Напоминание

"Использование ИКТ-технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС ДО"


Автор: Качура Нурия Абдуловна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №22 "Сказка"
Населённый пункт: город Сургут, Тюменская область, ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: "Использование ИКТ-технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС ДО"
Дата публикации: 21.04.2017
Раздел: дошкольное образование





Вернуться назад




«Использование ИКТ-технологий в образовательном процессе

в условиях реализации ФГОС ДО»

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное

образование является одним из уровней общего образования. Поэтому информатизация

детского сада стала необходимой реальностью современного общества. Компьютеризация

школьного образования имеет довольно длительную историю (около 20 лет), но в детском

саду такого распространения компьютера еще не наблюдается. При этом невозможно

представить

работу

педагога

(педагога

ДОУ

в

том

числе)

без

использования

информационных ресурсов. Использование ИКТ дает возможность обогатить, качественно

обновить

воспитательно

образовательный

процесс

в

ДОУ

и

повысить

его

эффективность.

Что же такое ИКТ?

Информационные образовательные технологии – это все технологии в сфере

образования, использующие специальные технические средства (ПК, мультимедиа) для

достижения педагогических целей.

Информационно – коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) – это

комплекс учебно – методических материалов, технических и инструментальных средств

вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для

совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации,

воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции)

детей.

Области применения ИКТ педагогами ДОУ

1. Ведение документации.

В

процессе

образовательной

деятельности

педагог

составляет

и

оформляет

календарные и перспективные планы, готовит материал для оформления родительского

уголка,

проводит

диагностику

и

оформляет

результаты,

как

в

печатном,

так

и

в

электронном виде. Диагностику необходимо рассматривать не как разовое проведение

необходимых исследований, но и ведение индивидуального дневника ребенка, в котором

записываются различные данные о ребенке, результаты тестов, выстраиваются графики и

в целом отслеживается динамика развития ребенка. Конечно, это можно делать и без

использования компьютерной техники, но качество оформления и временные затраты

несопоставимы.

Важным аспектом использования ИКТ является подготовка педагога к аттестации.

Здесь можно рассматривать как оформление документации, так и подготовку электронного

портфолио.

2. Методическая работа, повышение квалификации педагога.

В

информационном

обществе

сетевые

электронные

ресурсы

это

наиболее

удобный, быстрый и современный способ распространения новых методических идей и

дидактических пособий, доступный методистам и педагогам независимо от места их

проживания. Информационно – методическая поддержка в виде электронных ресурсов

может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, для изучения новых

методик, при подборе наглядных пособий к занятию.

Сетевые

сообщества

педагогов

позволяют

не

только

находить

и

использовать

необходимые

методические

разработки,

но

и

размещать

свои

материалы,

делиться

педагогическим опытом по подготовке и проведению мероприятий, по использованию

различных методик, технологий.

Современное образовательное пространство требует от педагога особой гибкости

при

подготовке

и

проведении

педагогических

мероприятий.

Педагогу

необходимо

регулярное повышение своей квалификации. Возможность осуществления современных

запросов педагога также возможно с помощью дистанционных технологий. При выборе

таких курсов необходимо обратить внимание на наличие лицензии, на основании которой

осуществляется

образовательная

деятельность.

Дистанционные

курсы

повышения

квалификации позволяют выбрать интересующее педагога направление и обучаться без

отрыва от основной образовательной деятельности.

Важным аспектом работы педагога является и участие в различных педагогических

проектах, дистанционных конкурсах, викторинах, олимпиадах, что повышает уровень

самооценки, как педагога, так и воспитанников. Очное участие в таких мероприятиях

часто невозможно из-за удаленности региона, финансовых затрат и других причин. А

дистанционное

участие

доступно

всем.

При

этом

необходимо

обратить

внимание

на

надежность ресурса, количество зарегистрированных пользователей.

Бесспорно, важно использование ИКТ технологий и для ведения документации и

для

более

эффективного

ведения

методической

работы

и

для

повышения

уровня

квалификации

педагога,

но

основным

в

работе

педагога

ДОУ

является

ведение

воспитательно – образовательного процесса.

3. Воспитательно – образовательный процесс.

Воспитательно – образовательнй процесс включает в себя:

- организацию непосредственной образовательной деятельности воспитанника,

- организацию совместной развивающей деятельности педагога и детей,

- реализацию проектов,

- создание развивающей среды (игр, пособий, дидактических материалов).

У

детей

дошкольного

возраста

преобладает

наглядно

образное

мышление.

Главным

принципом

при

организации

деятельности

детей

этого

возраста

является

принцип наглядности. Использование разнообразного иллюстративного материала, как

статичного, так и динамического позволяет педагогам ДОУ быстрее достичь намеченной

цели

во

время

непосредственной

образовательной

деятельности

и

совместной

деятельности

с

детьми.

Использование

Internet

ресурсов

позволяет

сделать

образовательный процесс информационно емким, зрелищным и комфортным.

Виды занятий с ИКТ

1. Занятие с мультимедийной поддержкой.

На таком занятии используется только один компьютер в качестве «электронной

доски». На этапе подготовки анализируются электронные и информационные ресурсы,

отбирается необходимый материал для урока. Иногда бывает очень сложно подобрать

необходимые

материалы

для

объяснения

темы

занятия,

поэтому

создаются

презентационные

материалы

с

помощью

программы

PowerPoint

или

других

мультимедийных программ.

Для проведения таких занятий необходим один персональный компьютер (ноутбук),

мультимедийный проектор, колонки, экран.

Основа

любой

современной

презентации

облегчение

процесса

зрительного

восприятия

и

запоминания

информации

с

помощью

ярких

образов.

Формы

и

место

использование презентации на занятии зависят от содержания этого занятия и цели,

которую ставит педагог.

Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей

имеет следующие достоинства:

- Осуществление полисенсорного восприятия материала;

- Возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного

проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;

- Объединение аудио-, видео – и анимационных эффектов в единую презентацию

способствует

компенсации

объема

информации,

получаемого

детьми

из

учебной

литературы;

- Возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной

сенсорной системе;

- Активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;

-

Компьютерные

презентационные

слайд

фильмы

удобно

использовать

для

вывода

информации

в

виде

распечаток

крупным

шрифтом

на

принтере

в

качестве

раздаточного материала для занятий с дошкольниками.

Использование

мультимедийных

презентаций

позволяют

сделать

занятия

эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес,

являются

прекрасным

наглядным

пособием

и

демонстрационным

материалом,

что

способствует хорошей результативности занятия. Например, использование презентаций

на занятиях по математике, музыке, ознакомлении с окружающем миром обеспечивает

активность

детей

при

рассматривании,

обследовании

и

зрительном

выделении

ими

признаков

и

свойств

предметов,

формируются

способы

зрительного

восприятии,

обследования,

выделения

в

предметном

мире

качественных,

количественных

и

пространственно – временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и

зрительная память.

С

помощью

мультимедийных

презентаций

разучиваются

с

детьми

комплексы

зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления. Мультимедийные

презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему

ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в

алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия,

что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и ассоциативном

виде в память детей.

Цель

такого

представления

развивающей

и

обучающей

информации

формирование у малышей системы мыслительных образов. Подача материала в виде

мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья

детей.

Использование на занятиях мультимедийных презентаций позволяет построить учебно –

воспитательный

процесс

на

основе

психологически

корректных

режимов

функционирования

внимания,

памяти,

мыслительной

деятельности,

гуманизации

содержания

обучения

и

педагогических

взаимодействий,

реконструкции

процесса

обучения и развития с позиций целостности.

2. Занятие с компьютерной поддержкой.

Чаще

всего

такие

занятия

проводятся

с

использованием

игровых

обучающих

программ.

На таком занятии используется несколько компьютеров, за которыми работают несколько

воспитанников

одновременно.

Использование

электронного

учебника

игровая

обучающая

игра

для

детей

это

и

есть

электронный

учебник)

это

метод

программируемого обучения, основоположником которого является Скиннер. Работая с

электронным

учебником,

ребенок

самостоятельно

изучает

материал,

выполняет

необходимые задания и после этого проходит проверку компетентности по данной теме.

Возможности

компьютера

позволяют

увеличить

объем

предлагаемого

для

ознакомления

материала.

Яркий

светящийся

экран

привлекает

внимание,

дает

возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои

вызывают интерес, в результате снимается напряжение. Но на сегодня, к сожалению,

существует

недостаточное

количество

хороших

компьютерных

программ,

которые

предназначены для детей данного возраста.

Специалисты

выделяют

ряд

требований,

которым

должны

удовлетворять

развивающие программы для детей:

- исследовательский характер,

- легкость для самостоятельных занятий ребенка,

- развитие широкого спектра навыков и представлений,

- высокий технический уровень,

- возрастное соответствие,

- занимательность.

Виды обучающих программ для детей дошкольного возраста

1. Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.

2. "Говорящие" словари иностранных языков с хорошей анимацией.

3. АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков.

4. Игры-путешествия, "бродилки".

5. Простейшие программы по обучение чтению, математике и др.

Использование

таких

программ

позволяет

не

только

обогащать

знания,

использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями,

находящимися за пределами собственного опыта ребенка, но и повышать креативность

ребенка; умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации

перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению; использование творческих и

режиссерских

игр

создает

дополнительную

мотивацию

при

формировании

учебной

деятельности;

индивидуальная

работа

с

компьютером

увеличивает

число

ситуаций,

решить которые ребенок может самостоятельно.

При

организации

занятий

такого

типа

необходимо

иметь

стационарный

или

мобильный

компьютерный

класс,

соответствующий

нормам

САНПиН,

лицензионное

программное обеспечение.

Сегодня многие детские сады оснащаются компьютерными классами. Но до сих

пор отсутствуют:

- Методика использования ИКТ в образовательном процессе ДОУ;

- Систематизация компьютерных развивающих программ;

- Единые программно – методические требования к компьютерным занятиям.

На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый

специальной образовательной программой. Педагогам приходится самостоятельно изучать

подход и внедрять его в свою деятельность.

Использование ИКТ не предусматривает обучение детей основам информатики и

вычислительной техники.

Важным правилом при организации таких занятий является периодичность их

проведения. Занятия должны проводится 1-2 раза в неделю в зависимости от возраста

детей по 10-15 минут непосредственной деятельности за ПК.

При всех неизменных плюсах использования ИКТ в дошкольном образовании

возникают и следующие проблемы:

1. Материальная база ДОУ.

Как

уже

отмечалось

выше

для

организации

занятий

необходимо

иметь

минимальный комплект оборудования: ПК, проектор, колонки, экран или мобильный

класс. Далеко не все детские сады на сегодняшний день могут позволить себе создание

таких классов.

2. Защита здоровья ребенка.

Признавая,

что

компьютер

новое

мощное

средство

для

развития

детей,

необходимо

помнить

заповедь

«НЕ

НАВРЕДИ!».

Использование

ИКТ

в

дошкольных

учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в

целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.

При работе компьютеров и интерактивного оборудования в помещении создаются

специфические

условия:

уменьшаются

влажность,

повышается

температура

воздуха,

увеличивается количество тяжелых ионов, возрастает электростатическое напряжение в

зоне

рук

детей.

Напряженность

электростатического

поля

усиливается

при

отделке

кабинета полимерными материалами. Пол должен иметь антистатическое покрытие, а

использование ковров и ковровых изделий не допускается.

Для

поддержания

оптимального

микроклимата,

предупреждения

накопления

статического

электричества

и

ухудшения

химического

и

ионного

состава

воздуха

необходимо: проветривание кабинета до и после занятий, влажная уборка до и после

занятий.

Занятия

со

старшими

дошкольниками

проводим

один

раз

в

неделю

по

подгруппам.

В

своей

работе

педагог

должен

обязательно

использовать

комплексы

упражнений для глаз.

3. Недостаточная ИКТ – компетентность педагога.

Педагог не только должен в совершенстве знать содержание всех компьютерных

программ, их операционную характеристику, интерфейс пользователя каждой программы

(специфику

технических

правил

действия

с

каждой

из

них),

но

и

разбираться

в

технических

характеристиках

оборудования,

уметь

работать

в

основных

прикладных

программах, мультимедийных программах и сети Internet.

Если коллективу ДОУ удастся решить эти проблемы, то ИКТ-технологии станут

большим помощником.

Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он

остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее

важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения,

которые позволяют не просто «вложить» в каждого ребенка некий запас знаний, но, в

первую

очередь,

создать

условия

для

проявления

его

познавательной

активности.

Информационные

технологии,

в

совокупности

с

правильно

подобранными

(или

спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества,

вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Итак,

использование

средств

информационных

технологий

позволит

сделать

процесс обучения и развития детей достаточно простым и эффективным, освободит от

рутинной ручной работы, откроет новые возможности раннего образования.



В раздел образования