Автор: Тищенко Елена Викторовна
Должность: преподаватель терапии
Учебное заведение: Сердобский филиал ГБОУ ПО "Пензенский областной медицинский колледж"
Населённый пункт: город Сердобск
Наименование материала: учебно–методический комлекс
Тема: Сестринский уход при остром и хроническом гломерулонефрите
Раздел: среднее профессиональное
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОУ ПО «Пензенский областной медицинский колледж»
Сердобский филиал
Учебно – методический комплекс
Тема:
«Сестринский уход при остром и хроническом
гломерулонефрите»
ПМ.02. «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»
МДК 02.02. «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях
(Сестринская помощь при нарушениях здоровья)»
дисциплина «Сестринская помощь в терапии»
для специальности 34.02.01. «Сестринское дело»,
базовый уровень подготовки ПО,
ФГОС III поколения
Рассмотрено на заседании ЦМК Составлена преподавателем Тищенко Е.В.
Протокол № ____ от _______________ в соответствии с рабочей программой,
Руководитель ЦМК ________________ созданной на основании проекта примерной
программы, разработанной ГБОУ СПО
«Свердловский областной медицинский колледж»
г. Сердобск
2019 г.
Оглавление УМК практического занятия
Тема
«Сестринский уход при остром и хроническом
гломерулонефрите»
1.
Нормативная и учебно-методическая документация.
1.1
Выписка из рабочей программы
1.2 Выписка из рабочего учебного плана
1.3 Технологическая карта
1.4 Ход занятия
2. Дидактические средства (средства обучения).
2.1 Учебно-методическая литература
2.2 Учебно-наглядные пособия:
Изобразительные:
таблицы по теме
результаты обследования больных: рентгенограммы, анализы крови,
анализы мокроты
прописи рецептов, образцы направлений на обследование и
консультации
Натуральные:
учебные таблицы, карты сестринского процесса, бланки
лабораторных исследований оборудование кабинета доклинической
практики, индивидуальные задания, средства индивидуальной
защиты, учебники, тонометры, фонендоскопы, образцы новых
лекарственных препаратов
Раздаточный дидактический материал:
Учебно-методическая разработка для студентов
Материалы контролирующего характера:
Тестовые задания
Карта сестринского процесса
Карточки с ситуационными задачами
Учебная сестринская история болезни
Технические средства обучения
Визуальные (зрительные): диапроектор
Экранно-звуковые: презентация урока.
3. Средства контроля
3.1 Вопросы для фронтального опроса
3.2 Комплект ситуационных задач
3.3 Тестовые задания
Содержание УМК
1. Нормативная и учебно-методическая документация
1.1 Выписка из рабочей программы
Тема
«Сестринский уход при остром и хроническом
гломерулонефрите»
Содержание учебного материала
Гломерулонефрит
у
пациентов
разного
возраста:
причины
возникновения,
клинические
проявления,
возможные
осложнения,
методы
диагностики,
сестринский процесс, принципы лечения и профилактики.
Студенты должны знать:
-
современные теории этиологии и патогенеза распространенных заболеваний
органов мочевыделения.
-
особенности современной манифестации этой патологии.
-
правила ухода за пациентом с почечной патологией.
-
особенности диетотерапии.
-
экспертизу трудоспособности пациентов с заболеванием мочевыделительной
системы.
Студенты должны уметь:
-
оценить данные расспроса и выявить проблемы пациента.
-
провести объективное обследование и поставить сестринский диагноз.
-
оказать доврачебную неотложную помощь при состояниях, осложняющих
течение заболевания.
-
организовать уход за тяжелобольным.
-
подготовить пациента к рентгенологическому, ультразвуковому исследованию,
компьютерной томографии, биопсии почек.
-
подготовить пациента к лабораторным методам исследования (клинический
анализ мочи, анализ мочи по Нечипоренко, проба Зимницкого, проба Роберга,
измерение диуреза, посев мочи на стерильность)
-
организовать профилактику, выявить факторы риска и возможные осложнения.
-
провести диспансеризацию, адаптацию пациента в семье.
1.2 Выписка из рабочего учебного плана
Раздел: «Участие в лечебно-диагностическом процессе при оказании сестринской
помощи людям разного возраста в стационарных и амбулаторно-поликлинических
условиях»
Тема: «Сестринский уход при остром и хроническом гломерулонефрите» – 4
часа
1.3 Технологическая карта
Форма организации учебного процесса - практическое занятие
Тип занятия: комбинированный урок
Место проведения:
кабинет доклинической практики
Продолжительность занятия: 180 минут.
Цель занятия: создание условий для формирования готовности к оказанию
сестринской помощи при пневмонии с соблюдением этико – деонтологических
аспектов поведения с пациентом и родственниками.
Методы обучения:
1.
Объяснительно-иллюстративный:
- наглядно-индивидуальный (описание схем, алгоритма);
2.
Репродуктивный:
-
практически-дедуктивный (работа с книгой, опора на правила, алгоритм,
стандарт);
3.
Практический метод:
-
алгоритмический;
-
работа малыми группами.
Внутрипредметные связи:
1.
Тема: «Острый и хронический пиелонефрит».
2.
Тема: «Почечно-каменная болезнь, почечная колика».
3.
Тема: Острая и хроническая почечная недостаточность».
Межпредметные связи:
Анатомия и физиология человека.
Тема: «Строение и функция почек»
Психология.
Тема: «Психология общения».
Пропедевтика внутренних болезней.
Тема: «Методика обследования пациента с патологией мочевыводящей
системы».
Фармакология.
Тема: «Мочегонные средства».
«Глюкокортикоиды».
«Антигистаминные средства».
Методическое обоснование занятия
Занятие
проводится
с
целью
формирования
у
студентов
общих
и
профессиональных
компетенций
в
соответствии
с
видом
профессиональной
деятельности «Участие в лечебно – диагностическом и реабилитационном процессах».
На занятии используется несколько методик преподавания как инновационных, так и
традиционных.
Начиная занятие, преподаватель подчеркивает актуальность изучаемой темы,
необходимость знания особенностей сестринского ухода при гломерулонефритах для
оказания
квалифицированной
помощи
при
развитии
осложнений
и
правильного
комплексного
лечения,
проведения
мероприятий
по
их
первичной
и
вторичной
профилактике. Для вовлечения студентов в учебный процесс, создания «рабочей»
обстановки преподаватель предлагает студентам
определить цели занятия, давая
возможность всем студентам, в первую очередь слабым, принять участие в работе на
этом этапе занятия. Затем преподаватель резюмирует предложения студентов.
С
целью
выявления
уровня
подготовки
и
определения
объема
самостоятельной
внеаудиторной
работы
студентов
преподаватель
проверяет
выполнение заданий в рабочей тетради. При проведении подобного контроля студенты
получают возможность свободно излагать свои мысли, учиться вести диалог, узнают
новую
информацию
из
высказываний
других
студентов
и
комментариев
преподавателя. Задания в рабочей тетради составлены таким образом, что при их
выполнении требуется повторение знаний, полученных при изучении предметов ОПД
и ПМ «Решение проблем пациента путем сестринского ухода».
Если
позволяет
техническое
оснащение,
после
проверки
правильности
выполнения
заданий
можно
для
большей
наглядности
и
лучшего
запоминания
поставить фрагмент учебного фильма по манипуляционной технике или уходу за
пациентом
без
звука,
дав
возможность
студентам
прокомментировать
видеоинформацию.
Для усвоения и понимания темы целесообразно рассматривать изучаемую
тему
через
призму
основных
положений
сестринского
процесса.
Для
этого
преподаватель
предлагает
решить
ситуационную
задачу
малыми
группами
с
последующим
обсуждением,
исправлением
ошибок
и
неточностей,
закреплением
алгоритма действия при развитии неотложных состояний. В процессе решения задачи
происходит
«автоматическое»
выявление
пробелов
в
знаниях
и
восполнение
недостающих знаний. При решении ситуационной задачи можно не только проверить
правильность запланированных мероприятий сестринского процесса, но и повторить
этапы
сестринского
процесса,
методику
объективного
исследования
(определение
отеков, исследование пульса, измерение АД, термометрия).
При
обсуждении
планирования
сестринского
ухода
за
пациентом
преподаватель
получает
возможность
проверить
знания
студентов
по
следующим
вопросам:
- особенности сестринского процесса при гломерулонефритах,
- определение понятия «гломерулонефрит»,
- особенности режима и диетотерапии при заболеваниях органов мочевыделения,
-
правила
подготовки
к
лабораторным
и
инструментальным
исследованиям,
выписывание направлений, трактовка лабораторных показателей (норма – патология),
- этико-деонтологические аспекты в работе с пациентом и родственниками,
- инфекционная безопасность.
Во
время
подобной
работы
студенты
получают
возможность
свободного
изложения
своих
мыслей
по
обсуждаемой
проблеме,
узнают
новые
сведения
из
высказываний товарищей. В ходе группового решения задачи содержание учебной
деятельности
выступает
как
средство
общения,
преодолевается
фронтально-
индивидуальный
характер
традиционного
обучения,
создаются
благоприятные
условия
для
актуализации
межличностных
отношений,
развивается
целостно
-
ориентационное
единство,
происходит
формирование
коллектива.
Взаимодействие
студентов
стимулирует
развитие
самооценки, вырабатываются
навыки
сотрудничества, взаимопомощи.
Этап
деловой
игры
(позволяет
смоделировать
профессиональную
деятельность
медсестры,
объединить
игроков
общей
целью
(диагностической,
тактической работой с моделью пациента), обеспечить конфликтную ситуацию между
болезнью
и
медработником,
что
способствует
формированию
как
общих,
так
и
профессиональных компетенций. Даны вопросы для подготовки к деловому участию в
игре, на которые надо будет ответить после завершения игры. Из числа студентов
назначаются
эксперты,
которые
контролируют
правильность
действий
студентов,
фиксируют все ошибки и неточности, допущенные в ходе игры с тем, чтобы при
обсуждении
высказать
свое
мнение
об
игре
в
целом,
о
допущенных
ошибках
и
неточностях
и
обязательно
предложить
свой
вариант
отдельных
действий
исполнителей
или
возможно
всей
деловой
ситуации.
Эксперты
обязаны
также
проанализировать
сложившуюся
психологическую
обстановку
при
разыгрывании
ситуации. Обсуждение идет после окончания игры. Сначала преподаватель дает
возможность
самим
играющим
исправить
свои
ошибки,
затем
высказаться
более
слабым студентам, а уже потом более сильным, давая возможность каждому студенту
принять
участие
в
обсуждении.
Этот
этап
позволяет
сформировать
у
студентов
способность
ориентироваться
в
производственных
ситуациях,
стандартных
и
нестандартных,
самостоятельно
принимать
решения,
работать
в
команде
и
планировать свою деятельность, общаться с пациентами и коллегами.
Контроль конечного уровня знаний можно провести в форме фронтального
или индивидуального опроса, эвристической беседы, тестового контроля. Это даёт
преподавателю и студентам ясное видение картины усвоения пройденного материала,
студент может сравнить своё мнение о собственных знаниях и умениях с мнением
преподавателя и товарищей.
Используется системная рефлексия, самоанализ и анализ
деятельности обучающихся, степени сформированности у них начальных общих и
профессиональных компетенций.
Затем
даётся
домашнее
задание
(предпочтительнее
не
просто
указать
страницы учебника, а предложить вспомнить, всё, что изучалось по следующей теме
на
других
дисциплинах,
изучить
дополнительную
литературу,
написать
реферат,
использовать
по
возможности
компьютер
и
интернет
и
т.
п.).
Такой
подход
стимулирует к осуществлению поиска и использования информации, применению
информационно-коммуникационных технологий.
Хронокарта занятия.
№
п/п
Структура занятия
Ориентировочное
время
1.
Организационная часть.
5
1.1.
Организационно-психологический момент.
5
2.
Основная часть.
170
2.1.
Сообщение темы, цели, плана занятия.
Мотивация занятия.
5
2.2.
Контроль исходного уровня знаний:
1.
фронтальный опрос
2.
индивидуальный опрос
20
2.3.
Изучение нового материала:
1.
демонстрационная часть
2.
вводный инструктаж
3.
самостоятельная работа студентов:
а) Отработка практических навыков.
б) Работа с методическими указаниями
в) Оформление дневников.
50
2.4.
Отработка практических навыков:
1.
Работа с сестринской историей болезни.
Методы диагностики, принципы лечения,
сестринский процесс. Фармакотерапия.
Реабилитация.
Особенности оказания сестринской помощи в
стационарных и поликлинических условиях.
80
2.5.
Контроль полученных знаний:
а) ситуационные задачи
б) тестовые задания
10
3.
Заключительная часть:
1. Подведение итогов занятия.
2. Задание на дом.
5
Итого:
180
Мотивация темы занятия.
В
настоящее
время
достаточно
важной
проблемой
остается
одно
из
распространенных заболеваний почек – острый и хронический гломерулонефрит.
Актуальность данной темы объясняется тем, что на долю заболеваемости в разных
регионах
Российской
Федерации
приходится
от
3
до
18
случаев
на
100000
населения, и в основном это люди молодого возраста. У каждого пятого пациента
природа заболевания остается невыясненной. Причиной болезни чаще всего бывает
стрептококковая и вирусная инфекция, вакцинация, отравления алкоголем, ртутью,
свинцом. Этиологию хронического гломерулонефрита удается раскрыть лишь
у
каждого десятого пациента, только в тех случаях, когда в анамнезе прослеживается
«атака» перенесенного острого заболевания.
Гломерулонефрит
может
быть
синдромом
различных
болезней:
цирроза
печени,
гепатита
В,
сифилиса,
системной
красной
волчанки,
инфекционного
миокардита, ВИЧ-инфекции, а также возникает в следствии длительного лечения
нестероидными
противовоспалительными
препаратами,
пенициллином,
золотом,
литием, психотропными средствами.
Знания механизмов прогрессирования гломерулонефрита – являются основой
комплексной
патогенетической
терапии,
существенно
уменьшающей
прогредиентность страдания, отдаляющей время возникновения фатальной ХПН.
На
медицинских
работников
ложится
огромная
ответственность
по
диагностике,
профилактике
заболевания.
Вам
придется
чаще
беседовать
с
родственниками
больного,
давать
советы
по
питанию,
ведению
образа
жизни,
адаптации в семье с таким грозным заболеванием, как гломерулонефрит.
Я считаю, что сегодняшнее занятие подготовит вас к повседневной работе
мед. работника, и научит вас быть ответственными, добросовестными и грамотными
специалистами.
1.4 Ход занятия.
Планируемая деятельность
преподавателя
Планируемая деятельность
студентов
Методическое
обоснование
1. Организационная часть
Преподаватель приветствует
студентов, обращает внимание на
внешний вид студентов, отмечает
отсутствующих.
Студенты в халатах, шапочках и
сменной обуви приветствуют
преподавателя. Занимают рабочие
места. Слушают преподавателя.
Дежурный докладывает об
отсутствующих.
Организует и
дисциплинирует
студентов. Воспитывает
аккуратность,
ответственность.
2. Основная часть
1.
Объявление темы, целей, плана
занятия.
Преподаватель сообщает тему, план,
цели занятия, предлагает записать.
Студенты записывают в
практические тетради дату, тему,
план, цели занятия
Создает рабочую
обстановку, настраи-
вает на целенаправ-
ленную деятельность
активизирует внимание
Мотивация темы занятия
Преподаватель отмечает значение
данного занятия при изучении будущей
темы
Студенты должны представлять
значение, важность изучаемой
темы для своей будущей
профессии
Формируется
познавательный интерес
к занятию по данной
теме
2.
Контроль исходного уровня
знаний.
1)
Фронтальный опрос
Преподаватель задает вопросы,
позволяющие выяснить степень
подготовки студентов к занятию.
2) Индивидуальный опрос
Преподаватель опрашивает студентов
по вопросам, данным для подготовки к
занятию, обращает внимание на
правильность, точность, отмечает
ошибки.
Студенты отвечают кратко на
поставленные вопросы.
Студенты отвечают на
поставленные вопросы, слушают,
исправляют и добавляют ответы,
пользуясь таблицами
Оцениваются
теоретические знания
студентов, степень
подготовки к занятию,
умение выделять
основные понятия,
терминологию
изучаемой темы.
Задание позволяет
закрепить навыки
занятия, выяснить
степень усвоения
полученных знаний
3. Изучение нового материала по
теме.
1) демонстрационная часть
Преподаватель делает сообщения по
изучаемой теме, демонстрирует
манипуляции и таблицы, дает
пояснения. Отвечает на вопросы по
окончанию демонстрации.
Студенты смотрят на таблицы,
следят за деятельностью
преподавателя. Внимательно
слушают, смотрят и запоминают.
Задают вопросы.
Формируются умения и
навыки практической
деятельности.
Помогает осмыслить
этапы, методику и
настроить на самос-
тоятельную работу.
2) вводный инструктаж
Преподаватель сообщает план
практической работы, ее цели и задачи.
Дает методические рекомендации
студентам к самостоятельной работе,
раздает методические материалы.
Студенты внимательно слушают,
осмысливают, запоминают, задают
вопросы, планируют предстоящую
работу.
Побуждает к самос-
тоятельной работе.
Воспитывает ответст-
венное отношение к
работе и к оборудо-
ванию.
3)
Самостоятельная работа
а) Отработка практических навыков
б) Работа с методическими указаниями
в) Оформление дневников
Студенты малыми группами
отрабатывают практические
навыки. Задают возникающие
вопросы, выслушивают
комментарии преподавателя.
Студенты работают с
предложенными указаниями,
слушают объяснения
преподавателя, делают записи в
рабочих тетрадях.
Студенты слушают объяснения
преподавателя, читают
предложенный текстовый
материал, конспектируют
алгоритм каждой манипуляции.
Формирует практические
навыки, расширяет круг
знаний по изучаемой
теме.
Систематизирует
теоретические знания,
подготавливает к
практической
деятельности.
Способствует созданию
базы теоретических
знаний для практической
работы.
4. Контроль полученных знаний
а) Решение ситуационных задач
б) Тестовые задания:
Преподаватель раздает студентам
тестовые задания для контроля и
закрепления полученных знаний.
Студенты самостоятельно решают
задачи, осмысливают задания,
обсуждают решения и выдают
ответ.
Студенты самостоятельно
письменно отвечают на вопросы
тестов. Методом взаимоконтроля
проверяют работы друг друга и
выставляют оценки.
Развивается клиническое
мышление, умение
решать задачи, вовремя
устранять ошибки.
Способствует
систематизации знаний и
позволяет определить
уровень усвоения
материала.
3. Заключительная часть.
1. Подведение итогов занятия
Преподаватель оценивает активность
бригады и работу каждого студента в
отдельности. Оглашает результаты.
Студенты слушают, анализируют
слова преподавателя.
Каждый студент получает
рейтинговую оценку в баллах
Развивается умение
анализировать свои
ошибки, ошибки
товарищей и находить
пути их устранения.
2. Задание на дом
Преподаватель называет тему
следующего занятия, задает в
соответствии с этим задание для
самоподготовки во внеурочное время к
теме следующего занятия
3. Преподаватель объявляет, что
занятие заканчивается. Напоминает
студентам об уборке рабочих мест.
Студенты записывают домашнее
задание, литературу, страницы,
контрольные вопросы
Студенты убирают рабочие места,
сдают инструменты лаборанту.
Дежурные осуществляют влажную
уборку кабинета.
Воспитывается
ответственность и
добросовестное
отношение к
выполнению домашнего
задания
Развивается
ответственность за
порученное дело.
Прививается любовь к
чистоте и порядку.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Осваиваемые компетенции
Способы формирования
Формы контроля и
оценки
ПК 2.1. Представлять
и н ф о р м а ц и ю
в
понятном для пациента
виде,
объяснять
ему
суть вмешательств
Устанавливает контакт с
пациентом/членом его семьи.
Проводит оценку исходного уровня
знаний пациента о вмешательстве.
Предоставляет информацию в доступной
форме для конкретной возрастной или
социальной категории.
Получает согласие на вмешательство.
Контролирует усвоение полученной
информации
Оценка качества
памятки, плана беседы,
терапевтической игры,
санбюллетеня.
Анкетирование пациента
или статиста в
конкретной ситуации.
Интервьюирование
пациента и персонала на
учебной и
квалификационной
практиках.
Наличие устных и
письменных
благодарностей от
пациента и персонала
ПК 2.2. Осуществлять
лечебно-
диагностические
вмешательства,
в з а и м о д е й с т в у я
с
участниками
лечебного
процесса
Выбирает дистанцию максимального
комфорта для взаимодействия с
пациентом и окружающими.
Совместно со всеми участниками
лечебно-диагностического процесса
готовит пациента и участвует в
проведении вмешательств в
соответствии с протоколами, принятыми
в ЛПУ.
Целесообразно и адекватно оснащает
рабочее место.
Обеспечивает постоянную обратную
связь с пациентом в процессе
вмешательства.
Обеспечивает безопасность пациента и
медперсонала.
Оценка качества
памятки для пациента,
ролевой игры.
Экспертная оценка
терапевтической игры.
Сопоставление процесса
выполнения лечебно-
диагностического
вмешательства с
протоколами, принятыми
в ЛПУ.
Текущая аттестация.
Зачёт у постели
пациента.
ГИА
ПК 2.4. Применять
медикаментозные
средства в соответствии
с
п р а в и л а м и
и х
использования
Обеспечивает применение годного
препарата в соответствии с
назначением.
Информирует об особенностях приема
медикаментозных средств и их
воздействии на организм.
Владеет
методиками
в в е д е н и я
медикаментозных средств
Собеседование.
Составление памятки.
Тестовый контроль.
Решения проблемных
ситуационных задач.
Демонстрация навыков
на зачёте, ИГА
ПК 2.5. Соблюдать
правила
использования
аппаратуры,
оборудования и изделий
медицинского
н а з н ач е н и я
в
х о д е
лечебно-
диагностического
процесса
Использует, обрабатывает и хранит
аппаратуру согласно инструкциям по
применению.
Обучает пациента и родственников
применению изделий медицинского
назначения и уходу за ними.
Обучает
пациента
и
родственников
регистрации полученных результатов
Контроль качества
памяток.
Контроль ведения листов
динамического
наблюдения.
Наблюдение за
действиями на учебной и
производственной
практиках
ПК 2.6. Вести
утвержденную
медицинскую
документацию
Точно, грамотно, полно, достоверно,
конфиденциально ведет утвержденную
медицинскую документацию.
Правильно
регистрирует
и
хранит
документы
Проверка качества
заполнения документов
ОК 1. Понимать сущность и
социальную значимость
с в о е й
б у д у щ е й
профессии, проявлять к
н е й
у с т о й ч и в ы й
интерес.
демонстрация
интереса
к
будущей
профессии;
активное
участие
в
ко н ку р с а х ,
конф еренциях,
олимпиадах
п о
специальности;
волонтерство;
создание портфолио
Интерпретация
результатов наблюдений
за деятельностью
обучающегося в
процессе освоения
образовательной
программы.
Проведение деловых игр.
Кейс-стади.
ОК 2. Организовывать
собственную
деятельность, выбирать
типовые методы и
способы выполнения
профессиональных
задач, оценивать их
выполнение и качество
выбор и применение методов и
способов решения профессиональных
задач при проведении
профилактических мероприятий;
оценка эффективности и качества
выполнения;
ОК 3. Принимать решения в
с т а н д а р т н ы х
и
нестандартных
ситуациях
и
нести
за
них ответственность
решение стандартных и
нестандартных профессиональных
задач при проведении
профилактических мероприятий
ОК 4. Осуществлять поиск и
использование
информации,
н е о б х о д и м о й
д л я
эффективного
выполнения
профессиональных
задач,
профессионального
и
личностного развития
э ф ф е кт и в н ы й
п о и с к необходимой
информации;
использование различных источников,
включая электронные
ОК 5. Использовать
информационно-
коммуникационные
технологии в
профессиональной
деятельности
демонстрация умений использования
информационно-коммуникационные
технологии в профессиональной
деятельности
ОК 6. Работать в коллективе и
в
команде,
эффективно
общаться
с
коллегами,
руководством,
потребителями
демонстрация навыков работы в
коллективе и в команде, эффективно
общаться с коллегами, руководством,
пациентами и их окружением
О К
7 .
Б р а т ь
н а
с е б я
от в е т с т в е н н о с т ь
з а
работу членов команды
( п о д ч и н е н н ы х ) ,
з а
результат
выполнения
заданий
демонстрация умений
Осваиваемые общие компетенции
Основные показатели оценки
результата
Формы и методы
контроля и оценки
ОК 8. Самостоятельно определять
задачи профессионального и
ли ч н о с т н ого
р а з в и т и я ,
заниматься
самообразованием,
осознанно
планировать
и
осуществлять
повышение
квалификации
проявление интереса к инновациям
в области профессиональной
деятельности
ОК 9. Ориентироваться в условиях
с м е н ы
т е х н о л о г и й
в
профессиональной
деятельности
демонстрация умений изменять
технологии выполнения лечебно-
диагностических, паллиативных и
реабилитационных сестринских
мероприятий
ОК
10.
Бережно
относиться
к
историческому
наследию
и
культурным
т р а д и ц и я м
народа, уважать социальные,
культурные
и
религиозные
различия
демонстрация бережного
отношения к историческому
наследию и культурным традициям
народа, уважения социальных,
культурных и религиозных
различий при осуществлении
профилактических сестринских
мероприятий
ОК 11. Быть готовым брать на себя
нравственные
обязательства
по
отношению
к
природе,
обществу и человеку
демонстрация готовности брать на
себя нравственные обязательства по
отношению к природе, обществу и
человеку при осуществлении
лечебно-диагностических,
паллиативных и реабилитационных
сестринских мероприятий
ОК 12. Организовывать рабочее
место с соблюдением
требований охраны труда,
производственной
санитарии, инфекционной и
противопожарной
безопасности
демонстрация готовности
организовывать рабочее место с
соблюдением требований охраны
труда, производственной
санитарии, инфекционной и
противопожарной безопасности при
осуществлении лечебно-
диагностических, паллиативных и
реабилитационных сестринских
мероприятий
ОК
13.
Вести
здоровый
образ
ж и з н и ,
з а н и м а т ь с я
физической
культурой
и
спортом
для
укрепления
з д о р о в ь я ,
д о с т и ж е н и я
ж и з н е н н ы х
и
профессиональных целей
демонстрация
ведения
здорового
о б р а з а
ж и з н и ,
у ч а с т и я
в
спортивных
и
физкультурных
мероприятиях
2. Средства обучения
2.1 Учебно-методическая литература
1.
Э.В. Смолева, Ю. Э. Шутов. «Терапия для фельдшера». Ростов-на-Дону,
2001.г.
2.
Денисов. И. М. «Практическое руководство для врачей общей (семейной)
практики». М, ГЭОТАРМЕД, 2001.г.
3.
Сазов Е.И. «Неотложные состояния. Диагностика и лечение. Справочник».
М, Медицина, 2002.г.
4.
Елисеев Ю. Ю. «Справочник фельдшера». М, 2002.г.
5.
Мухина С. А., Тарновская И. И. «Атлас по манипуляционной технике
сестринского ухода». М., АНМН, 1995.г.
6.
Лекционный материал.
7.
Методические рекомендации и указания для преподавателя.
8.
Методические рекомендации и указания для студентов.
Методические рекомендации для преподавателя.
I. Задачи, стоящие перед преподавателем:
создание
оптимальных
условий
для
овладения
компетенциями,
соответствующими осваиваемому виду профессиональной деятельности,
использование имеющегося практического опыта, умений, знаний студентов
для формирования ОК (1 - 14) и ПК:
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять
ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя
с участниками лечебного процесса.
ПК 2.4. П р и м е н я т ь
м е д и к а м е н т о з н ы е
с р е д с т в а
в
с о о т в е т с т в и и
с правилами их использования.
ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий
медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
координация и коррекция действий студентов;
инициирование рефлексии на всех этапах занятия;
создание
ситуации
успеха
на
занятии,
способствующей
формированию
осознания себя конкурентно – способной личностью.
В основу занятия положен деятельностный подход.
Предусмотрена максимальная активизация студентов на всех этапах занятия.
II. Уровни усвоения материала:
1 уровень:
- механизм развития заболевания.
2 уровень:
- этиологические факторы, клинические проявления пневмоний;
- возможные осложнения;
- методы диагностики и принципы лечения;
- возможные проблемы пациента при пневмонии;
- организацию и методы оказания сестринской помощи при пневмонии;
- этико – деонтологические нормы общения с пациентами и родственниками.
3 уровень:
- провести сестринское обследование пациента;
- выявить нарушенные потребности и проблемы пациента;
- составить план сестринского ухода и реализовать в моделируемых ситуациях;
-
оказать
неотложную
доврачебную
помощь
при
лихорадке,
одышке,
критическом снижении температуры тела;
- подготовить пациента к лабораторным и инструментальным исследованиям;
- консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных
средств;
- осуществлять фармакотерапию по назначению врача;
- вести утвержденную медицинскую документацию;
- соблюдать инфекционную безопасность медсестры и пациента.
3. Средства контроля
3.1 Вопросы для фронтального опроса
1.
Этиология и патогенез острого и хронического гломерулонефрита.
2.
Клинические
проявления
и
патогенез
основных
симптомов
острого
и
хронического гломерулонефрита
3.
Варианты
течения,
критерии
хронизации
острого
гломерулонефрита,
клиническая
и
морфогенетическая
классификация
хронического
гломерулонефрита
4.
Методы диагностики
5.
Участие медицинской сестры в подготовке и проведении лабораторно-
инструментальных исследований при гломерулонефритах
6.
Лечение острого и хронического гломерулонефрита
7.
Первичная и вторичная профилактика острого гломерулонефрита
8.
Возможные осложнения
9.
Принципы лечения, сестринский процесс
10.Фармакотерапия
11.Реабилитация
12.Особенности
оказания
сестринской
помощи
в
стационарных
и
поликлинических условиях
3.2 Вопросы для индивидуального опроса
1.
Определение заболевания.
2.
Этиологические и способствующие факторы заболевания.
3.
Особенности клинической картины остр. гломерулонефрита.
4.
Особенности течения хронического гломерулонефрита при:
а) латентном варианте.
б) гематурическом варианте.
в) нефротическом варианте.
г) гипертоническом варианте.
д) смешанном варианте.
е) подостром злокачественном варианте.
5.
Классификация гломерулонефрита.
6.
Диф. диагностика с остр. пилонефритом, остр. интерстициальным нефритом,
нефропатией беременных.
7.
Основные ведущие синдромы гломерулонефрита и их характеристика принципа.
8.
Принципы постановки сестринского диагноза.
9.
Принцип медикаментозной терапии гломерулонефрита.
3.3. Терминологический диктант
Тема: «Сестринский уход при остром и хроническом гломерулонефрите»
Диурез – выделение мочи за определенный промежуток времени
Положительный диурез – выделение количества мочи больше, чем
выпитой жидкости
Дизурия – расстройство мочеотделения
Полиурия – выделение суточного количества мочи свыше 2
х
литров.
Изостенурия – плотность мочи равная плотности плазмы крови.
Олигоурия – уменьшение выделяемой мочи за сутки меньше 500 мл.
Поллакиурия – учащение мочеиспускания.
Никтурия – выделение мочи в ночное время больше, чем днем.
Ишурия – выделение мочи днем и ночью разными порциями.
Цилиндрурия – появление в моче эпителиальных слепков канальцев почки
Бактериурия – обнаружение в моче бактерий.
Лейкоцитурия – появление лейкоцитов в моче более 5 в поле зрения.
Гематурия – появление в моче эритроцитов более 1-3 в поле зрения.
3. 4. Тестовый контроль
Тема: «Сестринский уход при остром и хроническом гломерулонефрите»
Задание: выбрать один правильный ответ.
1.
Основная причина развития острого гломерулонефрита.
а) стрептококковая, вирусная инфекция, вакцинация.
б) пищевые отравления, отравления алкоголем.
в) травмы почек.
г) хроническая инфекция мочевыводящих путей.
2.
Сестринский диагноз типичного варианта острого гломерулонефрита
а) рвота, понос, схваткообразная боль в животе.
б) головная боль, отеки на лице, слабость, ↑ АД.
в) учащенное мочеиспускание, резь при мочеиспускании, ↑t
0
тела.
г) боль в области сердца, одышка, чувство страха смерти.
3. Ведущий симптом при нефротическом варианте гломерулонефрита
а) массивные отеки
б) гипертензия, боли в сердце.
в) боли в животе.
г) гематурия, анемия.
4. Показание к экстренной госпитализации в нефрологическое отделение.
а) острый гломерулонефрит
б) обострение хронического гломерулонефрита.
в) прогрессирование ХПН.
г) острый гломерулонефрит, осложненный энцефалопатией, отеком легких.
5.
Группа лекарственных препаратов, применяемых при остром
постстрептококковом гломерулонефрите
а) глюкокортикоиды.
б) антибиотики.
в) сульфаниламиды.
г) антикоагулянты.
6. Дифференциальную диагностику острого гломерулонефрита следует проводить
с:
а) брюшным тифом.
б) пояснично-кресцовым радикулитом.
в) острым интерстицеальным нефритом.
г) опухолью почек.
7.
Санаторно – курортное лечение после перенесенного острого
гломерулонефрита назначают.
а) сразу после выписки из стационара.
б) через 1-2 мес.
в) через 6 мес.
г) через 1-2 года.
8.
Лекарственные травы, рекомендуемые при хроническом течении
гломерулонефрита.
а) василек, календула корень одуванчика.
б) полевой хвощь, подорожник, крапива, череда.
в) боярышник, ландыш майский, лист земляники.
г) кровохлебка, пижма, корень лопуха.
9.
Срок временной нетрудоспособности при обострении хронического
гломерулонефрита.
а) 2-3 мес.
б) 1,5-2 нед.
в) 1,5-2 мес.
г) 1-1,5 мес.
10. Частым осложнением хронического гломерулонефрита является.
а) хроническая почечная недостаточность.
б) пиелонефрит.
в) гидронефрит.
г) мочекислый диатез.
Эталон ответов на тест
1.
– а.
2.
– б.
3.
– а.
4.
– г.
5.
– б.
6.
– в.
7.
– в.
8.
– б.
9.
– г.
10.– а.
3. 5. Ситуационные задачи
Тема: «Сестринский уход при остром и хроническом гломерулонефрите»
Задача № 1
Пациент Ф., 25 лет, находится в нефрологическом отделении с диагнозом: Острый
гломерулонефрит, нефротическая форма.
При сестринском обследовании установлены жалобы на: общую слабость, одышку,
головную боль, тошноту, тупые боли в поясничной области, отеки на лице по утрам,
плохой сон.
Объективно: состояние тяжелое. Кожные покровы бледные лицо одутловатое. ЧДД
20 в 1 мин. Пульс 92 в 1 мин, ритмичный. АД 150/100 мм рт. ст. Живот мягкий,
безболезненный. Симптом Пастернацкого слабо положительный с обеих сторон.
Задания:
1.
Выявить потребности, удовлетворение которых нарушено,
2.
Выявите проблемы пациента, распределите их в соответствии с классификацией.
3.
Определить цели и составить план сестринских вмешательств с мотивацией.
4.
Укажите на роль сестры-руководителя при обеспечении сестринской помощью
подобных больных.
Задача № 2
Пациент
С.,
43
лет,
находится
на
лечении
в
нефрологическом
отделении
с
диагнозом:
Хронический
диффузный
гломерулонефрит,
гипертоническая
форма,
обострение. ХПН, стадия декомпенсации.
При сестринском обследовании установлены жалобы на: общую слабость, одышку,
головную боль, тошноту, тупые боли в поясничной области, отеки, сниженный аппетит,
плохой сон.
Объективно: общее состояние тяжелое. Кожные покровы бледные, акроцианоз,
лицо одутловатое, отеки на ногах. ЧДД 22 в 1 мин. В легких дыхание жесткое. Пульс 92 в
1 мин, ритмичный, напряженный. АД 180/100 мм рт. ст. Живот мягкий, безболезненный.
Симптом Пастернацкого слабо положительный с обеих сторон.
Задания:
1.
Выявить потребности, удовлетворение которых нарушено,
2.
Выявите проблемы пациента, распределите их в соответствии с классификацией.
3.
Определить цели и составить план сестринских вмешательств с мотивацией.
4.
Укажите на роль сестры-руководителя при обеспечении сестринской помощью
подобных больных.
Эталон ответов к задачам по теме:
«Сестринский уход при остром и хроническом гломерулонефрите»
Эталон ответа к задаче № 1
1. Нарушено удовлетворение потребностей: быть здоровым, дышать, поддерживать температуру,
есть, спать, выделять, отдыхать, работать, общаться, избегать опасности.
2.Проблемы пациента
Настоящие:
одышка, головные боли, отёки на лице, температура 38,2
С, беспокойство за свое будущее.
Потенциальные:
развитие осложнений заболевания.
Приоритетная:
головные боли.
3.Цели: краткосрочная – головная боль уменьшится к концу недели;
долгосрочная – к моменту выписки головные боли беспокоить не будут.
Наблюдение
План ухода
Мотивация
Роль больного и
родственников
Оценка
Контроль за
соблюдением
диеты,
постельного
режима, водного
баланса, АД,
ЧДД, ЧСС,
пульсом,
характером и
количеством
мочи, отеками,
кожными
покровами.
1. Строгое
выполнение всех
назначений врача.
2. Подготовка к
дополнительным
методам
исследования.
3. Уход за кожей
и слизистыми.
4. Психотерапия в
виде бесед,
познакомить с
больным
аналогичным
заболеванием, но
с хорошим
самочувствием.
1. Для
качественного и
своевременного
лечения.
2. Для
предупреждения
возможных
осложнений.
3. Обеспечение
психологического
комфорта.
Научить
простейшим
методам ухода,
соблюдению
диеты, режима,
обеспечению
физического и
психического
покоя.
Головные боли
уменьшились,
состояние
пациента
улучшилось.
Цель достигнута.
4. Осуществляя уход, медперсонал должен следить за состоянием сердечно-сосудистой системы,
диурезом, оказывать помощь при тошноте и рвоте, обеспечить гигиенический уход,
контролировать соблюдение режима, диеты. А также регулярно измерять артериальное давление,
суточный диурез, определять уровень водного баланса.
Эталон ответа к задаче № 2
1. Нарушены потребности : дышать, есть, выделять, спать, отдыхать, одеваться и раздеваться,
быть здоровым, избегать опасности , двигаться , общаться, иметь жизненные ценности, работать
2.Проблемы пациента:
настоящие: слабость, тошнота, сниженный аппетит, головная боль, боли в поясничной области,
отеки, асцит, артериальная гипертензия, плохой сон, дефицит знаний о заболевании
потенциальные: ухудшение состояния пациента связанное с развитием осложнений
Приоритетная проблема пациента - асцит, отеки
Краткосрочная цель: пациентка отметит улучшение состояния к концу первой недели
Долгосрочная цель: наступит уменьшение живота и отеков на лице и конечностях к моменту
выписки
3.СЕСТРИНСКИЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА
План /Мотивация
1.М\с обеспечит строгий постельный режим. - Для улучшения почечного кровотока и увеличения
диуреза
2.М\с обеспечит пациенту соблюдение диеты № 7(ограничение соли до 1,5-2,5 г, в сутки и
жидкости , суточный диурез + 400 мл жидкости ) Диета обогащенная солями калия - витаминами,
белками 2-2,5 грамм на 1 кг веса. - Для увеличения диуреза и повышения защитных сил организма
Один разгрузочный день в неделю
3.М\с обеспечит определение водного баланса пациента с целью контроля отрицательного водного
баланса
4.М\с обеспечит взвешивание пациента 1 раз в три дня для выявления скрытых отеков
5.М\с обеспечит уход за кожей, слизистыми (обтирание, подмывание , смена постельного и
нательного белья) - Профилактика пролежней, вторичной инфекции
6.М\с обеспечит контроль за режимом физиологических отправлений - Профилактика запоров
7.М\с обеспечит наблюдение за состоянием пациента (Ps, ЧДД, АД).- Для ранней диагностики и
своевременного оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений
8.М\с научит пациента распознавать признаки ухудшения состояния: уменьшение выделения
мочи, увеличения массы тела, затруднение дыхания - Для своевременного обращения за
медицинской помощью
9.М\с обеспечит прием лекарственных препаратов по назначению врача.- Для улучшения
самочувствия пациента
10.М\с проведет беседы с пациентом и его родственниками о необходимости соблюдения диеты,
режима, образа жизни пациентки.- Для психологической поддержки пациентки
Оценка: пациент отметит значительное улучшение самочувствия, демонстрирует знание о
режиме, диете и образе жизни Цель достигнута.
4. Осуществляя уход, медперсонал должен следить за состоянием сердечно-сосудистой системы,
диурезом, оказывать помощь при тошноте и рвоте, обеспечить гигиенический уход,
контролировать соблюдение режима, диеты. А также регулярно измерять артериальное давление,
суточный диурез, определять уровень водного баланса.
При ХПН требуется строгий контроль водного баланса, безбелковое питание, ощелачивание
организма, форсированный диурез, гемосорбция, перитонеальный диализ. Если выявлена
почечная энцефалопатия, уход включает обеспечение полного покоя, форсированный диурез,
контроль за приемом Эуфиллина, введение глюкозы, при судорогах – Реланиума, Седуксена, при
гипертензии – Пентамина.
Приложение №1
Тема: «Сестринский уход при остром и хроническом гломерулонефрите»
Алгоритм сбора мочи.
1.
Подготовить лабораторную посуду и аптечной резинкой прикрепить к ней бланк
направления.
2.
Накануне вечером отдать пациенту посуду, проинструктировать его и получить
согласие на исследование.
3.
Отправить собранную мочу в лабораторию до 9 ч. утра.
4.
На следующий день полученные из лаборатории результаты подклеить в историю
болезни.
Nota bene: Моча должна быть доставлена в лабораторию не позднее, чем через час после
того, как она собрана. Посуда для мочи должна быть тщательно вымыта, и не содержать
следов мыла.
I.
Вид исследования.
Общий анализ мочи.
Цель: Определение функционально состояния мочевыделительной системы.
II.
Оснащение.
Чистый сухой флакон на 250 мл с пробкой.
№ отделения № палаты.
Направление
в клиническую лабораторию
Общий анализ мочи
Иванов Семен Петрович
Дата
Подпись м/с.
III.
Инструктаж пациента.
о правилах сбора мочи.
Моча собирается в чистый сухой флакон из «средней порции» струи мочи, предварительно
тщательно обработав половые органы. Флакон закрывается крышкой и оставляется на
полу в ящике в санитарной комнате.
I.
Вид исследования.
Анализ мочи по Нечипоренко.
Цель: Количественное определение содержания форменных элементов в моче
(ЛЕЙКОЦИТОВ< ЭРИТРОЦИТОВ< ЦИЛИНДРОВ)
II.
Оснащение.
Чистый сухой флакон.
№ отделения № палаты.
Направление
в клиническую лабораторию
Анализ мочи по Нечипоренко
Иванов Семен Петрович
Дата
Подпись м/с.
III.
Инструктаж пациента.
После тщательного туалета наружных половых органов кипяченой водой, или раствором
фурацилина (или р-ом марганцовки) собрать четверть флакона из «средней порции» струи
мочи и оставить в специальном ящике в санитарной комнате.
I.
Вид исследования.
Анализ мочи по Амбурже.
Цель: Количественное определение содержания форменных элементов в моче
(ЛЕЙКОЦИТОВ< ЭРИТРОЦИТОВ< ЦИЛИНДРОВ)
II.
Оснащение.
Сухая чистая банка на 0,5 л. с крышкой.
№ отделения № палаты.
Направление
в клиническую лабораторию
Анализ мочи по Амбурже.
Иванов Семен Петрович
Дата
Подпись м/с.
III.
Инструктаж пациента.
Рано утром в 5 утра опорожнить мочевой пузырь. В 8 утра после тщательного туалета
наружных половых органов кипяченой водой, или раствором фурацилина (или р-ром
марганцовки) собрать всю мочу в банку и оставить в специальном ящике в санитарной
комнате.
I.
Вид исследования.
Анализ мочи по Аддис - Каковскому.
Цель: Количественное определение содержания форменных элементов в моче
(ЛЕЙКОЦИТОВ< ЭРИТРОЦИТОВ< ЦИЛИНДРОВ)
II.
Оснащение.
Сухая чистая стеклянная посуда 0,5-1,0 л. с крышкой.
№ отделения № палаты.
Направление
в клиническую лабораторию
Анализ мочи
по Аддис – Каковскому.
Иванов Семен Петрович
Дата
Подпись м/с.
III.
Инструктаж пациента.
В 22 ч. опорожнить мочевой пузырь в унитаз и постараться в течение ночи не ходить в
туалет. В 8 утра после тщательного туалета наружных половых органов кипяченой водой,
или раствором фурацилина (или р-ом марганцовки) собрать всю мочу в банку и оставить в
специальном ящике в санитарной комнате.
Nota bene: при возможности удержать мочу с 22 ч. до 8 ч. – проба не проводится), врач
назначает исследование мочи по Нечипоренко.
I.
Вид исследования.
Моча для бактериологического исследования.
Цель: Определение степени обсемененности мочи.
II.
Оснащение.
Стерильная посуда с крышкой.
№ отделения № палаты.
Направление
в клиническую лабораторию
Анализ мочи на микрофлору
и чувствительность к а/б.
Иванов Семен Петрович
Дата
Подпись м/с.
III.
Инструктаж пациента.
Утром, после тщательного туалета наружных половых органов кипяченой водой, или
раствором фурацилина (или р-ом марганцовки) собрать четверть флакона из «средней
порции» струи мочи. Посуда стерильная, поэтому она должна оставаться открытой как
можно меньше времени. Нельзя прикасаться к внутренней поверхности посуды и крышки.
Собрав мочу, надо отдать посуду в руки м/с.
Nota bene: Если невозможно доставить емкость с мочой в лабораторию немедленно,
нужно сохранять ее в холодильнике при
t
0
4
0
C не более суток.
I. Вид исследования.
Анализ мочи по Зимницкому.
Цель: Определение концентрационной способности почек.
II. Оснащение.
8 чистых сухих флаконов, емкостью 250 мл, снабженные этикетками.
№ 1 – 6.00- 9.00
№ 2 – 9.00- 12.00
№ 3 – 12.00-15.00
№ 4 – 15.00-18.00
№ 5 – 18.00-21.00
№ 6 – 21.00-24.00
№ 7 – 24.00- 3.00
№ 8 – 3.00- 6.00
№ отделения № палаты.
Направление
в клиническую лабораторию
Анализ мочи по Зимницкому.
№ 1 6.00-9.00
Иванов Семен Петрович
Дата
Подпись м/с.
III. Инструктаж пациента.
Моча собирается в течение суток на фоне обычного питьевого и пищевого режима. Утром
в 6.00 опорожниться мочевой пузырь в унитаз, затем всю мочу последовательно собирать
в 8 флаконов, каждые 3 ч. меняя флакон.
Nota bene: Если в течении 3х часов мочи нет, то флакон остается пустым. Если флакона не
хватит, то нужно взять дополнительный с указанием номера той же порции.
За сутки до обследования необходимо отменить мочегонные средства.
I.
Вид исследования.
Определение суточного диуреза.
Определение функции почек и ряда других органов (сердца, печени, гипофиза)
II. Оснащение.
Градуцированный мочеприемник (реже 3х литровая банка)
Давыдов Иван Иванович.
Суточный диурез.
17/3200 мл
18/3200 мл
19/1900 мл
III. Инструктаж пациента.
Утром в 8 часов опорожнить мочевой пузырь в унитаз, а далее в течение суток собирать
мочу в мочеприемник, предварительно определив и записав количество выделенной мочи.
Последний раз помочитесь в 8 утра следующего дня.
Nota bene: Соотношение между потребляемой за сутки жидкостью и суточным диурезом
носит название водного баланса.
В N суточный диурез составляет 70-80 % от потребляемой за сутки жидкости (включая
фрукты, овощи, десерт).
Быстрое нарастание массы тела и уменьшение выделения мочи по сравнению с
количеством выпитой жидкости указывает на наличие отеков в организме пациент.
Приложение №2
Тема: «Сестринский уход при остром и хроническом гломерулонефрите»
Алгоритм катетеризации мочевого пузыря
Катетеризация – это выведение мочи с лечебной или диагностической целью с
помощью катетера.
Показание к катетеризации
выведение мочи при острой задержки мочи.
перед промыванием мочевого пузыря и введением в него лекарственных
препаратов.
взятие мочи на анализ (при невозможности собрать мочу самостоятельно).
Противопоказания
травма мочевого пузыря.
Возможные осложнения
риск инфицирования мочевого пузыря.
риск разрыва мочевого пузыря.
Катетеризация мочевого пузыря у женщин
1.
Пациентку уложить на спину с согнутыми в коленях и разведенными ногами.
(Под таз пациентки предварительно подстелить клеенку, под крестец поставить
судно.)
2.
Тщательно вымыть руки с мылом, одеть перчатки.
3.
Обработать половые органы теплым раствором фурацилина.
4.
Стерильным пинцетом взять ватный шарик, смочить его р-ром антисептика.
5.
Развести I и II пальцами левой руки, большие и малые половые губы.
6.
Правой рукой с пинцетом обработать наружное отверстие мочеиспускательного
канала одним из антисептических р-ров. (Использованный шарик погрузить в
3% р-р хлорамина, а пинцет положить в лоток для дальнейшей обработки).
7.
Катетер на ложке обработать стерильным вазелиновым маслом на расстоянии 5-
6 см от слепого конца.
8.
Правой рукой взять катетер стерильным пинцетом с лотка.
9.
Постепенно перехватывая катетер пинцетом, введите его в мочеиспускательный
канал на 3-5 см, опустив наружный конец в судно. При введении катетера в
мочевой пузырь из катетера должна выделятся моча.
10.Для более полного опорожнения мочевого пузыря слегка надавить левой рукой
над лобком.
11.Осторожно удалить катетер из мочеиспускательного канала так, чтобы остатки
омыли мочеиспускательный канал.
12.Продезинфицировать руки в перчатках, промыть водой, снять перчатки.
13.Вымыть руки.
Приложение №3.
Тема: «Сестринский уход при остром и хроническом гломерулонефрите»
Реабилитация
I.
Лица,
перенесшие
острый
гломерулонефрит,
наблюдались
в
течение
1
года
участковым терапевтом. Кратность осмотра – 4 раза в год. Объем обследований:
ОАК, ОАМ, проба Зимницкого, определение мочевины, креатинина.
При
развернутом
клиническом
варианте
после
выписки
из
стационара
продолжает
лечение:
1.Диета с ограничением соли.
2.Аскорбиновая кислота, рутин, курантил до 4 мес.
Критерий
эффективности
диспансеризации,
отсутствие
хронизации
процесса
–
полное восстановление профессиональной способности.
Сан – курортное лечение.
Пациент может быть направлен в нефрологический санаторий местной зоны, сразу после
выписки
из
стационара
(этапная
реабилитация
по
схеме
«Стационар
–
санаторий
–
поликлиника») Климатические курорты через 6 мес. после выписки из стационара.
II.
При хроническом гломерулонефрите краткость вызовов – не реже 4 раз в год.
Объем исследований: ОАК, ОАМ, креатинин, пробы Реберга, Зимницкого, глазное дно,
ЭКГ.
При любом варианте течение хронического гломерулонефрита по показаниям используют
не иммунные методы лечения.
Строгий контроль АД – важнейший фактор, замедляющий темпы прогрессирования
ХПН. Уровень АД не должен превышать 130/80-85 мм. рт. ст., а при протеинурии выше
1 г/сут., 120-125/70-75 мм. рт. ст.
Препараты выбора – ИАПФ, антагонисты кальция.
Отеки устраняются фуросемидом (контроль гиповолемии в связи с угрозой ОПН).
При
гиперхолестеринемии
резко
возрастает
риск
инфаркта
миокарда,
поэтому
показаны - статины.
при большой протеинурии велик риск тромбозов. Используется астерин в дозе 100
мг/сут., а при тромбозах в анамнезе – непрямые антикоагулянты.
При ожогах хронической инфекции – их адекватное лечение (санация зубов, синуситов,
тонзиллита).
Сан – курортное лечение.
Показаниями к применению на курорты с жарким климатом (Байрам – Али, Молла Кора,
Каир, Южный берег Крыма).
1). Латентный гломерулонефрит.
2). Гипертонический вариант с умеренно повышенным уровнем АД.
3).
Нефротический
синдром
при
отсутствии
выраженных
отеков
и
водянки
полостей.
В
условиях
жаркого
климата
нельзя
лечить
больных
с
высоким
уровнем
АД,
при
рецидивирующей гематурии. Такие пациенты должны лечится в местных санаториях.
Приложение № 4
Алгоритм неотложной помощи на догоспитальном и госпитальном этапе при
остром и хроническом гломерулонефрите.
1.
Энцефалопатия (Преэклампсия).
(высокое АД, сильная головная боль, тошнота, «мушки» перед глазами, снижение
зрения, слуха, клдонические и тонические судороги).
Неотложная помощь:
хлоралгидрат в клизме.
Дроперидол 1 м в/в.
Сульфат магния 10-15 мл 25%- в/м
Кровопускание до 500 мл.
При неэффективности этих мероприятий –спинномозговая пункция.
2.
Отек легких.
а) кардиогенный (при ↑ АД)
б) некардиогенный (при нефротическом синдроме «плавающее - легкое»)
Неотложная помощь:
успокоить пациента
при N или ↑ АД придать пациенту полусидячее положение.
ингаляции увлажненного кислорода через носовые конюли.
пеногасители: ингаляции 30% водного р-ра этилового спирта или 2-3 мл 10%
спиртового р-ра антифомсилана. В тяжелых случаях эндотрахеальное введение
2-4 мл 96% р-ра этилового спирта;
увеличение сопротивления дыханию – выдох через трубку, опущенную в банку с
водой.
устранение гиперкатехоламинемии путем введения в/в драперидола или
реланиума, или наркотических анальгетиков.
При ↑ АД сублингвально нитроглицерин, в/в клофелин 0,25% + 1-1,5 мл на
изотонич. р-ре, лазикс 40-80 мл. (при необходимости морфин или реланиум)
Nota bene: обязательно постоянный контроль АД.
при N уровне АД: нитроглицерин сублингвально, лазикс в/м, реланиум в/в.
Nota bene: Самая тяжелая клиническая ситуация – отек легких при низком АД.
положение пациента - лежа.
допамин в/в капельно 5,0 –5%, на 400 мл глюкозы – 200 мг допамина со
скоростью 2-10 капель в мин. или –добутамин со скоростью 5-10 капель в
мин, с норадреналином.
Если удастся ↑ АД, вводят лазикс, нитроглицерин.
3.
Нефротический криз.- это гиповолемический шок у больных с развернутым
нефротическим синдромом (анорексия, тошнота, «беспричинная рвота», боли в
животе, мигрирующая рожденная эритема, лихорадка, прогрессирующая
артериальная гипотония, олигоурия)
Неотложные мероприятия:
в/в капельно реополиглюкин 800-1200 мл/ сут. в течение 5-6 дней.
в/в альбумин 100-200 мл в течение 6-10 дней.
лазикс 40-120 мг.
глюкокортикоиды 1-3 г/сут. в/в и в/м в течение 1-3 дней.
купирование боли наркотическими и ненаркотическими анальгетиками.
4.
Остро-нефротический синдром.
(с клинико-лабораторным симптомокомплексом)
Неотложные мероприятия:
низкобелковое калорийное питание
количество выпиваемой, за сутки жидкости-диурез + 500 мл.
при выраженной олигурии - в/в лазикс до 1000-1600 мг/сут, 20 мл 10% р-ра
глюконата кальция, 500 мл 10% р-ра глюкозы с 8 ед. простого инсулина.
при быстром нарастании креатинина и мочевины - гемодиализ.
5.
Острая почечная недостаточность.
Неотложная помощь:
в/в капельно полиглюкин, реополиглюкин, плазма, белковые гидрокарбонаты.
при массивной кровопотере-плазмозаменяющие жидкости (ацесоль, диссоль,
трисоль).
Приложение №5
Тема: «Гломерулонефрит»
Кроссворд
По горизонтали
3. Замедление темпов прогрессирования в ХГН, достижение ремиссии,
предотвращение и устранение осложнений
4. Биопсия почки с гистоморфологическим исследованием биоптата у пациентов с
гематурией в повторных анализах мочи, не обусловленной урологической
патологией, а также с нефротическим, нефритическим синдромом или
субнефротической протеинурией
6. -отеки, -повышенное давление, -изменения в анализах мочи: белок, эритроциты
9. При какой форме ХГН ведущим симптомом является артериальная гипертензия?
10. В клиническом течении ХГН выделяют 2 фазы: ремиссии и …
11. Какое изменение левого желудочка характерно для гипертонической формы
ХГН?
12. -гломерулонефрит с «полулуниями» (подострый, быстропрогрессирующий)
-мезангиопролиферативный гломерулонефрит -мембранозный гломерулонефрит –
это …
13. Золотой стандарт диагностики ХГН.
15. Предупреждение и лечение антибиотиками заболеваний, которые могут стать
причиной хгн (стрептококковый фарингит, стрептодермия, инфекционный
эндокардит, сепсис, гепатиты В и С, опухоли, ревматические заболевания), хотя
доказательная база отсутствует
16.Как называется появление белка в моче?
17. Сочетание нефритического синдрома, артериальной гипертензии — чаще при
обострении гипертонической формы, реже — iga-нефрита, иногда — латентной
формы
18.Основной этиологический фактор развития гломерулонефритов
По вертикали
1. Это клинический синдром, развивается у больных с нарушением
азотовыделительных функций почек — это конечная стадия хронической почечной
недостаточности, когда в крови накапливается много мочевины, креатинина,
остаточного азота, наступает интоксикация
2. Неактивная фаза
5. Как называется появление крови в моче
7. Гломерулонефрит хронический
8. Хпн развивается в течение 10–20 лет в зависимости от клинико-морфологической
формы
9. Заболевание, при котором преимущественно поражаются почечные клубочки.
14. Повышение соэ умеренное при первичном ХГН, однако может быть
значительным при вторичном гломерулонефрите. Повышение титра
антистрептококковых ат (редко). Гипокомплементемия за счёт С3 компонента.- это
Ответ на кроссворд по теме «Гломерулонефрит»
Критерии оценки решения задачи по оказанию неотложной помощи
«5» - правильная оценка характера патологии, полное, последовательное
перечисление действий с аргументацией каждого этапа;
«4» - правильная оценка характера патологии, полное, последовательное
перечисление действий, затруднения в аргументации этапов;
«3» - правильная оценка характера патологии, неполное перечисление или
нарушение последовательности действий, затруднения в аргументации;
«2» - неверная оценка ситуации или неправильно выбранная тактика действий,
приводящая к ухудшению состояния пациента.
Критерии оценки решения
проблемно-ситуационной задачи по специальности
5 «отлично» - комплексная оценка предложенной ситуации; знание
теоретического материала с учетом междисциплинарных связей, правильный выбор
тактики действий; последовательное, уверенное выполнение практических
манипуляций; оказание неотложной помощи, в соответствии с алгоритмами
действий;
4 «хорошо» - комплексная оценка предложенной ситуации, незначительные
затруднения при ответе на теоретические вопросы, неполное раскрытие
междисциплинарных связей; правильный выбор тактики действий; логическое
обоснование теоретических вопросов с дополнительными комментариями педагога;
последовательное, уверенное выполнение практических манипуляций; оказание
неотложной помощи, в соответствии с алгоритмом действий;
3 «удовлетворительно» - затруднения с комплексной оценкой предложенной
ситуации; неполный ответ, требующий наводящих вопросов педагога; выбор
тактики действий, в соответствии с ситуацией, возможен при наводящих вопросах
педагога, правильное последовательное, но неуверенное выполнение манипуляций;
оказание неотложной помощи в соответствии с алгоритмом действий;
2 «неудовлетворительно» - неверная оценка ситуации; неправильно выбранная
тактика действий, приводящая к ухудшению ситуации, нарушению безопасности
пациента; неправильное выполнение практических манипуляций, проводимое с
нарушением безопасности пациента и медперсонала; неумение оказать неотложную
помощь.
Критерии оценки выполнения практических манипуляций
5 «отлично» - рабочее место оснащается с соблюдением всех требований к
подготовке для выполнения манипуляций; практические действия выполняются
последовательно, в соответствии с алгоритмом выполнения манипуляций;
соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала;
выдерживается регламент времени; рабочее место убирается, в соответствии с
требованиями санэпидрежима; все действия обосновываются;
4 «хорошо» - рабочее место не полностью самостоятельно оснащается для
выполнения практических манипуляций; практические действия выполняются
последовательно, но неуверенно; соблюдаются все требования к безопасности
пациента и медперсонала; нарушается регламент времени; рабочее место убирается, в
соответствии с требованиями санэпидрежима; все действия обосновываются с
уточняющими вопросами педагога;
3 «удовлетворительно» - рабочее место не полностью оснащается для
выполнения практических манипуляций; нарушена последовательность их
выполнения; действия неуверенные, для обоснования действий необходимы
наводящие и дополнительные вопросы и комментарии педагога; соблюдаются все
требования к безопасности пациента и медперсонала; рабочее место убирается, в
соответствии с требованиями санэпидрежима;
2 «неудовлетворительно» - затруднения с подготовкой рабочего места,
невозможность самостоятельно выполнить практические манипуляции;
совершаются действия, нарушающие безопасность пациента и медперсонала,
нарушаются требования санэпидрежима, техники безопасности при работе с
аппаратурой, используемыми материалами.
КЕЙС БАЛЛОВ СТУДЕНТА
№
Баллы
1.
Домашнее задание в рабочей тетради
2.
Приложение №1
3.
Приложение №2
4.
Приложение № 3
ИТОГО: