Напоминание

"Приключения в королевстве Грамматики"


Авторы: Богданова Алена Владимировна, Шулдикова Лариса Андреевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР д/сад №135, 3 корпус
Населённый пункт: город Тюмень
Наименование материала: итоговое занятие по подготовке к обучению грамоте
Тема: "Приключения в королевстве Грамматики"
Дата публикации: 20.04.2017
Раздел: дошкольное образование





Вернуться назад




Итоговое

занятие

по

обучению

грамоте

в

подготовительной

логопедической

группе

«

Приключения

в

королевстве

Грамматики

»

Коррекционно-образовательные цели:

Закреплять навык звуко-слогового анализа слов.

Закрепить графический образ букв.

Закреплять навык чтения слогов и слов.

Закреплять умения составлять предложения по опорным словам.

Коррекционно-развивающие цели:

Развивать фонематическое восприятие.

Развивать память и внимание.

Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.

Развивать умение ориентироваться в пространстве.

Коррекционно-воспитательные цели:

Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.

Формировать навык совместной работы в паре.

Оборудование: ноутбук с записью голоса царицы Грамматики; буквы-указатели; лепестки цветка с заданием;

звуковые схемы на «секретных замках»; цветные фишки; предметные картинки для определения первого звука

в слове; игра «Собери слово»; схемы для составления предложений.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Дети заходят в группу и здороваются с гостями.

Встают в круг, взявшись за руки, и говорят:

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

II. Сообщение темы занятия.

В это время звучит сигнал тревоги SOS… и голос:

«Я царица Грамматики, хозяйка Звукового

царства, Буквенного государства прошу вас о помощи. Злая Баба-Яга, Буквоедная нога,

живет в моем лесу. Она просто обожает безграмотность, ошибки и всякую неразбериху!

Сначала она перемешала все буквы в алфавите, потом слова в предложениях. Заколдовала

моих жителей, зашифровав их имена. А жители, забыв свои имена, совершенно забыли

названия самых обычных предметов. На прощанье Баба Яга рассмеялась и весело сказала, что

теперь никто и никогда из моих жителей не сможет ни читать, ни писать. А самое главное,

она сказала, что очень скоро все дети разучатся читать и писать. Дорогие ребята! Мне

известно, что вы без пяти минут школьники и, стало быть, уже знакомы с грамотой.

Помогите нам, пожалуйста! Нельзя допустить, чтобы все дети остались безграмотными.

Помогая нам, вы пройдете самое настоящее испытание на готовность к школе. Очень

надеюсь на вашу смелость и отзывчивость. Своё заклинание она хранит в волшебном цветке.

Собрав лепестки цветка, вы сможете узнать магическое слово, и тогда колдовские чары

исчезнут».

Воспитатель: Ну что ребята поможем царице Грамматики? Но как мы туда попадём в это царство? А вот и

серединка цветка и на ней что-то написано:

– Для начала отгадайте загадки о жителях этой страны:

1.

Звуки тянутся, поют,

Без преград они живут.

Цветом они красные,

Это звуки...

Ответ: гласные

2.

Такие буквы нелегко произнести,

Преграда — зубы и язык на их пути.

Их в алфавите 20 штук.

Они все разные,

А называются они...

Ответ: согласные

3.

Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей.

Ответ: слоги

4.

Если слог мы выделяем

При его прочтении,

Палочкой обозначаем

Сверху...

Ответ: ударение

Звучит волшебная музыка.

Воспитатель: Вот мы и оказались в Звуковом царстве Буквенном государстве. А вот и первый лепесток с

буквой Д, на лепестке указано задание: Ребята, Баба Яга Буквоедная нога разобрала буквы на части, соберите

их и составьте из букв слово. (на столе разложены буквы-пазлы, дети собирают буквы, а из букв слово

книга.)

(Если дети не могут собрать слово, педагог загадывает загадку: не куст, а с листочками, не рубашка, а

сшита, не человек, а рассказывает.)

Разбор слова «книга» по звукам.

Сколько звуков? сколько гласных? Сколько согласных?

-Разделим слово «книга» на слоги.

-Какая часть ударная (отмечаем черной фишкой)?

Воспитатель: Влево, вправо повернитесь, лепесточки покажитесь. А вот и следующий лепесток с буквой Р, а

на нем задание:

Если коврик вы сошьёте

Быстро дальше вы пойдёте.

Первый звук определяйте

Нитки с толком выбирайте.

На мольберте расположены картинки. Ребёнок берёт одну из них, определяет первый звук в слове, даёт ему

характеристику, выбирает фишку- магнит соответствующего цвета и размещает её на мольберте.

Молодцы, справились с заданием. Готовы снова в путь? Ищем третий лепесток!

А вот и он. Какая буква здесь написана? Правильно, буква У.

«Зашифрованное слово»

Цифры по порядку быстро расставляйте

Полученное слово вслух вы прочитайте.

У каждого ребёнка карточка, на которой зашифровано слово, под буквами написаны цифры. Дети должны

расставить цифры по порядку и прочесть полученное слово.

Воспитатель: Ну что, ребята, дорога долгой оказалась, давайте устроим привал да отдохнем, нашу веселую

песенку споем. (физминутка «33 родных сестрицы)

Ребята, посмотрите, что за чудной домик здесь в лесу глухом стоит? Видно домик непростой, кто же может в

таком домике жить? А давайте попросим избушку повернуться к лесу задом, а к нам передом, вдруг получится,

мы же не в простом лесу , а в волшебном.

Дети хором говорят: Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а к нам передом. Избушка поворачивается.

На дверях висят замки, на замках лепесток с буквой Ж.

Воспитатель: А вот и еще один лепесток, давайте прочитаем задание:

Вы мои загадки разгадали,

В волшебную страну попали,

Но смотрите: впереди очень мощные замки.

Чтобы лепесток забрать, сумей замок ты открывать.

На замках звуковые схемы слов, дети подбирают к звуковой схеме на замке соответствующую картинку, если

она подходит, то замок открывается.

Дети открывают все замки, из избушки выходит Баба Яга.

Баба Яга: Фу-фу-фу, чую, русским духом пахнет. Кто это тут ко мне пожаловал, свои порядки в моем лесу

наводит?

Воспитатель: Баба Яга, это не твой лес, а королевы Грамматики, а ты здесь такие беспорядки устроила.

Баба Яга: А вы, как я погляжу, шибко грамотные? Да только я –то за свои триста лет пограмотнее вас буду, я

даже первый класс в школе королевы Грамматики закончила, права на управление метлой и ступой получила да

и бросила ее, школу-то эту. Больно надо! Летать в ступе научилась и хватит!

А вот вы мне скажите, зачем дети в школу идут? Время свое тратят, сидели бы в детском саду до пенсии да в

игрушки играли. А как называют детей, которые ходят в школу? Какие предметы нужны для школы? Как их

можно назвать одним словом? (школьные принадлежности)

Дети отвечают на вопросы Бабы Яги.

Баба Яга: Ну все, рассердили вы меня по-настоящему. Будь по-вашему, устрою я вам испытание, если

справитесь, получите лепесток, а нет, то пеняйте на себя, превращу вас в тараканов да лягушек. Будете только

шуршать за печкой да квакать в болоте.

«Буква заблудилась»

Исправьте слово, заменив букву.

Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась,

Забежала в чей-то дом

И хозяйничает в нем.

1.

Синеет море перед нами.

Летают майки (чайки) над волнами.

2.

На виду у детворы

Крысу (крышу) красят маляры.

3.

Сели в ложку (лодку) и айда,

По реке туда-сюда.

4.

Закричал охотник: «Ой!

Двери (звери) гонятся за мной!»

5.

Сидит на грядке крепко

Оранжевая кепка (репка).

6.

Лежит лентяй на раскладушке,

Грызет, похрустывая, пушки (сушки).

7.

Поэт закончил строчку,

В конце поставил бочку (точку).

Эх, придется лепесток вам отдать, хорошо с заданием справились.

Баба Яга отдает лепесток с буквой Б.

Но у меня еще один лепесток остался, устрою-ка я вам еще одно испытание.

Здесь ветер сильный погулял

И слова все разбросал.

Вы их вместе соберите и предложение прочтите.

Дети работают в парах, они садятся на ковер, составляют из слов предложения.

Воспитатель: Вот и собрали мы все лепесточки, пора узнать магическое слово, чтобы снять заклинание. А

как его узнать? Что делать с этими буквами на лепестках? Буквы все разного размера?

(дети догадываются, что буквы нужно расставить по порядку, от большой к маленькой, и прочитать слово

- дружба).

Как вы думаете, ребята, почему слово ДРУЖБА оказалось заколдованным?



В раздел образования