Напоминание

"Использование современных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста".


Автор: Панус Вита Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Населённый пункт: город Сураж Брянская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование современных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста".
Дата публикации: 21.04.2017
Раздел: дошкольное образование





Вернуться назад




Подготовила:

старший воспитатель МБОУ СОШ №3

Панус Вита Александровна

-

это совокупность приемов,

применяемых в каком-либо

деле, мастерстве, искусстве

(толковый словарь)

– это совокупность психолого-педагогических

установок, определяющих специальный набор и

компоновку форм, методов, способов, приёмов

обучения, воспитательных средств; она есть

организационно - методический инструментарий

педагогического процесса . (Б.Т.Лихачёв)

Педагогическая

(образовательная) технология

Концептуальность

Системность

Управляемость

Эффективность

Воспроизводимость

Концептуальная часть – это научная база

технологии, т.е. психолого-педагогические идеи,

которые заложены в ее фундамент.

Содержательная часть – это общие, конкретные

цели и содержание учебного материала

Процессуальная часть совокупность форм и

методов учебной деятельности детей, методов и

форм работы педагога, деятельности педагога по

управлению процессом усвоения материала,

диагностика обучающего процесса.

Цель:

Развитие

и

обогащение

социально-

личностного

опыта

посредством

включения

д е т е й

в

с ф е р у

м е ж л и ч н о с т н о г о

взаимодействия.

Педагоги, активно использующие проектную

технологию

в

во спит ании

и

о бу ч е н и и

дошкольников,

единодушно

отмечают,

что

организованная

по

ней

жизнедеятельность

в

дет ском

с аду

позволяет

лучше

у з н а т ь

воспитанников, проникнуть во внутренний мир

ребенка.

Строится

как

целостное

образование,

охватывающее

определенную

часть

учебного

процесса

и

объединенное

общим

содержанием,

сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

игры

и

упражнения,

формирующие

умение

выделять

основные,

характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение

отличать реальные явления от нереальных;

группы

игр,

воспитывающих

умение

владеть

собой,

быстроту

реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов -

забота каждого воспитателя.

Цель

исследовательской

деятельности

в

детском

саду -

сформировать у дошкольников основные

ключевые

компетенции,

способность

к

исследовательскому типу мышления.

Надо

отметить,

что

применение

проектных

технологий

не

может

существовать

бе з

использования

ТРИЗ-технологии

(технологии

решения изобретательских задач). Поэтому при

организации работы над творческим проектом

воспитанникам предлагается проблемная задача,

которую

можно

решить,

что-то

исследуя

или

проводя эксперименты

Методы и приемы организации

экспериментально - исследовательской

деятельности:

эвристические беседы;

постановка и решение вопросов проблемного характера;

наблюдения;

моделирование (создание моделей об изменениях в

неживой природе);

опыты;

фиксация результатов: наблюдений, опытов,

экспериментов, трудовой деятельности;

«погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

подражание голосам и звукам природы;

использование художественного слова;

дидактические игры, игровые обучающие и творчески

развивающие ситуации;

трудовые поручения, действия.

Целью

использования

данной

технологии

в

детском

саду является:

развитие,

с

одной

стороны,

таких

качеств

мышления, как гибкость, подвижность, системность,

диалектичность;

с

другой

поисковой

активности,

стремления

к

новизне;

развитие речи и творческого воображения.

Основная задача использования ТРИЗ- технологии

в

дошкольном

возрасте

это

привить

ребенку

радость творческих открытий.

Первый этап – определение положительных и

отрицательных

свойств

качества

какого-либо

предмета или явления, не вызывающих стойких

ассоциаций у детей.

Второй

этап

определение

положительных

и

отрицательных свойств предмета или явления в

целом.

Лишь после того, как ребенок поймет, чего от

него

хотят

взрослые,

следует

переходить

к

р а с с м о т р е н и ю

п р е д м е т о в

и

я в л е н и й ,

вызывающих стойкие ассоциации.

Целью здоровьесберегающих технологий

является обеспечение ребенку возможности

сохранения здоровья, формирование у него

необходимых знаний, умений, навыков по

здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие педагогические

технологии включают все аспекты воздействия

педагога на здоровье ребенка на разных уровнях

— информационном, психологическом, био

энергетическом.

Здоровьесберегащие технологии

Развивающее обучение - направление в теории и

практике образования, ориентирующееся на

развитие физических, познавательных и

нравственных способностей воспитанников, путём

использования их потенциальных возможностей.

Это мотивация на конкретное действия, на

познание, на новое.

(Развивающая среда ДОУ, программы ДОУ.)

Личностно-ориентированные технологии

представляют собой воплощение

гуманистической философии, психологии и

педагогики. В центре внимания педагога —

уникальная целостная личность ребенка,

стремящаяся к максимальной реализации своих

возможностей, открытая для восприятия нового

опыта, способная на осознанный и

ответственный выбор в разнообразных

жизненных ситуациях.

В традиционных дидактических системах

основой любой педагогической технологии

является объяснение, а в личностно-

ориентированном образовании — понимание и

взаимопонимание.

Ребенку нужны педагогическая помощь и

поддержка. Это ключевые слова в

характеристике технологий личностно-

ориентированного образования.

Существуют четыре уровня проблемности в обучении:

1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при

активном слушании и обсуждении детьми.

2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его

руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на

самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка

воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.

4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не

указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а

увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её

решения. (Исследовательский метод)

В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать

проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.

1

. Подбор иллюстративного материала к ООД

2. Подбор дополнительного познавательного

материала к ООД.

3.Создание презентаций в программе Рower Рoint для

повышения эффективности образовательной

деятельности с детьми .

-

это педагогическая технология организации процесса, в

рамках которого предполагается разный уровень усвоения

учебного материала. То есть глубина и сложность одного и

того же учебного материала различна в группах уровня А, Б,

C, что дает возможность каждому воспитаннику овладевать

учебным материалом на разном уровне , но не ниже

базового, в зависимости от способностей и индивидуальных

особенностей личности каждого воспитанника.

Основу технологии разноуровневого обучения составляют:

психолого-педагогическая диагностика воспитанника;

сетевое планирование;

разноуровневый дидактический материал.

Интегрированная ООД отличается от традиционной

использованием межпредметных связей,

предусматривающих лишь эпизодическое

включение материала других предметов.

Интегрирование - соединяет знания из разных

образовательных областей на равноправной основе,

дополняя друг друга. При этом решается несколько

задач развития. В форме интегрированной ООД

лучше проводить обобщение материала,

презентации тем, итоговые мероприятия.

это симбиоз творческой деятельности всего

педагогического коллектива, который знакомит

дошкольников с феноменами окружающего

мира, приобщает к системе общечеловеческих

ценностей, к истории, обогащает

патриотические чувства и развивает

художественный вкус .

Носит иное название – образовательное

направление - «мини-музей» .

Работу по созданию мини-музея можно разделить на три этапа:

1. Подготовительный этап

В начале работы коллектив группы (дети, воспитатели) вместе с родителями

определяют тему и название мини-музея, разрабатывают его модель, выбирают

место для размещения.

2. Практический этап

Взрослые и дети, следуя своим моделям, создают мини-музеи в группах.

Большую роль в этом процессе играют родители, которые приносят экспонаты,

помогают в оформлении. На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с

детьми разрабатывают содержание экскурсий по своему музею, причем сами

дошкольники могут предложить, что именно они считают нужным рассказать о

своих мини-музеях. Желающие становятся экскурсоводами.

3. Подведение итогов

Тематика мини-музев может быть различной («Чудо-дерево», «Город мастеров»,

«Лучший друг», «Игрушки-забавы», «Мой родной город», «Театральные

куклы», «Воинской доблести и славы» и т. д.). Результатом деятельности в

рамках подобного проекта может быть альбом с фотографиями, рисунками,

рассказами детей

;

большой тематический праздник, выездное мероприятие

совместно с родителями и т. п.

Технологический

подход,

то

есть

новые

педагогические

технологии

га р а н т и р у ют

достижения

дошкольника

и

в

дальнейшем

гарантируют их успешное обучение в школе.

Каждый педагог – творец технологии, даже

если имеет дело с заимствованиями. Создание

технологии

невозможно

без

творчества.

Для

п е д а г о г а ,

н а у ч и в ш е г о с я

р а б о т а т ь

н а

технологическом

уровне,

всегда

будет

главным

ориентиром

познавательный

процесс

в

его

развивающемся состоянии.

Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.



В раздел образования