Напоминание

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста с общим нарушением зрения посредством произведений русского народного фольклора


Автор: Белова Ольга Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 25 г. Орла»
Населённый пункт: город Орел, Орловская область
Наименование материала: Статья
Тема: Нравственное воспитание детей дошкольного возраста с общим нарушением зрения посредством произведений русского народного фольклора
Раздел: дошкольное образование





Назад




Нравственное воспитание детей дошкольного возраста с общим нарушением зрения

посредством произведений русского народного фольклора

Дошкольный возраст – период формирования личности и личностных механизмов

поведения. Именно в это время желания и мотивы ребенка формируется в иерархическую

систему. Поведение ребенка уже становится менее ситуативным, импульсивным, оно

опосредовано представлениями, личностно

1

.

Если говорить о нравственном воспитании, то оно начинается с рождения человека и

продолжается всю жизнь. Это длительный, непрерывный процесс.

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста с глубокими нарушениями

зрения имеет те же цели и задачи, что и у нормально видящих детей. В него включено

развитие нравственных качеств, нравственного сознания; воспитание представления о

хорошем и плохом; умение общаться с коллективом, любовь к Родине

2

.

Установление социальных связей так же важно для детей с нарушением зрения при

вхождении

в

общество,

как

и

овладение

навыками

самообслуживания,

общения

и

обучение

различным

видам

деятельности.

Духовно-нравственное

воспитание

детей

с

нарушением

зрения

обладает

своей

спецификой.

Во-первых,

дети

ограничены

в

самостоятельном приобретении опыт взаимодействия не только со зрячими, но и с себе

подобными, в отличии от нормально видящих. Во-вторых, они постоянно преодолевают

негативные последствия отношения к своему дефекту со стороны обычных детей

3

.

На наш взгляд при использование народного фольклора может помочь педагогу в

достижении необходимых целей при нравственном воспитании детей.

Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского языка означает народная

мудрость. Фольклор – народное поэтическое творчество, народная словесность, народная

поэзия, устная словесность: совокупность различных видов и форм массового словеcно-

художественного творчества, вошедших в бытовую традицию того или иного народа.

Главная особенность фольклора заключается в том, что он являет собой искусство устного

слова

4

. По мнению Ф. М. Ситдиковой изучение фольклора способствует не 22 только

развитию у детей нравственных качеств и умения видеть прекрасное, но и расширяет их

кругозор. Посредством изучения местных традиций дети включаются в среду народной

культуры

5

.

1



Лебстен, Ф. Уроки раздумья. Педагогика нравственного развития. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 360 с.

2



Замброва К.И. Специфика процесса нравственного воспитания детей с глубокими нарушениями зрения в

семье Студенческая наука и XXI век. 2017. № 15. С. 266

3



Ганеева А.Р. Особенности семейного духовно-нравственного воспитания детей с нарушениями зрения

Студенческая наука и XXI век. 2017. № 15. С. 238

4



Козлова С. А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред.пед. учеб. заведений. М.: «Академия», 2004.

С. 15

5



Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей М.: Юрайт, 1985. С. 61

Я.А.

Коменский

указывает,

что

любой

продуктивный

педагогический

опыт,

опирающийся на народные традиции, всегда выходит далеко за рамки того исторического

и

культурного

контекста,

в

котором

он

возник

и

развивался

и

игнорирование

этих

традиций ведет к деградации общества и человека

6

.

Фольклорная сказка играет важную роль в формировании нравственного чувства

ребенка.

При

этом

фольклорная

сказка

обладает

большой

силой

коррекционного

воздействия, создавая определенное интеллектуальное и эмоциональное состояние, умело

используя

которое,

ребенку

ненавязчиво

преподаются

уроки

доброты,

сочувствия,

справедливости, жалости, побуждая при этом к деятельностному выражению усвоенных

уроков. С помощью конкретных фольклорных сказок и бесед с детьми после прочтения

сказок можно совершенствовать самоидентификацию ребенка (системы «хорошо - плохо»,

«правильно - неправильно» и, наконец «можно - нельзя»).

Необходимо учитывать и тот факт, что зачастую слепые и слабовидящие дети при

неправильном воспитании проявляют недоверчивость и даже враждебность по отношению

к другим людям из-за недостаточного понимания мотивов их поступков, читая детям

нравственно-поучительные фольклорные сказки нужно обратить внимание детей на то,

что доброжелательность очень важна чтобы подружиться, а доверие является главным для

дружбы. Следует в каждом конкретном случае применять наиболее эффективные средства

воздействия.

В

развитии

личности

слепых

и

слабовидящих

детей

есть

особенности,

которые

вызывают

свои

трудности

в

нравственном

воспитании.

Ограниченность

чувственного опыта в связи с нарушением зрения, компенсаторное (а при неправильном

обучении

-

гипертрофированное)

развитие

словесно-логического

мышления,

без

достаточного

для

данного

возраста

знакомства

с

предметным

миром,

с

конкретной

действительностью, ведет к вербализму и чисто словесному знанию жизни. Ребенок с

нарушенным зрением в процессе общения может неверно воспринять реакцию других на

его

поведение,

что

вызывает

неправильное

отношение

к

людям,

событиям

и

своим

поступкам.

Многим

детям

с

нарушениями

зрения

свойственна

бесцеремонность

в

установлении оперативных контактов со старшими, а читая сказку ребенок поймет, сто

старших нужно уважать. Дети могут настойчиво требовать общения, бестактно прерывая

разговор старших. Такое поведение, не соответствует ее нравственным требованиям. [2].

А.Г.Литвак,

Л.И.Солнцева

и

другие

тифлопедагоги

выделяют

среди

особенностей

духовно-нравственных

качеств

дошкольников

с

нарушениями

зрения

трудности

понимания ими чувств и поступков людей, окружающих событий, сложности овладения

нормами поведения [3, 4 - с 9-11]. Исследованиями тифлопсихологов показано, что дети с

нарушением зрения могут приобрести те же моральные принципы, что и нормально

6



Каирова И. А. Азбука нравственного воспитания. М.: «Просвещение», 1975. С. 115

видящие

сверстники.

Запас

впечатлений

и

знаний

ограничен

,

эмоционально

преподнесенного

примера

нравственного

поведения

часто

не

достаточно.

На

необходимость раннего нравственного воспитания детей с нарушениями зрения указывали

Т.А.Власова, В.П.Ермаков, Л.И.Солнцева, Г.А.Якунин и др.

Как отмечает Ефимова О.В., малые фольклорные формы, воплощенные в песенках,

потешках,

пестушках,

прибаутках,

небылицах,

загадках,

пословицах

и

поговорках,

представляют

собой

продукт

языковой

деятельности

народа,

кодирующий

духовные

ценности общества, отражающий художественные ценности языка. Они являются знаками

ситуаций, устойчивыми ориентирами для присвоения языкового общественного опыта.

Овладевая

фольклорным

языком,

ребенок

значительно

раздвигает

узкие

рамки

собственного

познания,

приобщается

к

уровню

знаний,

достигнутых

народом,

человечеством, получает возможность закреплять в речи личный опыт и использовать его

в

качестве

краткой,

емкой

формы

коммуникации.

В

результате

обобщений

малые

фольклорные

формы,

как

и

слова,

выступают

для

ребенка

знаками,

носителями

определенного

смысла,

значения,

семантические

свойства

которого

усваиваются

в

контекстном, деятельностном подходе в работе с детьми

7

.

К.Д. Ушинский, разрабатывая основы обучения родному языку, включал в структуру

каждой страницы «родного слова» малые фольклорные формы: прибаутки, скороговорки,

загадки,

пословицы

и

поговорки.

Художественные

тексты

для

чтения

педагог

также

резюмировал

афоризмами

пословичного

характера,

несмотря

на

их

внешне

труднодоступный глубинный смысл

8

.

В

заключение

стоит

отметить,

что,

организовывая

работу

по

нравственному

воспитанию

детей

с

нарушенным

зрением,

следует

использовать

их

положительные

особенности: склонность к доступным ему видам искусства, речевые и мыслительные

возможности.

При

этом

важно

компенсировать

излишнюю

абстрактность

речи

и

мышления,

опираясь

на

сохранные

анализаторы

-

слух,

осязание,

двигательный

анализатор

и

с

их

помощью

обогащая

чувственный

опыт.

При

выработке

методов

нравственного воспитания детей с нарушенным зрением, прежде всего, необходимо найти

пути и средства, помогающие преодолеть их недоверие к людям, установить с такими

детьми контакт путем участливого, доброжелательного, но не жалостливого отношения,

справедливой

требовательности,

своевременной

помощи.

Только

при

этих

условиях

возможно осуществление нравственного воспитания детей.

7



Ефимова О.В. К проблеме развития связной описательной речи дошкольников с общим недоразвитием

речи средствами малых фольклорных форм Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-2. С. 341.

8



Ефимова О.В. Там же. С. 342



В раздел образования