребенка, подготовка

соответствующего акта по результатам обследования (по необходимости);

обращение в органы опеки и попечительства с ходатайством об изъятии

ребенка из семьи;

ходатайство в управление образования о помещении ребенка в

реабилитационный центр для несовершеннолетних « Гармония»;

контроль и/или участие в дальнейшем устройстве ребенка

СК РФ (ст. 69–77); ФЗ № 120 (ст. 13)

Отдел охраны прав детей управления образования; территориальные

комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; участковые

уполномоченные по месту жительства

ПРИЕМЫ, (МЕТОДЫ) РАБОТЫ С

НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ И

ОБУЧАЮЩИМИСЯ «ГРУППЫ РИСКА»

1.Убеждение- разъяснение и

доказательство правильности и

необъективности определенного

поведения, либо недопустимости

какого – то поступка.

2. Моральная поддержка – по

отношению к детям, где ребенок

чувствует себя лишним, ненужным.

3.Вовлечение в интересную

деятельность – поручение дела,

которое приведет к успеху, укрепит

веру в собственные силы.

4.Готовность сопереживать - этот

часто отсутствует в неблагополучной

семье.

5. Нравственное упражнение по

формированию нравственных качеств.

Сотрудничество

ГКООУ«Санаторная школа-интернат №4»

с организациями:

1.Органы опеки г. Оренбурга (ул. Пролетарская, д.72)

2. КСЦОН Ленинского района г. Оренбурга (пр. Гагарина, д. 43 «А»)

3. Министерство социального развития (Ул. Терешковой, д. 33)

4. Наркологический реабилитационный центр г. Оренбурга

5.Отдел полиции №5 МОУ МВД России по г. Оренбургу (ул. Мира, д.18)

6. Опека Оренбургской области

7. Санаторий «Зарница»

Оценка эффективности работы с семьей

На данном этапе осуществляется анализ проделанной работы:

принимается решение о необходимости и возможности продолжения социально-

педагогического сопровождения семьи в следующем учебном году;

специалистами разрабатываются рекомендации для классных руководителей по

дальнейшей работе с семьей или ребенком.

Анализ результатов работы с отдельной семьей определяет динамику

ситуации, содержание дальнейшей работы по сопровождению семьи.

Позитивная динамики ситуации может характеризоваться следующими

показателями:

уровень жизни семьи доведен до средних показателей (родители пытаются вести

нормальный образ жизни, улучшилась бытовая обстановка в семье);

родители проявляют заботу о детях;

дети посещают ОО;

уменьшилось потребление родителями алкогольных напитков;

семья поддерживает контакты с ОО, центром социальной помощи и т. д.;

в социальном окружении семьи появились другие значимые взрослые

(родственники, близкие знакомые), помощь которых семья принимает, позитивно

настроена на взаимодействие с ними;

семья позитивно принимает помощь и социальные контакты с лицами,

осуществляющими патронаж.

Даже очень хорошие специалисты

являются временными в жизни

ребенка, в то время как его семья с ним

всегда: от того, насколько родители

ощущают себя ответственными за путь

своего ребенка, насколько понимают

его настоящие проблемы, зависит как

возможность положительной динамики

и состояние ребенка, так и более

полная и счастливая жизнь его семьи.



В раздел образования