Напоминание

Защити меня!


Автор: Сысоева Татьяна Сергеевна
Должность: Социальный педагог
Учебное заведение: ГКУЗ Владимирской области "Александровский дом ребенка специализироавнный"
Населённый пункт: Владимирская область г. Александров, ул. Гагарина, д.9, кв. 35
Наименование материала: Программа деятельности социального педагога в условиях дома ребенка
Тема: Защити меня!
Раздел: дошкольное образование





Назад




С 2012 года, когда в «Штатное расписание» Александровского дома ребенка была

введена должность «социальный педагог», я занимаюсь работой по охране прав

воспитанников нашего учреждения.

Введение

этой

должности

требование

времени

и

отражает

большие

демократические преобразования, происходящие в обществе, изменение отношения

общества к проблемам детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Возникла необходимость в специалисте, который целенаправленно будет заниматься

охраной прав и защитой интересов воспитанников.

С первых шагов осуществления этой деятельности я толкнулась с отсутствием

нормативно – правовой базы, обеспечивающей результативную деятельность по

охране прав и интересов детей, необходимостью определения наиболее актуальных

и значимых направлений этой деятельности, ее методов и форм, критериев оценки

результативности, другими словами, нужна была Программа, основные направления

которой были мною разработаны в 2013 – 2015 г. г., в 2017 г. г. Программа была

апробирована и внедрена в деятельность.

Создавая Программу, я учитывала специфику дома ребенка как учреждения

специализированного, для детей с поражением центральной нервной системы, а

также особенности социального состава воспитанников.

Дом ребенка является особым учреждением, в котором воспитываются дети от

рождения до 3-х лет, дети – инвалиды – до 4-х лет. С самого раннего детства эти

дети лишены попечения родителей. Учреждение рассчитано на 60 сметных мест.

Имеются 5 групповых помещений, в каждой группе имеются игровая, спальная,

буфетная, столовая, ванная, туалетная и раздевальная комнаты. Все группы имеют

самостоятельный

выход

на

улицу.

Кроме

групповых

помещений

имеются:

медицинский пост, процедурный кабинет, кабинеты массажа и ЛФК, сенсорная

комната, кабинет логопеда, пищеблок и прачечная.

Дети, поступающие в дом ребенка, часто имеют неблагополучный биологический

и

социальный

анамнез

патологической

течение

береме5нности

и

родов,

заболевания периода новорожденности, внутриутробные патологии и инфекции,

такие как носительство гепатитов В и С, ВИЧ-инфекции, сифилиса, участились

случаи поступления детей, родители которых инфицированы туберкулезом. Все это

говорит о социальном неблагополучии семей. Нередко в семье, из которой поступил

ребенок, с ним грубо, а иногда и жестоко обращались, пренебрегая его насущными

потребностями в полноценном питании, уходе общении, лечении.

Достижение этой цели предполагается через решение следующих

ЗАДАЧ

:

Определение социального статуса ребенка;

Социально-экономическая защита прав ребенка, оставшегося без попечения

родителей;

Защита гражданских прав ребенка, оставшегося без попечения родителей;

Реализация права ребенка на пользование услугами системы здравоохранения;

Реализация права ребенка на жизнь и воспитание в семье;

Реализация права ребенка на уровень жизни, необходимый для физического,

умственного, духовного и социального развития;

1

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

Создание законодательной и нормативно-правовой базы

обеспечения

программы;

Взаимодействие с социумом.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

I.

I

. Определение социального статуса ребенка.

Изучение и анализ документов, поступающих с ребенком, с целью выяснения

юридического статуса в отношении родителей (одного из них);

ВАРИАНТ А:

Акт

о

доставлении

брошенного

ребенка

(когда

родители

известны

и

проживают по месту регистрации)

Акт об изъятии из семьи в связи с угрозой здоровью и жизни ребенка;

Акт об оставлении в лечебно-профилактическом учреждении, когда сведения

о родителях достоверны (документально подтверждены).

Действия социального педагога:

Взыскание алиментов с последующим розыском родителей (одного из них),

если они не проживают по месту регистрации;

Запрос в суд и ПСП копии документа об объявлении розыска родителей

(одного из них) ребенка;

Запросы

по

месту

жительства

родителей

(КДН,

органы

опеки,

УВД)

документов

об

образе

жизни

родителей,

судимостях,

трудоустройстве,

регистрации;

Подготовка документов в суд (прокуратуру) о лишении родительских прав,

скорейшем решении определения социального статуса ребенка в случае, когда

по

месту

жительства

ребенка

готовятся

или

уже

переданы

документы

на

лишение родительских прав в суд (прокуратуру);

Передача в суды области «Исковых заявлений» о лишении родительских прав

родителей (одного из них), где истцом является дом ребенка;

Представление в судебных заседаниях по вопросу лишения родительских прав

родителей (одного из них) интересов воспитанника.

ВАРИАНТ Б:

Акт о доставлении брошенного ребенка (когда родители неизвестны);

Акт об оставлении ребенка в ЛПУ (когда сведения о родителях документально

не подтверждены);

Во всех других случаях, когда неизвестны родители и их местонахождения.

2

Действия социального педагога:

Ходатайство

в

ОВД

о

заведении

розыскного

дела

по

установлению

личности родителей, установлению их местонахождения;

Получение в УВД справки о заведении розыскного дела с указанием его

номера и даты;

В

случае

установления

личности

родителей,

их

местонахождения

-

дальнейшие действия в соответствии с вар.А

В случае невозможности установить местонахождение родителей в течение

года – признание их безвестно отсутствующими в судебном порядке;

В

случае

невозможности

установления

личности

матери

внесение

изменений в «Актовую запись о рождении» в судебном порядке.

ВАРИАНТ В:

Уклонение

родителей,

временно

поместивших

ребенка

на

полное

государственное

обеспечение

в

учреждение

здравоохранения,

от

своих

родительских обязанностей;

Отказ родителей без уважительной причины забрать ребенка из

государственного учреждения по окончании оговоренного срока пребывания.

Действия социального педагога:

Взыскание алиментов с последующим розыском родителей (одного из них),

если они не проживают по месту регистрации;

Систематический

контроль

за

регулярностью

посещений

родителями

отсутствие

посещений

(редкое

посещение),

посещение

в

нетрезвом

состоянии, неадекватное поведение во время посещения, получение с места

жительства родителей сведений о асоциальном поведении – основание для

немедленного выезда по месту жительства родителей комиссии в составе

представителя

дома

ребенка,

представителей

УВД.

КДН,

органов

опеки,

врача-нарколога,

представителей

администраций

(городских

и

сельских)

составление

«Акта»

обследования

жилищно-бытовых

условий

семьи;

предупреждение о возможном лишении (ограничении) родительских прав в

случае продолжения уклонения от выполнения родительских обязанностей,

асоциального образа жизни.

Обязательное письменное предупреждение родителей об окончании срока

пребывания ребенка на государственном обеспечении (за две недели до его

окончания) о необходимости своевременно решить вопрос с органом опеки

по месту жительства родителей о возможности возвращения

ребенка в

семью, пояснение, что отказ и уклонение от своевременного решения этого

вопроса будет рассматриваться как уклонение от выполнения родительских

обязанностей

и

может

повлечь

за

собой

лишение

(ограничение)

родительских прав (ст. 69 СК РФ);

Передача в суды области «Исковых заявлений» о лишении родительских

прав родителей (одного из них), где истцом является дом ребенка в суды

(прокуратуру) области.

3

Представление в судебных заседаниях по вопросу лишения родительских

прав родителей (одного из них) интересов воспитанника.

II. Социально – экономическая защита воспитанников.

1.

ВЗЫСКАНИЕ АЛИМЕНТОВ.

Действия социального педагога:

Подача заявления о вынесении судебного приказа по месту нахождения ребенка;

Получение копии судебного приказа;

Передача в службу судебных приставов № личного счета ребенка и реквизитов

кредитного учреждения для перечисления алиментов;

Контроль над поступлением данного судебного приказа в службу судебных

приставов;

Контроль над поступлением денежных средств(ежемесячно).

2.

ОФОРМЛЕНИЕ ПЕНСИИ ПО УТЕРЕ КОРМИЛЬЦА.

Действия социального педагога:

Получение «Свидетельства о смерти» в органах ЗАГС»

Ходатайство о назначении пенсии в ГУ УПФ РФ в Александровском районе;

Оформление

заявления

о

назначении

пенсии,

заявления

о

назначении

ежемесячной денежной выплаты, заявления о доставке ежемесячной денежной

выплаты;

Получение «Пенсионного удостоверения»;

Открытие личного счета ребенка (вклад «Пенсионный +» для перечисления

денежных средств;

Контроль над поступлением денежных средств (ежемесячно);

3.

ОФОРМЛЕНИЕ ПЕНСИИ ПО ИНВАЛИДНОСТИ.

Действия социального педагога:

Уточнение диагнозов поступающих воспитанников;

Консультирование у специалистов в ЛПУ г.г. Александрова, Владимира;

Проведение медико-социальной экспертизы;

Ходатайство о назначении пенсии в ГУ УПФ РФ в Александровском районе;

Получение «Пенсионного удостоверения»;

Открытие личного счета ребенка (вклад «Пенсионный +» для перечисления

денежных средств;

Контроль над поступлением денежных средств (ежемесячно);

4.

КОНТРОЛЬ НАД СОХРАННОСТЬЮ ЖИЛЬЯ

ВОСПИТАННИКОВ.

Действия социального педагога:

4

Проверка документов ребенка при поступлении на наличие бронирования

(охранного свидетельства) или Постановления о сохранении жилья, праве

проживания,

запрете

без

согласия

органов

опеки

проводить

какие-либо

действия (продажу, обмен) с сохраняемым жильем;

В случае отсутствия выше перечисленных документов – запросы в органы

опеки, администрации городов и районов о возможности (невозможности)

сохранения жилья и дальнейший контроль за поступлением сведений;

III. Защита гражданских прав воспитанников.

Регистрация воспитанников, оформление и приобретение гражданства.

Действия социального педагога:

Подготовка

необходимых

документов

заявления

в

ОУ

ФМС

по

Владимирской

области

в

Александровском

районе

о

постановке

на

регистрационный

учет

по

месту

жительства

(пребывания),

о

снятии

с

регистрационного

учета,

оформление

листков

прибытия

(убытия),

статистического листка мигранта и т.д.;

Регистрация

воспитанников

по

месту

жительства

(пребывания),

снятие

с

регистрационного учета;

Оформление Российского гражданства.

IV.Реализация

права

воспитанников на пользование

услугами здравоохранения.

Действия социального педагога:

Оформление страховых медицинских полисов поступающим воспитанникам;

Организация

консультирования,

обследования

и

лечения

детей

(по

показаниям) в ЛПУ г. Владимира и области, г. Москвы;

Контроль над организацией систематического и эффективного обеспечения

охраны здоровья детей в учреждении:

V. Реализация права воспитанников на уровень жизни,

необходимый для физического, умственного и социального

развития.

Контроль со стороны социального педагога над

исполнением

правительственных

Постановлений

и

нормативных

документов

о

мерах

по

социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей –

Закон Владимирской области от 03 декабря 2004 № 226-ОЗ «О государственном

обеспечении

и

социальной

поддержке

детей-сирот

и

детей,

оставшихся

без

попечения родителей» (с изменениями от 05 декабря 2005 г., 07 июня, 28 декабря

2006 г., 09 февраля, 07 декабря 2007 г., 19 сентября, 07 ноября 2008 г.)

5

VI. Реализация права ребенка, оставшегося без попечения

родителей, жить и воспитываться в семье.

Действия социального педагога:

Своевременная

передача

сведений

о

выявленных

детях,

оставшихся

без

попечения родителей, в органы опеки и попечительства по месту нахождения

ребенка;

Контроль

над

поступлением

копий

«Анкет

на

ребенка,

оставшегося

без

попечения родителей», передаваемых в Банк данных о детях, оставшихся без

попечения родителей, в «Личное дело» ребенка;

Подготовка пакета документов для передачи в суд в случае усыновления

ребенка;

Контроль над поступлением отчетов и обследований условий жизни детей,

усыновленных российскими и иностранными гражданами;

Отчет в Центр по усыновлению Департамента образования администрации

Владимирской области о поступлении отчетов об усыновленных детях за год;

Систематизация и хранение поступивших отчетов;

Публикация в СМИ информации о детях, которые могут быть усыновлены или

устроены в приемную семью.

VI. Работа с родителями и усыновителями.

Собеседование при посещении воспитанников родителями в доме ребенка –

информирование о состоянии здоровья, уровне развития, проблемах.

Контроль над посещением детей, их регулярностью;

Письменное

предупреждение

родителей

детей,

помещенных

временно,

в

случае

их

длительного

непосещения,

о

возможных

последствиях

недобросовестного выполнения родительских обязанностей;

Письменное предупреждение родителей детей, помещенных временно, за две

недели до окончания срока пребывания, разъяснение условий, при которых

ребенок может быть возвращен в семью родителей;

Оформление

«Родительских

уголков»,

стендов

о

жизни

малышей

в

доме

ребенка;

Собеседование с кандидатами в усыновители, сообщение полных достоверных

сведений о социальном анамнезе ребенка, его родителях и родственниках;

Создание условий для знакомства усыновителей с ребенком.

VII. Работа с архивом.

Систематизация и хранение архивных документов – «Личных дел» выбывших

воспитанников;

Работа с архивом – ответы на запросы гос. учреждений и организаций по

вопросам пребывания воспитанников - даты поступления, выбытия, причины

поступления, выбытия, копий документов по сохранению жилья, сведений о

родителях и родственниках и т.д.

Создание компьютерной базы о воспитанниках учреждения.

6

VIII. Работа с социумом.

Информирование

общественности

о

проблемах

социального

сиротства

привлечение СМИ, размещение материалов в Интернете.

Привлечение к помощи дому ребенка молодежи. Студентов;

Взаимодействие с творческими, культурными организациями города;

Взаимодействие

с

благотворительными

организациями,

руководителями

предприятий, учреждений, частными предпринимателями.

7

МОДЕЛЬ

взаимодействия с социумом

по социально-экономической защите воспитанников.

МОДЕЛЬ

Г

У

У

П

Ф

в

А

л

е

к

с

а

н

д

р

о

в

с

к

.

р

а

й

о

н

е

Дом

ребен

ка

ОРГАНЫ

ЗАГС

СУД

Главы

городских и

сельских

админист-

раций

СБЕРБАНК

БЮРО

мдико-

-социальной

экспертизы

Комитет

социаль

ной

защиты

населен

ия

Служба

судебныхп

риставов

ОРГАНЫ

ОПЕКИ

органы

МВД

8

взаимодействия со службами местного

самоуправления области по защите прав воспитанников.

МОДЕЛЬ

взаимодействия со службами местного

самоуправления области по определению

Л П У

Дом

ребен

ка

Органы

МВД

КДН

ПРОКУ-

РАТУРА

Орга

ны

опек

и

СБ

РФ

КСЗН

Бюро

медико –

социальной

экспертизы

Служба

Судебных

приставов

ФОМС

ПФ

РФ

СУДЫ

Центр

по

усыновл

ению

и

опеке

экспер

тизы

ОУ

ФМС

9

социального статуса ребенка..

Органы

МВД

Дом

ребен

ка

ОРГАНЫ

ЗАГС

СУД

Федеральная

Миграцион-

ная

Служба

Комисси

я по

делам

несовер

шенно-

летних

Служба

судебных

приставов

ОРГАНЫ

ОПЕКИ

10



В раздел образования