Напоминание

"Гендерное воспитание мальчиков и девочек"


Автор: Ермоленко Светлана Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС "Мишутка"
Населённый пункт: город Волгодонск, Ростовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Гендерное воспитание мальчиков и девочек"
Раздел: дошкольное образование





Назад




муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Мишутка» г.Волгодонска

(МБДОУ ДС «Мишутка» г.Волгодонска)

Методическая разработка

«Организованная образовательная деятельность по познавательному

развитию для детей старшей группы на тему «Гендерное воспитание

мальчиков и девочек»

Материал подготовлен

воспитателем старшей группы

С.И. Ермоленко

Оглавление

1. Аннотация к методической разработке

2.

Содержание

методического

материала.

Конспект

организованной

образовательной

деятельности

по

познавательному

развитию

«Гендерное

воспитание мальчиков и девочек»

3. Заключение

4. Список используемой литературы

1.

Аннотация к методической разработке

Конспект

организованной

образовательной

деятельности

по

познавательному развитию «Гендерное воспитание мальчиков и девочек».

Данная разработка представляет собой методический материал для

проведения

непосредственно

образовательной

деятельности

по

познавательному

развитию,

раскрывает

вопрос,

дифференцированного

подхода в воспитании мальчиков и девочек.

Методическая разработка отвечает требованиям ФГОС, основана на опыте

работы педагога С.И.Ермоленко, предназначена для использования в работе

воспитателей старших групп в ДОУ.

В

качестве

практического

материала

мною

представлен

конспект

организованной образовательной деятельности по познавательному развитию

для детей старшей группы на тему «Гендерное воспитание мальчиков и

девочек».

Актуальность

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к

разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.

Демократизация

отношений

полов

повлекла

смешение

половых

ролей,

феминизацию мужчин и омужествление женщин.

Если в дошкольные годы не заложить у девочек – мягкость, нежность,

аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость,

выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам

противоположного

пола,

т.

е.

не

развить

предпосылки

женственности

и

мужественности,

то

это

может

привести

к

тому,

что

став

взрослыми

мужчинами

и

женщинами,

они

будут

плохо

справляться

со

своими

семейными, общественными и социальными ролями.

Исходя

из

своего

опыта

работы

по

гендерному

воспитанию,

мною

разработан конспект НОД по данному направлению. Тема опыта работы по

гендерному воспитанию обосновывается существованием ряда проблем:

1.Снижение уровня здоровья мальчиков и девочек.

2.Притупление или потеря чувства гендерной принадлежности.

3.Повышение неадекватности форм поведения среди молодежи.

Одним

из

основных

принципов

Федерального

государственного

образовательного стандарта дошкольного образования определяется принцип

уважения личности ребенка. Задачей педагога (также по ФГОС ДО) является

создание

условий

для

его

личностного

развития,

социализации

и

индивидуализации.

В этой связи проблема гендерного воспитания детей дошкольного возраста

будет достаточно актуальной при организации педагогической работы в ДОУ.

Реализация

задач

по

этому

направлению

осуществляется

в

рамках

образовательной

области

«Социально-коммуникативное

развитие»

и

в

формах, специфических для детей дошкольного возраста, то есть, прежде

всего, в форме игры.

Задача

педагога

способствовать

становлению

устойчивого

интереса

детей

к

сфере

гендерной

культуры,

становлению

социально

значимых

ценностей

и

смыслов

гендерного

взаимодействия,

формированию

адекватных, соответствующих полу способов поведения.

Наблюдая за воспитанниками группы, я отметила, что многие девочки

лишены

скромности,

нежности,

терпения,

не

умеют

мирно

разрешать

конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя,

слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у

них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание

игр детей так же вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения,

не

соответствующие

полу

ребенка,

не

умеют

договариваться

в

игре,

распределять

роли.

В

процессе

трудовой

деятельности

дети

не

умеют

самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера.

Гендерное

воспитание

в

группе

осуществляется

во

всех

режимных

моментах посредством разнообразных форм и методов работы.

Средства: игры, народные сказки, пословицы, колыбельные песни.

Методы: игры, познавательно-развивающие этические беседы, проблемные

ситуации, схемы-действия.

Формы: игровая деятельность, экспериментальная, проблемно – поисковая.

Конспект

разработан

в

соответствии

с

ФГОС

ДО,

соблюдением

норм

СанПиН 2.4.1.3049 -13.

На

протяжении

совместной

деятельности

воспитатель

способствует

проявлению

творческого

воображения,

логического

мышления

у

детей,

одновременно определяя их творческий потенциал. Применяются игровые

формы

и

методы,

определяющие

коммуникативные

способности

воспитанников.

1.

Содержание методического материала

Конспект организованной образовательной деятельности по

познавательному развитию «Гендерное развитие мальчиков и девочек»

Введение

Интеграция

образовательных

областей:

«Познавательное

развитие»,

«Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Цель: развитие представлений детей о полоролевых сходствах и различиях

образа мальчика и девочки.

Задачи:

«Познавательное развитие»: развитие у ребенка представление о том,

кто он: мальчик или девочка; учить находить отличия во внешнем облике

мальчиков и девочек, развивать наблюдательность, способность сравнивать,

сопоставлять, делать выводы.

«Социально - коммуникативное развитие»: развитие умение общаться

со сверстниками, учить определять особенности игровых интересов мальчиков

и

девочек,

воспитывать

аккуратность

и

опрятность

во

внешнем

виде.

У

мальчиков

воспитывать

уважение

к

девочкам,

у

девочек

заботливое

отношение к мальчикам, окружающим, стремление быть добрыми.

«Речевое развитие»: активизация словарного запаса детей.

Предварительная работа: рассматривание альбомов: «Мальчик, мужчина,

дедушка», «Девочка, женщина, бабушка», «Семья», «Профессии», групповых

альбомов:

«Как

играют

наши

девочки»,

«Как

играют

наши

мальчики»,

сюжетных картин о семье, обязанностях и отдыха ее членов. Рассматривание и

чтение книг: «Игрушки» А. Барто, «Вот какая мама», «Малышок - голышок»,

«Девочка чумазая» Е. Благининой. Игра в дидактические игры: «Одень мишек»,

«Во что любят играть мальчики и девочки? », «Что делает Маша, что делает

Ваня? », «Одень Машеньку», «Семья», «Мой дом», «Профессии».

Материал для занятия: Незнайка, куклы Ваня и Маша, корзина, карточки

с изображением подарков, кубики, красные и зеленые карточки по количеству

детей, раскраски.

Цифровые

образовательные

ресурсы: презентация

для

игры

«Благородные поступки», аудиозапись песни «Из чего же, из чего же, из чего же

сделаны наши мальчишки».

Ход занятия

Организационный момент:

Ритуал-приветствие: Здравствуйте, ребята! Давайте, поприветствуем друг

друга. Сначала девочки («пружинка»), теперь мальчики («наклон головы»).

Замечательно! А теперь присаживайтесь на стульчики.

Основная часть:

Воспитатель:

Мальчики

и

девочки,

вы

слышите

шум

за

дверью?

(воспитатель выглядывает за дверь)

Незнайка: Ребята, здравствуйте! Вы знаете, кто я? Меня к вам отправили

жители далёкого волшебного Цветочного города. Они передали вам посылку и

письмо. Просили вашей помощи. Сказали, что все написали в письме. Скорее

же прочитаем его.

«Дорогие дети группы «Семицветик». Вам пишут жители веселого

волшебного

Цветочного

города.

Раньше

в

нашем

городе

повсюду

была

радость, веселье и волшебство. Но однажды на нас напал злой волшебник и

заколдовал наши игрушки и вещи. Мальчики и девочки стали спорить и

ссориться. Помогите нам, разобраться, где же чьи вещи. Мы отправили в

посылке свои вещи и игрушки. В посылку мы положили два пакета, в

которые вы положите наши вещи. Вы очень добрые, умные и дружные

ребята. Как только выполните все просьбы, отправьте нам посылку».

Незнайка: Ну, что ребята поможем? (ответы детей).

(Дети с воспитателем смотрят, что в посылке)

Воспитатель:

Ребята,

посмотрите,

и

правда,

все

игрушки

и

вещи

перепутались.

А

ещё

в

посылке

есть

конверты

с

заданиями.

Их

нужно

выполнить и волшебство злого волшебника закончится.

1. Синий конверт. Задание «Помогите друзьям».

Я предлагаю вам разделиться на две команды – команда девочек и команда

мальчиков. Давайте Незнайку пригласим к нам в команду. Как вы думаете, в

команду девочек или в команду мальчиков Незнайка должен стать?

Дети:

В

команду

мальчиков.

Он

мальчик.

Носит

штанишки,

галстук,

короткую стрижку.

Вам нужно: девочкам выбрать те игрушки, в которые играют девочки, и

положить в красный пакет. А мальчикам выбрать те игрушки, которыми играют

мальчики и кладут в синий пакет. Посмотрим, какие вы внимательные.

Ребята, а почему в коробке остались игрушки? (Дети отвечают, что в

игрушки, которые остались, могут играть и мальчики, и девочки).

Правильно,

посмотрите

мы

такие

разные,

а

играть

веселее

вместе.

Игрушки могут быть и общими. Молодцы!

2. Зеленый конверт - Проводится пальчиковая гимнастика

«Дружба»

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

(пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок)

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

(ритмичное касание пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять.

(поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца)

Начинай считать опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать.

(руки вниз, встряхнуть кистями)

3. Красный Конверт - Распределите картинки по порядку

Дети из Цветочного города спрашивают, как они будут выглядеть, когда

подрастут, как будут их называть?

(девочка,

девушка,

женщина,

бабушка;

мальчик,

юноша,

мужчина,

дедушка)

Посмотрите на иллюстрации, которые я вам приготовила. Распределите

картинки по порядку - от младенца до старого человека.

4. Желтый конверт – «ответьте на вопросы»

Сейчас мы поиграем. Я буду задавать вопросы, а вы должны отвечать на

них, выполняя определённые действия. Если ответ относится к девочкам или

женщинам - должны встать девочки, а если ответ подходит для мальчиков и

мужчин –встать должны мальчики.

-Кто любит играть в футбол?

- Кто любит играть с куклой?

-Кто любит носить украшения?

-Кто забивает гвоздь?

-Кто готовит вкусный обед?

-Кто стирает наши вещи?

-Кто заплетает девочкам косички?

-Кто служит в армии?

-Кто поёт колыбельные песни?

- Кто дома ухаживает за цветами.

Молодцы, какие вы внимательные.

5.

Оранжевый

конверт-игра

«Благородные

поступки»

(мозговой

штурм)

Предлагаю вам, ребята, посмотреть на экран телевизора.

Мальчики

и

девочки,

обратите

внимание

на

экран

телевизора.

Вы

внимательно

смотрите

на

слайд

и

говорите,

какое

место

в

жизни

людей

занимает тот или иной поступок. Достоин он похвалы или осуждения? Если

данный

поступок

достоин

похвалы

поднимаем

зеленую

карточку,

если

осуждения – красную.

(Благородные

поступки

для

мальчиков:

называть

девочку

только

по

имени;

уступать

в

транспорте

место;

никогда

не

обижать

девочку;

защищать девочку; помогать девочке носить тяжелые вещи; мальчик должен

помочь девочке одеться, подать пальто и т.д.)

(Благородные поступки для девочек: называть мальчика только по имени;

при

встрече

с

мальчиком

здороваться;

хвалить

мальчика

за

проявление

внимания; не обижать и не обзывать мальчика, благодарить мальчика за

добрые дела и поступки; и т.д.)

Замечательно,

ребята!

Так

как

вы

дружные,

вы

справились

со

всеми

заданиями! Кажется, опять стучатся.

Воспитатель вносит шары

Посмотрите, какие красивые шары, интересно от кого они? Здесь записка:

«Дорогие

ребята,

большое

вам

спасибо!

Вы

справились

со

всеми

заданиями и у нас сейчас всё хорошо, мальчики и девочки снова живут

дружно. В благодарность мы дарим вам эти воздушные шары, мы хотим,

что бы вы всегда улыбались, оставались такими же дружными».

Рефлексия:

Что было самым трудным?

Что было самым интересным?

Заключение

Работая над опытом по теме «Гендерное воспитание», я стараюсь у

девочек

прививать

и

развивать

такие

чувства

как:

мягкость,

нежность,

аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков: смелость, твердость,

выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам

противоположного пола.

Целенаправленное гендерное воспитание, оказываемое на девочку или

мальчика

в

дошкольном

возрасте,

повлияет

на

развитие

личности

существенно. И позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств

личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.

При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных

особенностей, обращаю внимание на следующее:

На

привлекательность

игрового

материала

и

ролевой

атрибутики

с

целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов

женского и мужского поведения;

На достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой

девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;

На наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр –

«путешествий»

в

которых

для

мальчиков

представляется

возможность

проиграть мужскую модель поведения.

Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-

разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат,

по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.

Таким образом, я убеждена, что веду работу в правильном направлении.

И задача моей работы - необходимость дифференцированного подхода в

воспитании мальчиков и девочек с младшего дошкольного возраста.

Список используемой литературы:

1.Детство:

Примерная

образовательная

программа

дошкольного

образования/ Т.И.Бабаева, А.Г.Гигоберидзе, О.В.Солнцева и др.-СПб.: ООО

"Издательство "Детство-Пресс", 2014.

2.В.Д.Ефремова,Т.П.Хризман

Мальчики

и

девочки-два

разных

мира.Нейропсихологии-учителям,

воспитателям,

школьным

психологам.-

М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.

3.И.Я.Михайленко, Н.А.Короткова Организация сюжетно-ролевой игры

в детском саду. НОУ "Учебный центр" им.Л.А.Венгера "Развитие".-М.,"2000

4.Н.А.Баранникова О мальчишках и девчонках, а так же их родителях.

Методическое пособие Москва, Творческий центр СФЕРА, 2012.

5.Гендерный

подход

в

воспитании

личности

/

Авт.-сост.Л.В.Астапович.

Мн.:Красико-Принт,



В раздел образования