Напоминание

"Формирование изобразительных навыков и умений в процессе рисования у детей младшего дошкольного возраста"


Автор: Шперлинг Татьяна Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад 9"
Населённый пункт: п.Каменский, Увельский р-он,Челябинская область.
Наименование материала: описание опыта работы
Тема: "Формирование изобразительных навыков и умений в процессе рисования у детей младшего дошкольного возраста"
Дата публикации: 14.03.2019
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 9»

457017, Челябинская область, Увельский район, п. Каменский, ул. Заводская, 12

ИНН 7440006969 КПП 742401001 Тел: 8(351)-66-63-184 Email: mkdouds9@mail.

ru

Описание опыта работы по теме:

«Формирование изобразительных умений и навыков в процессе

рисования у детей младшего дошкольного возраста»

Воспитатель Шперлинг Татьяна Михайловна

2019

Тему опыта работы «Формирование изобразительных умений и навыков в

процессе

рисования

у

детей

младшего

дошкольного

возраст»

я

выбрала

потому,

что

считаю

ее

актуальной,

так

как

проблема

развития

детского

художественного творчества приобретает все большее значение в настоящее

время.

Изобразительная

деятельность,

включающая

рисование,

лепку

и

аппликацию

имеет

большое

значение

для

всестороннего

развития

дошкольников. Изобразительная деятельность дарит детям радость познания

творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих

рисунках,

рассказать

о

том,

что

узнал,

увидел,

пережил.

Для

этого

необходимо накопление и расширение личного опыта ребенка, полученного

им

непосредственным

путем

через

органы

чувств;

успешное

овладение

рисованием, лепкой, аппликацией.

Рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности

детей дошкольного возраста, дающее большой простор для проявления их

творческой

активности.

Дети

рисуют

все,

что

их

интересует:

отдельные

предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и многое

другое.

В

ходе

рисования

разнообразными

способами

с

использованием

самых

разных

материалов,

создаются

живописные

и

графические

изображения.

Приобщение

малышей

к

миру

прекрасного,

развивает

креативность (творческое начало личности), формирует эстетический вкус,

позволяет ощутить гармонию окружающего мира. « Рисование несет в себе

элемент

психотерапии

-

успокаивает,

отвлекает,

занимает.

Важно

и

необходимо

развивать

способности

ребенка

образно

воспринимать

мир,

придумывать новые сюжеты» - Т.С.Комарова.

«Творческие

способности человека являются существенной частью и

задача

их

развития

-

одна

из

важнейших

в

воспитании

современного

человека. Все культурные ценности, накопленные человечеством -результат

творческой деятельности людей. Чем свободнее ребенок владеет техникой

рисования,

тем

полнее

он

может

выражать

в

рисунках

впечатления

от

окружающего мира»- Е.Б. Баранова.

«Художественная деятельность - специфическая детская активность,

направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства. Вот

почему изобразительная деятельность выступает как содержательная основа

и важнейшее условие эстетического развития на всех возрастных ступенях

дошкольного возраста» - И.А Лыкова

«Истоки способностей и дарования детей-на кончиках их пальцев. От

пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают

источник творческой мысли. Вот почему так важны в дошкольном возрасте

занятия

по

изобразительной

деятельностью.

Они

служат

улучшению

художественного образования и эстетического воспитания детей. Поэтому

решила более углубленно заняться этой проблемой и поставила перед собой

Цель: выявить особенности формирования изобразительных умений и

навыков в рисовании у детей младшего дошкольного возраста. Для

р е а л и з а ц и и

п о с т а в л е н н о й

ц е л и

б ы л и

о п р е д е л е н ы

Задачи:

1).Изучить

психолого-педагогическую

литературу

по

проблеме

исследования.

2)выявить особенности формирования умений и навыков детей младшего

д о ш к о л ь н о г о

в о з р а с т а

н а

з а н я т и я х

р и с о в а н и я .

3)Разработать рекомендации по совершенствованию умений и навыков по

изобразительной деятельности для воспитателя дошкольного возраста.

Объектом исследования: является процесс формирования использования

изобразительных

умений

и

навыков

для

всесторонне

развитой

личности

детей младшего дошкольного возраста на занятиях рисования.

Предмет

исследования:

определить

наиболее

эффективные

методы

и

приемы формирования изобразительных умений и навыков в рисовании у

детей младшего дошкольного возраста.

Гипотеза: Если на занятиях рисования использовать разнообразные методы и

приемы обучения, то формирование изобразительной деятельности умений и

навыков у детей

младшего дошкольного возраста будет проходить более

успешно. В работе использовались следующие методы:

1)

Изучить и проанализировать педагогическую и научно-методическую

литературу по данному вопросу:

2)

наблюдение;

3)

беседа.

4) диагностика формирования изобразительных умений и навыков у детей

младшего дошкольного возраста

База исследования МКДОУ «Детский сад№9»

Теоретическая

база

опыта:

в

основу

опыта

положены

многолетние

экспериментальные исследования И.А.Лыковой, автора программы «Цветные

ладошки», направленные на изучение проблем художественно-эстетического

воспитания детей раннего и дошкольного возраста в продуктивных видах

деятельности,

как

на

специальных

занятиях,

так

и

в

самостоятельной

художественной деятельности и в условиях семейного воспитания.

Вопрос

о

возможности

развития

творческих

способностей

посредством

искусства

рассматривали

исследователи

детского

изобразительного

творчества Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Л.А.Венгер, Т.С. Комарова.

Н.П.Сакулина

выделяет

две

группы

способностей

к

изобразительной

деятельности: способность к изображению и способность к художественному

выражению. Она отмечает, что в способности к изображению центральным

является - овладение графическими умениями.

Методологической основой при обобщении опыта также являлось изучение

трудов выдающихся педагогов – новаторов Я.А Каменского, Ю.А.Полуянова,

Ф. Фребель, А. Лилов, Н.П. Сакулина, В.Н. Шацкая.

Практическая часть

Условия возникновения, становления опыта: одной из главных задач, стоящих

перед коллективом - создание условий для формирования изобразительных

умений и навыков в процессе рисования в рамках реализации программы

«От рождения до школы» под редакцией Вераксы

Исследование проводилось на базе МКДОУ «Детский сад№9» в 1младшей

группе. Всего было обследовано 10 детей.

Целью

констатирующего

эксперимента

стало

выявления

изобразительных

навыков и умений у детей 1 младшей группы. После проведения диагностики

было определенно, что 5 детей (50%) имеют низкий уровень; 5 детей(50%)

имеют средний уровень. Высокого уровня среди детей не наблюдалось

В рамках формирующего эксперимента поставила задачи:

Обучающие:

учить

изображать

разнообразные

прямолинейные

и

кругообразные

формы

несложных

предметов,

передовая

их

основные

признаки (цвет, форму)

Совершенствовать

технические

навыки

рисования;

формировать

нетрадиционные техники рисования.

Развивающие: развивать чувство цвета (различать и называть основные

цвета);

развивать

композиционные

навыки(располагать

изображения

в

середине

листа

бумаги);

развивать

у

детей

мелкую

моторику,

наблюдательность; развивать

познавательные и творческие способности

детей.

Воспитательные:

воспитывать

эмоциональную

отзывчивость

при

восприятии

произведения

изобразительного

искусства,

воспитывать

аккуратность в работе.

Первое, с чего я начала свою работу — с обучения навыкам детей держать

карандаш, кисть, фломастеры; рисовать простые линии и формы. Я подвожу

детей к пониманию того, что карандашом рисуют, вызываю чувство радости

от штрихов и линий, которые они сделали сами. Рисуя палочки и дорожки,

вертикальные и горизонтальные линии, кружочки и овалы ребенок видит

обобщенные формы, как основу множества образов, учится находить в них

сходства с окружающими предметами и явлениями . Обращаюих внимание на

цвет карандашей, получившихся линий и конфигураций. Постепенно дети все

более прочно запоминают и различают 4 цвета: красный, синий, зеленый,

желтый. Цвет также вызывает предметные ассоциации. Штрихи

красного

цвета дети называют «огоньком», «флагом; зеленого – «травой», «елочкой»;

желтого – «солнышко», «цыпленок» и др. Освоив минимальный арсенал

изобразительных

навыков

и

умений,

ребенок

получает

возможность

передавать

на

листе

элементарные

образы,

начинает

чувствовать

себя

увереннее в этом увлекательном виде деятельности.

В

процессе

непосредственно

образовательной

деятельности

по

художественно-эстетическому направлению, а именно рисованию использую

разнообразные

методы

и

приемы,

которые

подразделяю:

наглядные,

словесные, игровые, практические. Применяю следующие наглядные методы

и

приемы:

показ

образца

и

других

наглядных

пособий;

рассматривание

отдельных

предметов;

показ

воспитателем

приемов

изображения;

показ

детских работ в конце занятия, при их оценке.

Вначале НОД провожу показ отдельных предметов. Рассматривание

провожу с целью привлечения внимания детей к заданию.

В

работе

с

детьми

младшего

дошкольного

возраста

использую

рассматривание

натуральных

предметов.

Натура

прежде

всего

облегчает

работу памяти, так как процесс изображения объединяется с восприятием;

помогает ребенку правильно понять и передать форму и строение предмета,

его цвет.

В

качестве

натуры

подбираю

предметы

простой

формы,

детально

рассматриваем их с детьми, направляя и облегчая словом и жестом процесс

анализа.

Актуально

применение

образца,

так

как

основной

целью

не

является

закрепление впечатлений от восприятия окружающего ,а стоят задачи по

развитию навыков рисования(изображать разнообразные прямолинейные и

кругообразные формы несложных предметов.)

В предметном рисовании образец используется не с целью копирования, а

для уточнения представлений детей об изображаемом предмете и способах

изображения.

Картины применяю главным образом для уточнения представлений детей об

окружающей

действительности

и

для

пояснения

средств

и

способов

изображения.

Картина как художественное произведение ярко, эмоциональное передает

образ.

Показ

способов изображения применяю для обучения детей сознательно

создавать нужную форму на основе их конкретного опыта. Показ может быть

двух видов:

- показ жестом;

- показ приемов изображения.

Во всех случаях показ сопровождается словесными пояснениями.

Жестом поясняю расположение предмета на листе.

Жестом может быть

восстановлена

в

памяти

ребенка

основная

форма

предмета,

если

она

несложна(мяч, яблоко,книга).

Чем меньше ребенок, тем больше значение в его обучении имеет показ

движения руки.

В младшем возрасте ребенок не может в полной мере контролировать и

оценивать свои действия и их результаты. Если процесс работы доставлял

ему удовольствие, он будет доволен и результатом.

В

конце

занятия

показываю

несколько

хорошо

выполненных

работ,

не

анализируя их.

Цель показа – привлечь внимание детей к результатам их деятельности. Так

же одобряю работы остальных детей. Положительная оценка их способствует

сохранению интереса к изобразительной деятельности.

Словесные методы и приемы обучения – к ним относятся беседа, указание

воспитателя

в

начале

и

в

процессе

занятия,

использование

словесного

художественного образа.

Цель беседы - вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и

возбудить интерес к занятию.

Беседа

должна

быть

краткой,

но

содержательной

и

эмоциональной.

В процессе беседы или после нее показываю нужный предмет или картину, а

перед началом выполнения задания детьми демонстрирую прием работы.

Художественный

образ,

воплощенный

в

слове

(стихотворение,

рассказ,

загадки и т.д.), обладает своеобразной наглядностью.

Художественное слово может быть использовано не только на занятиях по

иллюстрированию

произведений

литературы,

но

и

при

изображений

предметов после их восприятия.

Использование моментов игры в процессе изобразительной деятельности

относиться к наглядно действенным приемам обучения. Особенно дети любят

игровые приемы,

потому что это способствует их эмоциональному фону,

вызывает положительные эмоции , повышает интерес к процессу. Привлекает

внимание

детей

к

поставленной

задаче.

Облегчает

работу

мышления

ивоображения.

Обучения

рисованию

начинается

с

игровых

упражнений.

Дети

сначала

проводят

рукой

различные

линии

в

воздухе,

затем

пальцем

на

бумаге,

дополняя движения пояснениями

В процессе обучения изобразительному искусству дети овладевают

навыками

пользования

материалами.

Рисование

требует

применения

разнообразных методов и приемов обучения, в том числе и практических,

которые необходимы для выработки умений и навыков. Одним из основных

практических

методов

является

упражнения

в

освоении

технических,

а

иногда и изобразительных навыков.Делая рукой с карандашом однородные

ритмичные движения, сначала более простые (дугообразные, взад – вперед),

затем более сложные (вращение на одном месте – клубки). Так осваивая

изображения округлой формы в рисовании, малыши рисуют мячи, апельсины

и другие предметы одной и той же формы.Использование метода совместное

рисование(когда я вкладывала карандаш в руку ребенка, брала ее в свою и

водила

по

бумаге,

создавая

изображение)

позволяет

научить

ребенка

правильно держать карандаш, надавливать на него, проводить различные

линии.

Дорисовывание

деталей

–процесс

завершения

рисунка(

на

заготовке

изображена часть рисунка , ребенок дорисовывает недостающие детали( «

Дождик». «Зернышки для курочки»)

Подготовка к НОД согласно образовательной программе дошкольного

образования МКДОУ

«Детский сад№9» начинается с составления плана.

Определяю тему и программный материал, обдумываю, какими приемами и

методами смогу обеспечить усвоение учебного материала. При планировании

занятий

определяю,какая

работа

должна

быть

проведена

с

детьми-

наблюдение, беседы, чтение рассказа, знакомство с новой игрушкой и т.п. В

начале занятия заинтересовываю детей, привлекаю их внимание к работе. В

процессе рисования наблюдаю за работой детей, помогаю, даю указания как

правило индивидуально. Во избежание утомляемости провожу физминутки,

зрительные, пальчиковые гимнастики. В конце занятияорганизую просмотр

всех детских рисунков, воспитываю интерес к результатам их деятельности,

умение

всматриваться

в

свои

рисунки

и

рисунки

других

детей,

учатся

радоваться их разнообразию, яркости, отмечать сходство изображаемого с

предметом или явлением.

В своей работе я использую как традиционную технику рисования, так и

нетрадиционную.

Я применяю несколько нетрадиционных техник рисования на занятиях с

малышами:

• Рисование ладошкой – нанесение краски на внутреннюю сторону ладони и

ее прикладывание для получения отпечатка.

• Рисование пальцами – нанесение краски на бумагу при помощи пальцев.

При

соприкосновении

пальчиков

с

бумагой

остаются

цветные

круглые

пятнышки, а при проведении им по бумаге получаются линии.

Рисование

штампом

нанесение

краски

на

поверхность

специальной

формы(штампа).

В

качестве

штампов

можно

использовать

деревянные

геометрические фигурки из игрушечного строительного набора, вырезать

шаблоны

из

овощей,

поролоновых

губок,

вот

такой

интересный

художественный инструмент возможно использовать в работе, при этом руки

остаются чистыми.

Работа

с

природным

материалом-дети

собирают

листочки,

камушки,

веточки и т.д., раскрашивают их в зависимости от поставленной цели и

создают из них разнообразные композиции, или же наносят на них краску и

делают красивые отпечатки на листе, которые можно дорисовать кистью или

карандашом.

• Рисование свечой и акварельными красками –нанесение свечой рисунка на

бумагу, а при помощи кисти и акварельных красок раскрасить рисунок.•

Монотипия предметная – сложить листок пополам, развернуть и в центре

нанести цветовое пятно, листок сложить, развернуть получится изображение.

Детям следует увидеть образ в этом пятне и по необходимости дорисовать его

недостающими деталями.

• Скатывание бумаги — ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет

мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными:

от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого

бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу, возможно,

раскрасить цветом получившуюся работу.

Дети могут применять несколько различных техник в создании одной работы,

ведь каждая из этих техник — маленькая игра. Их использование позволяет

детям чувствовать себя смелее, непосредственнее, дает полную свободу для

самовыражения.

Провожу индивидуальную работу с детьми у каторых что-то не получается в

овладение рисовательными движениями.

Закрепление знаний, умений и навыков по изобразительной деятельности

проходит по желанию детей в свободное от занятий время. Желание рисовать

говорит

о

наличии

способностей

у

ребенкаи

надо

содействовать

их

выявлению

и

развитию.

В

процессе

самостоятельной

деятельности

закрепляю разнообразные умения у детей. В процессе работы наблюдаю за

детьми. Даю советы, слежу, чтобы начатая работа была доведена до конца.

Для создания развивающей творческой среды, стимулирующей ребенка на

активную деятельность, я организовала в группе уголок творчества.

Для

детей доступны различные изобразительные материалы, которые необходимы

для

формирования

навыков

рисования:

бумага

для

рисования.

кисти

,карандаши.

фломастеры

,восковые

мелки,

трафареты

для

рисования,

раскраски. Одним из показателей развития детей в изодеятельности является

участие в различных выставках детского сада, представление творческих

работ на международных и всероссийских конкурсах, где дети неоднократно

подтверждалисвой

талант

дипломам.Успех

в

работе

по

формированию

изобразительных умений и навыков у детей может быть достигнут только при

тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания,

которые ребёнок получает в детском саду, должны подкрепляться в условиях

семьи.

Поэтому

была

проведена

определенная

работа

с

родителями

по

созданию

условий

для

творческой

активности

детей

дома.

Проведены

родительское собрание на тему: «Формирование изобразительных умений и

навыков у детей младшего дошкольного возраста», индивидуальные беседы,

консультации. Правела анкетирование «Любит ли ваш ребенок рисовать?»

Чтобы знать какие условия родители создают для занятий изобразительной

деятельности, отношение родителей к детскому творчеству.

Изобразительную деятельность дети осваивают в течение года. Для того

чтобы

проверить,

каков

уровень

художественного

развития,

как

дети

овладели знаниями, умением рисовать, в конце года я предлагаю задания,

которые помогают определить, как они научились воспринимать картинки,

иллюстрации,

эмоционально

ли

реагируют

на

них.

На

занятиях

дети

изображают предмет круглой или прямоугольной формы. Они должны сами

выбрать

цвет

карандаша,

краски.

Меня

при

этом

интересуют

не

только

технические

навыки

и

умение

детей

в

работе

с

материалом,

но

и

выразительность рисунка.

Важно не упустить возможности, которые

открываются в раннем возрасте, необходимо развивать способности ребенка

образно воспринимать мир, придумывать новые сюжеты.

Чтобы

определить

эффективность

нашей

работы

по

формированию

изобразительных навыков и умений мы провели контрольный эксперимент.

Участвовало

так

же

десять

детей.

После

проведенной

работы

получили

следующие данные: у 4 детей(40%) высокий уровень, у 6(60%) средний

уровень.

Проведя

контрольный

эксперимент,

мы

пришли

к

выводу,

что

уровень

изобразительных навыков и умений у детей 1 младшей группы повысился.

Таким образом, при умелой организации занятий и учете психологических

и физиологических особенностей детей 2-3 лет, рисование становится одним

из любимых занятий малышей.



В раздел образования