Автор: Мироничева Татьяна Васильевна
Должность: преподаватель ИЗО
Учебное заведение: МБУДО "Смоленская ДШИ"
Населённый пункт: Алтайский край, Смоленский район, с. Смоленское
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Урок–ярмарка. Тема: "Народные художественные промыслы России"
Раздел: дополнительное образование
Открытый урок по предмету ДПИ.
Урок-ярмарка.
Тема:
«НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ
ПРОМЫСЛЫ РОССИИ»
Цели: 1.
Образовательная: систематизировать и обобщить знания
учащихся о народных художественных промыслах.
2. Развивающая: развить умение выполнять вариации
орнаментальных композиций на основе народных росписей России,
создавая их с учетом формы и назначения предметов быта.
Закрепить навыки кистевой росписи.
3. Воспитывающая: Воспитывать уважение к творчеству народных
мастеров и интерес к народным художественным промыслам
России.
Оборудование
: 1.
Зрительный ряд
:
произведение
художественных промысло
Гороца, Хохломы, Филимоново, Пермагорья, Полхов-Майдана;
элементами компазициями кистевых росписей посуды, игрушек
разных стилей.
2. Литературный ряд: Н.Григоренко. Частушки на темы
народных промыслов.
3.Музыкальный ряд: вариации на темы русских народных песен в
исполнении ансамбля русских народных инструментов
4.ТСО: магнитофон, проектор.
5.Материал и инструменты: плотная белая и тонированная бумага,
гуашь, кисти, ножницы.
Задание: выполнить эскиз изделия по мотивам одного из русских народных
художественных промыслов.
Ход урока.
На столах перед классной доской стоят произведения народных мастеров
Хохломы, Городца, Гжели, Жостово, Мезена, Пермагорья, Полхов-Майдана,
игрушки дымковские, каргопольские, филимоновские.
Орг. момент: - Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня у нас с вами
необычный урок, а урок-ярмарка. Тема занятия: «Народные
художественные промыслы России».
Ход урока: - у нас сегодня не класс, а просто ярмарка народных ремесел. И
не случайно выставлены эти замечательные произведения. Мы
заканчиваем изучение народных художественных промыслов. На
уроке мы закрепим знания о народных ремеслах и обобщим наши
представления о народных традициях украшать свой быт и дарить
радость другим людям.
-Итак тема нашего урока звучит так «ярмарка народных
художественных промыслов».
?
- Как вы считаете, кем мы будем на этой ярмарке?
П.О.
-Покупателями, продавцами, мастерами народных промыслов
- Правильно, так как желания у вас разные, то всем вам – и
продавцам, и покупателям, и мастерам – необходимо хорошо знать
то, что вы делаете, что продаете, и покупаете.
Значит нужно знать виды художественных промыслов, а именно:
чем они отличаются друг от друга, как украшаются изделия и какие
особые приметы имеют узоры на посуде разных мастеров. Не
спешите с ответами. Мы сегодня построим урок по особому.
Орг. момент: - Давайте разделим класс на группы так, чтобы каждая группа
могла выбрать один из промыслов. В группе будут мастера, которые
изобразят изделие по мотивам промысла; продавцы, которые в
конце урока представят изделия на нашу ярмарку, будут его
расхваливать так, чтобы всем захотелось его купить. Мастера же на
ярмарке станут покупателями изделий из других промыслов, и
будут они задавать продавцам вопросы каверзные, хвалить их
мастерство или критиковать за оплошности в работе.
(Учащиеся объединяются в группы-артели. В классе может быть не более
5-6 групп, но могут появится мастера-единомышленники, что вполне
допустимо).
- Итак, у нас в классе работают художественные артели «Городец»,
«Гжель», «Дымковская игрушка», «Золотая хохлома», «Жостово»,
«Филимоновская игрушка».
Задание: - Послушайте внимательно задание:
1. Вам нужно выполнить эскиз изделий по мотивам промысла.
2. Вырезать изображение изделия по контуру и подготовить их к
выставке на нашей ярмарке.
(Дети сдвигают по две парты для групповой работы. В центре большого
рабочего стола появляются предметы выбранного промысла и карточки с
элементами росписи, силуэтами игрушек или посуды в традициях
выбранного промысла. Ученики составляют план работы и разделяются по
виду деятельности:
1.
Одни выполняют силуэты изделий;
2.
Другие составляют эскизы композиций узоров для росписи;
3.
А третьи тренируются в кистевой росписи.
Во время самостоятельной работы звучит музыкальная импровизация на
тему русских народных песен. Учитель раздает ученикам, которые будут
продавать изделия своего промысла, тексты стихов и частушек,
посвященных этому промыслу (этому виду творчества).
Учитель вывешивает на доску большой лист с надписью «Ярмарка» и
изображением деревянного стола-прилавка, вертикальная плоскость,
которая представляет собой ряд карманов для помещения в них работ
учащихся.
УЧИТЕЛЬ: - Скоро ярмарка начнет свою работу. Поспешите, представит
свой товар на ярмарку.
(Звучит веселая музыка «Задорные частушки»)
- Купцы дорогие,
Люди торговые,
На нашей ярмарке должны вы
Свой товар расхвалить,
Ничего не забыть.
И себя показать,
И товар с вой продать.
(По очереди выходят ученики из каждой художественной артели и
«расставляют» свои изделия на ярмарочный прилавок).
Артель «Городца»: читает ученик
-Наши доски расписные,
Посмотрите, вот какие
Все хотим вам показать
И подробно описать.
По розанам и купавам
Городецкий скачет конь,
И в цветах весь утопает,
До чего ж красивый он.
Конь копытом бьет,
Удила грызет,
А молодушка за водой идет.
П.О. – Наши доски самые красивые, их украшают изображением цветов,
птиц, коней. Иногда мастера рисуют на досках людей.
?
- Какие краски вы используете в росписях своих изделий?
П.О.
(из артели «Городца»)
- масляные. Доски покрываются лаком, потому и долго служат
хозяевам, не теряя своей красоты.
?
(ученик из другой артели)
- Ваши росписи похожи на Полхов-Майданские, в них тоже пишут
цветы. В чем различие?
П.О. – Да, и мы пишем цветы, но их изображение не похожи на полховские
по форме, т.е. наши сложнее и сказочнее. И вообще, в Городце
совсем другие приемы письма цветов:
Во-первых, полховские цветы пишутся новыми водяными
красками, и потому их изображения прозрачные, а мы пишем
масляными.
Во-вторых, полховские цветы пишутся в один слой и обводятся
тонкой черной линией, а наши цветы пишутся в несколько слоев, в
их изображениях несколько оттенков одного цвета или разных
цветов.
?
- Есть еще вопросы к мастерам и продавцам артели «Городца» ?
П.О. –Нет.
?
-Кто ещё привез свой товар на ярмарку?
П.О. - у-ся (из артели «Гжель»)
-А деревня наша Гжель.
Не за тридевять земель.
Под Москвою мы живем
Глину месим и поем
Очень любим, синей цвет
Потому что краше нет.
Чашки, блюдца, самовары
Знают люди всей земли
Мы и вам полно товара
Для продажи привести.
П.О. учащийся (из артели «Жостово»)
- Мы приехали к вам в гости
На веселый праздник ваш.
Посмотрите на подносы -
Это ж просто вернисаж.
Черный фон сияет лаком,
А на нем цветов краса.
Алых, желтых с красным маком -
Это просто чудеса.
Колокольцы распустились,
Незабудки встали вряд,
Засверкали, заискрились.
Покупайте все подряд.
В мире нет таких подносов,
Они словно вешний сад.
Лучше их вы не найдете,
Покупайте, стар и млад.
П.О. учащийся (из артели «Филимоновской игрушки»)
-Тут поют свои частушки
Знаменитые игрушки -
Филимон с гармошкой,
С внуком Филимошкой!
-Вы откуда Филимоны?
- Мы из Филимоново!
- Обогнали мы в дороге
Пешего и конного.
П.О. учащийся (из артели «Дымковская игрушка»)
-Подчтейнейшие господа!
Посмотрите вы сюда
Игрушки вятские на все манеры:
Вот и барышни, и кавалеры.
У барышень алые щеки и губки,
Нарядные платья и теплые шубки.
Хоть весь базар обойдете,
Лучше барышень не найдете.
Игрушки наши повсюду славятся.
Подходите скорее, и вам понравится
Учитель: - Ну вот и закончила работу наша ярмарка.
- Кто смел,
Тот успел.
И себя показать,
И товар свой продать.
Вывод: - Вы все хорошо поработали и проявили отличные знания народных
промыслов, кое-что нового узнали о народных мастерах и
произведениях народного творчества, которыми мы вправе
гордиться, так как они известны на весь мир. Ваша коллективная
«Ярмарка» будет украшать интерьер школьной столовой и
напоминать всем о красоте народного искусства.
Учитель: - Урок окончен. До свидания.