Напоминание

Основы музицирования. Предмет "Общее фортепиано". Хоровое пение


Автор: Пушкина Светлана Николаевна
Должность: преподаватель I квалификационной категории
Учебное заведение: МБУДО ДМШ №9 г. Новосибирска
Населённый пункт: ул. Молодости, 13, Новосибирск
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Основы музицирования. Предмет "Общее фортепиано". Хоровое пение
Дата публикации: 14.03.2019
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования города Новосибирска

Детская музыкальная школа №9

Одобрена Утверждаю:

Методическим объединением

преподавателей отделения

Общего фортепиано Директор ДМШ №9

Протокол № /

С.П.Антушев /

« » ______________ 2016 г.

Рабочая программа

Основы музицирования. Предмет "Общее фортепиано"

Хоровое пение

Для детей возраста 7,5-9,5 (10- 14 )лет

Срок обучения 4(3) года

Автор-составитель: преподаватель ДМШ №9

Пушкина Светлана Николаевна,

преподаватель I квалификационной категории

Новосибирск 2016

Структура программы учебного предмета

I.Пояснительная записка

Характеристика программы учебного предмета

Срок реализации программы

Объем учебного времени

Формы проведения учебных занятий

Цель и задачи

Методы обучения

Структура программы учебного предмета

Материально-технические условия реализации программы

II.Содержание программы учебного предмета

Годовые требования.

Примерные репертуарные списки

Учебно-тематический план

III. Требования к уровню подготовки учащихся

IV. Формы контроля успеваемости, система оценок

Цели, формы и виды аттестации

Критерии оценки учащихся

V. Методическое обеспечение учебного процесса

VI. Список учебной и методической литературы

Учебная литература

Методическая литература

I.Пояснительная записка

Характеристика программы учебного предмета

Программа учебного предмета «Основы музицирования. Музыкальный

инструмент

(общее

фортепиано)»

разработана

на

основе

Федерального

закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ,

«Рекомендаций

по

организации

образовательной

и

методической

деятельности

при

реализации

общеразвивающих

программ

в

области

искусств», направленных письмом Министерства культуры РФ от 21.11.2013г.

№191-01-39/06-ГИ,

а

также

многолетней

практической

работы

фортепианного отделения МБУДО ДМШ №9 г. Новосибирска.

Настоящая программа позволяет приобщить детей к занятиям музыкой,

способствует

развитию

музыкальных

и

творческих

способностей,

формированию новых навыков и умений, расширяет музыкальный кругозор.

Программа направлена на развитие интересов детей, не ориентированных на

дальнейшее профессиональное обучение, но желающих получить навыки

музицирования.

Рекомендуемый

возраст

приступающих

к

освоению

программы

7(8)-12лет.

Программа

основывается

на

принципе

вариативности для различных возрастных групп.

Срок

реализации данной

программы

4(3)

года.

Продолжительность

учебных занятий составляет 35 недель в год.

Объем

учебного

времени, предусмотренный

учебным

планом

образовательного учреждения, на реализацию программы учебного предмета

составляет 144(108) часов аудиторных занятий (36 часов в

год). Учебные

занятия проводятся 1 раз в неделю. Длительность занятия 45 минут.

Формы

проведения

учебных

занятий: основной

формой

учебных

занятий

является

урок,

проводимый

в

виде

индивидуального

занятия

преподавателя с учеником.

Также возможны следующие формы музыкального воспитания: концерты,

лекции, классные часы, участие в различных фестивалях и конкурсах.

Успешное освоение программы требует самостоятельной внеаудиторной

подготовки учащегося.

Цель

программы:

р а з в и т и е

т в о р ч е с к и х

с п о с о б н о с т е й

и

индивидуальности

учащегося,

приобщение

к

духовным

и

культурным

ценностям, эстетическое и духовно-нравственное воспитание.

Задачи программы:

развитие музыкальных способностей и ученических качеств ребенка;

формирование музыкально-художественных представлений;

развитие навыков владения инструментом;

развитие эмоциональной сферы личности ребенка;

формирование глубокого интереса и любви к музыке;

воспитание активного слушателя, зрителя, участника художественной

самодеятельности;

развитие ответственности, трудолюбия, внимания, самоконтроля.

Методы обучения:

словесный (объяснение, беседа, рассказ);

эмоциональный (подбор ассоциаций, образов);

наглядный (показ, наблюдение);

практический (освоение приемов игры на инструменте).

Структура программы содержит следующие разделы:

сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;

распределение учебного материала по годам обучения;

описание дидактических единиц учебного предмета;

требования к уровню подготовки учащихся;

формы и методы контроля, система оценок;

методическое обеспечение учебного процесса.

Материально-технические условия реализации учебного предмета:

обеспечение

учащихся

учебными

аудиториями

для

индивидуальных

занятий, оснащенных роялями или пианино, и концертным залом;

доступ

учащихся

к

библиотечным

фондам

и

фондам

аудио

и

видеозаписей.

II.Содержание программы учебного предмета

Годовые требования

Программа учебного предмета «Основы музицирования. Музыкальный

инструмент (общее фортепиано)» по 4(3) летней форме обучения

является

продолжением

программы

«Введение

в

музицирование.

Музыкальный

предмет

(общее

фортепиано)»,

и

рассчитана

на

учащихся,

освоивших

первоначальные

навыки

владения

инструментом.

Программа

соответствует

общеразвивающей

направленности,

нацеленной

на

приобщение к любительскому музицированию. В распределении учебного

материала

по

годам

обучения

учтен

принцип

систематического

и

последовательного обучения, что позволяет учащимся применять полученные

знания и умения в изучении нового материала.

Первый год обучения

В течение учебного года преподаватель должен проработать с учащимся

не

менее

12-14

музыкальных

произведений:

народные

песни,

пьесы

песенного

и

танцевального

характера,

пьесы

с

элементами

полифонии,

этюды, ансамбли, легкие вариации и сонатины. Предполагается различная

степень

завершенности

работы:

некоторые

произведения

должны

быть

подготовлены для публичного выступления, другие — для показа в классе,

третьи — с целью ознакомления.

Подбор

по

слуху

от

разных

звуков

попевок

и

песен,

чтение

с

листа

мелодий с простейшим аккомпанементом.

Приобщение к ансамблевому музицированию, исполнение с педагогом

несложных пьес в четыре руки.

Мажорные гаммы (2-4 по выбору) на две октавы каждой рукой отдельно, в

противоположном

движении

двумя

руками

от

одного

звука

при

симметричной

аппликатуре.

Тонические

трезвучия

с

обращениями

(аккордами по три звука) каждой рукой отдельно в тех же тональностях.

Примерные репертуарные списки

Бах И.С., Менуэт ре минор

Моцарт В.А., Менуэт Ре мажор

Перселл Г., Менуэт Соль мажор

Телеман Г., Бурре ля минор

Гедике А., Сарабанда ми минор

Беркович И., «Ой, летает сокол»

«То не ветер ветку клонит», р.н.п. (обр. А.Вейса)

Клементи М., Сонатина op.36 №1 До мажор I,III части

Плейель И., Сонатина Ре мажор

Хаслингер Т., Сонатина До мажор I, II части

Штейбельт Д., Сонатина До мажор

Лешгорн А., «Избранные этюды для начинающих» соч.65

Черни К., Этюды ред. Гермера Г. 1-10,15,16

Шитте Л., «25 маленьких этюдов» соч.108

«Школа игры на фортепиано» ред. Николаева А.: этюды

Гедике А., «40 мелодических этюдов»

Гнесина Е., «Фортепианная азбука

Гедике А., Мазурка

Дварионас Б., Прелюдия

Жилинский А., «Веселый пастушок»

Майкапар С. «Мимолетное видение», «Раздумье», «Колыбельная»

Коровицин В., «Воробушки», «Погоня», «Падают листья»

Чайковский П.И., «Старинная французская песенка»

Ансамблевый репертуар:

Ансамбли по выбору из сборников:

Геталова О., Визная И., «В музыку с радостью»

«Сборник пьес, этюдов, ансамблей для начинающих». Сост. Ляховицкая С.,

Баренбойм Л., Т.1, раздел IV.

«Школа игры на фортепиано» ред. Николаева А.

Результаты первого года обучения

Учащийся должен владеть основами музыкальной грамоты, навыками

звукоизвлечения,

правильной

посадкой

за

инструментом;

иметь

навыки

слухового

контроля,

ансамблевой

игры

несложных

пьес;

получить

опыт

публичных выступлений, уметь настроиться перед выступлением.

Второй год обучения

В течение учебного года преподаватель должен проработать с учащимся

10-12 музыкальных произведений в разной степени готовности:

1-2 полифонических произведения,

1-2 произведения крупной формы,

4-6 пьес (включая ансамбли),

4-6 этюдов.

Чтение

с

листа

мелодий

песенного

характера

с

несложным

сопровождением. Игра с педагогом простых пьес в четыре руки. Подбор по

слуху песенных мелодий с простейшим сопровождением.

Мажорные гаммы: До, Соль, Ре, Ля, Ми в прямом и противоположном

движении двумя руками на две октавы. Минорные гаммы: ля, ми, ре в

натуральном, гармоническом и мелодическом виде каждой рукой отдельно на

две октавы. Хроматические гаммы от всех звуков отдельно каждой рукой на

две

октавы.

От

звуков

Ре

и

Соль-диез

обеими

руками

в

расходящемся

движении. Тонические трезвучия с обращениями (аккордами по три звука) в

пройденных

тональностях

каждой

рукой

отдельно.

Короткие

арпеджио

каждой рукой отдельно на две октавы.

Примерные репертуарные списки

Бах И.С., Полонез соль минор, Менуэты соль минор, Соль мажор, Ария ре

минор

Гендель Г., Менуэт Соль мажор, Сарабанда ре минор

Моцарт Л., Бурре до минор

Павлючнко С., Фугетта ля минор

Бетховен Л., Сонатина Соль мажор I, II части

Моцарт В.А., Вариации на тему из оперы «Волшебная флейта»

Диабелли А., Сонатина Фа мажор

Кабалевский Д., Легкие вариации на тему р.н.п.

Лемуан А., Этюды соч.37 №1,2,10,17,27

Шитте Л., Этюды соч.108 №14.16,19,

Черни К., Этюды (ред. Гермера Г.) №17,18,20,21,23,24,25,28

Гедике А., Этюд Соль мажор

Стоянов А., Этюд До мажор

Беркович И., «На опушке»

Косенко В., Скерцино

Шуман Р., Марш

Чайковский П.И., «Болезнь куклы», Мазурка

Шостакович Д., «Шарманка», Танец

Коровицин В., «У реки», Галоп

Стоянов А., «Снежинки»

Кабалевский Д., «Медленный вальс»

Ансамблевый репертуар:

Бетховен Л., Марш из музыки к пьесе «Афинские развалины»

Бизе Ж., Хор мальчиков из оперы «Кармен»

Шуберт Ф., Лендлер

Металлиди Ж., «Волшебное стеклышко»

Шмитц М., Буги

Результаты второго года обучения

Учащийся

должен

комфортно

чувствовать

себя

за

инструментом,

приобрести

необходимую

пластику

движений,

стремиться

создавать

художественный образ. Должен освоить новые технические и аппликатурные

формулы, разновесовую игру в пьесах с развитой линией аккомпанемента,

демонстрировать

первые

навыки

в

понимании

формы

исполняемых

произведений (выстраивать фразу, показывать кульминацию и коду), иметь

навык самостоятельной работы в разборе и разучивании пьесы.

Третий год обучения

В течение учебного года преподаватель должен проработать с учащимся 10-

12 музыкальных произведений в разной степени готовности:

1-2 полифонических произведения,

1-2 произведения крупной формы,

4-6 пьес (включая ансамбли),

4-6 этюдов.

Чтение с листа пьес различного характера уровня сложности 1 класса. Игра

в

ансамбле.

Подбор

по

слуху

мелодий

с

использованием

простейшего

аккордового сопровождения на опорных звуках.

Мажорные гаммы: До, Соль, Ре, Ми, Ля, Фа двумя руками в прямом

движении

на

две

октавы

и

в

противоположном

с

симметричной

аппликатурой.

Минорные

гаммы:

ля,

ми,

ре,

соль

(натуральные,

гармонические и мелодические) двумя руками в прямом движении на две

октавы. Хроматические гаммы от всех ступеней двумя руками на две октавы

в

прямом

движении,

от

Ре

и

Соль-диез

в

расходящемся

движении.

Тонические трезвучия с обращениями (аккордами по три звука) и короткие

арпеджио двумя руками на две октавы в пройденных тональностях.

Примерные репертуарные списки

Бах И.С., Менуэты Соль мажор, до минор

Бах И.С., Маленькие прелюдии До мажор, до минор, соль минор

Бах К.Ф.Э., Полонез соль минор, Маленькая фантазия

Рамо Ж.Б., Менуэт соль минор

Корелли А., Сарабанда ми минор

Бетховен Л., Сонатина Фа мажор I, II части

Диабелли А., Сонатина Соль мажор III часть

Клементи М., Сонатина op.36 №2 Соль мажор I часть

Беркович И., Сонатина Соль мажор

Кабалевский Д., Сонатина ля минор

Щуровский Ю., Тема с вариациями

Гедике А., Этюды соч.32 №19, соч.46 №44

Лешгорн А., Этюд соч.65 №8

Лемуан А., Этюды соч.37 №11,20,22,23,35

Черни К., Этюды (ред. Гермера Г.) №29-31,35,36,42

Шуман

Р.,

«Смелый

наездник»,

«Веселый

крестьянин»,

«Сицилийская

песенка»

Чайковский П.И., Вальс, Полька, «Новая кукла», «Песня жаворонка»

Свиридов Г., «Парень с гармошкой»

Шостакович Д., Гавот

Щуровский Ю., «Зима», «Падает снежок»

Парфенов И., «Жонглер»

Селиванов В., «Шуточка»

Ансамбли:

Бетховен Л. Три немецких танца

Глинка М., Краковяк из оперы «Иван Сусанин»

Чайковский П., «Колыбельная в бурю»

Римский - Корсаков Н., Интермеццо из оперы «Царская невеста»

Прокофьев С., Танец девушек с лилиями из балета «Ромео и Джульетта»

Металлиди Ж., «В лесу», «Прогулка»

Результаты третьего года обучения

Учащийся должен иметь устойчивые пианистические навыки, свободно

чувствовать себя за инструментом. Демонстрировать навыки педализации,

полифонического мышления, понимание формы произведения (соотношение

частей,

кульминация,

кода).

Иметь

внутренние

слуховые

представления,

реагировать

на

ритмические

и

интонационные

изменения,

модуляции.

Стремиться передать характер и содержание произведения.

Четвертый год обучения

В течение учебного года преподаватель должен проработать с учащимся 8-

12 музыкальных произведений в разной степени готовности:

1-2 полифонических произведения,

1-2 произведения крупной формы,

3-6 пьес (включая ансамбли),

3-6 этюдов.

Чтение с листа произведений постепенно увеличивающейся трудности

(примерно на два класса ниже изучаемых учеником). Дальнейшее освоение

навыков

игры

в

ансамбле.

Подбор

знакомых

мелодий

по

слуху

с

гармоническим оформлением.

Мажорные гаммы до четырех знаков включительно в прямом движении на

четыре

октавы

и

в

противоположном

при

симметричной

аппликатуре.

Минорные гаммы (натуральные, гармонические и мелодические): ля, ми, си,

ре, соль, до, фа в прямом движении на четыре октавы. Хроматические гаммы

от всех звуков в прямом движении на четыре октавы и в противоположном от

звуков Ре и Соль-диез. Тонические трезвучия с обращениями (аккордами по

четыре звука) и короткие арпеджио обеими руками на четыре октавы

в

пройденных

тональностях.

Длинные

арпеджио

от

белых

клавиш

каждой

рукой отдельно.

Примерные репертуарные списки

Полифонические произведения:

Гендель Г., Куранта Фа мажор

Бах

И.С.,

Маленькие

прелюдии

ми

минор,

ре

минор

(«12

маленьких

прелюдий)

Циполи Д., Фугетта ми минор

Клементи М., Сонатина соч.36 №3 До мажор, I часть

Клементи М., Сонатина соч.36 №4 Фа мажор, I часть

Чимароза Д., Соната Соль мажор

Майкапар С., Вариации на русскую тему

Кабалевский Д., Легкие вариации на тему словацкой народной песни

Беренс Г., Этюды соч.88 №17, соч.61 №4

Лемуан А., Этюды соч.37 №24,28,29

Лешгорн А., Этюд соч.65 №31

Черни К., Этюды соч.849 №11, соч.139 №36,100

Гедике А., Этюды соч.32 №30, соч.47 №8

Лак Т., Этюды соч.172 №2,4,5

Кабалевский Д., Этюд ля минор

Григ Э., Вальс ля минор, «Танец эльфов»

Пахульский Г., Прелюдия, «В мечтах»

Раков Н., Вальс ми минор

Прокофьев С., Марш, «Сказочка»

Кабалевский Д., Токкатина

Гладковский А., «Маленькая танцовщица»

Ансамбли:

Глинка М., Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила»

Чайковский П., «Танец феи Драже»

Агафонников В., «Веселая мелодия»

Металлиди Ж., «Танец пингвинов»

Шмитц М., «Принцесса танцует вальс», «Веселый разговор»

Результаты четвертого года обучения

Учащийся

должен

иметь

развитые

слуховые

представления

и

пианистические навыки (беглость пальцев, свободу движений, пластичность

рук и т.д.), уметь пользоваться прямой и запаздывающей педалью. Иметь

представление о стилях композиторов, в работе над произведением уметь

использовать выразительные средства для создания художественного образа.

В исполняемом произведении должны присутствовать осознанная, грамотная

фразировка, выстроенное развитие, понимание формы в целом.

Учебно-тематический план образовательной программы

Название темы

Количество

часов в год

Всего часов

1

Воспитание полифонического мышления.

4

16(12)

2

Развитие технических навыков.

Разучивание упражнений, гамм, этюдов.

7

28(21)

3

Музыкально-художественное развитие.

Разучивание пьес.

7

28(21)

4

Формирование

навыков

интонирования,

фразировки. Работа над формой.

5

20(15)

5

Игра в ансамбле.

3

12(9)

6

Чтение с листа.

2

8(6)

7

Подбор по слуху мелодий с

сопровождением.

2

8(6)

8

Репетиции перед публичными

выступлениями.

2

8(6)

9

Контрольные уроки.

2

8(6)

10

Академические концерты.

2

8(6)

Итого:

36

144(108)

III. Требования к уровню подготовки учащихся

Результаты освоения программы учебного предмета

К концу обучения учащийся должен:

владеть основами нотной грамоты и знать музыкальную терминологию

в пределах изучаемого музыкального материала;

знать

основные

средства

выразительности,

используемые

в

музыкальном искусстве;

иметь

пианистические

навыки,

необходимые

для

воплощения

художественного замысла (в рамках программы учебного предмета);

иметь

навыки

сольного

и

ансамблевого

исполнения

музыкальных

произведений;

уметь

использовать

выразительные

средства

для

создания

художественного образа;

уметь

самостоятельно

разучивать

музыкальные

произведения

различных жанров и стилей;

иметь опыт публичных выступлений, уметь настроиться перед выходом

на сцену;

иметь навыки слухового контроля;

уметь организовать домашнюю работу.

IV.Формы контроля успеваемости, система оценок

Цели, формы и виды аттестации

Основными

формами

контроля

успеваемости

по

учебному

предмету

«Основы музицирования. Музыкальный инструмент (общее фортепиано)»

являются:

текущий контроль успеваемости учащихся

промежуточная аттестация

итоговая аттестация

Текущий контроль отражает уровень освоения учебного материала и

направлен на поддержание учебной дисциплины, способствует организации

домашних занятий, формирует серьезное отношение к предмету и может

иметь

стимулирующий

характер.

Текущий

контроль

осуществляется

преподавателем, ведущим предмет, регулярно (каждый 2-3 урок). Оценки

выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются:

отношение учащегося к занятиям, прилежание;

качество выполнения домашних заданий;

инициативность и проявление самостоятельности — как на уроке, так и

во время домашней работы;

темпы продвижения.

На

основании

результатов

текущего

контроля

выводятся

четвертные

и

годовые

оценки,

которые

вносятся

в

дневник

учащегося,

журнал

и

общешкольную ведомость.

Промежуточная

аттестация определяет

успешность

развития

учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе обучения.

Видами

промежуточной

аттестации

являются академические

концерты

и

контрольные уроки.

Академические концерты проводятся два раза в год (в декабре и апреле) и

предполагают

исполнение

программы

в

присутствии

комиссии

с

обязательным

методиче ским

обсуждением

ана литиче ского

и

рекомендательного характера. Учащиеся показывают два разнохарактерных

произведения. В течение года комиссии должны быть продемонстрированы

четыре музыкальных произведения (по возможности разных форм) .

Контрольные уроки проводятся два раза в год (в декабре и мае) во время

урока и включают в себя технический зачет (гаммы), чтение с листа и

коллоквиум.

Оценки, полученные на академических концертах и контрольных уроках,

влияют на четвертные и годовые оценки.

Итоговая

аттестация

определяет

уровень

и

качество

освоения

программы учебного предмета. Учащиеся должны исполнить 3 музыкальных

произведения: полифонию, крупную форму, этюд или пьесу (по выбору) и

продемонстрировать

умения

и

навыки

в

соответствии

с

программными

требованиями.

Итоговая аттестация проводится в мае в виде экзамена, осуществляется

коллегиально

с

применением

дифференцированной

системы

оценок.

Итоговая оценка по учебному предмету выводится на основании результата

итоговой аттестации и годовой оценки.

Учащимся, освоившим в полном объеме программу учебного предмета

«Основы музицирования. Музыкальный инструмент (общее фортепиано)»,

предоставляется

возможность

продолжить

обучение

по

дополнительным

общеразвивающей

или

предпрофессиональной

общеобразовательным

программам общего фортепиано. Вопрос о переводе учащихся выносится на

рассмотрение педагогического совета.

Критерии оценки учащихся

Критерии

оценки

учащихся

позволяют

определить

уровень

освоения

материала,

предусмотренного

годовыми

требованиями.

Основными

критериями

оценки

являются

грамотное

исполнение

авторского

текста,

художественная выразительность, владение техническими приемами игры на

инструменте. При оценивании также следует учитывать наличие устойчивого

интереса к занятиям музыкой, степень продвижения учащегося, успешность

личностных достижений. Оценка выставляется по пятибалльной шкале.

Оценка 5 («отлично») предусматривает исполнение наизусть программы,

соответствующей

уровню

годовых

требований;

отличное

знание

нотного

текста,

владение

необходимыми

техническими

приемами,

штрихами;

хорошее

звукоизвлечение,

правильную

посадку

за

инструментом;

использование

соответствующих

средств

выразительности

для

создания

художественного образа, понимания стиля исполняемого произведения.

Оценка

4

(«хорошо»)

предусматривает

грамотное

исполнение

соответствующей

уровню

программы

с

наличием

мелких

технических

недочетов,

небольшое

несоответствие

темпа,

недостаточно

убедительное

донесение образа исполняемого произведения.

Оценка

3

(«удовлетворительно»)

ставится

при

несоответствии

программы уровню годовых требований, неуверенном исполнении текста,

технических ошибках, не выявленном характере произведения.

Оценка

2

(«неудовлетворительно»)

отражает

слабое

знание

нотного

текста, слабое владение навыками игры на инструменте, подразумевающее

плохую посещаемость занятий и слабую самостоятельную подготовку.

Допускается выставление оценок «5-», «4+», «4-».

V. Методическое обеспечение учебного процесса

Методические рекомендации преподавателям

Учебная программа предполагает музыкально-художественное развитие

учащихся и строится на основе репертуара, обладающего художественной

ценностью

и

методической

направленностью.

Репертуар

подбирается

с

учетом возрастных особенностей учащихся, должен быть понятен, интересен,

вызывать

образные

ассоциации.

Учебный

план

составляется

с

учетом

индивидуальных

возможностей

учащихся

и

должен

быть

методически

целесообразным. В индивидуальном плане фиксируется оценка за каждое

пройденное

в

классе

или

исполненное

на

академическом

концерте

произведение.

В

конце

учебного

года

пишется

краткая

характеристика

учащегося, где отмечается его техническое и музыкальное развитие.

Преподаватель

должен

развивать

музыкальный

кругозор

учащегося,

знакомить

с

разнообразными

жанрами

и

формами,

с

наиболее

употребляемыми

музыкальными

терминами,

а

также

развивать

умение

словесно охарактеризовать исполняемое произведение.

VI.Список учебной и методической литературы

Учебная литература:

Allegro.Фортепиано. Интенсивный курс. Тетради 3,6,9,11 /сост. Смирнова

Т.И. Москва. ЦСДК 1993.

Альбом ученика-пианиста. Хрестоматия 1 класс /сост. Цыганова Г. Ростов-на-

Дону. «Феникс». 2006.

Бах И.С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. Москва. «Музыка». 2012.

Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги для ф-но (ред. Браудо И.А.). Санкт-

Петербург. «Композитор». 1997.

Беренс Г. Этюды. Москва. «Музыка». 2005.

Бертини А. Избранные этюды. Москва. «Музыка». 1992.

Бетховен Л. Легкие сонатины для фортепиано. Москва. «Музыка». 2011.

«Веселые нотки». Сборник пьес для ф-но, 3-4 классы ДМШ, вып.1/сост.

Барсукова С.А. Ростов-на-Дону. «Феникс». 2007.

Гайдн И. Избранные пьесы для ф-но, 1-4 классы. Москва. «Музыка». 1993.

Гаммы и арпеджио 2-х ч./сост. Ширинская Н. Москва. «Музыка». 2006.

Геталова

О.,

Визная

И.,

«В

музыку

с

радостью».

Санкт-Петербург.

«Композитор».2010.

Григ Э. Избранные лирические пьесы для ф-но, вып.1,2. Москва. «Музыка».

2011.

Лемуан А. Избранные этюды. Москва. «Музыка». 1978.

Милич Б. Фортепиано 1,2,3 классы. Москва. «Кифара». 2006.

Милич Б. Фортепиано 4 класс. Москва. «Кифара». 2001.

«Музицирование

для

детей

и

взрослых»,

вып.

2

/сост.

Барахтина

Ю.В.

Новосибирск. «Окарина».2008.

«Музыкальная коллекция», 2-3 классы ДМШ /сост. Гавриш О.Ю., Барсукова

С.А. Ростов-на-Дону. «Феникс». 2008.

Новая школа игры на фортепиано /сост. Цыганова Г.Г., Королькова И.С.

Ростов-на-Дону. «Феникс». 2008.

Полифоническая

тетрадь,

для

младших

и

средних

классов

ДМШ

/сост.

Якимчук М.Р. Санкт-Петербург. «Лань». 1999.

Пьесы в форме старинных танцев/сост. Соколов М. Москва. «Музыка». 1972.

Сборник пьес, этюдов и ансамблей, 1 часть /сост. Ляховицкая С., Баренбойм

Л. Москва. «Музыка». 1962.

Свиридрв Г. Альбом пьес для детей. «Советский композитор». 1973.

Ступеньки юного пианиста. Пособие для начинающих /сост. Барахтина Ю.В.

Новосибирск. «Окарина».2012.

Фортепианная

школа

Ляховицкой

для

начинающих.

Санкт-Петербург.

«Композитор».1997.

Хрестоматия

педагогического

репертуара

для

фортепиано

/со ст.

Любомудрова Н., Сорокина К., Туманян А. Москва. «Музыка». 1966.

Хрестоматия для фортепиано, 3 класс /сост. Любомудрова Н., Сорокина К.,

Туманян А. Москва. «Музыка». 1986.

Хрестоматия для фортепиано, 4 класс /сост. Любомудрова Н., Сорокина К.,

Туманян А. Москва. «Музыка». 1988.

Чайковский П.И. «Детский альбом». Москва. «Музыка». 2006.

Черни К. Избранные этюды (ред. Гермера Г.). Москва. «Музыка». 1981.

Шитте Л. 50 этюдов для фортепиано, 2-3 классы. Ростов-на-Дону. «Феникс».

1998.

Шуман Р. «Альбом для юношества». Москва. «Музыка». 2011.

Школа

игры

на

фортепиано

/сост.

Николаев

А.,

Натансон

В.

Москва.

«Музыка». 2011.

Школа

юного

пианиста

/сост.

Криштоп

Л.П.,

Черношеина

И.Н.

Санкт-

Петербург. «Северный олень». 1999.

Юному

музыканту-пианисту.

Хрестоматия

1

класс

/сост.

Цыганова

Г.Г.,

Королькова И.С. Ростов-на-Дону. «Феникс». 2008.

Юному пианисту, учебное пособие для 1-4 классов ДМШ /Митина С.В.,

Митин В.Т. Новосибирское книжное издательство. 1997.

Методическая литература:

Алексеев

А.

Воспитание

музыканта-исполнителя.

Москва.

«Советская

музыка».1980.

Антошина М. Музыкальное развитие детей в музыкальной школе. Музыканту

педагогу. Москва.1993.

Асафьев Б. О музыкально-творческих навыках у детей. Избранные статьи о

музыкальном просвещении и образовании.1973.

Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство.1974.

Блок М. Насущные проблемы музыкальной педагогики.

Гофман И. Фортепианная игра: ответы на вопросы о фортепианной игре.

Москва. «Музыка». 1961.

Гусинская Л. Урок по специальности — основная форма художественного

воспитания детей.1959.

Давыдов В. Проблемы развивающего обучения.1986.

Достал Ян. Ребенок за роялем. Прага.1977.

Киященко

Н.

Цели,

задачи

и

принципы

эстетического

воспитания.

Эстетическое воспитание: теория и практика.1990.

Коган

Г.

О

работе

музыканта-педагога.

Сб.

Вопросы

музыкальной

педагогики.1979.

Корто А. О музыкальном искусстве. Москва. «Музыка».1965.

Крюкова В. Музыкальная педагогика.

Ляховицкая С. Развитие навыков самостоятельности у юных музыкантов. Сб.

Вопросы методики преподавания в ДМШ. Музгиз.1965.

Петров И. К вопросу о развитии творческих способностей. Сб. Вопросы

музыкальной педагогики.1986.

Ражников В. Диалоги о музыкальной педагогике. 1989.

Развитие

навыков

самостоятельного

мышления

у

начинающих

музыкантов/Сост. Шенкман Н.В. Москва.1991.

Руденко

В.,

Натансон

В.

Вопросы

методики

начального

музыкального

образования (сборник статей).1981.

Смирнова

Т.

Беседы

о

музыкальной

педагогике

и

о

многом

другом.

Москва.1997.

Тарасов Г. Педагогика в системе музыкального образования.1986.

Фейгин

М.Э.

Музыкальный

опыт

учащихся.

Вопросы

музыкальной

педагогики.1971.

Фридман Л. Педагогический опыт глазами психолога.1987.

Цыпин Г. Музыкант и его работа. Проблемы психологии творчества.1988.

Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. «Просвещение».1984.



В раздел образования