Автор: Панус Вита Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Населённый пункт: город Сураж Брянская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование современных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста".
Раздел: дошкольное образование
Подготовила:
старший воспитатель МБОУ СОШ №3
Панус Вита Александровна
-
это совокупность приемов,
применяемых в каком-либо
деле, мастерстве, искусстве
(толковый словарь)
– это совокупность психолого-педагогических
установок, определяющих специальный набор и
компоновку форм, методов, способов, приёмов
обучения, воспитательных средств; она есть
организационно - методический инструментарий
педагогического процесса . (Б.Т.Лихачёв)
Педагогическая
(образовательная) технология
Концептуальность
Системность
Управляемость
Эффективность
Воспроизводимость
Концептуальная часть – это научная база
технологии, т.е. психолого-педагогические идеи,
которые заложены в ее фундамент.
Содержательная часть – это общие, конкретные
цели и содержание учебного материала
Процессуальная часть – совокупность форм и
методов учебной деятельности детей, методов и
форм работы педагога, деятельности педагога по
управлению процессом усвоения материала,
диагностика обучающего процесса.
Цель:
Развитие
и
обогащение
социально-
личностного
опыта
посредством
включения
д е т е й
в
с ф е р у
м е ж л и ч н о с т н о г о
взаимодействия.
Педагоги, активно использующие проектную
технологию
в
во спит ании
и
о бу ч е н и и
дошкольников,
единодушно
отмечают,
что
организованная
по
ней
жизнедеятельность
в
дет ском
с аду
позволяет
лучше
у з н а т ь
воспитанников, проникнуть во внутренний мир
ребенка.
Строится
как
целостное
образование,
охватывающее
определенную
часть
учебного
процесса
и
объединенное
общим
содержанием,
сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:
игры
и
упражнения,
формирующие
умение
выделять
основные,
характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение
отличать реальные явления от нереальных;
группы
игр,
воспитывающих
умение
владеть
собой,
быстроту
реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов -
забота каждого воспитателя.
Цель
исследовательской
деятельности
в
детском
саду -
сформировать у дошкольников основные
ключевые
компетенции,
способность
к
исследовательскому типу мышления.
Надо
отметить,
что
применение
проектных
технологий
не
может
существовать
бе з
использования
ТРИЗ-технологии
(технологии
решения изобретательских задач). Поэтому при
организации работы над творческим проектом
воспитанникам предлагается проблемная задача,
которую
можно
решить,
что-то
исследуя
или
проводя эксперименты
Методы и приемы организации
экспериментально - исследовательской
деятельности:
•
эвристические беседы;
•
постановка и решение вопросов проблемного характера;
•
наблюдения;
•
моделирование (создание моделей об изменениях в
неживой природе);
•
опыты;
•
фиксация результатов: наблюдений, опытов,
экспериментов, трудовой деятельности;
•
«погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
подражание голосам и звукам природы;
•
использование художественного слова;
•
дидактические игры, игровые обучающие и творчески
развивающие ситуации;
•
трудовые поручения, действия.
Целью
использования
данной
технологии
в
детском
саду является:
развитие,
с
одной
стороны,
таких
качеств
мышления, как гибкость, подвижность, системность,
диалектичность;
с
другой
–
поисковой
активности,
стремления
к
новизне;
развитие речи и творческого воображения.
Основная задача использования ТРИЗ- технологии
в
дошкольном
возрасте
–
это
привить
ребенку
радость творческих открытий.
Первый этап – определение положительных и
отрицательных
свойств
качества
какого-либо
предмета или явления, не вызывающих стойких
ассоциаций у детей.
Второй
этап
–
определение
положительных
и
отрицательных свойств предмета или явления в
целом.
Лишь после того, как ребенок поймет, чего от
него
хотят
взрослые,
следует
переходить
к
р а с с м о т р е н и ю
п р е д м е т о в
и
я в л е н и й ,
вызывающих стойкие ассоциации.
Целью здоровьесберегающих технологий
является обеспечение ребенку возможности
сохранения здоровья, формирование у него
необходимых знаний, умений, навыков по
здоровому образу жизни.
Здоровьесберегающие педагогические
технологии включают все аспекты воздействия
педагога на здоровье ребенка на разных уровнях
— информационном, психологическом, био
энергетическом.
Здоровьесберегащие технологии
Развивающее обучение - направление в теории и
практике образования, ориентирующееся на
развитие физических, познавательных и
нравственных способностей воспитанников, путём
использования их потенциальных возможностей.
Это мотивация на конкретное действия, на
познание, на новое.
(Развивающая среда ДОУ, программы ДОУ.)
•
Личностно-ориентированные технологии
представляют собой воплощение
гуманистической философии, психологии и
педагогики. В центре внимания педагога —
уникальная целостная личность ребенка,
стремящаяся к максимальной реализации своих
возможностей, открытая для восприятия нового
опыта, способная на осознанный и
ответственный выбор в разнообразных
жизненных ситуациях.
•
В традиционных дидактических системах
основой любой педагогической технологии
является объяснение, а в личностно-
ориентированном образовании — понимание и
взаимопонимание.
•
Ребенку нужны педагогическая помощь и
поддержка. Это ключевые слова в
характеристике технологий личностно-
ориентированного образования.
Существуют четыре уровня проблемности в обучении:
1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при
активном слушании и обсуждении детьми.
2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его
руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на
самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).
3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка
воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не
указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а
увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её
решения. (Исследовательский метод)
В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать
проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.
1
. Подбор иллюстративного материала к ООД
2. Подбор дополнительного познавательного
материала к ООД.
3.Создание презентаций в программе Рower Рoint для
повышения эффективности образовательной
деятельности с детьми .
-
это педагогическая технология организации процесса, в
рамках которого предполагается разный уровень усвоения
учебного материала. То есть глубина и сложность одного и
того же учебного материала различна в группах уровня А, Б,
C, что дает возможность каждому воспитаннику овладевать
учебным материалом на разном уровне , но не ниже
базового, в зависимости от способностей и индивидуальных
особенностей личности каждого воспитанника.
Основу технологии разноуровневого обучения составляют:
психолого-педагогическая диагностика воспитанника;
сетевое планирование;
разноуровневый дидактический материал.
Интегрированная ООД отличается от традиционной
использованием межпредметных связей,
предусматривающих лишь эпизодическое
включение материала других предметов.
Интегрирование - соединяет знания из разных
образовательных областей на равноправной основе,
дополняя друг друга. При этом решается несколько
задач развития. В форме интегрированной ООД
лучше проводить обобщение материала,
презентации тем, итоговые мероприятия.
это симбиоз творческой деятельности всего
педагогического коллектива, который знакомит
дошкольников с феноменами окружающего
мира, приобщает к системе общечеловеческих
ценностей, к истории, обогащает
патриотические чувства и развивает
художественный вкус .
Носит иное название – образовательное
направление - «мини-музей» .
Работу по созданию мини-музея можно разделить на три этапа:
1. Подготовительный этап
В начале работы коллектив группы (дети, воспитатели) вместе с родителями
определяют тему и название мини-музея, разрабатывают его модель, выбирают
место для размещения.
2. Практический этап
Взрослые и дети, следуя своим моделям, создают мини-музеи в группах.
Большую роль в этом процессе играют родители, которые приносят экспонаты,
помогают в оформлении. На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с
детьми разрабатывают содержание экскурсий по своему музею, причем сами
дошкольники могут предложить, что именно они считают нужным рассказать о
своих мини-музеях. Желающие становятся экскурсоводами.
3. Подведение итогов
Тематика мини-музев может быть различной («Чудо-дерево», «Город мастеров»,
«Лучший друг», «Игрушки-забавы», «Мой родной город», «Театральные
куклы», «Воинской доблести и славы» и т. д.). Результатом деятельности в
рамках подобного проекта может быть альбом с фотографиями, рисунками,
рассказами детей
;
большой тематический праздник, выездное мероприятие
совместно с родителями и т. п.
Технологический
подход,
то
есть
новые
педагогические
технологии
га р а н т и р у ют
достижения
дошкольника
и
в
дальнейшем
гарантируют их успешное обучение в школе.
Каждый педагог – творец технологии, даже
если имеет дело с заимствованиями. Создание
технологии
невозможно
без
творчества.
Для
п е д а г о г а ,
н а у ч и в ш е г о с я
р а б о т а т ь
н а
технологическом
уровне,
всегда
будет
главным
ориентиром
познавательный
процесс
в
его
развивающемся состоянии.
Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.