Автор: Чурилова Светлана Дмитриевна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: КГАПОУ "Красноярский техникум сварочных технологий и энергетики"
Населённый пункт: город Красноярск
Наименование материала: статья
Тема: Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы
Раздел: среднее профессиональное
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка
и литературы
Чурилова С.Д., преподаватель
г. Красноярск,
КРАЕВОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
АВТОНОМНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«К
РАСНОЯРСКИЙ
ТЕХНИКУМ
СВАРОЧНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ
И
ЭНЕРГЕТИКИ
»
Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей.
Решение
этой
проблемы
зависит
от
внедрения
здоровьесберегающих
технологий.
Здоровьесберегающие
технологии не
могут
быть
вырваны
из
общей
системы
образования,
они
способствую
грамотному
и
рациональному
использованию других приемов и средств обучения, развития и воспитания.
Основой
современной
педагогики
является
не
только
стремление
к
максимальному развитию творческих и познавательных способностей каждого
отдельного индивидуума, но и забота о воспитании физически и нравственно
здорового поколения граждан.
Русский язык и литература – сложные предметы. На этих уроках студентам
приходится
много
писать,
а
потому
преподаватель
должен
уделять
особое
внимание здоровьесберегающим технологиям.
Большое значение имеет организация урока. Преподаватель строит урок в
соответствии с динамикой внимания студентов, учитывает время для каждого
задания.
Во
избежание
усталости
необходимо
чередовать
виды
работ:
самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие
задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию
мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят. Использование
на
уроках разноуровневых
заданий
снижает
нагрузку и
способствует
сохранению здоровья.
Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; на
распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на
уроке.
Чтобы не было перегрузки, необходимо строго соблюдать объём всех видов
диктантов, тестов для изложений, а контрольные и зачётные работы проводить
строго по календарно-тематическому планированию.
Преподаватель должен стремиться вызывать положительное отношение к
предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент
здоровьесберегающих
технологий.
Доброжелательная
обстановка
на
уроке,
спокойная интонация речи, внимание к каждому мнению студента, тактичное
исправление
допущенных
ошибок,
поощрение
к
само стоятельной
мыслительной деятельности— это далеко не весь арсенал, которым пользуемся
мы, стремясь к раскрытию способностей каждого. В процессе такого урока не
возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда студент с чем-
то не справился, что-то не смог выполнить. Отсутствие страха и напряжения
помогает
освободиться
внутренне
от
нежелательных
психологических
барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.
При подготовке к урокам обращаю внимание на продолжительность,
частоту
чередования
различных
видов
учебной
деятельности.
Использую
следующие
методы
преподавания:
словесный,
наглядный,
самостоятельную
работу и другие. При изучении биографий писателей и художников показываю
тесную взаимосвязь духовного и физического развития человека.
Использование игровых технологий, оригинальных заданий, введение в
урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное
напряжение.
Этот
прием
также
позволяет
решить
одновременно
несколько
различных
задач:
обеспечить
психологическую
разгрузку,
дать
сведения
развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость
изучаемой
темы,
побудить
к
активизации
самостоятельной
познавательной
деятельности и т.п. Вызывает неизменный интерес у ребят нетрадиционные
уроки повторения, обобщения, одновременно снимая у них элементы стресса и
напряжения.
Студенты должны входить в кабинет не со страхом получить плохую
оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать
свои знания, получить новую информацию. Следует заметить, что в обстановке
п с и хол о ги ч е с ко го
комфо рт а
и
эмо ц и о н а л ь н о й
п р и п од н я т о с т и
работоспособность
группы
заметно
повышается,
что,
в
конечном
итоге,
приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более
высоким результатам.
Наблюдения
показывают,
что
использование
здоровьесберегающих
технологий
позволяет
ребятам
более
успешно
адаптироваться
в
образовательном
и
социальном
пространстве,
раскрыть
свои
творческие
способности.