Автор: Петрова Олеся Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Абаканское СУВУ
Населённый пункт: город Абакан,Республика Хакасия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Боевые традиции Вооруженных Сил РФ. Ритуалы и символы воинской чести".
Раздел: полное образование
Воспитательный час: «Боевые традиции Вооруженных Сил Российской Федерации. Ритуалы и символы
воинской чести.»
Цель:
формирование патриотического сознания обучающихся через ознакомление с героическим прошлым
русского народа.
Задачи:
- Обучающая — рассмотреть важнейшие боевые традиции Вооруженных сил РФ. Изучить понятия
«патриотизм», «воинский долг»
- Развивающая - пробудить интерес к жизни и деятельности Вооруженных сил РФ. Развитие у обучающихся
понимания личной ответственности за защиту Отечества.
- Воспитывающая - воспитывать любовь к Родине, формировать чувство гордости за Вооруженные силы РФ
и за свою страну.
Ход:
Весной наполнен воздух майский,
И реют флаги в небе синем
Сегодня праздник — день создания
Вооруженных сил России!
Поздравим тех, кто так отважно
Отчизну нашу защищает,
И в службе храбро и бесстрашно
Нашу страну оберегает.
За Родину всегда спокойно,
Ведь сыновья, мужья, отцы
Нас защитят всегда достойно —
Российской армии бойцы!
1.Военные
традиции
и
ритуалы
всегда
играли
и
играют
важную
роль
в
становлении
и
развитии
Вооруженных Сил России. Они в значительной степени служили важной предпосылкой блестящих побед в
сражениях Русской армии и флота, во многом определяли облик Российской армии и ее личного состава.
Патриотизм - любовь к своему отечеству, преданность своему народу и ответственность перед ним,
готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины.
Долг – нравственные обязанности человека, выполняемые из побуждений совести. Самыми важными в
обществе являются гражданский и патриотический долг перед Отечеством.
Термин «традиция» (от лат. traditio - передача) характеризует устойчивый, передающийся из поколения в
поколение социальный опыт в виде привычек, норм поведения, обычаев, идей, сохраняющийся в
определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени. Традиции как
устойчивые явления общественной жизни распространяются на все ее сферы. В военной области
функционируют воинские традиции, под которыми понимаются исторически сложившиеся в армии и на
флоте, передающиеся из поколения в поколение идеи, правила, обычаи, нормы поведения, связанные с
выполнением боевых задач, воинской службой, с обучением личного состава, с бытом военнослужащих. Они
выступают важным средством воспитания и обучения военнослужащих.
К
основным
служебно-боевым
традициям
Вооруженных
сил
и
внутренних
войск
МВД
Российской
Федерации
относят:
- массовый героизм и мужество в сложные для страны периоды;
- верность военной присяге, Боевому знамени и Военно-морскому флагу;
- самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей победы;
- взаимная выручка, боевое братство и войсковое товарищество;
- уважение к командиру и защита его в бою;
- презрение к трусам и предателям, предпочтение достойной смерти пленению;
- воинская доблесть;
- отдание воинских почестей погибшим в бою;
- неразрывное единство фронта и тыла, армии и народа;
- высокая бдительность и неподкупность;
- верность союзническому долгу в рамках заключенных договоренностей в борьбе против общего врага;
-
представление
отличившихся
при
выполнении
служебно-боевых
задач
к
государственным
наградам,
пропаганда их боевого и служебного опыта;
- забота о сохранении жизней и здоровья подчиненных;
- гуманное отношение к поверженному врагу, населению зарубежных стран и пленным, противодействие
преступным элементам в строгом соответствии с законом и др.
Важной боевой традицией является верность военной присяге, воинскому долгу. Еще в законе 1795 года
указывалось, что «защита отечества... долг и обязанность всех и каждого». Воинский долг, несмотря ни на
что, остается святой сыновней обязанностью любого гражданина.
Одной из основных боевых традиций является любовь к армии и флоту, к своей воинской части и кораблю.
Необходимо
четко
уяснить,
что
нельзя
любить
Родину
и
не
любить
армию,
которая
ее
защищает.
Невозможно отстаивать честь, достоинство армии и флота, всех военнослужащих, но быть при этом на деле
и по существу безразличным к судьбе и будущему отчизны. Сердцевиной служебно-боевых традиций
является преданность Родине и своему народу. Эта традиция имеет глубочайшие исторические корни.
Преданность Родине всегда была делом чести каждого. Измена и трусость считались страшным позором на
Руси. Они карались лишением жизни. Еще Дмитрий Донской говорил, что честная смерть лучше позорной
жизни. Более яркими гранями эта традиция засверкала в годы Великой Отечественной войны. В настоящее
время
преданность
Родине,
российскому
народу
также
необходима.
Эта
традиция
мобилизует
военнослужащих на выполнение служебно-боевых задач. Верность традициям в дни мирной учебы должна
проявляться в конкретных делах военнослужащих:
- в точном соблюдении требований присяги и уставов;
- в готовности на учениях, маневрах, полетах, в морских походах действовать по-боевому, с полным
напряжением сил, не допуская условностей и послаблений;
- всегда и во всем помогать товарищам словом и делом, выручать их из опасности, помогать командиру в
укреплении дисциплины, организованности и порядка;
- строго хранить военную и государственную тайну, хорошо разбираться в военно-политической обстановке,
быть бдительным;
- не только самому знать, хранить и умножать традиции внутренних войск, но и пропагандировать их среди
товарищей.
Следование
служебно-боевым
традициям
не
является
легким
делом.
Но
зато
их
выполнение
и
приумножение позволяет быстрее овладеть воинским мастерством.
2. Воинские ритуалы
В
летописи
боевой
славы
нашей
армии
немало
страниц
посвящено
воинским
ритуалам.
Наравне
с
традициями они играют огромную воспитательную роль. Под воинским ритуалом понимаются формы
обрядовых церемоний демонстративного характера.
Воинский ритуал – это исторически сложившаяся форма поведения военнослужащих при совершении
обрядов,
торжественных
и
траурных
церемоний.
Можно
перечислить
такие
воинские
ритуалы,
как
празднование государственных праздников, дней части, вручение наград, присвоение воинских званий,
вручение личного оружия и другие. На полях сражений они были испытанным средством формирования и
закалки боевого духа, укрепления братского единства и нерушимой сплоченности бойцов и командиров. В
воинских ритуалах ярко воплощались героизм, мужество и отвага, проявленные защитниками Родины в боях
против врагов России.
Воинские ритуалы воплощают в себе благородные идеалы и высокие цели служения российского воина
своему отечеству. Они охватывают три основные сферы воинских отношений – сферу боевой деятельности
(любовь к оружию, искусное применение его в бою, принятие военной присяги, вручение боевых знамен и
государственных наград, торжественное чествование героев, захоронение с отданием почестей и др.), сферу
учебно-боевой деятельности (заступление на боевую службу, строевые смотры, общие батальонные и
полковые
вечерние
поверки,
развод
и
смену
караулов
и
др.),
сферу
повседневной
деятельности
(торжественные собрания и митинги, посвященные государственным праздникам, важным событиям в
жизни страны, воинской части (корабля) и др.). Любовь к оружию, искусное применение его в бою – славная
традиция российских воинов, которая корнями уходит в глубокую старину. Выражением этой традиции стал
торжественный ритуал вручения оружия военнослужащим, прибывшим на пополнение. Он символизирует
передачу дела защиты Родины одного поколения другому. Большое место в воинском воспитании отводилось
ритуалу принятия военной присяги. Исторические истоки данного ритуала можно проследить со времен
великих освободительных воинских походов Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина и
Дмитрия Пожарского за свободу земли Русской, за честь народа, за правое дело. Позже в первом русском
«Уставе ратных пушечных и других дел, касающихся до воинской науки» был закреплен ритуал принятия
клятвы на верность царю. В петровских воинских уставах отмечалось, что победу приносят «добрые
порядки,
храбрые
сердца,
справное
оружие»,
обращалось
внимание
на
выработку
таких
качеств,
как
смелость, неустрашимость, мужество. Этот ритуал занимал особое место в системе воинских ритуалов.
Присяга, или торжественный обет, давалась каждым военнослужащим при вступлении на престол нового
государя. Ритуал проходил в торжественной обстановке – в церкви или на сборном месте в присутствии как
высокого военного начальника, так и высшего духовенства. Войска прибывали строем со знаменами, и
священники делали им краткое увещевание. Присягая, солдаты клялись в верности монарху и отечеству,
беспрекословном повиновении начальству. Дав присягу новому монарху, армия становилась послушным
орудием его внешней и внутренней политики. Нарушение офицером присяги расценивалось как бесчестье и
не могло быть терпимо в том обществе, в котором они вращались, какими бы соображениями нарушивший
присягу человек ни руководствовался.
День принятия присяги – это начало воинского пути, памятный день в жизни воина. Всегда и везде быть
верным своей священной клятве – это требование Матери-Родины, народа. Одним из видов воинских
ритуалов является военная музыка. Она обладает каким-то магическим воздействием. Музыка зовет в бой,
как Боевое знамя, как призыв полководца – так говорят ветераны войны, военные музыканты, сами воины.
Хорошо понимал роль и значение музыки для воспитания высокого морального и боевого духа армии А.В.
Суворов. Он проявлял постоянную заботу о повышении ее действенности, настойчиво добивался увеличения
числа военных музыкантов даже за счет фронтовых солдат. Суворов говорил: «Музыка в бою нужна и
полезна. Музыка удваивает армию. С распущенными знаменами и громогласной музыкой я взял Измаил».
Музыка на войне помогает бойцам выстоять, вселяет силу и бодрость духа, не дает ожесточиться, омертветь
душой. Велико значение музыки и строевых песен в воинских ритуалах. Музыка включается в воинские
ритуалы с момента их возникновения. Из всех ритуалов музыка является наиболее устойчивым.
Наполняются новым содержанием старые ритуалы, изменяются порядок и формы их проведения, но
музыкальная основа сохраняется в течение веков. Можно с уверенностью сказать, что восприятие идейного
содержания воинских ритуалов, тех героических идей, которые они несут, во многом зависит от яркого и
искусного музыкального оформления. Музыка в исполнении военных духовных оркестров придает
воинскому ритуалу именно ту форму, через которую ярче всего выражается его сущность. Она вносит
особую торжественность, создает приподнятое, праздничное настроение, вдохновляет, воодушевляет,
сплачивает военнослужащих. Музыка способна выполнять организующую и дисциплинирующую роль,
синхронизируя движения воинов, помогая вырабатывать точные, четкие и согласованные действия. Особое
место принадлежит маршевой музыке. В строевом и походном марше она повышает внимание
военнослужащих и придает бодрое настроение. Ритуальная музыка проста и выразительна, она органически
сливается с элементами воинских ритуалов и легко запоминается, ее идейное содержание осознается
воинами легко и быстро.
Строевые смотры, прохождения в строю и другие воинские ритуалы сопровождаются песнями. «Солдат без
песни, что без ружья», – говорил А.В. Суворов. Это меткое замечание не потеряло своего значения и в наши
дни. А.М. Горький видел в солдатской песне источник бодрости и боевого духа. Музыка звучит при
принятии присяги, выносе Боевого знамени, вручении наград и боевых реликвий, при проведении строевых
смотров, парадов, при разводах караулов, при проведении других ритуалов. Наряду с использованием
государственных
и
воинских
символов,
искусным
выполнением
строевых
приемов,
четко
и
образно
звучащей командирской речью музыка, песня помогает сделать ритуал настоящим явлением искусства. Один
из главных воинских ритуалов – это ношение военной формы одежды. Российский воин с достоинством
носит военную форму одежды. Военный мундир – символ армейской и флотской чести и благородства, знак
дисциплинированности, сплоченности воинов, их мужества и доблести в бою. Красота военной формы
одежды есть одна из составляющих общей красоты воинских ритуалов. Хорошо подогнанное воинское
обмундирование,
начищенная
до
блеска
обувь
всегда
вызывают
положительные
эмоции,
доставляют
удовольствие окружающим. Опрятность и красота военной формы одежды делает воина молодцеватым,
элегантным, подчеркивает его мужественность, хорошее физическое развитие, вызывает чувство гордости за
внутренние войска. Форма одежды, знаки различия, награды – все это является внешним выражением чести
и достоинства солдат и офицеров.
Многие
из
воинских
традиций,
ритуалов
русского
военного
этикета
закреплены
в
уставах,
приказах,
наставлениях и инструкциях. Воспитательное воздействие воинских ритуалов заключается в том, что они
всегда олицетворяют красоту воинской деятельности, самоотверженности при выполнении воинского долга.
Оказывая влияние на духовный мир воина, обращаясь к его идеалам и вкусам, интересам и переживаниям,
воинские
ритуалы
формируют
личность
во
всей
ее
полноте,
способствуют
в
процессе
воспитания
достижению таких целей, которых трудно достичь, используя другие формы воспитания.
ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ
1. Совокупность вооруженных сил государства. Армия.
2. Орган управления войсками. Штаб.
3. Свод воинских правил. Устав.
4. На месте села Кучково в междуречье Волги и Оки, удаленном от степей, загороженном непроходимыми
лесами от кочевников вырос город-град. Как называется этот город, и в каком году он возник? Москва 1147
5. Что Вы знаете об этом городе?
6. Какой храм был воздвигнут в память освобождения Москвы от поляков в 1612г. на деньги князя Д.
Пожарского? Что вы о нем знаете? Казанский собор в Москве.
7. В какой войне участвовала царь-пушка? Царь-пушка предназначалась для обороны Кремля, но из нее
никогда не стреляли.
8. Когда и у каких русских воинов появилась впервые единая военная форма? У стрельцов с середины XVI
века.
9. Петр I в 1700 году ввел в России новые знаки различия для военнослужащих. В 1917г. они были отменены
и вновь введены уже в 1943 году. О каких знаках различия идет речь? Погоны.
10. Какой город-герой 900 дней и ночей был в осаде гитлеровской армии? Что вы о нем знаете? Ленинград.
11. Почему воины-миротворцы ООН носят голубые каски? Голубой – цвет мирного неба, солдата в такой
каске видно издалека.
12. Как называется участник войны в прошлом? Ветеран.
13. Назовите высший орден Великой Отечественной войны. Кто из командиров был первым награжден этим
орденом? Орден Победы, маршал Г.К.Жуков.
14. О каком флаге можно сказать, что он трижды рожденный? О государственном флаге Российской
Федерации.
15. Город, где в 1945-1946 г.г. проходил судебный процесс над главными фашистскими преступниками?
Нюрнберг.
16. Русская советская поэтесса, пережившая блокаду Ленинграда, автор надписи на мемориале
Пискаревского кладбища в Санкт-Петербурге: «Никто не забыт, ничто не забыто». Как ее зовут? Ольга
Федоровна Бергольц.
17. Диктор всесоюзного радио, читавший все важнейшие государственные сообщения, в том числе и в 1941-
1945 годах. Левитан Юрий Борисович
18. Тайная полиция, контрразведка фашисткой Германии. Гестапо.
19. Военно-стратегическая, транспортная магистраль, проходившая через Ладожское озеро и связывающая
Ленинград со всей страной. Дорога жизни.
20. Стрелок, владеющий искусством меткой стрельбы, маскировки и наблюдения. Снайпер.
21. Истребительный французский авиаполк, действующий во время Великой Отечественной войны на
советско-германском фронте. Нормандия Неман.
22. Народное название реактивных систем, находящихся во время войны на вооружении реактивной
артиллерии. Катюши.
Просмотр видеоролика «
Боевые традиции Вооруженных Сил Российской Федерации»
(обсуждение)
Заключение
Жизнь показывает, что воспитательные возможности воинского коллектива находятся в прямой зависимости
от числа положительных традиций и ритуалов в нем. Традиции и ритуалы! Нержавеющее и нестареющее
оружие воинской доблести и славы. В них уроки прошлого, опыт настоящего и слава будущего. Они всегда
зовут к подвигу, и потому они не подвластны времени. Они вечно живы в наших делах, в наших подвигах.