Напоминание

Натюрморт из атрибутов искусства в сближенной цветовой гамме


Автор: Полякова Юлия Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО Детская школа искусств №2
Населённый пункт: Республика Башкортостан, р.п.Приютово
Наименование материала: Методическая разработка Открытого урока по живописи в 3 классе ДХШ
Тема: Натюрморт из атрибутов искусства в сближенной цветовой гамме
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования

Детская школа искусств №2 р.п. Приютово

Открытый урок по живописи

в 3 классе ДХШ

Тема: «Натюрморт из атрибутов искусства

в сближенной цветовой гамме»

Подготовила: Преподаватель

высшей категории ДШИ 2

Полякова Ю. А.

2019 г.

р.п. Приютово

Тема урока: Натюрморт из атрибутов искусства в сближенной цветовой гамме

Вид урока: рисование с натуры.

Цель урока: выполнить первоначальный этап цветового решения натюрморта,

согласно поэтапности ведения работы над натюрмортом; передать цвето-тоновые

отношения больших пятен, тени предметов «собственные» и тени от предметов в

натюрморте в технике работы акварелью.

Тип урока: комбинированный

Методы урока: объяснительно – иллюстративный, наглядный, практический.

Задачи:

Образовательные:

-

закрепить знание о жанре живописи «натюрморт»

- обучить приёмам выполнения поэтапной работы над натюрмортом с натуры

большими цвето-тоновыми отношениями согласно правилам и законам передачи

формы, объёма, материальности предметов в живописи;

Развивающие:

- развивать зрительные представления и впечатления от натуры, чувство

пропорции, соразмерности;

- развивать чувство цвета, наблюдательность, умение сравнивать;

- развивать приемы работы акварелью;

- формировать умение выбирать подходящую цветовую гамму, создавать

настроение в натюрморте с помощь цвета;

- развивать способность видеть градации светотеневого тона в живописи.

- формировать умение выявлять объем предметов с помощью цвета.

Воспитательные:

- воспитывать эстетическую восприимчивость;

- воспитывать художественный вкус при выполнении натюрморта;

- воспитывать способность видеть и понимать прекрасное;

- воспитывать интерес к окружающему миру, к предмету “живопись”;

- воспитывать культуру труда.

Оборудование для учителя: наглядное пособие: цветовой круг, таблицы,

натюрморты учащихся прошлых лет. Репродукции картин художников по теме

«Натюрморт»,ТСО - ноутбук для проведения викторины по теме « Натюрморт»

Оборудование для учащихся: ватман А2, карандаши простые, кисти, палитра,

баночка для воды, ластик, скотч малярный.

План урока:

1.Организационный момент — 3 мин.

2. Сообщение темы. Изложение учебного материала— 12 мин.

3.Практическая работа — 25 мин.

4.Анализ работы — подведение итогов урока — 4 мин.

5. Итог урока. Рефлексия — 1 мин.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Проверка присутствия учащихся. Подготовка рабочих мест к выполнению задания,

размещение мольбертов вокруг натурной постановки, закрепление эскизов,

размещение инструментов, красок, палитры, кистей, баночек с водой.

2. Сообщение темы. Изложение учебного материала

Сегодня у нас урок по живописи на тему: “Натюрморт в сближенной цветовой

гамме”.

Издавна натюрморт считается лучшей школой реалистического рисования, где

художник постигает законы цветовой гармонии и пластику форм, учится

мастерству владения техническими приёмами и творческому отношению к

натуре. Натюрморт – это жанр изобразительного искусства, который

посвящен изображению вещей, размещенных в единой среде и

организованных в группу.

(Рассматриваем репродукции натюрмортов художников.)

Как вы заметили, набор предметов не может быть случайным, их должно что-то

объединять, в них должна быть заложена определенная идея, тема. Например,

предметы труда, растения, овощи и фрукты, старинные или бытовые вещи и т. д.

(демонстрация наглядного материала). Исходя из этого принципа можно

выделить жанры натюрморта

Натюрморт

в

интерьере - изображение натюрморта на фоне интерьера

помещения.

Ученый натюрморт - разновидность натюрморта, в котором изображались

книги, карты, глобус и т.п. , зародившийся в Голландии.

Охотничий натюрморт . Олицетворение голландского натюрморта XVII-

XVIII

веков

-

охотничий

натюрморт.

В

Голландии

этот

жанр

называли

Охотничьи трофеи.

Восточный натюрморт. В восточном натюрморте изображают бытовые и

религиозные предметы, символику, орнамент и мотивы Востока и Индокитая.

Натюрморт с животными . Основоположниками жанра были Отто Марсеус

ван Скрик (1619-1678) и Маттиас Витхос (1627-1703)

Цветочно-фруктовый натюрморт,

просто Цветочный натюрморт. Все эти разновидности жанра являются в

основном творческими. Отличается от них лишь привычный нам учебный

натюрморт. Он также носит название академический или постановочный.

Учебный натюрморт отличается от творческого строгой постановкой цели:

дать

обучающимся

основы

изобразительной

грамоты,

способствовать

активизации

их

познавательных

способностей

и

приобщать

к

самостоятельной творческой работе.

Теперь

рассматриваем

наш

натюрморт.

Даём

цветовую

и

тоновую

характеристику

предметов

натюрморта.

Даём

характеристику

фактуры

предметов, из которых составлен натюрморт.

Какие особенности вы можете отметить? Как можно назвать наш натюрморт?

Каково его цветовое решение и какие чувства у вас вызывает эта постановка?

- Натюрморт с атрибутами искусства. На нём мы видим связь музыкального и

изобразительного искусства. Композиция кажется спокойной. В ней нет ярких,

броских акцентов. Она спокойная по цвету.

- Поэтому, ваша задача в рисовании учебной постановки состоит не только в

передаче вещей самих по себе, но и в том, чтобы выразить своё отношение к ним

и к окружающему миру через цвет.

Так давайте немного поговорим о цвете.

Цвет является основой живописи:

Цветом можно по-разному воспринимать и передавать красоту окружающего

мира; выражать чувства, настроение и эмоциональное состояние; цветом можно

мыслить и конструировать форму предмета, передавать фактуру и объём.

Художник И Габенкин говорил:

… В натюрморте…через одухотворенность вещей, через простые формы,

через гармонию цвета можно выразить бесконечное множество

человеческих чувств.

Наша композиция состоит из предметов, сближенных по цвету.

- Какие цвета (тёплые или холодные) преобладают в нём?

Давайте обратимся к цветовому кругу и определим на нём цветовую гармонию,

которая характеризует цветовое решение нашего натюрморта. Кто из ребят мне в

этом поможет?

- Как называется группа этих цветов?

- Совершенно верно, натюрморт на сближенных цветах, отличающихся друг от

друга по светлоте - светлее, темнее; по насыщенности - цвет может быть более

или менее ярким, интенсивным; по контрасту - тональному и цветовому.

Сегодня на уроке мы будем выполнять начало цветового решения. Вами уже

выполнен первый этап выполнения натюрморта — поиск композиции в формате

листа и графическое построение.

Принцип работы над натюрмортом в цвете акварелью — от тёмного к светлому.

Рассматриваем методическое пособие — «выполнение натюрморта в цвете».

Работа будет выполняться в следующем порядке.

Сначала мы мысленно выполняем раскладку предметов по цветотональности —

от самого насыщенного по цвету и светлоте предмета в натюрморте до самого

светлого:

а) определяем самый насыщенный предмет по цвету и тону в натюрморте.

б) затем переходим к предметам, менее насыщенным по цвету и светлоте

(средней тональности).

в) определяем самый светлый предмет в натюрморте

Работу ведём по следующей схеме:

Собственная тень на предмете.

Падающая тень от предмета на плоскости.

Рефлекс на предмет + касание с фоном.

Полутень на предмете.

Свет на предмете + касание с фоном.

Анализируем последовательность работы в цвете.

Итак, сначала пишем синюю драпировку с теневой стороны, драпировку цвета

фуксии и персиковой драпировки. Затем пишем складки с теневой стороны на

светлой драпировке. Потом рассматриваем скрипку, смычок, рамку, глиняную

игрушку, сливы. Эти предметы разные по фактуре и значимости. Начинаем

писать собственные тени на скрипке. Скрипка имеет блестящую поверхность и

драпировки шелковые по фактуре, на которых хорош читается граница света и

тени. Сливы смычок находится на переднем плане. Пишем собственные тени

на предметах. Затем показываем теневые отношения на самом светлом предмете

натюрморта — глиняной игрушке.

Нужно заметить, что каждый раз приступая к изображению в цвете теневой

части каждого последующего предмета, нужно обязательно сравнивать его с

теневой частью предыдущего.

Затем в такой же последовательности сравниваем падающие тени, потом

рефлексы на предметах. А что такое рефлекс? Далее — полутени на предметах и

в заключении — освещённые части предметов натюрморта.

Для натюрмортов на сближенные цветовые отношения характерен один

ведущий цвет.

Поиск общих тональных отношений начинается с определения самого

светлого пятна в натюрморте, затем самого темного и все другие отношения

определяются по отношению к ним.

Определяя цвет освещенных и теневых поверхностей, не следует забывать

о том, что мы должны все время держать во внимании всю постановку,

находя

цветовые

соотношения

не

только

одного

предмета,

но

и

всех

предметов

сразу,

то

есть

решить

цветовое

соотношение

натюрморта

в

целом.

Метод сравнения, метод выискивания различий напряжения света и оттенков

цвета приведет к верному решению.

Прежде чем приступить к выполнению задания, предлагаю проверить ваши

знания в викторине.

( работа на компьютере)

3. Практическая работа.

В

течение

работы

учащиеся

выполняют

первый

этап

цветового

решения

натюрморта.

В

течение

урока

с

учащимися

ведётся

индивидуальная

и

фронтальная работа.

4. Анализ работ. Выставка - просмотр работ, анализ композиции и цветового

решения

5. Итог урока. Рефлексия.

Коллективно подводим итоги о проделанной работе

Вопросы для анализа работ:

- справились ли с поставленной задачей?

- у кого получилось лучше, у кого не очень? Кому надо доработать?

- какие трудности возникли при работе?

- закрепились ли знания и умения пройденного материала?

- задания викторины были лёгкими или трудными?

- что нужно делать, чтобы изменить свои результаты?

Учащиеся должны изобразить на листе смайлик, который подходит данной

оценке.

Оцените свою работу:

- старалась, у меня всё получилось.

- старалась, но были ошибки.

- у меня не получилось, но я буду стараться.



В раздел образования