Автор: Астапкович Татьяна Николаевна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ Борщовская СОШ
Населённый пункт: с.Борщово Погарский район Брянская область
Наименование материала: открытый урок
Тема: "Информационное моделирование"
Раздел: среднее образование
Урок "Информационные модели на графах. Сети"
Цели урока:
расширить представления учащихся о видах информационных моделей;
сформировать представление о графах как наглядном средстве
представления структуры и состава системы;
активизация взаимодействия между учащимися, повышать интерес
учащихся к предмету.
Задачи урока:
обучающие
- усвоение новых знаний учащихся; закрепление практических умений
создания в текстовом редакторе многоуровневых списков;
развивающие
- развитие приемов умственной деятельности, логического и
пространственного мышления, внимания.
воспитательные
- воспитание уважения к мнению другого, умения вести диалог,
находчивости, ответственности за свою работу в коллективе.
Тип урока: урок сообщения и усвоения нового учебного материала.
Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, экран; презентация
"Информационные модели на графах";
Ход урока
1) Организационный момент.
Приветствие, проверка присутствующих, наличия учебных принадлежностей на
партах.
2) Проверка усвоения изученного материала, актуализация знаний.
Фронтальный опрос:
приведите примеры схем, представляющих внешний вид объекта, его
структуру
в каких сферах нельзя обойтись без карт? Где применяют чертежи?
какие условные обозначения применяются на блок-схемах?
всякая ли схема может претендовать на полноту представления
информации об объекте?
3)Подготовка к восприятию нового материала: мотивация, целепологание.
На экране демонстрируем 5 карточек. (Приложение1)
Вопрос: что объединяет эти карточки? (Ответ: это виды смешанных моделей).
Вопрос: какую карточку можно добавить к данному набору? (Ответ: граф, как
вид смешанной модели).
Формулируем тему урока и цели занятия.
4) Изучение новой темы. Первичное закрепление
(
Презентация
- слайды №1-7)
Основные понятия: граф, вершина, дуга, ребро, путь, цепь, цикл, сеть.
Гимнастика для глаз (слайды № 8-13)
5) Осмысление и закрепление материала.
Игра "Выигрышная стратегия"
1 этап игры. Коллективно обсуждаем вопросы:
- укажите на графе дуги и ребра. Чем они отличаются?
- Является ли данный граф взвешенным? Докажите?
- Какой город на карте можно назвать лишним? Почему?
Игровой момент "Да-нет"
- У графа 8 вершин.
- Следующей вершиной после Лондона - Париж.
- Вена следующая вершина за Берлином.
2 этап игры. Формулируется проблема (Приложение2). Время поиска решения
– 5 минут.
Сколькими способами можно проехать из Лондона в Москву? Какой способ
самый оптимальный? (по каждой дороге можно проезжать не более одного
раза).
Компьютерный практикум.
Индивидуальная работа: создайте информационную модель в виде схемы
задание №7 работа 10
6) Подведение итогов: выставление отметок, рефлексия:
какая информация урока на ваш взгляд полезна?
наиболее интересный момент урока?
выполняя задания урока, какие знания других предметов вам
пригодились?
на какие вопросы при домашней подготовке вы обратите внимание в
первую очередь?
Домашнее задание:
Обязательное задание: учебник стр. 101-104 (конспект);
Творческое задание: создайте информационную модель в виде графа одной из
любимых вами сказок (учебник стр.104).
Приложение 2
Игра «Выигрышная стратегия»
Сколькими способами можно проехать из Лондона в Москву? Какой способ самый
оптимальный? (по каждой дороге можно проезжать не более одного раза).
1670347
чел
7556900
чел
3431420
чел
4581854
чел
2203817
чел
10527000
чел
3361806
чел
Карточка №3.
начало
t
t>0
Рим
Берлин,
Париж
конец
Приложение 1
Вопрос: Что объединяет информацию, представленную
на данных карточках?
Карточка №5.
0
5
10
Население в млн. чел.
Карточка №1.
Карточка №2.
-20
-15
-10
-5
0
5
10
15
20
-13
0
-2
12
Температура на 01.01.2010г
Карточка №4.
Москв
а
Париж
Берли
н
Рим
-13
0
С
0
0
С
-2
0
С
+12
0
С