Автор: Платова Юлия Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ гимназия №2
Населённый пункт: город Александров Владимирская область
Наименование материала: Авторская дополнительная образовательная программа по внеурочной деятельности для 1-4 классов
Тема: "Формирование культуры здорового питания"
Раздел: начальное образование
,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Владимирской области
Город Александров гимназия № 2.
Авторская дополнительная образовательная программа
по внеурочной деятельности для 1-4 классов
«Формирование культуры здорового питания»
Автор программы: Платова Юлия Владимировна.
г.Александров
2016 год
Пояснительная записка
1. Актуальность, педагогическая целесообразность и отличительная особенность программы.
Здоровье современных школьников – серьезная национальная проблема. На состояние здоровья ребенка влияют многие
факторы. Это и малоподвижный образ жизни, несбалансированное питание, неблагополучная экологическая ситуация,
организация учебного процесса.
Актуальность данной проблемы возрастает в связи, с тем, что первый скачок в увеличении числа детей, страдающих
хроническими заболеваниями, по наблюдениям ученых происходят в возрасте 7 – 10 лет.
Поэтому учитель должен строить процесс обучения и воспитания с учетом возраста, пола, использовать информацию по
сохранению и укреплению здоровья в своей педагогической деятельности. В младшем школьном возрасте должны
закладываться основные навыки по формированию здорового образа жизни. Если ребенок здоров, то он может успешно
учиться в школе и справляется со всеми делами дома. Только здоровый человек способен активно жить, успешно
преодолевать трудности в учении. Большую помощь в этом окажут уроки здоровья.
Решение ее включает в себя множество моментов: социальный , экономический, экологический и т.д. Ведущее место
среди них занимает культурный аспект. Он связан с формированием у подрастающего поколения ценностного отношения
к собственному здоровью. Важную роль в реализации этой задачи играет программа «Формирование культуры здорового
питания». Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья младших школьников на
основе культурологического и личностного подходов.
Содержание программы отвечает следующим принципам:
научная обоснованность;
практическая целесообразность;
возрастная адекватность, т.е. соответствие используемых форм и методов обучения возрастным психологическим
и физиологическим и особенностям детей и подростков;
необходимость и достаточность предоставляемой информации;
динамическое развитие и системность;
культурологическая сообразность
вовлечение в реализацию программы родителей.
Для реализации задач по формированию правильного питания необходимо довести до сведения каждого ребенка
важность соблюдения режима питания.
Одной из основных форм выполнения программы являются игровая деятельность и проектно-исследовательская работа
- это наиболее соответствует возрастным особенностям детей
.
Программа имеет большую практическую направленность.
Реализация программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:
Цели и задачи программы :
Цель: формирование у детей основ культуры питания, как составляющая здорового образа жизни.
Задачи:
формировать у школьников знания о правилах рационального питания, направленных на сохранение
и укрепление здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
формировать навыки правильного питания, как составной части здорового образа жизни;
формировать и развивать представления у детей о здоровье как одной из важнейших человеческих
ценностей, формировать готовность заботиться и укреплять собственное здоровье.
способствовать освоению детьми практических навыков рационального питания;
формировать представления о правилах этикета, связанных с питанием, способствовать осознанию
того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности;
развивать творческие способности и кругозор у детей, их интерес и познавательную деятельность;
пробуждать у детей интерес к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем;
расширять знания об истории и традициях своего народа и культуре и традициях других народов;
развивать
коммуникативные
навыки
у
школьников,
умения
эффективно
взаимодействовать
со
сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;
просвещать родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков.
Формы и методы обучения
.
Формы обучения:
сюжетно-ролевые игры,
мини проекты,
экскурсии,
наблюдения,
групповые дискуссии,
мозговой штурм,
игры по правилам,
совместная работа с родителями,
индивидуальные и групповые занятия,
коллективная работа.
Основные методы обучения:
наглядный,
исследовательский,
творческий,
поисковый,
практический.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности :
Личностные УУД:
-различать основные– этические понятия, применять правила культурного поведения в обществе, соотносить поступок с
моральной нормой ,оценивать чужие и свои поступки ( стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.) применять
навыки культурного поведения за столом ,применять навыки личной гигиены, бережное и разумное отношение к своему
здоровью, проявлять терпение в споре, доверие к собеседнику.
Регулятивные УУД :
- определять и формулировать цель деятельности, планировать решение учебной задачи: выстраивать
последовательность необходимых операций, организовывать подвижные игры со сверстниками, следить за чистотой и
аккуратностью в одежде, проявлять заботу о своем здоровье, ухаживать за своим организмом, правильно распределять
время на работу и отдых, оценивать результаты деятельности ( своей, чужой).
Познавательные УУД :
- выявлять особенности различных объектов в процессе их рассматривания, анализировать результаты, фиксировать их,
иметь представления об органах человека, знать как они работают, определять факторы окружающей среды, влияющих
на здоровье, воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения поставленной задачи, различать «
полезные» и « вредные» продукты, проверять информацию о здоровье, находить дополнительную информацию в
справочной литературе, презентовать подготовленную информацию в наглядном виде, применять таблицы, схемы,
модели для получения информации, сравнивать различные объекты, определять признаки рационального питания,
выбирать решение из нескольких предложенных вариантов, обосновать свой выбор.
Коммуникативные УУД :
- слушать и понимать речь других, стремиться к взаимопониманию между людьми, применять навыки делового
сотрудничества , работая в паре, группе, составлять монологические высказывания.
Подведение
итогов
по
результатам
освоения
материалов
данной
программы
может
происходить
в
виде защиты
творческих проектов, выставки работ по различным темам, проведение конкурсов, спортивных мероприятий.
С
целью
контроля
реализации
программы
ее
эффективности
организуется
мониторинг
эффективности
внедрения
программы, который проводится 2 раза в 1-2 классах (декабрь, май) и 3 раза в 3-4 классах (сентябрь, декабрь, май).
Подведение итогов мониторинга осуществляется на МО учителей начальных классов.
2. Содержание программы курса «Формирование культуры здорового питания»
1-й год обучения (33 часа в год).
Содержание
Теория
Практика
1. Правила питания. Этикет.
Формирование у школьников основных
принципов гигиены питания.
Работа в тетрадях, оформление
плаката с правилами питания.
2. Самые полезные продукты
питания.
Знакомство с программой. Беседа.
Экскурсия в школьную столовую, тест,
оформление плаката.
3. Разнообразие питания -залог
здоровья.
Беседа « Какие продукты полезны и
необходимы человеку». Учимся выбирать
самые полезные продукты
Работа в тетрадях, сюжетно-ролевые
игры, экскурсия в магазин
4. Режим питания школьника.
Соблюдение режима питания для
школьника. Важность регулярного питания.
Сюжетно-ролевая игра, соревнование,
практическая работа.
5. Ценность завтрака.
Беседа «Каши разные нужны. Завтрак на
любой вкус.
Игры, конкурсы, викторины.
Составление меню завтрака.,
виртуальные экскурсия.
6. Хлеб всему голова.
Беседа «Без хлеба нет обеда». ужина,
виртуальные экскурсия
Рацион питания, обед, ужин.
Игры, викторины, конкурсы.
Составление меню обеда,
7. Проектная деятельность.
Подведение итогов работы.
Определение тем и целей проекта, формы
организации, разработка плана проекта.
Выполнение проектов по теме «Без
хлеба нет обеда». Совместный
творческий отчет учащихся с
родителями (праздник «Хлеб всему
голова»).
Календарно-тематическое планирование курса «Формирование культуры здорового питания».
1-й год обучения.
п/п
Содержание занятия
Всего часов
Дата
1
Вводное занятие.
Если хочешь быть здоров…
1
2
Как правильно есть.
1
3
Правила питания.
1
4
Гигиена питания.
1
5
Как правильно есть. Какие правила за столом я выполняю.
1
6
Работа с дневником правильного питания.
1
7
Экскурсия в школьную столовую.
1
8
Самые полезные продукты питания.
2
9
Практическая работа.
1
10
Тест «Самые полезные продукты питания».
1
11
Виртуальное путешествие по улице Правильного питания.
1
12
Оформление плаката о правильном питании.
1
13
Какие продукты полезны и необходимы человеку.
1
14
Экскурсия в продуктовый магазин.
1
15
Виртуальная экскурсия «Популярная еда в разных странах мира».
1
16
Режим питания школьника.
1
17
Практическая работа «Мой режим питания».
1
18
Тест по теме «Режим питания».
1
19
Зачем нужен завтрак? Составление меню завтрака.
1
20
Разнообразие каш для завтрака.
1
21
Виртуальная экскурсия «Кухни мира».
1
22
Гурьевская каша.
1
23
Каши разные нужны. Завтрак на любой вкус.
1
24
«Плох обед, если хлеба нет». Защита проектов.
2
25
Виртуальная экскурсия «В булочной пахнет булкой и сдобой…»
1
26
Изготовление поделок для выставки «Хлеб всему голова».
1
27
Секреты обеда. Составление меню обеда.
1
28
Пора поужинать. Составление меню ужина.
1
29
Проекты по теме «Без хлеба нет обеда».
2
30
Праздник «Хлеб всему голова».
1
Предполагаемые результаты 1-го года обучения.
Ученики должны знать:
правила этикета;
роль правильного питания в здоровом образе жизни;
полезные продукты.
Ученики должны уметь:
выполнять правила правильного питания;
выбирать в рацион питания полезные продукты;
соблюдать режим дня.
Содержание программы курса «Формирование культуры здорового питания»
2-й год обучения (34 часа в год).
Содержание
Теория
Практика
1. Вводное занятие
Повторение правил питания
Ролевые игры
2. «Пейте дети молоко…»
Особая роль молока и молочных продуктов
Игра, викторина «Все о молоке»
3. Полезность полдника
Различные варианты полдника.
Составление меню «Мой полдник»,
кроссворд «Популярные продукты для
полдника».
4. Что такое «ланч»?
Беседа «Перекус или «ланч».
Оформление плаката «Деловой ланч» ,
ролевые игры.
5. Продукты, богатые
витаминами.
Высококалорийные продукты. Беседа
«Богатырская еда».
Ролевые игры, устный журнал
«Овощи, фрукты, ягоды…!»,игра
«Приготовь свой сок».
6. Витамины.
Беседа «Витаминосодержащие продукты:
когда, где, в чем».
Практическая работа, КВН «Овощи,
ягоды, фрукты самые витаминные
продукты».
7. Разнообразное питание.
Беседа «Где найти витамины в разные времена
года».
Ролевые игры, составление «Карты
полезных соков», экскурсия в
школьную столовую.
8. Продукты на любой вкус.
Беседа «Где найти витамины в разные времена
Практическая работа «Кислый-
года».
сладкий», кроссворд, конкурс
рисунков «Самый вкусный!»
9. Зачем человеку много воды?
Беседа «Утоление жажды». Ценность
разнообразных напитков.
Устный журнал «Разнообразие
напитков», виртуальная экскурсия
«Церемония чаепития»,
презентация «Лимонад – вкусно, но
неполезно!»
10. Проведение праздника
«Страна Витаминия».
Конкурсы, ролевые игры.
11. Проект «Самый полезный
продукт».
12. Подведение итогов.
Отчет о проделанной работе.
Календарно-тематическое планирование курса «Формирование культуры здорового питания».
2 – ой год обучения (34 часа в год)
п/п
Содержание занятия
Всего часов
Дата
1
Вводное занятие. Повторение правил питания.
1
2
Полезные свойства молока.
1
3
Плакат «Молоко и молочные продукты».
1
4
Зачем нужен полдник?
2
5
Составление меню полдника.
1
6
Рецепты приготовления бутербродов.
1
7
Что такое «ланч» ?
1
8
Оформление плаката «Деловой ланч».
1
9
Высококалорийные продукты.
2
10
Витамины в жизни человека.
1
11
Устный журнал «Овощи, фрукты, ягоды…!».
1
12
КВН «Овощи, ягоды, фрукты самые витаминные продукты».
1
13
Практическая работа «Сколько калорий?».
1
14
Меню витаминного салата.
1
15
Экскурсия в школьную столовую.
1
16
Разнообразие в питании.
2
17
Составление «Карты полезных соков».
1
18
Конкурс рисунков «Самый вкусный!»
1
19
Практическая работа «Кислый - сладкий»
1
20
Ценность разнообразных напитков.
2
21
Устный журнал «Разнообразие напитков».
2
22
Виртуальная экскурсия «Церемония чаепития».
1
23
Вода. Как утолить жажду.
2
24
Презентация «Лимонад – вкусно, но неполезно!»
1
25
Праздник «Страна Витаминия».
1
26
Проект «Самый полезный продукт».
2
27
Обобщение и повторение пройденного. Творческий отчет «Мое
коронное блюдо».
2
Предполагаемые результаты 2-го года обучения.
Ученики должны знать:
основные правила питания;
особую роль витаминов в питании;
необходимость разнообразия продуктов для здоровья человека.
Ученики должны уметь:
соблюдать санитарные нормы и гигиену питания;
готовить простейшие витаминные салаты;
находить данные о калорийности продуктов на упаковке товаров.
Содержание программы курса «Формирование культуры здорового питания».
3-й год обучения (34 часа в год).
Содержание
Теория
Практика
1. Вводное занятие.
Систематизация и обобщение
имеющихся знаний об основах
рационального питания.
Составление меню «Мой день».
2.Кухня. Как и где готовят.
Беседа «Кухни; изюминки разных
кухонь», санитарные нормы на кухне
Игра «Чистота – залог здоровья», экскурсия в
школьную столовую, виртуальная экскурсия «
Самые известные кухни мира», ролевая игра
«Поварята».
3.У нас гости!
Названия столовых приборов, их
предназначение, правила сервировки
стола.
Презентация «Как накрыть стол»,конкурс
«Встречаем гостей», ролевая игра «В
гостях», конкурс «Сложи салфетку».
4. «Модные» продукты. Все о
морепродуктах.
Полезное содержание морепродуктов,
правила их приготовления.
Виртуальная экскурсия «Море, где много
всего вкусного и полезного».
5.Времена года: когда что
есть?»
Беседа «Что нужно есть в разное время
года», блюда русской национальной
кухни.
Викторина «Что русскому хорошо, то…»,
оформление плаката «Щи да каша – пища
наша», составление зимнего и летнего меню.
6.
Основные группы
питательных веществ
Беседа «Состав продуктов»,
основные
группы питательных веществ.
Конкурс маленьких кулинаров, оформление
плаката «Состав продуктов», решение
кроссвордов.
7.Питание для «растущего
организма».
Рацион детского питания, нехватка
некоторых витаминов и последствия для
организма человека, беседа с
медсестрой школы.
Составление «идеального» меню «Самое
полезное мне», презентация «Необходимо для
человека».
8. Клетчатка. Хлебобулочные
изделия.
Блюда из зерна, клетчатка, полезность
продуктов из зерна.
Игра- исследование «Хлеб повсюду»,
викторина «Разный хлеб», конкурс рисунков
«Хлеб – это жизнь».
9. Жареное, копченое.
Беседа «О вреде употребления жареного
и копченого».
Оформление дневника здоровья, презентация
«Жареное – копченое».
10. Проект «Русская кухня»
11.Творческий отчет «Вкусная
сказка»
Инсценировка сказок о продуктах питания.
Календарно-тематическое планирование курса «Формирование культуры здорового питания».
3-й год обучения.
п/п
Содержание занятий.
Всего часов
Дата
1
Введение.
1
2
Как и где готовят. Защита проектов.
1
3
Экскурсия в школьную столовую.
1
4
Санитарные нормы на кухне.
1
5
Игра «Чистота – залог здоровья».
1
6
Виртуальная экскурсия « Самые известные кухни мира».
1
7
Правила сервировки стола.
1
8
Ролевая игра «В гостях».
1
9
Конкурс «Встречаем гостей».
1
10
«Модные» продукты. Все о морепродуктах.
1
11
Виртуальная экскурсия «Море, где много всего вкусного и полезного».
1
12
Питание в разное время года.
1
13
Блюда русской национальной кухни.
1
14
Оформление плаката «Щи да каша – пища наша».
1
15
Составление зимнего и летнего меню.
1
16
Викторина «Что русскому хорошо, то…».
1
17
Основные группы питательных веществ.
1
18
Оформление плаката «Состав продуктов».
1
19
Конкурс маленьких кулинаров.
1
20
Рацион детского питания.
1
21
Нехватка некоторых витаминов и последствия для организма человека.
1
22
Составление «идеального» меню «Самое полезное мне». Защита
проектов.
2
23
Презентация «Необходимо для человека».
1
24
Хлебобулочные изделия.
1
25
Полезность продуктов из зерна. Клетчатка
1
26
Игра - исследование «Хлеб повсюду».
1
27
Конкурс рисунков «Хлеб – это жизнь».
1
28
Викторина «Разный хлеб».
1
29
О вреде употребления жареного и копченого.
1
30
Оформление дневника здоровья.
1
31
Проект «Русская кухня».
2
32
Творческий отчет «Вкусная сказка».
1
Предполагаемые результаты 3-го года обучения
Ученики должны знать:
правила сервировки стола;
условия хранения продуктов;
основные отличия рациона питания в летний и зимний периоды;
влияние недостатка некоторых питательных веществ на работу организма;
основные группы питательных веществ;
во многом здоровье человека зависит от него самого.
Ученики должны уметь:
различать столовые приборы и столовую посуду, иметь представление об их названиях;
составлять различные меню;
соблюдать основные санитарные нормы на кухне;
соблюдать правила техники безопасности при использовании кухонных принадлежностей и бытовых приборов.
Содержание программы курса «Формирование культуры здорового питания».
4-й год обучения (34 часа в год)
Содержание
Теория
Практика
1. Вводное занятие.
Повторение правил правильного
питания.
Устный журнал «Правильное
питание», просмотр учебного фильма
«Здоровые дети в здоровой семье
часть 1»
2. Продукты животного
происхождения.
Продукты животного происхождения
мясо, масло, сыр, мед. Беседа
«Вегетарианство : за и против».
Презентация «Вегетарианство: за и
против», оформление выставки
рисунков «Животные – людям»,
отгадывание кроссворда.
3. Продукты растительного
происхождения.
Продукты растительного
происхождения. Масло: подсолнечное,
льняное, оливковое. Беседа «дары
леса». Грибы.
Инсценировка сказки «Спор овощей»,
составление «Сказочного справочника
«Фрукты- овощи» (загадки), урок
здоровья «Лесная кладовая».
4. Рыба: речная, морская.
Рыба, способы приготовления рыбы.
Беседа «Съедобные водоросли».
Составление меню «Рыбный день»,
оформление плаката «Сделано из
рыбы», виртуальная экскурсия «По
морям, по волнам»
5. Кулинарная книга.
Различные издания кулинарных книг.
Устный журнал «Кулинарные книги»,
организация выставки кулинарных
книг, игра - соревнование «Мамины
рецепты», конкурс пословиц и
поговорок о питании.
6. Российская кухня.
Традиционные блюда народов России,
исторические справки.
Игра «Кулинарная карта России»,
виртуальная экскурсия «Кулинарные
традиции народов России», конкурс
рисунков «Национальный стол.
Народы России»
7. Рацион питания школьника.
Экономный расход продуктов, беседа
«Что такое потребительская корзина»,
проблема перекуса.
Урок здоровья «Здоровое питание»,
анкета для учащихся «Проблема
перекуса», составление малого
справочника «Юный экономист».
8. Еще раз об этикете.
Обобщение знаний об этикете за
столом, знакомство со стихами Ю.
Чичёва «Что такое этикет?»
Инсценировка стихов Ю.Чичёва «Что
такое этикет», викторина об этикете,
урок вежливости «Если ты вежлив…»
9. Дорогие гости.
Понятие «особые гости».
Просмотр учебного фильма «Здоровые
дети в здоровой семье. Часть 2».
10. Проектная деятельность «Реклама
продукта, полезного для здоровья»
11. Подведение итогов. Творческий
Урок здоровья «Путешествие в страну
отчет.
Здоровья».
Календарно-тематическое планирование курса «Формирование культуры здорового питания».
4-й год обучения.
п/п
Содержание занятий.
Всего часов
Дата
1
Вводное занятие. Устный журнал «Правильное питание».
1
2
Просмотр учебного фильма «Здоровые дети в здоровой семье часть 1».
1
3
Продукты животного происхождения.
1
4
Конкурс рисунков «Животные – людям»
1
5
Вегетарианство : за и против.
1
6
Продукты растительного происхождения.
1
7
Составление «Сказочного справочника «Фрукты- овощи» (загадки).
1
8
Урок здоровья «Лесная кладовая».
1
9
Инсценировка сказки «Спор овощей».
1
10
Масло: подсолнечное, льняное, оливковое. Грибы.
1
11
Рыба: речная, морская.
1
12
Составление меню «Рыбный день».
1
13
Оформление плаката «Сделано из рыбы».
1
14
Виртуальная экскурсия «По морям, по волнам».
1
15
Кулинарная книга.
1
16
Игра - соревнование «Мамины рецепты».
1
17
Конкурс пословиц и поговорок о питании.
1
18
Организация выставки кулинарных книг.
1
19
Традиционные блюда народов России.
1
20
Виртуальная экскурсия «Кулинарные традиции народов России».
1
21
Конкурс рисунков «Национальный стол. Народы России».
1
22
Игра «Кулинарная карта России».
1
23
Экономный расход продуктов.
1
24
Урок здоровья «Здоровое питание».
1
25
Составление малого справочника «Юный экономист».
1
26
Проведение анкеты для учащихся «Проблема перекуса».
1
27
Еще раз об этикете. Викторина об этикете.
1
28
Инсценировка стихов Ю.Чичёва «Что такое этикет».
1
29
Урок вежливости «Если ты вежлив…»
1
30
Просмотр учебного фильма «Здоровые дети в здоровой семье. Часть 2».
1
31
Дорогие гости.
1
32
Проект «Реклама продукта, полезного для здоровья».
2
33
Творческий отчет. Урок здоровья «Здоровье – это здорово!»
1
Предполагаемые результаты 4 - го года обучения
Ученики должны знать:
продукты животного и растительного происхождения;
пищевую ценность различных продуктов;
важность употребления в пищу морских продуктов;
кулинарные традиции своего края;
названия популярных блюд национальной кухни народов России;
необходимость использования разнообразных продуктов.
Ученики должны уметь:
выбирать из набора продуктов наиболее полезные для организма;
пользоваться кулинарной книгой;
приготовить «эконом – блюдо»;
накрыть праздничный стол.
Методическое обеспечение программы «Формирование культуры здорового питания ».
Учебная деятельность школьников строится по следующим блокам:
- правила питания,
- рацион питания,
-режим питания,
- разнообразие питания,
- этикет,
- традиции и культура питания,
- культура питания,
Дети проводят исследовательскую работу по различным темам, ходят на экскурсии, оформляют плакаты по
правилам правильного питания, выполняют практические работы, проводят устные журналы, просматривают
презентации по темам, учебные фильмы, проводят различные конкурсы, выполняют проекты ( индивидуальные и
групповые). Всё это позволяет реально сформировать у школьников полезные навыки и привычки в области
рационального здорового питания.
.
Список используемой литературы:
1.
Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие для учителя
.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011,80с.
2.
Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Две недели в лагере здоровья/ Методическое пособие для учителя. -
М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011, 80с
3.
Братушева А.М. Русская кухня. - М.: Эксмо,2012, 410с.
4.
Верзилин.Н По следам Робинзона Л. 1974,254с
5.
Кондова С.Н. Что готовить, когда мамы нет дома М., 1990,185с
6.
Ладодо К.С Продукты и блюда в детском питании. М.,1991,190с
7.
Лом И.М. Правила хорошего тона.- С.,Ариэль, 1993, 208с.
8.
Похлёбкин В.В. История важнейших пищевых продуктов.М., 2000, 350с
9.
Справочник по детской диетике. М.1977., 340 с.
Приложение.
Занятие « Здоровье – это здорово» !
Цель
: формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни.
Задачи :1. Формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, личной
безопасности.
2.Развитие доброжелательности, позитивного отношения к жизни.
3.Воспитание бережного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих.
Ход занятия : 1. Вступительное слово учителя.
Утром ранним кто – то странный
Заглянул в мое окно.
На ладони появилось
Ярко рыжее пятно.
Это солнце заглянуло,
Будто руку протянуло,
Тонкий лучик золотой.
И как с первым лучшим другом
Поздоровалось со мной!
- Как поздоровалось солнышко ? ( Оно сказало « Здравствуйте»!) а это значит, что мы вместе с солнышком желаем вам
здоровья.
- Как вы думаете, то какого слова произошло слово « здравствуйте» ? ( от слова « здоровье») Я предлагаю составить
синквейн о здоровье.
Здоровье!
Хорошее, бесценное!
Закаляешься, дышишь, не болеешь.
Его нельзя купить за деньги.
Богатство!
2. Постановка проблемы.
Задумывались ли вы когда – нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья?
( потому, что здоровье для человека – самая главная ценность).
Здоровье – это самое большое богатство и его нужно беречь. Если нет здоровья, нет и счастья, нет настроения, но не все
об этом помня. Сегодняшнее наше занятие посвящено здоровью человека. Сегодня мы с вами выведем формулу
здоровья.
- Итак, тема нашего занятия : « Здоровье – это здорово» !
Жизнь – это богатство, данное изначально, и очень хочется, чтобы она была прекрасной и счастливой. Давайте, уточним,
что же такое здоровье. У каждой группы на парте карточки с толкованием слова « здоровье». ( дети читают, делают
вывод)
Здоровье – это не просто отсутствие болезней, это состояние физического, психического , социального благополучия.
Для того, чтобы определить девиз нашего занятия, давайте разгадаем зашифрованные слова.
Б Т З О О Ы З О О О
Ы Ь Д Р В М Д Р В !
( БЫТЬ ЗДОРОВЫМ ЗДОРОВО!)
- Правильно! Молодцы! Здоровье нужно беречь и укреплять с детства, ведь его очень легко потерять, а вернуть сложно,
порой даже невозможно.
Составляем « Солнышко здоровья».
- На ваших столах, а также у меня на доске представлено « Солнышко здоровья». Наша задача состоит в том, чтобы к
нашим солнышкам добавить лучики, каждый лучик это частичка здоровья.
- Итак, внимание на доску, первый лучик. Вы смотрите отрывок из мультфильма и думаете , что способствует
сохранению здоровья.( дети смотрят отрывок из мультфильма « Мойдодыр».)
- О чем шла речь в мультфильме?
- Какой вывод можно сделать?
- Как вы думаете называется первый лучик?
Надо , надо умываться по утрам и вечерам,
А нечистым Трубочистам стыд и срам!
( прикрепляем лучик вода)
- Молодцы, правильно определили название первого лучика. ( вода)
- Как назовем второй лучик, узнаете прослушав стихотворение.
Сон. Будильник. Душ. Зарядка.
Завтрак. Чай. Портфель. Тетрадка.
Туфли. Путь. Вороны. Счет.
Опозданье. Незачет.
Перемена. Поведенье.
Двойка. Завуч. Огорченье.
Выяснение. Звонок.
Бег по лестнице. Урок.
Цифры. Правила. Мученья.
Свет. Окно. Мечты. Виденья.
Устный счет. Пример. Доска.
Умножение. Тоска.
Двойка. Разочарованье.
Перспектива. Наказанье.
Оптимизм. Борьба с пороком.
Шутки. Смех. Конец урокам!
Дом. Один. Ура! Игрушки.
Суп. Блины. Компот. Ватрушки.
Отдых. Мультиков программа.
Телефон. Компьютер. Мама.
Встреча. Поцелуй. Дневник.
Ох! Ремень. Вопросы. Крик.
Оправданья. Сопли. Слезы.
Восклицания. Угрозы.
Примирение. Учебник.
— Делай сам! — Угу. Решебник.
Ужин. Ванна. Расслабленье.
Завтра утром повторенье:
Сон. Будильник. Душ. Зарядка…
- Правильно, второй лучик называется «режим». Надо запомнить, что правильное выполнение режима, чередование
физических нагрузок и отдыха необходимы. Они улучшают работоспособность, приучают к аккуратности,
дисциплинируют человека ,укрепляют его здоровье.
- Прослушав стихотворение сделайте вывод, что для жизни человека очень важно.
Спорт для жизни очень важен.
Он здоровье всем дает.
На уроке физкультуры
Узнаем мы про него.
Мы играем в баскетбол,
И футбол, и волейбол.
Мы зарядку делаем,
Приседаем, бегаем.
Очень важен спорт для всех.
Он - здоровье и успех.
Зарядку делаем с утра . (прикрепляем лучик « спорт»)
- Чтобы догадаться, как будет называться 4 лучик, вам нужно посмотреть сценку, которую приготовили ваши
одноклассники.
Сценка « Правильное питание».
Лучик (еда). Признаком здоровья считается хороший аппетит. Древнегреческий философ Сократ, дал человечеству
хороший совет : « Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть».
- Повернитесь все друг к другу,
И пожмите руки другу.
Руки вверх все поднимите,
И вверху пошевелите.
Крикнем весело : « Ура!»
Занятие нам продолжать пора!
- Итак, название последнего лучика мы сможем назвать, спев всем известную песню « От улыбки». ( лучик «Улыбка»)
- Мы, озвучили название лучиков, из которых состоит наше солнышко, но 3 лучика остались пустые. Сейчас каждый из
вас напишет в них свои примеры, т.е. что, по - вашему мнению, помогает сохранить здоровье.
- Давайте, озвучим, что у вас получилось.
- Сегодня, мы поговорили о том, как следует вести себя, чтобы сохранить здоровье. Я предлагаю вам самим составить
коллаж на тему : « Мое здоровье». На ваших партах вырезки из журналов, ваша задача, наклеить на лист бумаги только
те картинки, которые, по вашему мнению, подходят к теме нашего занятия.
Презентация коллажей. ( Ответ начинается со слов : « Я считаю, чтобы быть здоровым нужно…..»)
ИТОГ.
- Ребята, все вместе мы создали солнышко здоровья. Солнышко красиво, только тогда, когда все лучики ярки и полны
радости оттого , что могут подсказать вам ребята что в жизни нам поможет сберечь здоровье. Когда мы веселы, то
хорошо и радостно тем людям, которые любят нас и видят каждый день.
- А вот понравилось ли вам занятие, мы узнаем. На партах Солнышки – Смайлики. Оцените работу своей группы и
выберете солнышко которое соответствует вашему настроению. ( вешаем на доску).
Дети награждаются пригласительными на « Вечер семейного пирога».