Автор: Полякова Юлия Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО Детская школа искусств №2
Населённый пункт: Республика Башкортостан, р.п.Приютово
Наименование материала: Методическая разработка Открытого урока по живописи в 3 классе ДХШ
Тема: Натюрморт из атрибутов искусства в сближенной цветовой гамме
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
Детская школа искусств №2 р.п. Приютово
Открытый урок по живописи
в 3 классе ДХШ
Тема: «Натюрморт из атрибутов искусства
в сближенной цветовой гамме»
Подготовила: Преподаватель
высшей категории ДШИ 2
Полякова Ю. А.
2019 г.
р.п. Приютово
Тема урока: Натюрморт из атрибутов искусства в сближенной цветовой гамме
Вид урока: рисование с натуры.
Цель урока: выполнить первоначальный этап цветового решения натюрморта,
согласно поэтапности ведения работы над натюрмортом; передать цвето-тоновые
отношения больших пятен, тени предметов «собственные» и тени от предметов в
натюрморте в технике работы акварелью.
Тип урока: комбинированный
Методы урока: объяснительно – иллюстративный, наглядный, практический.
Задачи:
Образовательные:
-
закрепить знание о жанре живописи «натюрморт»
- обучить приёмам выполнения поэтапной работы над натюрмортом с натуры
большими цвето-тоновыми отношениями согласно правилам и законам передачи
формы, объёма, материальности предметов в живописи;
Развивающие:
- развивать зрительные представления и впечатления от натуры, чувство
пропорции, соразмерности;
- развивать чувство цвета, наблюдательность, умение сравнивать;
- развивать приемы работы акварелью;
- формировать умение выбирать подходящую цветовую гамму, создавать
настроение в натюрморте с помощь цвета;
- развивать способность видеть градации светотеневого тона в живописи.
- формировать умение выявлять объем предметов с помощью цвета.
Воспитательные:
- воспитывать эстетическую восприимчивость;
- воспитывать художественный вкус при выполнении натюрморта;
- воспитывать способность видеть и понимать прекрасное;
- воспитывать интерес к окружающему миру, к предмету “живопись”;
- воспитывать культуру труда.
Оборудование для учителя: наглядное пособие: цветовой круг, таблицы,
натюрморты учащихся прошлых лет. Репродукции картин художников по теме
«Натюрморт»,ТСО - ноутбук для проведения викторины по теме « Натюрморт»
Оборудование для учащихся: ватман А2, карандаши простые, кисти, палитра,
баночка для воды, ластик, скотч малярный.
План урока:
1.Организационный момент — 3 мин.
2. Сообщение темы. Изложение учебного материала— 12 мин.
3.Практическая работа — 25 мин.
4.Анализ работы — подведение итогов урока — 4 мин.
5. Итог урока. Рефлексия — 1 мин.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Проверка присутствия учащихся. Подготовка рабочих мест к выполнению задания,
размещение мольбертов вокруг натурной постановки, закрепление эскизов,
размещение инструментов, красок, палитры, кистей, баночек с водой.
2. Сообщение темы. Изложение учебного материала
Сегодня у нас урок по живописи на тему: “Натюрморт в сближенной цветовой
гамме”.
Издавна натюрморт считается лучшей школой реалистического рисования, где
художник постигает законы цветовой гармонии и пластику форм, учится
мастерству владения техническими приёмами и творческому отношению к
натуре. Натюрморт – это жанр изобразительного искусства, который
посвящен изображению вещей, размещенных в единой среде и
организованных в группу.
(Рассматриваем репродукции натюрмортов художников.)
Как вы заметили, набор предметов не может быть случайным, их должно что-то
объединять, в них должна быть заложена определенная идея, тема. Например,
предметы труда, растения, овощи и фрукты, старинные или бытовые вещи и т. д.
(демонстрация наглядного материала). Исходя из этого принципа можно
выделить жанры натюрморта
Натюрморт
в
интерьере - изображение натюрморта на фоне интерьера
помещения.
Ученый натюрморт - разновидность натюрморта, в котором изображались
книги, карты, глобус и т.п. , зародившийся в Голландии.
Охотничий натюрморт . Олицетворение голландского натюрморта XVII-
XVIII
веков
-
охотничий
натюрморт.
В
Голландии
этот
жанр
называли
Охотничьи трофеи.
Восточный натюрморт. В восточном натюрморте изображают бытовые и
религиозные предметы, символику, орнамент и мотивы Востока и Индокитая.
Натюрморт с животными . Основоположниками жанра были Отто Марсеус
ван Скрик (1619-1678) и Маттиас Витхос (1627-1703)
Цветочно-фруктовый натюрморт,
просто Цветочный натюрморт. Все эти разновидности жанра являются в
основном творческими. Отличается от них лишь привычный нам учебный
натюрморт. Он также носит название академический или постановочный.
Учебный натюрморт отличается от творческого строгой постановкой цели:
дать
обучающимся
основы
изобразительной
грамоты,
способствовать
активизации
их
познавательных
способностей
и
приобщать
к
самостоятельной творческой работе.
Теперь
рассматриваем
наш
натюрморт.
Даём
цветовую
и
тоновую
характеристику
предметов
натюрморта.
Даём
характеристику
фактуры
предметов, из которых составлен натюрморт.
Какие особенности вы можете отметить? Как можно назвать наш натюрморт?
Каково его цветовое решение и какие чувства у вас вызывает эта постановка?
- Натюрморт с атрибутами искусства. На нём мы видим связь музыкального и
изобразительного искусства. Композиция кажется спокойной. В ней нет ярких,
броских акцентов. Она спокойная по цвету.
- Поэтому, ваша задача в рисовании учебной постановки состоит не только в
передаче вещей самих по себе, но и в том, чтобы выразить своё отношение к ним
и к окружающему миру через цвет.
Так давайте немного поговорим о цвете.
Цвет является основой живописи:
Цветом можно по-разному воспринимать и передавать красоту окружающего
мира; выражать чувства, настроение и эмоциональное состояние; цветом можно
мыслить и конструировать форму предмета, передавать фактуру и объём.
Художник И Габенкин говорил:
… В натюрморте…через одухотворенность вещей, через простые формы,
через гармонию цвета можно выразить бесконечное множество
человеческих чувств.
Наша композиция состоит из предметов, сближенных по цвету.
- Какие цвета (тёплые или холодные) преобладают в нём?
Давайте обратимся к цветовому кругу и определим на нём цветовую гармонию,
которая характеризует цветовое решение нашего натюрморта. Кто из ребят мне в
этом поможет?
- Как называется группа этих цветов?
- Совершенно верно, натюрморт на сближенных цветах, отличающихся друг от
друга по светлоте - светлее, темнее; по насыщенности - цвет может быть более
или менее ярким, интенсивным; по контрасту - тональному и цветовому.
Сегодня на уроке мы будем выполнять начало цветового решения. Вами уже
выполнен первый этап выполнения натюрморта — поиск композиции в формате
листа и графическое построение.
Принцип работы над натюрмортом в цвете акварелью — от тёмного к светлому.
Рассматриваем методическое пособие — «выполнение натюрморта в цвете».
Работа будет выполняться в следующем порядке.
Сначала мы мысленно выполняем раскладку предметов по цветотональности —
от самого насыщенного по цвету и светлоте предмета в натюрморте до самого
светлого:
а) определяем самый насыщенный предмет по цвету и тону в натюрморте.
б) затем переходим к предметам, менее насыщенным по цвету и светлоте
(средней тональности).
в) определяем самый светлый предмет в натюрморте
Работу ведём по следующей схеме:
Собственная тень на предмете.
Падающая тень от предмета на плоскости.
Рефлекс на предмет + касание с фоном.
Полутень на предмете.
Свет на предмете + касание с фоном.
Анализируем последовательность работы в цвете.
Итак, сначала пишем синюю драпировку с теневой стороны, драпировку цвета
фуксии и персиковой драпировки. Затем пишем складки с теневой стороны на
светлой драпировке. Потом рассматриваем скрипку, смычок, рамку, глиняную
игрушку, сливы. Эти предметы разные по фактуре и значимости. Начинаем
писать собственные тени на скрипке. Скрипка имеет блестящую поверхность и
драпировки шелковые по фактуре, на которых хорош читается граница света и
тени. Сливы смычок находится на переднем плане. Пишем собственные тени
на предметах. Затем показываем теневые отношения на самом светлом предмете
натюрморта — глиняной игрушке.
Нужно заметить, что каждый раз приступая к изображению в цвете теневой
части каждого последующего предмета, нужно обязательно сравнивать его с
теневой частью предыдущего.
Затем в такой же последовательности сравниваем падающие тени, потом
рефлексы на предметах. А что такое рефлекс? Далее — полутени на предметах и
в заключении — освещённые части предметов натюрморта.
Для натюрмортов на сближенные цветовые отношения характерен один
ведущий цвет.
Поиск общих тональных отношений начинается с определения самого
светлого пятна в натюрморте, затем самого темного и все другие отношения
определяются по отношению к ним.
Определяя цвет освещенных и теневых поверхностей, не следует забывать
о том, что мы должны все время держать во внимании всю постановку,
находя
цветовые
соотношения
не
только
одного
предмета,
но
и
всех
предметов
сразу,
то
есть
решить
цветовое
соотношение
натюрморта
в
целом.
Метод сравнения, метод выискивания различий напряжения света и оттенков
цвета приведет к верному решению.
Прежде чем приступить к выполнению задания, предлагаю проверить ваши
знания в викторине.
( работа на компьютере)
3. Практическая работа.
В
течение
работы
учащиеся
выполняют
первый
этап
цветового
решения
натюрморта.
В
течение
урока
с
учащимися
ведётся
индивидуальная
и
фронтальная работа.
4. Анализ работ. Выставка - просмотр работ, анализ композиции и цветового
решения
5. Итог урока. Рефлексия.
Коллективно подводим итоги о проделанной работе
Вопросы для анализа работ:
- справились ли с поставленной задачей?
- у кого получилось лучше, у кого не очень? Кому надо доработать?
- какие трудности возникли при работе?
- закрепились ли знания и умения пройденного материала?
- задания викторины были лёгкими или трудными?
- что нужно делать, чтобы изменить свои результаты?
Учащиеся должны изобразить на листе смайлик, который подходит данной
оценке.
Оцените свою работу:
- старалась, у меня всё получилось.
- старалась, но были ошибки.
- у меня не получилось, но я буду стараться.