Напоминание

"Методы учащегося в учебном процессе ДШИ в классе по специальности"


Автор: Фатеева Елена Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ Белокалитвинского района
Населённый пункт: Ростовская область,г. Белая Калитва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Методы учащегося в учебном процессе ДШИ в классе по специальности"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МБУ ДО ДШИ Белокалитвинского района

Методический доклад

«Методы учащегося в учебном процессе

ДМШ в классе по специальности»

Подготовил преподаватель отделения струнно-щипковых инструментов

Фатеева Е.А.

2019г.

1

«Стать как можно быстрее ненужным ученику – вот задача педагога»-говорил

Г.Г.Нейгауз.

Суть

этих

слов

максимально

отражает

сверхзадачу

любого

преподавателя-музыканта, которая заключается в том, чтобы в кратчайшие сроки

воспитать самостоятельно мыслящего ученика, способного решать любые задачи

технического и художественного уровня.

Воспитание будущего музыканта начинается в школе, и от того, как , какими

методами пойдет этот процесс, зависит его результативность. Культивирование

самостоятельности ученика в условиях отсутствия у него какого бы то ни было

опыта,

превалирования

непроизвольных

психических

процессов,

на

фоне

сложностей освоения технической стороны исполнительства начального периода

обучения, в значительной степени затрудняет решение этой задачи, а нередко и

вовсе

исключает

её

из

списка

важнейших

и

первоочередных.

Времени

на

развитие

самостоятельности

ученика

просто

не

хватает.

Педагог

дает

информацию

в

готовом

виде,

а

ученик

её

попросту

усваивает.

Процесс

подготовки

самостоятельно

мыслящего

исполнителя

длителен,

результат

проявляется не сразу, зачастую уже не в музыкальной школе, и его благами

преподаватель школы может вообще не воспользоваться – все это значительно

снижает мотивацию педагога начального звена в целенаправленной работе по

формированию

самодостаточного

исполнителя.

Проще

просто

«натаскать»

ученика на выполнения минимума исполнительских действий. Немаловажным

тормозящим

моментом

в

этой

работе

является

отсутствие

педагогических

навыков и знаний в области методики преподавания предмета. Метод «делай как

я», который является в практике обучения музыкально школы основным, в этом

случае не эффективен. Хочется заметить, что педагог музыкальной школы – это в

идеале

не

неудавшийся

исполнитель,

а

музыкант,

способный

не

только

исполнить на инструменте, или воспроизвести музыкальную мысль голосом, но

и что самое важное, способный объяснить свои действия и добиться от ученика

подобного результата. «Ученик играет так, как слышит его педагог»,- мысль в

сжатом

виде

иллюстрирует

роль

преподавателя

в

результативности

ученика.

2

Каждый педагог должен помнить об этом изречении, анализируя свою работу и

работу своего ученика.

Попытаемся

проанализировать

некоторые

проблемы

в о с п и т а н и я

самостоятельности ученика на различных этапах обучения в ДМШ в классе по

специальности.

Процесс обучения – двухсторонний процесс. Преподаватель передает знания,

учащийся

их

усваивает.

Каждая

сторона

оперирует

своими

методами,

оптимизирующими этот процесс. Ученик может воспринимать информацию в

готовом

виде

и

пользоваться репродуктивным

методом.

Максимально

эффективен такой метод в случаях, когда отклонение от установок, даваемых

преподавателем

нежелательно

или

вообще

недопустимо.

Подобным

методом

ученик должен пользоваться при формировании посадки и постановки игрового

аппарата, при получении точных знаний в области теории музыки, при освоении

аппликатурных

принципов

-

в

общем

во

всех

случаях,

где

невозможна

оправданная

вариантность

решения

задач.

Данный

метод

в

чистом

виде

используется

лишь

на

первой

стадии

обучения,

когда

ребенок

не

обладает

способностью анализировать

воспринимаемую информацию и не способен

решать поставленные задачи самостоятельно.

Частично-поисковый

метод

учащегося

более

сложен

и

требует

более

высокого

уровня

мышления.

Он

опирается

на

общий

и

музыкальный

опыт

ребенка. Используя этот метод, ученик часть задачи решает самостоятельно, а

часть воспринимает в готовом виде. Метод очень эффективен на ранних стадиях

обучения, как основной стимулятор самостоятельности ученика, его активности,

повышения его уровня мышления. Применяется в случаях, когда вариантность

решения музыкальной задачи возможна. Например: педагог предлагает несколько

вариантов фразировки, темпа, динамики, артикуляции, а ученик выбирает один

из них, При этом педагогу необходимо направлять процесс выбора решения,

предлагая различную аргументацию в пользу того или иного варианта. Весьма

полезно выслушать объяснения ребенка, проанализировать их, дать им оценку.

Уровень предлагаемых ученику задач для решения должен быть посильным,

3

преподаватель

должен

опираться

на

багаж

знаний

и

умений

ребенка,

его

возрастные

и

психологические

особенности.

Ассоциативное

мышление,

как

известно,

в

значительной

степени

влияет

на

выразительность

исполнения

учеником

музыкального

произведения.

Мыслить

образами,

переводить

их

в

сферу эмоций, выражать их в музыке – необходимое условие исполнительского

процесса.

Г.Г.Нейгауз

говорил,

что

необходимо

добиваться

от

ребенка

художественного результата на самом простом музыкальном материале, с первых

ученических

шагов.

Для

этого

необходимо

стимулировать

его

творческую

фантазию,

развивать

воображение,

учить

связывать

художественный

образ

с

элементами музыкального языка. Опытный педагог всегда стремится пробудить в

ребенке

эти

качества.

К

примеру,

весьма

бывает

полезно

задание

ребенку

выразить в рисунке то или иное настроение, отобразить характер персонажа.

Большое значение имеет навык анализа музыкального материала как на уровне

звуко и формообразования, так и на уровне художественного содержания.

Из практических навыков, необходимых для стимулирования самостоятельности

ученика, можно выделить умение хорошо читать ноты с листа, достаточную

осведомленность в области теории музыки.

С точки зрения систематичности занятий, являющейся базой для формирования

самостоятельности ученика, необходимо создание на уроках в школе модели

работы

над

произведением.

Педагог

должен

сформировать

у

ребенка

представление

о

порядке

работы

над

пьесой,

приоритетах

в

технической

и

художественной сферах, необходимых временных параметрах в занятиях.

Продуктивный метод, или творческий – высшая форма познания учащимся

исполнительского

искусства,

предполагает

самостоятельное

создание

художественного

продукта.

Предполагает

высокую

степень

подготовленности

ученика,

как

в

технологической,

так

и

в

художественной

сфере.

Уровень

музыкального мышления при этом достаточно высок. Ученик уже способен к

самостоятельным

и

аргументированным

умозаключением,

мышление

его

обобщенное, абстрактное, а не предметное как на начальном этапе обучения.

4

Он способен сравнивать и анализировать, опираясь на имеющиеся знания и

с ф о рм и р о ва н н ы е

н а в ы к и .

В

кач е с т в е

п р и м е р а ,

п о з в о л я ю щ е го

проиллюстрировать

стимулирование

подобного

метода

в

процессе

обучения,

можно

предложить

учащимся

своего

класса,

или

классов

нескольких

преподавателей, имеющих примерно равную подготовку, одинаковую пьесу для

самостоятельной

подготовки

с

последующим

исполнением

и

общим

обсуждением результата каждой интерпретации. «Кто ясно мыслит, тот ясно

излагает»,- данное изречение способно направить действия педагога в работе по

развитию

мышления

ученика

и

тем

самым

стимулированию

е го

самостоятельности. Некоторые преподаватели активно используют проведение

учащимися

самостоятельного

исполнительского

анализа

художественного

произведения (Г.М.Ом г. Воронеж, г. Москва).

Подводя итог обсуждаемой темы, необходимо сказать: нет плохого или лучшего

метода, как для педагога, так и для ученика. Каждый метод обладает своими

достоинствами и недостатками, поэтому необходимо умело пользоваться всеми

инструментами

познания,

имеющимися

в

арсенале

преподавателя

и

уч-ся.

Репродуктивный

метод

дает

самый

быстрый

результат,

но

не

стимулирует

развитие самостоятельности ученика. Продуктивный метод самый полезный, так

как

способствует

творчеству,

создает

новый

продукт

инициативой

самого

ученика, формирует

самодостаточную личность, но требует высокого уровня

произвольных

психических

процессов,

суммы

знаний

и

навыков,

он

более

длителен и результат проявляется не сразу. От педагога требуется прекрасное

знание индивидуальности ребенка, чтобы на каждом уровне обучения умело

направлять его учебную деятельность, его умения пользоваться инструментами

познания исполнительского искусства, какими являются методы обучения.

Список используемой литературы:

1.

Г.Г.Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры. М.»Музыка» 1982г.

2.

И.В.Дубровина «Психология» М.»Академия» 2004г

3.

А.В.Бирмак «О художественной технике пианиста» М.»Музыка» 1973г.

5



В раздел образования