Автор: Нарбекова Галия Харисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ"Детский сад№121 комбинированного вида"
Населённый пункт: город Саранск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: конспект занятия
Раздел: дошкольное образование
МДОУ «Детский сад №121 комбинированного вида»
Конспект занятия на тему:
«Драматизация мордовской народной сказки
«
Бойкие саночки».
Подготовила:
Нарбекова Г.Б.
Программное содержание:
- помочь детям в процессе драматизации передать свои эмоции, впечатления,
желания;
- дать детям представление о фольклоре как источнике народной мудрости,
красоты и жизненной силы;
- обеспечить знание традиционного мордовского поэтического творчества,
доступного для освоения в детском возрасте;
- продолжить расширять и углублять знания детей о мордовском фольклоре -
стимулировать
эмоциональное
восприятие
детьми
сказки,
пополнять
лексический словарь;
- развивать творческие способности детей;
-
развивать
самостоятельность,
инициативу
и
импровизационные
способности у детей;
- воспитывать любовь к мордовской культуре, к природе мордовского края;
-
о б о г а щ а т ь
в н у т р е н н и й
м и р
д е т е й
д о б р ы м и
ч у в с т в а м и ,
п р и б е г а я
к
и с п о л ь з о в а н и ю
ф о л ь к л о р н о г о
слова,
на
эмоционально-чувственной
основе
формировать
доброе,
в ы с о к о н р а в с т в е н н о е
о т н о ш е н и е
к
о к р у ж а ю щ е м у
м и р у.
Интеграция
образовательных
областей: «Художественно-эстетическое
развитие»,
«Речевое
развитие»,
«Социально-коммуникативное
развитие»,
«Познавательное развитие».
Методы и приёмы:
- организационный момент,
- рассматривание мордовского узора на кукле - мордовочке
- дидактическая игра «Составь узор на платье»,
- загадывание загадок,
- игра-имитирование движений животных,
- инсценировка сказки,
- поощрение.
Предварительная работа:
- чтение мордовской народной сказки «Бойкие саночки»,
-беседа по содержанию,
-рассматривание иллюстраций к сказке,
- распределение ролей и заучивание слов,
-изготовление декораций, подборка костюмов, масок.
Материал:
- кукла в мордовском костюме;
-макеты деревьев;
-коробочка;
-игрушки: мышка, зайчик, волк;
-маски: мышка, крыса, заяц, волк;
-силуэты платья;
-набор разных по цвету и форме квадратов, кругов, овалов, треугольников.
Ход занятия:
Звучит мелодия на тему мордовских народных песен.
Педагог
знакомит
детей
с
куклой
Аннушкой
в
красивом
национальном
мордовском костюме. Обращает внимание детей на то, что Аннушка по
национальности
мордовка.
Кукла
«здоровается»
с
детьми
на
русском
и
мордовском языке: «Здравствуйте, ребята! Шумбрат, ребята!».
Воспитатель побуждает детей так же поздороваться с гостьей на русском и
мордовском языке и обращает их внимание на наряд куклы.
Воспитатель: -
Ребята,
к
нам
сегодня
в
гости
пришла
кукла.
Зовут
ее
Аннушка - она мордовочка. На ней очень красивое платье – паля, на шее
яркие Эрги – бусы, на голове - кокошник.
- На платье национальный узор. Давайте посмотрим, на какие формы похожи
узоры. (Дети отвечают хором и индивидуально)
- А какого цвета они? (дети выделяют красный, черный, синий цвета)
Воспитатель: -
Ребя т а,
сказки
люб ите?
А
морд овские
с к а з к и
знаете? (ответы детей)
- Аннушка пришла вам сказку рассказать, но сначала хочет вас испытать, как
вы играть умеете.
Дидактическая игра «Составь узор на платье»
Дети выбирают фигурки разной формы и накладывают на силуэт платья,
с о з д а в а я
у з о р .
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Ваше платье похоже на платье Аннушки,
красиво вы оформили узор! Молодцы, ребята!
-
По
дорожке
мы
шли,
красивую
коробочку
нашли.
А
коробочка–то
не
простая, она волшебная - вот какая!
Воспитатель: -
Интересно,
что
в
ней? (пытается
открыть,
но
она
не
открывается)
- Может сказка притаилась? Сказка спряталась в загадку. Ну, попробуй,
отгадать. Коль узнаешь ты отгадку. Сказка к нам придет опять!
- Очень хитрые глаза, Шубка – глазки не отвесть. Курочек любит поесть!
(Лиса-лисонька) (Коробочка открывается, и воспитатель достает игрушку
– лису, ставит ее на коврик)
- Мчится без оглядки, сверкают пятки. Живо отгадай-ка, кто же это? (Зайка –
побегайка)
- Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (Волк - зубами щелк)
- Неуклюжий, косолапый. Если спросят, что он любит. Скажет: «Меду бы
поесть!»
Воспитатель: - Молодцы, дети! Все загадки отгадали, вот, сколько игрушек
подарила нам волшебная коробочка! А кто догадался, из какой мордовской
сказки эти животные? (ответы детей) Правильно, «Бойкие саночки»!
Воспитатель: - А сейчас мы поиграем.
Игра-имитация «Покажи
образ
сказочного
героя» (дети
имитируют
движения лесных зверюшек)
Воспитатель: - Молодцы ребята. А сейчас мы покажем сами сказку «Бойкие
саночки». (Дети сидят на коврике, вместе с героями сказки)
Инсценировка мордовской народной сказки «Бойкие саночки». » (кукла
Аннушка в роли рассказчицы)
Воспитатель: - Понравилась вам сказка? (ответы детей)
Аннушка: - И я повеселилась вместе с вами. Спасибо, ребята! Сюк пря! За это
я приготовила вам угощение - мордовские блины. Вастомазонок!
Литература:
1. Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова «Театрализованные игры в
детском саду». - М., 2000.
2. «Валдоня». Программа и методические рекомендации. - С., 2001.
3. Хрестоматия к программе «Валдоня»: Пособие для дошк. образов. учр. -
С., 2004.
4.
Мы
в
Мордовии
живем:
региональный
образовательный
модуль
дошкольного образования / О.В.Бурляева и др.- Саранск, 2015.
5. Мордовские народные сказки / Долгачев А.А., Шуляев А.Д.- Саранск, 2006