Напоминание

"Классный час в системе личностно-ориентированного воспитания"


Автор: Калибатова Лариса Мухамедовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "ЛИЦЕЙ №2"
Населённый пункт: г. Нальчик, Кабардино-Балкарская Республика
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Классный час в системе личностно-ориентированного воспитания"
Дата публикации: 14.03.2019
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное Казенное Общеобразовательное Учреждение

«Лицей №2»

Доклад

«Классный час в системе личностно-ориентированного

воспитания»

Педсовет Учитель начальных классов

07.11.2016г. Л.М. Калибатова

г.о. Нальчик

1

Содержание.

1. Введение.

2. Основная часть

2.1. Характеристика темы

2.2. Технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа.

3. Заключение

4. Список использованных источников

5. Приложения.

2

1.Введение

Классные руководители - одни из представителей, которые занимаются воспитанием

подрастающего поколения.

И в этой связи часто перед нами встает вопрос: как сделать

воспитательный процесс удачнее. Одна из основных форм внеклассной воспитательной

работы - классный час. Каким ему быть – решают учитель и ученики, и тогда классный час

превращается в час общения, доверительный разговор близких людей, когда каждая встреча

становится интересной и нужной каждому.

В настоящее время классный час, некоторые

считают, - это необязательная форма внеклассной воспитательной работы.

Но может ли,

заинтересованный

в

воспитании

своих

детей,

учитель

отказаться

от

возможности

поразмышлять с ними над нравственными проблемами, помочь детям в поисках истины, в

познании своего «я».

Проведение классного часа должно быть потребностью, как учителя, так и ученика,

органично вплетаться в систему воспитательной деятельности класса и школы. (Ни под

каким предлогом не отменяться, и приучить детей к одному и тому же времени проведения и

они сами вам будут напоминать, что сегодня классный час).

Современных

учителей

сегодня

должно

волновать

содержание

и

способы

организации

классных

часов. Большинство

педагогов

полагает,

что

стратегическим

направлением совершенствования этой формы воспитательной работы является повышение

роли

классного

часа

в

развитии

личности

ребенка,

формировании

его

неповторимой

индивидуальности.

Рождается

новый

тип

классного

часа

-

личностно-ориентированный.

Именно о нем и пойдет речь.

2.1.Характеристика темы.

В настоящее время, личностно-ориентированные технологии обучения и воспитания

стремительно завоевывают образовательное пространство России, которые и обеспечивают

развитие

и

саморазвитие

личности

ребенка,

исходя

из

выявления

его

индивидуальных

особенностей.

Личностно-ориентированный подход - это общепедагогическая технология, которая

дает возможность обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации

личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.

Он объединяет и воплощает следующие воспитательные идеи и принципы:

идею развития личности;

общечеловеческие принципы гуманизма;

идею демократизации педагогических отношений;

углубление индивидуального подхода;

3

идею активизации учащихся.

Личностно-ориентированный

классный

час

связан,

прежде

всего,

с

развитием

индивидуальности,

проектированием

и

становлением

уникального

образа

его

жизнедеятельности.

Если при традиционном классном часе тему и содержание чаще определяет сам

педагог, то при личностно-ориентированном классном часе содержание является личностно

значимым,

так

как

в

определении

темы

и

содержания

наряду

с

педагогом

участвуют

учащиеся и их родители.

При личностно-ориентированном классном часе учащиеся являются полноправными

организаторами, акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого ребенка.

В

то

время

как

при

традиционном

классном

часе

главным

и

часто

единственным

организатором совместной деятельности и общения выступает классный руководитель. Если

при анализе и оценке эффективности традиционного классного часа обращается внимание на

объем

информации,

передаваемой

детям,

то

при

анализе

эффективности

личностно-

ориентированного классного часа в первую очередь учитывается обогащение жизненного

опыта ребенка, индивидуально-личностное значение информации, влияние на развитие его

творческих способностей.

Проведение таких классных часов требует серьезной предварительной подготовки.

Необходимо выявить интересы детей, сформировать рабочие группы, определить форму и

место

проведения,

поставить

целевые

установки,

обеспечить

эмоционально-

психологический настрой и мотивационную готовность ребенка к участию в коллективной

деятельности. Следует обратить внимание на то, что при подготовке особенно учитывается

целевая направленность классного часа. Классный час строится так, чтобы ребенок был

поставлен в ситуацию решения проблемы, выбора, самоанализа-самооценки. Здесь наиболее

успешными являются такие методы как: метод социологического опроса, метод мозгового

штурма, метод незаконченного предложения, составление цветограммы; задания самому

себе,

метод

проектов.

Данные

приемы

дают

возможность

классному

руководителю

как

освещать проблемы, интересующие детей, так и выполнять социальный заказ родителей.

Таким образом, классный час носит не назидательный характер, а является личностно-

значимым для каждого ученика, а значит, и более результативным.

Несмотря

на

то,

что

в

положениях

личностно-ориентированного

подхода

звучат

мотивы доброты и мягкости, любви и уважения, следует предостеречь от крайностей: нельзя

превращать

его

во

вседозволенность,

всепрощение,

заискивание

или

панибратства

с

учащимися.

4

Должна соблюдаться индивидуальная мера положительного стимулирования:

одному

ребенку

необходима

нежность,

ласка,

другому

-

ободрение,

деловое

уважение,

доверие. Если у ребенка положительная Я - концепция, то учитель может действовать по

максимуму: максимум требований - максимум уважения. Однако, при чрезмерной похвале,

излишнем выделении успехов такого ребенка на фоне других самооценка его может стать

завышенной. Поэтому не перехвалите!

Учащиеся с отрицательной Я - концепцией требуют максимума внимания, так как они

склонны к психологической изоляции, застенчивости, уходу от действительности.

Хочется отметить, что форма и место проведения таких классных часов могут быть

различны. Особенно успешно на первых этапах освоения данной методики классные часы

проходят в форме мастерской общения, которые проводятся непосредственно в классном

кабинете.

В

последующем,

учитывая

пожелания

детей

и

особенности

избранного

содержания, это могут быть:

дискуссия - в клубе, игра-путешествие - в музее, в библиотеке или на экологической тропе;

диагностическая игра как в классном кабинете, так и на лесной поляне.

Чтобы

реализовать

это

предназначение,

надо

внести

изменения

в

целевой,

содержательный, организационно-деятельностный и оценочный компоненты классного часа. В

ходе

опытно-экспериментальной

работы

выявили

отличительные

черты

личностно-

ориентированного классного часа. Они представляются очевидными, если сравнить данный вид

классного часа с традиционным.

Сравнительная характеристика традиционного и личностно-

ориентированного классного часа

Основные

Компоненты

классного часа

Традиционный классный час

Личностно-

ориентированный классный

час

Целевой

Направленность на усвоение

учащимися принятых в обществе

ценностей,

норм

отношений

и

образцов

поведения,

т.

е.

На

формирование

в

личности

ре-

бенка социально типичного

Целевые

установки

связаны

прежде

всего

с

развитием

ин-

дивидуальности

и

субъектности

р е б е н к а ,

п р о е к т и р о в а н и е м и

становлением

уникального образа

его жизнедеятельности

5

Содержательный

Содержание

классного

часа

составляет социально одобряемый

опыт построения деятельности,

общения

и

отношений.

Оно

регламентируется

нормативно-

программными

документами.

Субъектом определения темы и

содержания

классного

часа

является педагог, и лишь в редких

с л у ч а я х

с у б ъ е к т н у ю

р о л ь

выполняют

члены

ученического

Содержание классного часа является

личностно значимым. Оно включает

материал,

необходимый

д л я

самореализации

и самоутверждения

личности ребенка.

В

определении

темы и содержания классного часа

н а ря ду с

педагогом

субъектными

п о л н о м о ч и я м и

о б л а д а е т

большинство учащихся

Организационно-

деятельностный

Главным и часто единственным

организатором

совместной

деятельности

и

общения

в ы с т у п а е т

к л а с с н ы й

руководитель.

Взаимодействие

участнико в

к л а с с н о г о

ч а с а

строится

на

основе

монолога,

фронтальных и групповых форм

работы,

субъектно-объектных

отношений между

педагогом

и

другими

членами

к л а с с н о го

с о о б щ е с т в а .

С о в м е с т н а я

деятельность,

как

правил о,

Учащиеся

являются

полно-

правными организаторами

классного часа, происходящей на нем

совместной

деятельности.

Акцент

д е л а е т с я

н а

а к т и в н о м

и

заинтересованном участии каждого

р е б е н к а ,

а к т у а л и з а ц и и

е г о

жизненного

опыта,

проявлении

и

развитии

его

индивидуальности.

Педагог

заботится

о

создании

для

детей и взрослых ситуаций выбора и

успеха.

Преобладают субъектные

отношения,

диалоговые

формы

Оценочно-

аналитический

П р и

а н а л и з е

и

о ц е н к е

эффективности

классного

часа

внимание обращается на объем,

новизну

и

духовную

ценность

передаваемой детям информации,

культуру

и

оригинальность

ее

изложения, качество ее усвоения

учащимися

В

качестве

критериев

оц енки

результативности

классного часа

выступают проявление и обогащение

ж и з н е н н о г о

о п ы т а ребенка,

индивидуально-личностное

значение

усваиваемой информации, влияние на

развитие

индивидуальности

и

творческих

способностей учащихся,

комфортность

и

активность

их

участия в классном часе

2.2.

Технология

подготовки

и

проведения

личностно-ориентированного

классного часа.

Совместную деятельность классного руководителя и его воспитанников по подготовке

и

проведению

личностно-ориентированного

классного

часа

можно

представить

в

виде

технологической цепочки последовательно выполняемых следующих действий:

1) составление педагогом совместно с учащимися и их родителями тематики классных

часов на новый учебный год;

2) уточнение темы личностно-ориентированного классного часа и генерирование идей

по его подготовке и проведению;

6

3)

выбор

цели,

содержания,

формы,

даты

и

места

проведения

классного

часа,

формирование сообщества его организаторов и разработка плана их действий;

4) индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа;

5) составление учителем совместно с другими организаторами сценарного плана

классного часа;

6) проведение классного часа;

7) анализ деятельности по его подготовке и проведению, оценка результативности

классного часа.

Реализация

данного

алгоритма

в

практической

деятельности

предполагает

использование

некоторой

совокупности

педагогических

приемов

и

методов.

Назовем

и

рассмотрим их в последовательности, соответствующей порядку действий по подготовке и

проведению личностно-ориентированного классного часа.

В определении тем классных часов должны принимать участие учащиеся и их родители.

Первый

шаг - составление

педагогом

совместно

с

учащимися

и

их

родителями

тематики классных часов на новый учебный год. Как правило, деятельность по подготовке и

проведению

личностно-ориентированного

классного

часа

начинается

задолго

до

его

проведения. Очень важно, чтобы еще при планировании воспитательной работы на новый

учебный

год

классный

руководитель

предусмотрел

включение

в

план

воспитательной

деятельности классных часов, непосредственно направленных на развитие субъектности,

индивидуальности и креативности учащихся.

При

определении

их

тематики

педагог

должен

не

только

опираться

на

присутствующие

в

науке

представления

о

типичных

психолого-физиологических

характеристиках

личности

ребенка

в

младшем,

подростковом

или

старшем

школьном

возрасте, но и учитывать индивидуальные особенности своих воспитанников, в том числе

уровень их личностного развития, потребности, интересы, ценностные ориентации. На наш

взгляд, правильно поступают те классные руководители, которые накапливаемые сведения о

ситуации и особенностях развития учеников класса фиксируют и систематизируют в своих

дневниках,

а

затем

используют

эту

информацию

при

планировании

и

организации

воспитательного процесса.

В

определении

тем

классных

часов

должны

принимать

участие

учащиеся

и

их

родители. Очень важно выяснить их мнение о том, какие проблемы следует коллективно

обсудить

в

классе.

В

методическом

арсенале

классных

руководителя

существует

немало приемов и методов, помогающих обеспечить субъективную позицию учащихся и их

родителей в составлении тематики классных часов. Перечислим некоторые из них:

7

1. Методы

социологического

опроса. В

ходе

анкетирования,

беседы,

интервью

можно

выяснить

мнение

учеников

и

родителей

по

следующим

воп ро с а м:

- Ч т о

с л е д у е т

в

п е р в у ю

о ч е р е д ь

о б с у д и т ь

в

н а ш е м

к л а с с е ?

- Н а

к а ко й

в о п р о с

в ы

хо т е л и

б ы

п о л у ч и т ь

о т в е т

н а

к л а с с н о м

ч а с е ?

-Какая

тема

классного

часа

будет

интересной

для

большинства

одноклассников?

-Коллективное обсуждение каких вопросов необходимо продолжить?

2. Методики «Незаконченное предложение» и «Недописанный тезис». Юным и

взрослым членам классного сообщества предлагается за небольшой промежуток времени

завершить такие фразы:

- С а м а я

г л а в н а я

п р о б л е м а

в

н а ш е м

к л а с с е

-

э т о

. . .

-Больше всего меня волнует проблема ...

-Я считаю, что в нашем классе надо обязательно обсудить такую проблему, как ...

3.

Составление

цветограммы

«Почва». На

классной

доске

мелками

зелёного,

желтого

и

красного

цвета

условно

изображаются

три

слоя

почвы.

Школьникам

рекомендуется

«окультурить»

изображенную

почву

своими

суждениями.

В

верхний

(зеленый) слой с целью «подкормки» вносится то, что надо обсудить в классе в первую

очередь; в средний (желтый) - то, что следует обсудить во вторую очередь, в нижний

(красный) - то, что можно обсудить еще позже.

4. Методика «Строим новый классный дом». Учащимся предлагается положить в

«строящееся» на классной доске здание свой «кирпичик» с темой классного часа на новый

учебный год.

5.

Метод

«брейнсторминга»

(«мозговой

штурм»). На

одном

из

родительских

собраний или классных часов микрогруппы учащихся или родителей выполняют в течение 5-

7 минут задание: определить наиболее злободневные проблемы в деятельности класса и

назвать соответствующие им темы классных часов.

6. Журнал-эстафета «Мир моих друзей. Мир моих интересов. Мир дел». Учащиеся

вместе с родителями заполняют дома отведенные для них строки журнала рассказами о своих

увлечениях, интересах, друзьях, а классный руководитель анализирует полученную таким

образом информацию и использует её при составлении тематики классных часов.

7.

Методика

«Памятник

проблеме

века». Творческим

группам

школьников

предлагается

определить

самую

острую

проблему

жизни

классного

сообщества

и

«соорудить» ей живую скульптурную композицию.

Использование

перечисленных

и

других приемов

и

методов

позволяет

классному

руководителю выявить спектр вопросов и проблем, в наибольшей степени волнующих детей

8

и взрослых, и, учитывая их мнение, составить личностно значимую для членов классного

сообщества тематику классных часов на будущий учебный год.

Второй

шаг -

уточнение

темы

личностно-ориентированного

классного

часа

и

генерирование идей по его подготовке и проведению. В начале деятельности по подготовке

конкретного классного часа педагогу следует выяснить: остается ли проблема, названная при

разработке тематики классных часов на учебный год, актуальной до сих пор, не существует

ли сейчас более злободневного вопроса для коллективного обсуждения. Это можно выявить

на ученическом собрании или классном часе с помощью методик экспресс-опроса учащихся.

На этом этапе подготовительной работы может оказаться полезной методика, которую

назвали

«Куча

мала».

Она

представляет

собой

блиц-опрос

учеников

по

проблеме

организации предстоящего классного часа. В течение одной-двух минут учащиеся отвечают

на вопросы: что, где, когда, как, для кого, для чего и т. п. На данной стадии важна не

детальная

разработанность

ученических

идей,

а

их

количество.

Пусть

они

окажутся

недостаточно разработанными и слабо взаимосвязанными, но из образуемой ими «кучи

малы» опытный педагог сможет выбрать интересные и полезные предложения.

Третий шаг - выбор цели, содержания, формы, даты и места проведения классного

часа, формирование сообщества его организаторов.

Успешность действий на данном этапе во многом зависит от того, насколько классный

руководитель и его воспитанники сумели овладеть приемами и методами коллективной

творческой

деятельности.

Разработанная

известным

советским

ученым

И.П.

Ивановым

методика КТД помогает обеспечить не только общественную, но и личностную значимость

классного часа и деятельности по его организации. Хотя не следует исключать и другие

способы подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа.

В подготовительной работе чаще всего используются такие формы взаимодействия

организаторов,

как инициативная

группа,

совет

дела,

творческая

группа. При

их

формировании важно соблюдать принципы добровольности и интереса.

Форма классного часа и место его проведения могут быть различными - в зависимости

от пожеланий его участников, от особенностей избранного содержания и деятельности.

Наиболее

часто

они

проводились

в

учебных

кабинетах,

значительно

реже

местом

их

проведения становились лесная поляна, берег реки, клуб, школьный двор, краеведческий

музей. Будет уместным заметить, что в качестве педагогических целей этих классных часов

выступали следующие целевые ориентиры:

содействовать формированию у детей умений анализировать свои поступки и

черты характера, прогнозировать последствия своих действий;

9

побуждать девочек к творческой деятельности по созиданию себя и

окружающего пространства;

выявлять склонности детей к различным видам человеческой деятельности;

содействовать формированию у ребенка способности сравнивать себя с

другими людьми, осознавать схожесть и отличие своей личности;

способствовать проявлению и развитию индивидуальных творческих

способностей учащихся.

Четвертый

шаг -

это

индивидуальная

и

групповая

деятельность

по

подготовке

классного

часа. Ее

содержание

и

способы

организации

обусловлены

выбором

темы

предстоящего разговора и технологии его подготовки. Например, в подготовительной работе

к классному часу «Мир моих увлечений. Я – филателист» сочетаются приемы и методы как

индивидуальной, так и групповой деятельности. Успешное проведение этого классного часа

во

многом

зависит,

с

одной

стороны

от

того,

насколько

один

ученик.,

увлекающийся

филателией,

сможет

подготовить

интересное

представление

своего

хобби

и

коллекции

почтовых марок о спорте, а с другой - от того, насколько умело и творчески сумеют

разработать

и

воплотить

свой

замысел

творческие

группы

учащихся

«Викторина»,

«Реклама», «Сюрприз». Например, первой группе предстоит организовать викторину об

отечественных достижениях и героях спорта, изображенных на марках, второй группе -

предложить несколько вариантов участия одноклассников в рекламных роликах (паузах) о

филателии

и

спорте,

а

третьей

-

пригласить

на

классный

час

руководителя

клуба

филателистов городского Дома детского творчества. Разумеется, что не остается без дела и

классный руководитель. Он не только готовит свое выступление о значении увлечения в

развитии человека, но и выполняет роль консультанта и координатора совместных усилий по

подготовке классного часа. Педагог старается сделать все для того, чтобы готовящееся

действо

было

полезным

и

интересным

для

большинства

учащихся,

способствовало

проявлению и развитию их субъектности, индивидуальности, творчества.

Пятый шаг - составление учителем совместно с другими организаторами сценарного

плана

классного

часа. Выступая

категорически

против

классного

часа

как

формы

воплощения монтажа песен, стихов, танцев и отрепетированных высказываний учащимися

своего

личного

мнения,

мы

считаем

неприемлемым

и

спонтанно-стихийный

вариант

организации классного часа, проводимого без какой-либо подготовительной работы.

Классный

руководитель

должен подумать

и

найти

ответы

на

следующие

вопросы:

10

1. Что необходимо сделать для того, чтобы уже в первые минуты классного часа были

обеспечены

положительный

эмоционально-психологический

настрой

и

мотивационная

готовность учащихся к участию в коллективном разговоре и деятельности?

2. Когда и как будут представлены результаты подготовительной работы?

3. В какие моменты дети смогут проявить свою индивидуальность и творческие

способности?

4. Кто из учащихся сможет выполнить роль «солиста» (главного героя) в данном

классном часе?

5. Каким образом необходимо подвести итоги классного часа, чтобы стимулировать

дальнейшую деятельность детей по самопознанию и саморазвитию?

Когда

учитель

сумеет

ответить

на

эти

вопросы,

то

у

него

сам

собой

появится

сценарный план предстоящего классного часа. Однако не следует его детализировать до

такой степени, чтобы в результате получился поминутный сценарий. Обычно, в сценарном

плане надо обязательно выделять время для действий, которые заранее не программируются,

а

разворачиваются

в

соответствии

с

ситуацией,

непосредственно

возникающей

в

ходе

проведения классного часа.

Шестой шаг - проведение классного часа.

Во вступительной

части классному

руководителю

необходимо

обеспечить

ясное

понимание всеми учащимися темы и целей классного часа, пробудить желание детей принять

активное

участие

в

нем.

Педагогу

следует

позаботиться

о

том,

чтобы

воспитанники

стремились

занять

субъектную

позицию.

Для

этого

в

начале

классного

часа

и

на

последующих

его

этапах

необходимо

использовать

приемы

и

методы

актуализации

(«вызова») субъектного опыта учащихся, диалоговые и полилоговые формы общения.

Главное назначение основной части - это создать для членов классного коллектива

максимальное количество возможных ситуаций для проявления ими своей индивидуальности

и творческих способностей. На данном этапе можно провести мини-конкурсы с творческим

заданиями, презентацию интересов и увлечений учащихся, смотр их достижений в учебной,

досуговой

и

других

видах

деятельности,

психолого-педагогические

тренинги

умений

и

личностных качеств, упражнения для самопознания и саморазвития школьников. Правильно

поступают те классные руководители, которые создают не одну, две или три подобные

ситуации, а целую систему, позволяющую каждому ребенку попробовать и оценить свои

силы и попытаться стать лучшим среди одноклассников в каком-либо состязании. Трудно

представить личностно-ориентированный классный час без построения ситуаций выбора для

учащихся.

11

Заключительную

часть

классного

часа

необходимо

использовать

для

анализа

совместной

деятельности

и

подведения

ее

итогов,

для

составления

плана

действий

по

решению обсужденных проблем, для определения индивидуальных и групповых заданий.

Седьмой шаг - анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по

его подготовке и проведению. Существуют различные схемы, формы, методы и приемы

анализа

и

оценки

эффективности

классного

часа

и

проведенной

работы

по

его

организации. Критериальный

аппарат для

выявления

результативности

личностно-

ориентированного классного часа может включать следующие критерии:

1) личностная значимость для учащихся;

2) комфортность, благоприятный психологический климат;

3)

возможность

для

проявления

и

развития

индивидуальности

и

творческих

способностей школьников;

4) обогащенность жизненного опыта учащихся;

5) духовно-нравственная ценность;

6) вовлеченность учащихся в подготовку и проведение классного часа;

Завершая

разговор

об

организационно-методических

аспектах

личностно

-

ориентированного классного часа, следует особо подчеркнуть, что успешность проведения

такого часа общения классного руководителя со своими воспитанниками зависит не только от

освоения педагогом технологии его организации, но и от того, насколько основополагающие

идеи-принципы

личностно-ориентированного

подхода

поняты

и

приняты

учителем,

насколько они соответствуют его педагогическому кредо.

Такой классный час нельзя проводить по указке сверху. Он не может готовиться на

основе

«слепого»

воплощения

технологических

инструкций.

Для

созидания

личностно-

ориентированного

взаимодействия

педагогу

необходимо

безгранично

верить

и

доверять

ученикам, видеть смысл педагогической деятельности не в формирующем воздействии на

детей, а в стимулировании и поддержке их внутренних сил и стремлений к саморазвитию.

12

3. Заключение.

Учитывая

методику

личностно-ориентированного

подхода

к воспитанию,

стараемся

анализировать

деятельность

каждого

только

в

сравнении

с

самим

собой.

Личностно-ориентированный подход учитель может реализовать, если будет придерживаться

следующих правил:

1. Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, верить в нее.

2. Организовать «атмосферу успеха», помогать детям обретать уверенность в своих силах и

способностях.

3.

Исключить

принуждение,

не

выделять

отставание

и

другие

недостатки

ребенка,

а

устранять их, не нанося ущерба личному достоинству ребенка.

4. Учить школьника видеть личность как в самом себе, так и в каждом из окружающих.

5. Завоевывать уважение и доверие учеников.

Как скоро может быть осуществлен переход к модели личностно-ориентированной школы?

Это процесс достаточно длительный и зависит он от нас с вами. Для создания личностно-

ориентированного

взаимодействия

педагог

должен

не

только

освоить

технологию

его

организации, понять и принять идеи, принципы личностно-ориентированного подхода,

он

должен

верить

и

доверять

ученикам,

видеть

смысл

педагогической

деятельности

в

стимулировании и поддержке внутренних сил учеников,

что позволит им стать конкурентноспособными, найти достойное место в обществе.

13

4.Список использованных источников.

1.

Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе - Ростов н / Д: Феникс,

2006.-332 с.

2.

Жук. Н. Личностно-ориентированный урок: технология проведения и оценки // Директор

школы. № 2. 2006. – с. 53-57.

3.

История образования и педагогической мысли: Учебное пособие/Авт.-сост. Л.В. Горина,

И.В. Кошкина, И.В. Ястер. – Саратов: ИЦ «Наука», 2008. – 96 с.

4.

Лежнева Н.В. Урок в личностно-ориентированном обучении // Завуч начальной школы. №

1. 2002. – с. 14-18.

5.

Лукъянова

М.И.

Теоретико-методологические

основы

организации

личностно-

ориентированного урока // Завуч. № 2. 2006. – с. 5-21.

6.

Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. – Ростов н/Д: Изд-во

Факел, 1996. 512 с.

7.

Педагогический

энциклопедический

словарь/Гл.

ред.

Б.М.

Бим-Бад.

М.:

Большая

Российская Энциклопедия, 2003.

8.

Селевко

Г.К.

Традиционная

педагогическая

технология

и

ее

гуманистическая

модернизация. М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 144 с.

9.

Якиманская

И.С.

Личностно-ориентированное

обучение

в

современной

школе.

М.:

Сентябрь, 1996. – 96

с.

14



В раздел образования