Напоминание

"Воспитание толерантности"


Автор: Ван Людмила Николаевна
Должность: мастер производственного обучения,
Учебное заведение: СПб ГБПОУ "Промышленно-технологический колледж"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка классного часа
Тема: "Воспитание толерантности"
Дата публикации: 20.04.2017
Раздел: полное образование





Вернуться назад




СПБ ГБПОУ «ПРОМЫШЛЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

КЛАССНОГО ЧАСА

ТЕМА: «Воспитание толерантности»

Разработка

мастера производственного обучения Л.Н. Ван

2016 год

Классный час

«Воспитание толерантности»

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Пояснительная записка.

2. Цели и задачи классного часа.

3.Вступление.

4.Ход классного часа (сценарий)

5.Заключение.

6.Литература

1.Пояснительная записка.

В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого

отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня все

большее распространение среди молодежи получили недоброжелательность,

озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм

через средства массовой информации проникают в семью, коллектив. Поэтому

необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов

воспитания в духе толерантности.

2.Цели и задачи классного часа:

В связи с этим, цели мероприятия были следующие:

- образовательная: познакомить обучающихся с понятием «толерантность»,

выявить черты толерантности, сформировать правильное представление о

толерантном поведении.

- воспитательная: воспитывать чувство уважения друг к другу, к старшим;

коммуникативную культуру в общении и взаимопонимание. Продолжить

формирование толерантного отношения между собой.

- развивающая: способствовать развитию самосознания, которое помогает

увидеть себя и других, такими, какие они есть на самом деле. Развивать

терпимость к различиям между людьми.

Обучающиеся, участвуя в данном мероприятии, формируют такие общие

компетенции, как:

организация собственной самостоятельной деятельности;

эффективное общение в команде;

умение брать на себя ответственность за работу членов команды и

планируемый результат.

Данная методическая разработка рассчитана на восприятие обучающихся

любой возрастной группы.

3. Вступление.

16 ноября – Международный день толерантности.

Толерантность – это уважение, правильное понимание богатого

многообразия культур нашего мира, форм проявления человеческой

индивидуальности.

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди

различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и

ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою

индивидуальность.

Толерантность – это глобальная проблема, и наиболее эффективным

способом формирования у подстрастающего поколения является воспитание.

Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи

навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки

суждения, основанных на моральных ценностях.

Современный культурный человек – это не только образованный человек,

но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.

Толерантность считается признаком высокого духовного и

интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

4. Ход классного часа.

(таблица на доске)

Терпимость к чужим

мнениям, верованиям,

поведению

Сострадание

Принятие другого таким,

какой он есть

Прощение

Толерантность

Приятие другого таким,

какой он есть

Уважение прав других

Сотрудничество, дух

партнерства

Милосердие, уважение

человеческого достоинства

Термин «толерантность» объясняется как терпимость, стремление и

способность к установлению и поддержанию общения с людьми.

Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара

звучит по-разному:

на испанском языке оно означает способность признавать

отличные от своих собственных идей и мнения

на французском языке – отношение, при котором допускается,

что другие могут думать иначе, нежели ты сам

на английском языке – готовность быть терпимым,

снисходительным

на китайском языке - позволять, принимать, быть по

отношению к другим великодушным

на арабском языке – прощение, снисходительность, мягкость,

милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположение к

другим

на русском языке – способность терпеть что-то или кого-то

(быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с

существованием чего-либо, кого-либо).

Вопросы к обучающимся:

1.

Какое из определений вам импонирует более всего?

2.

Почему на ваш взгляд в разных странах определения

различны?

3.

А что объединяет эти определения?

4.

Почему так актуальна толерантность в настоящее

время?

4.1. Проведение тестирования.

Обучающимся предлагается тест: «Проявляешь ли ты толерантность?»

Проявлять толерантность – это значит понимать друг друга, помогать друг

другу, относится друг к другу терпимо, чтобы строить мирное будущее.

Выбери тот ответ, который ты считаешь правильным, и посчитай,

сколько «Б» получилось.

1.

Для того, чтобы не было войны..

А) Нельзя ничего сделать, поскольку войны будут всегда!

Б) Нужно понимать, почему они происходят.

2.

В школе говорят о героях, проявивших толерантность…

А) Тебя это не интересует

Б) Ты хочешь узнать об этих героях

3.

Ты противостоишь насилию…

А) Насилием.

Б) Ты присоединяешься к другим людям, чтобы сказать НЕТ!

4.

Один товарищ тебя предал…

А) Ты мстишь ему.

Б) Ты пытаешься объясниться с ним.

5.

Когда говорят о детях, пострадавших от войны.

А) Ты об этом услышал и забыл

Б) Ты ищешь возможность для того, чтобы проявить с ними

солидарность.

6.

Ты не согласен с кем-то…

А) Ты не дашь ему говорить

Б) Ты все-таки слушаешь его.

7.

В классе ты уже ответил

А) Тебе хочется отвечать еще

Б) Ты предоставляешь возможность другим ответить.

8.

Тебе предлагают переписываться с каким-нибудь иностранцем..

А) Ты не испытываешь ни потребности переписываться, ни

потребности делиться мечтами

Б) Ты хочешь переписываться, чтобы поделиться с ним своими

мечтами.

Результаты:

Если у тебя одни «Б»: Прекрасно! Ты проявляешь большую

толерантность. Ты являешься будущим гражданином мира, ответственным и

солидарным активным проводником мира. Объясни своим друзьям, как тебе это

удается.

Если у тебя от 3 до 7 «Б»: Да! Ты не очень толерантен. Ты слишком

стремишься навязать свои идеи, но проявляешь любознательность и у тебя

хорошее воображение. Используй эти свои качества для борьбы с не

толерантностью.

Если у тебя менее трех «Б»: Ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен!

Однако, если бы ты был настроен более оптимистично, и тебе нравилось

дискутировать, ты бы мог стать более счастливым. Давай, приложи еще

немного усилий.

(проводиться подсчет результатов)

Классный руководитель продолжает:

Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс движется вперед.

Техника пришла на службу человека. Казалось бы, жизнь должна стать

размереннее, спокойнее, но мы все чаще слышим слова: беженец, жертва

насилия…

В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма,

агрессивности, расширение конфликтов. Эти социальные явления особо

затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойственен

максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных

социальных проблем.

В последнее время в подростковой среде наблюдается катастрофический

рост всевозможных форм асоциального поведения, продолжает расти

количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка,

вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки. Любой

человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает

правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот.

4.2. Обучающимся предлагается прослушать рассказ: «Перед вами

две дороги: выбирайте», обсудить ситуацию и ответить на вопросы:

«Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел

плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась сумка. Он тихонько

стонал, а в глазах стояли слёзы.

- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.

- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой

человек, сжав её руку.

- Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, Смотри, у него кровь на

штанине.

- А нам-то что? Он сам виноват.

- Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

- Говорю тебе: он сам во всём виноват. Работать надо, а он

попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

- Я всё равно подойду. - Девушка вырвала руку.

- Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться с “всякими”.

Пойдём отсюда, - он попытался увести её.

- Знаешь что, я... Да как ты можешь? Ему же больно, ты понимаешь? Нет,

ты не понимаешь!

Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз

попытался удержать её. Она решительно одёрнула руку.

- Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой.

- Я сломал её... кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе

больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать

“скорую”.

- Спасибо, леди, спасибо...

- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл

к ним, - у тебя нет “мобильника”?

Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг

почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда... Она

поднялась и приблизилась к парню.

- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать

тебя не хочу.

- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить?

Глупая! Ты пожалеешь об этом.

Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл

прочь.

- У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача.

Потерпите, - она быстро пошла к телефонному автомату.

- Девушка! - окликнул её мужчина – Спасибо вам! - Девушка обернулась и

улыбнулась. - Вы обязательно найдёте себе счастье.»

Вопросы к обучающимся:

1) Почему молодой человек отказался помочь?

2) Как бы вы поступили в этом случае?

3) Как обычно вы поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

4) Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?

Вывод: сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее.

Если мы будем внимательнее к любому человек, с которым вступаем во

взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и

будет проявлением доброты.

Есть два пути развития личности:

- толерантный

- интолерантный.

4.3. Работа с обучающимися по группам.

Обучающиеся делятся на две подгруппы, и им предлагается

охарактеризовать толерантную личность и интолерантную личность.

(В ходе обсуждения, ведущий

заполняет подготовленную таблицу)

Толерантная личность

Интолератная личность

Например:

-уважать мнение других

-доброжелательность

-чуткость, любознательность

- снисходительность

- доверие, гуманизм

- желание что-либо делать вместе

- понимание

Например:

- непонимание

-игнорирование

-эгоизм, равнодушие

-нетерпимость

-раздражительность

-цинизм

- агрессивность

Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя,

комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других

людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным

отношением к другим культурам, взглядам, традициям.

Интолерантный путь – характеризуется представлением человека о

собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, желанием

власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

4.4. Классный руководитель читает «Сказочку о счастье»:

«На свете жил один король,

Богатый и могучий.

Всегда грустил он. И порой

Бывал мрачнее тучи.

Гулял он, спал, обедал,

А счастья он не ведал!

Но вечно хныкать и тужить

Бедняге надоело.

Вскричал король: « Нельзя так жить!»

И с трона спрыгнул смело.

Да вмиг порушить свой удел

Не в королевской власти?

И вот король в карету сел

-И покатил за счастьем.

Король в окошечко глядит,

Карета бодро катится.

Постой-ка, кто там на пути?

Девчонка в драном платьице.

- О всемогущий мой король,

- Подать хоть грошик мне изволь.

- Эй, попрошайка, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду! –

Сказал король и укатил.

А в синем небе месяц стыл...

Карета мчится наугад

Бог весть в какую сторону.

Вдруг на пути стоит солдат,

Израненный, оборванный.

- О мой король, - вскричал солдат,

-Тебя я видеть очень рад!

Прошу покорнейше: устрой

Меня ты в услуженье,

Я за тебя стоял горой,

Я, право, бился, как герой,

Я выиграл сражение.

- А ну, служивый, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду!

-Сказал король и укатил,

А в синем небе месяц стыл...

Карета мчит во весь опор,

Конь скачет, что есть духу.

Вдруг на дорогу вышла с гор

Сутулая старуха.

- Прости, любезный мой король,

Старуху одинокую.

Мой дом — вон, видишь, за горой,

С утра ушла далеко я.

Ношу из лесу я дрова -

Тяжелая работа.

Гляжу вокруг, едва жива:

А вдруг поможет кто-то...

- А ну, старуха, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду!

-Сказал король и укатил,

А в синем небе месяц стыл...

Вот лето кончилось. Жара

Сменяется ненастьем.

Король торопит: -

В путь пора,

Еще немного - и ура!

Свое настигну счастье!

И все бы кончилось бедой

-Сомнений в этом нету.

Да старец с белой бородой

Остановил карету.

Перекрестившись, не спеша,

Торжественно и строго

Сказал: « Заблудшая душа,

Король, побойся Бога!

Ты ищешь счастье для себя,

Ты странствуешь по свету.

Но, только ближнего любя,

Найдешь ты счастье это.

Скорей послушайся меня:

Обратно разверни коня,

Детей согрей и накорми,

Солдата в сторожа найми,

Все это сделай, но сперва

Старушке ты поможешь:

До дома довезешь дрова,

Распилишь и уложишь...»

Тут вышла полная луна.

И осветила путь она.

Нелегкий путь, обратный путь.

Путь к счастью, не куда-нибудь.

Король поныне во дворце

Всем людям помогает.

И счастье на его лице,

Как ясный день, сияет!»

Вопросы к обучающимся:

1) Как бы вы назвали поведение короля в начале истории?

2) Как вы думаете, почему изменился король?

3) Всегда ли в жизни происходят такие изменения?

4) Чему нас учит эта сказка?

Вывод: человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в

лучшую сторону, жить в мире с самим собой. Единственная настоящая

ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок.

4.5. Составляем с обучающимися правила толерантного общения.

Например:

1) Уважай собеседника.

2) Отстаивай свое мнение тактично.

3) Ищи лучшие аргументы.

4) Будь справедливым, готовым принять правоту другого.

5) Стремись учитывать интересы других.

Группа – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда

царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А

что же для этого нужно?

Может эта китайская притча «Ладная семья» нам поможет.

«Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек

насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была

особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до

самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в

село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо

детям, спокойно старикам.

Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к

старейшине. «Расскажи»,- говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина.

А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге:

«ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ» А в конце листа: « СТО РАЗ ЛЮБОВЬ,

СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ».

- И все?

- Да, - отвечал старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.- И

подумав, добавил: "И мира тоже"».

4.6. В конце нашего классного часа хотелось, чтобы мы с вами

посадили и вырастили ДЕРЕВО ТОЛЕРАНТНОСТИ.

Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо

сделать, чтобы наш колледж, ваш дом стали пространством толерантности.

(на экране картинка дерева)

Примерные надписи:

Надо всех любить и уважать.

Понимать друг друга.

Научиться прощать.

Защищать друг друга, членов своей семьи.

Быть терпимыми.

Уважать пожилых людей.

Уметь слышать и слушать.

Уметь дать совет, выслушать совет другого.

Быть милосердным.

Принимать людей такими, какими они есть

Быть толерантным.

Уважать права другого человека.

Проявлять терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

Сотрудничать с родителями.

Каждый из вас, я надеюсь, запомнил основные правила толерантности, с

которыми вам на вашем жизненном пути будет легче и интереснее жить.

5. Заключение.

В процессе проведения классного часа «Воспитание толерантности» были

достигнуты все поставленные основные цели и задачи. Обучающиеся

познакомились со значением слова «толерантность».

Проведение таких мероприятий развивает наши чувства, помогает молодым

людям понять, прочувствовать богатую палитру эмоциональной сферы. Она

помогает им в становлении таких нравственных качеств как понимание других

людей, учит сочувствовать и переживать.

Считаю, что данный классный час соответствовал основным понятиям

нравственного воспитания, был интересен и познавателен для обучающихся

группы.

6.Литература:

1. Толерантность. Программа правительства Санкт-Петербурга

2. Толерантность/общ. Ред. М.П. Мчедлова. М. Республика. 2005

3. Толерантность. (А.Б. Орлов, Н.З. Шапиро. Энциклопедия «Кругосвет».)

4. Сайт «Толерантность: декларация принципов».



В раздел образования