Автор: Сысоева Татьяна Сергеевна
Должность: Социальный педагог
Учебное заведение: ГКУЗ Владимирской области "Александровский дом ребенка специализироавнный"
Населённый пункт: Владимирская область г. Александров, ул. Гагарина, д.9, кв. 35
Наименование материала: Программа деятельности социального педагога в условиях дома ребенка
Тема: Защити меня!
Раздел: дошкольное образование
С 2012 года, когда в «Штатное расписание» Александровского дома ребенка была
введена должность «социальный педагог», я занимаюсь работой по охране прав
воспитанников нашего учреждения.
Введение
этой
должности
–
требование
времени
и
отражает
большие
демократические преобразования, происходящие в обществе, изменение отношения
общества к проблемам детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Возникла необходимость в специалисте, который целенаправленно будет заниматься
охраной прав и защитой интересов воспитанников.
С первых шагов осуществления этой деятельности я толкнулась с отсутствием
нормативно – правовой базы, обеспечивающей результативную деятельность по
охране прав и интересов детей, необходимостью определения наиболее актуальных
и значимых направлений этой деятельности, ее методов и форм, критериев оценки
результативности, другими словами, нужна была Программа, основные направления
которой были мною разработаны в 2013 – 2015 г. г., в 2017 г. г. Программа была
апробирована и внедрена в деятельность.
Создавая Программу, я учитывала специфику дома ребенка как учреждения
специализированного, для детей с поражением центральной нервной системы, а
также особенности социального состава воспитанников.
Дом ребенка является особым учреждением, в котором воспитываются дети от
рождения до 3-х лет, дети – инвалиды – до 4-х лет. С самого раннего детства эти
дети лишены попечения родителей. Учреждение рассчитано на 60 сметных мест.
Имеются 5 групповых помещений, в каждой группе имеются игровая, спальная,
буфетная, столовая, ванная, туалетная и раздевальная комнаты. Все группы имеют
самостоятельный
выход
на
улицу.
Кроме
групповых
помещений
имеются:
медицинский пост, процедурный кабинет, кабинеты массажа и ЛФК, сенсорная
комната, кабинет логопеда, пищеблок и прачечная.
Дети, поступающие в дом ребенка, часто имеют неблагополучный биологический
и
социальный
анамнез
–
патологической
течение
береме5нности
и
родов,
заболевания периода новорожденности, внутриутробные патологии и инфекции,
такие как носительство гепатитов В и С, ВИЧ-инфекции, сифилиса, участились
случаи поступления детей, родители которых инфицированы туберкулезом. Все это
говорит о социальном неблагополучии семей. Нередко в семье, из которой поступил
ребенок, с ним грубо, а иногда и жестоко обращались, пренебрегая его насущными
потребностями в полноценном питании, уходе общении, лечении.
Достижение этой цели предполагается через решение следующих
ЗАДАЧ
:
Определение социального статуса ребенка;
Социально-экономическая защита прав ребенка, оставшегося без попечения
родителей;
Защита гражданских прав ребенка, оставшегося без попечения родителей;
Реализация права ребенка на пользование услугами системы здравоохранения;
Реализация права ребенка на жизнь и воспитание в семье;
Реализация права ребенка на уровень жизни, необходимый для физического,
умственного, духовного и социального развития;
1
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
Создание законодательной и нормативно-правовой базы
обеспечения
программы;
Взаимодействие с социумом.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
I.
I
. Определение социального статуса ребенка.
Изучение и анализ документов, поступающих с ребенком, с целью выяснения
юридического статуса в отношении родителей (одного из них);
ВАРИАНТ А:
Акт
о
доставлении
брошенного
ребенка
(когда
родители
известны
и
проживают по месту регистрации)
Акт об изъятии из семьи в связи с угрозой здоровью и жизни ребенка;
Акт об оставлении в лечебно-профилактическом учреждении, когда сведения
о родителях достоверны (документально подтверждены).
Действия социального педагога:
Взыскание алиментов с последующим розыском родителей (одного из них),
если они не проживают по месту регистрации;
Запрос в суд и ПСП копии документа об объявлении розыска родителей
(одного из них) ребенка;
Запросы
по
месту
жительства
родителей
(КДН,
органы
опеки,
УВД)
документов
об
образе
жизни
родителей,
судимостях,
трудоустройстве,
регистрации;
Подготовка документов в суд (прокуратуру) о лишении родительских прав,
скорейшем решении определения социального статуса ребенка в случае, когда
по
месту
жительства
ребенка
готовятся
или
уже
переданы
документы
на
лишение родительских прав в суд (прокуратуру);
Передача в суды области «Исковых заявлений» о лишении родительских прав
родителей (одного из них), где истцом является дом ребенка;
Представление в судебных заседаниях по вопросу лишения родительских прав
родителей (одного из них) интересов воспитанника.
ВАРИАНТ Б:
Акт о доставлении брошенного ребенка (когда родители неизвестны);
Акт об оставлении ребенка в ЛПУ (когда сведения о родителях документально
не подтверждены);
Во всех других случаях, когда неизвестны родители и их местонахождения.
2
Действия социального педагога:
Ходатайство
в
ОВД
о
заведении
розыскного
дела
по
установлению
личности родителей, установлению их местонахождения;
Получение в УВД справки о заведении розыскного дела с указанием его
номера и даты;
В
случае
установления
личности
родителей,
их
местонахождения
-
дальнейшие действия в соответствии с вар.А
В случае невозможности установить местонахождение родителей в течение
года – признание их безвестно отсутствующими в судебном порядке;
В
случае
невозможности
установления
личности
матери
–
внесение
изменений в «Актовую запись о рождении» в судебном порядке.
ВАРИАНТ В:
Уклонение
родителей,
временно
поместивших
ребенка
на
полное
государственное
обеспечение
в
учреждение
здравоохранения,
от
своих
родительских обязанностей;
Отказ родителей без уважительной причины забрать ребенка из
государственного учреждения по окончании оговоренного срока пребывания.
Действия социального педагога:
Взыскание алиментов с последующим розыском родителей (одного из них),
если они не проживают по месту регистрации;
Систематический
контроль
за
регулярностью
посещений
родителями
–
отсутствие
посещений
(редкое
посещение),
посещение
в
нетрезвом
состоянии, неадекватное поведение во время посещения, получение с места
жительства родителей сведений о асоциальном поведении – основание для
немедленного выезда по месту жительства родителей комиссии в составе
представителя
дома
ребенка,
представителей
УВД.
КДН,
органов
опеки,
врача-нарколога,
представителей
администраций
(городских
и
сельских)
составление
«Акта»
обследования
жилищно-бытовых
условий
семьи;
предупреждение о возможном лишении (ограничении) родительских прав в
случае продолжения уклонения от выполнения родительских обязанностей,
асоциального образа жизни.
Обязательное письменное предупреждение родителей об окончании срока
пребывания ребенка на государственном обеспечении (за две недели до его
окончания) о необходимости своевременно решить вопрос с органом опеки
по месту жительства родителей о возможности возвращения
ребенка в
семью, пояснение, что отказ и уклонение от своевременного решения этого
вопроса будет рассматриваться как уклонение от выполнения родительских
обязанностей
и
может
повлечь
за
собой
лишение
(ограничение)
родительских прав (ст. 69 СК РФ);
Передача в суды области «Исковых заявлений» о лишении родительских
прав родителей (одного из них), где истцом является дом ребенка в суды
(прокуратуру) области.
3
Представление в судебных заседаниях по вопросу лишения родительских
прав родителей (одного из них) интересов воспитанника.
II. Социально – экономическая защита воспитанников.
1.
ВЗЫСКАНИЕ АЛИМЕНТОВ.
Действия социального педагога:
Подача заявления о вынесении судебного приказа по месту нахождения ребенка;
Получение копии судебного приказа;
Передача в службу судебных приставов № личного счета ребенка и реквизитов
кредитного учреждения для перечисления алиментов;
Контроль над поступлением данного судебного приказа в службу судебных
приставов;
Контроль над поступлением денежных средств(ежемесячно).
2.
ОФОРМЛЕНИЕ ПЕНСИИ ПО УТЕРЕ КОРМИЛЬЦА.
Действия социального педагога:
Получение «Свидетельства о смерти» в органах ЗАГС»
Ходатайство о назначении пенсии в ГУ УПФ РФ в Александровском районе;
Оформление
заявления
о
назначении
пенсии,
заявления
о
назначении
ежемесячной денежной выплаты, заявления о доставке ежемесячной денежной
выплаты;
Получение «Пенсионного удостоверения»;
Открытие личного счета ребенка (вклад «Пенсионный +» для перечисления
денежных средств;
Контроль над поступлением денежных средств (ежемесячно);
3.
ОФОРМЛЕНИЕ ПЕНСИИ ПО ИНВАЛИДНОСТИ.
Действия социального педагога:
Уточнение диагнозов поступающих воспитанников;
Консультирование у специалистов в ЛПУ г.г. Александрова, Владимира;
Проведение медико-социальной экспертизы;
Ходатайство о назначении пенсии в ГУ УПФ РФ в Александровском районе;
Получение «Пенсионного удостоверения»;
Открытие личного счета ребенка (вклад «Пенсионный +» для перечисления
денежных средств;
Контроль над поступлением денежных средств (ежемесячно);
4.
КОНТРОЛЬ НАД СОХРАННОСТЬЮ ЖИЛЬЯ
ВОСПИТАННИКОВ.
Действия социального педагога:
4
Проверка документов ребенка при поступлении на наличие бронирования
(охранного свидетельства) или Постановления о сохранении жилья, праве
проживания,
запрете
без
согласия
органов
опеки
проводить
какие-либо
действия (продажу, обмен) с сохраняемым жильем;
В случае отсутствия выше перечисленных документов – запросы в органы
опеки, администрации городов и районов о возможности (невозможности)
сохранения жилья и дальнейший контроль за поступлением сведений;
III. Защита гражданских прав воспитанников.
Регистрация воспитанников, оформление и приобретение гражданства.
Действия социального педагога:
Подготовка
необходимых
документов
–
заявления
в
ОУ
ФМС
по
Владимирской
области
в
Александровском
районе
о
постановке
на
регистрационный
учет
по
месту
жительства
(пребывания),
о
снятии
с
регистрационного
учета,
оформление
листков
прибытия
(убытия),
статистического листка мигранта и т.д.;
Регистрация
воспитанников
по
месту
жительства
(пребывания),
снятие
с
регистрационного учета;
Оформление Российского гражданства.
IV.Реализация
права
воспитанников на пользование
услугами здравоохранения.
Действия социального педагога:
Оформление страховых медицинских полисов поступающим воспитанникам;
Организация
консультирования,
обследования
и
лечения
детей
(по
показаниям) в ЛПУ г. Владимира и области, г. Москвы;
Контроль над организацией систематического и эффективного обеспечения
охраны здоровья детей в учреждении:
V. Реализация права воспитанников на уровень жизни,
необходимый для физического, умственного и социального
развития.
Контроль со стороны социального педагога над
исполнением
правительственных
Постановлений
и
нормативных
документов
о
мерах
по
социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей –
Закон Владимирской области от 03 декабря 2004 № 226-ОЗ «О государственном
обеспечении
и
социальной
поддержке
детей-сирот
и
детей,
оставшихся
без
попечения родителей» (с изменениями от 05 декабря 2005 г., 07 июня, 28 декабря
2006 г., 09 февраля, 07 декабря 2007 г., 19 сентября, 07 ноября 2008 г.)
5
VI. Реализация права ребенка, оставшегося без попечения
родителей, жить и воспитываться в семье.
Действия социального педагога:
Своевременная
передача
сведений
о
выявленных
детях,
оставшихся
без
попечения родителей, в органы опеки и попечительства по месту нахождения
ребенка;
Контроль
над
поступлением
копий
«Анкет
на
ребенка,
оставшегося
без
попечения родителей», передаваемых в Банк данных о детях, оставшихся без
попечения родителей, в «Личное дело» ребенка;
Подготовка пакета документов для передачи в суд в случае усыновления
ребенка;
Контроль над поступлением отчетов и обследований условий жизни детей,
усыновленных российскими и иностранными гражданами;
Отчет в Центр по усыновлению Департамента образования администрации
Владимирской области о поступлении отчетов об усыновленных детях за год;
Систематизация и хранение поступивших отчетов;
Публикация в СМИ информации о детях, которые могут быть усыновлены или
устроены в приемную семью.
VI. Работа с родителями и усыновителями.
Собеседование при посещении воспитанников родителями в доме ребенка –
информирование о состоянии здоровья, уровне развития, проблемах.
Контроль над посещением детей, их регулярностью;
Письменное
предупреждение
родителей
детей,
помещенных
временно,
в
случае
их
длительного
непосещения,
о
возможных
последствиях
недобросовестного выполнения родительских обязанностей;
Письменное предупреждение родителей детей, помещенных временно, за две
недели до окончания срока пребывания, разъяснение условий, при которых
ребенок может быть возвращен в семью родителей;
Оформление
«Родительских
уголков»,
стендов
о
жизни
малышей
в
доме
ребенка;
Собеседование с кандидатами в усыновители, сообщение полных достоверных
сведений о социальном анамнезе ребенка, его родителях и родственниках;
Создание условий для знакомства усыновителей с ребенком.
VII. Работа с архивом.
Систематизация и хранение архивных документов – «Личных дел» выбывших
воспитанников;
Работа с архивом – ответы на запросы гос. учреждений и организаций по
вопросам пребывания воспитанников - даты поступления, выбытия, причины
поступления, выбытия, копий документов по сохранению жилья, сведений о
родителях и родственниках и т.д.
Создание компьютерной базы о воспитанниках учреждения.
6
VIII. Работа с социумом.
Информирование
общественности
о
проблемах
социального
сиротства
–
привлечение СМИ, размещение материалов в Интернете.
Привлечение к помощи дому ребенка молодежи. Студентов;
Взаимодействие с творческими, культурными организациями города;
Взаимодействие
с
благотворительными
организациями,
руководителями
предприятий, учреждений, частными предпринимателями.
7
МОДЕЛЬ
взаимодействия с социумом
по социально-экономической защите воспитанников.
МОДЕЛЬ
Г
У
У
П
Ф
в
А
л
е
к
с
а
н
д
р
о
в
с
к
.
р
а
й
о
н
е
Дом
ребен
ка
ОРГАНЫ
ЗАГС
СУД
Главы
городских и
сельских
админист-
раций
СБЕРБАНК
БЮРО
мдико-
-социальной
экспертизы
Комитет
социаль
ной
защиты
населен
ия
Служба
судебныхп
риставов
ОРГАНЫ
ОПЕКИ
органы
МВД
8
взаимодействия со службами местного
самоуправления области по защите прав воспитанников.
МОДЕЛЬ
взаимодействия со службами местного
самоуправления области по определению
Л П У
Дом
ребен
ка
Органы
МВД
КДН
ПРОКУ-
РАТУРА
Орга
ны
опек
и
СБ
РФ
КСЗН
Бюро
медико –
социальной
экспертизы
Служба
Судебных
приставов
ФОМС
ПФ
РФ
СУДЫ
Центр
по
усыновл
ению
и
опеке
экспер
тизы
ОУ
ФМС
9
социального статуса ребенка..
Органы
МВД
Дом
ребен
ка
ОРГАНЫ
ЗАГС
СУД
Федеральная
Миграцион-
ная
Служба
Комисси
я по
делам
несовер
шенно-
летних
Служба
судебных
приставов
ОРГАНЫ
ОПЕКИ
10