Авторы: Богданова Алена Владимировна, Шулдикова Лариса Андреевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР д/сад №135, 3 корпус
Населённый пункт: город Тюмень
Наименование материала: итоговое занятие по подготовке к обучению грамоте
Тема: "Приключения в королевстве Грамматики"
Раздел: дошкольное образование
Итоговое
занятие
по
обучению
грамоте
в
подготовительной
логопедической
группе
«
Приключения
в
королевстве
Грамматики
»
Коррекционно-образовательные цели:
Закреплять навык звуко-слогового анализа слов.
Закрепить графический образ букв.
Закреплять навык чтения слогов и слов.
Закреплять умения составлять предложения по опорным словам.
Коррекционно-развивающие цели:
Развивать фонематическое восприятие.
Развивать память и внимание.
Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.
Развивать умение ориентироваться в пространстве.
Коррекционно-воспитательные цели:
Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.
Формировать навык совместной работы в паре.
Оборудование: ноутбук с записью голоса царицы Грамматики; буквы-указатели; лепестки цветка с заданием;
звуковые схемы на «секретных замках»; цветные фишки; предметные картинки для определения первого звука
в слове; игра «Собери слово»; схемы для составления предложений.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Дети заходят в группу и здороваются с гостями.
Встают в круг, взявшись за руки, и говорят:
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
II. Сообщение темы занятия.
В это время звучит сигнал тревоги SOS… и голос:
«Я царица Грамматики, хозяйка Звукового
царства, Буквенного государства прошу вас о помощи. Злая Баба-Яга, Буквоедная нога,
живет в моем лесу. Она просто обожает безграмотность, ошибки и всякую неразбериху!
Сначала она перемешала все буквы в алфавите, потом слова в предложениях. Заколдовала
моих жителей, зашифровав их имена. А жители, забыв свои имена, совершенно забыли
названия самых обычных предметов. На прощанье Баба Яга рассмеялась и весело сказала, что
теперь никто и никогда из моих жителей не сможет ни читать, ни писать. А самое главное,
она сказала, что очень скоро все дети разучатся читать и писать. Дорогие ребята! Мне
известно, что вы без пяти минут школьники и, стало быть, уже знакомы с грамотой.
Помогите нам, пожалуйста! Нельзя допустить, чтобы все дети остались безграмотными.
Помогая нам, вы пройдете самое настоящее испытание на готовность к школе. Очень
надеюсь на вашу смелость и отзывчивость. Своё заклинание она хранит в волшебном цветке.
Собрав лепестки цветка, вы сможете узнать магическое слово, и тогда колдовские чары
исчезнут».
Воспитатель: Ну что ребята поможем царице Грамматики? Но как мы туда попадём в это царство? А вот и
серединка цветка и на ней что-то написано:
– Для начала отгадайте загадки о жителях этой страны:
1.
Звуки тянутся, поют,
Без преград они живут.
Цветом они красные,
Это звуки...
Ответ: гласные
2.
Такие буквы нелегко произнести,
Преграда — зубы и язык на их пути.
Их в алфавите 20 штук.
Они все разные,
А называются они...
Ответ: согласные
3.
Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей.
Ответ: слоги
4.
Если слог мы выделяем
При его прочтении,
Палочкой обозначаем
Сверху...
Ответ: ударение
Звучит волшебная музыка.
Воспитатель: Вот мы и оказались в Звуковом царстве Буквенном государстве. А вот и первый лепесток с
буквой Д, на лепестке указано задание: Ребята, Баба Яга Буквоедная нога разобрала буквы на части, соберите
их и составьте из букв слово. (на столе разложены буквы-пазлы, дети собирают буквы, а из букв слово
книга.)
(Если дети не могут собрать слово, педагог загадывает загадку: не куст, а с листочками, не рубашка, а
сшита, не человек, а рассказывает.)
Разбор слова «книга» по звукам.
Сколько звуков? сколько гласных? Сколько согласных?
-Разделим слово «книга» на слоги.
-Какая часть ударная (отмечаем черной фишкой)?
Воспитатель: Влево, вправо повернитесь, лепесточки покажитесь. А вот и следующий лепесток с буквой Р, а
на нем задание:
Если коврик вы сошьёте
Быстро дальше вы пойдёте.
Первый звук определяйте
Нитки с толком выбирайте.
На мольберте расположены картинки. Ребёнок берёт одну из них, определяет первый звук в слове, даёт ему
характеристику, выбирает фишку- магнит соответствующего цвета и размещает её на мольберте.
Молодцы, справились с заданием. Готовы снова в путь? Ищем третий лепесток!
А вот и он. Какая буква здесь написана? Правильно, буква У.
«Зашифрованное слово»
Цифры по порядку быстро расставляйте
Полученное слово вслух вы прочитайте.
У каждого ребёнка карточка, на которой зашифровано слово, под буквами написаны цифры. Дети должны
расставить цифры по порядку и прочесть полученное слово.
Воспитатель: Ну что, ребята, дорога долгой оказалась, давайте устроим привал да отдохнем, нашу веселую
песенку споем. (физминутка «33 родных сестрицы)
Ребята, посмотрите, что за чудной домик здесь в лесу глухом стоит? Видно домик непростой, кто же может в
таком домике жить? А давайте попросим избушку повернуться к лесу задом, а к нам передом, вдруг получится,
мы же не в простом лесу , а в волшебном.
Дети хором говорят: Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а к нам передом. Избушка поворачивается.
На дверях висят замки, на замках лепесток с буквой Ж.
Воспитатель: А вот и еще один лепесток, давайте прочитаем задание:
Вы мои загадки разгадали,
В волшебную страну попали,
Но смотрите: впереди очень мощные замки.
Чтобы лепесток забрать, сумей замок ты открывать.
На замках звуковые схемы слов, дети подбирают к звуковой схеме на замке соответствующую картинку, если
она подходит, то замок открывается.
Дети открывают все замки, из избушки выходит Баба Яга.
Баба Яга: Фу-фу-фу, чую, русским духом пахнет. Кто это тут ко мне пожаловал, свои порядки в моем лесу
наводит?
Воспитатель: Баба Яга, это не твой лес, а королевы Грамматики, а ты здесь такие беспорядки устроила.
Баба Яга: А вы, как я погляжу, шибко грамотные? Да только я –то за свои триста лет пограмотнее вас буду, я
даже первый класс в школе королевы Грамматики закончила, права на управление метлой и ступой получила да
и бросила ее, школу-то эту. Больно надо! Летать в ступе научилась и хватит!
А вот вы мне скажите, зачем дети в школу идут? Время свое тратят, сидели бы в детском саду до пенсии да в
игрушки играли. А как называют детей, которые ходят в школу? Какие предметы нужны для школы? Как их
можно назвать одним словом? (школьные принадлежности)
Дети отвечают на вопросы Бабы Яги.
Баба Яга: Ну все, рассердили вы меня по-настоящему. Будь по-вашему, устрою я вам испытание, если
справитесь, получите лепесток, а нет, то пеняйте на себя, превращу вас в тараканов да лягушек. Будете только
шуршать за печкой да квакать в болоте.
«Буква заблудилась»
Исправьте слово, заменив букву.
Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась,
Забежала в чей-то дом
И хозяйничает в нем.
1.
Синеет море перед нами.
Летают майки (чайки) над волнами.
2.
На виду у детворы
Крысу (крышу) красят маляры.
3.
Сели в ложку (лодку) и айда,
По реке туда-сюда.
4.
Закричал охотник: «Ой!
Двери (звери) гонятся за мной!»
5.
Сидит на грядке крепко
Оранжевая кепка (репка).
6.
Лежит лентяй на раскладушке,
Грызет, похрустывая, пушки (сушки).
7.
Поэт закончил строчку,
В конце поставил бочку (точку).
Эх, придется лепесток вам отдать, хорошо с заданием справились.
Баба Яга отдает лепесток с буквой Б.
Но у меня еще один лепесток остался, устрою-ка я вам еще одно испытание.
Здесь ветер сильный погулял
И слова все разбросал.
Вы их вместе соберите и предложение прочтите.
Дети работают в парах, они садятся на ковер, составляют из слов предложения.
Воспитатель: Вот и собрали мы все лепесточки, пора узнать магическое слово, чтобы снять заклинание. А
как его узнать? Что делать с этими буквами на лепестках? Буквы все разного размера?
(дети догадываются, что буквы нужно расставить по порядку, от большой к маленькой, и прочитать слово
- дружба).
Как вы думаете, ребята, почему слово ДРУЖБА оказалось заколдованным?