Напоминание

"Особенности современного детства"


Автор: Кокина Марина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №5"
Населённый пункт: г. Усолье–Сибирское, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности современного детства"
Раздел: дошкольное образование





Назад




"Особенности современного детства"

«От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы,

что вошло в разум и сердце из окружающего мира

–от этого в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш»

В.А.Сухомлинский

Аннотация: В статье рассматривается вопрос о роли и степени активности

родителей в воспитании и обучении дошкольников. Выделяется проблема

самоустранения родителей от воспитания и развития детей. Предлагаются

наиболее эффективные формы привлечения родителей в образовательную

среду

ДОУ,

как

средства

обеспечения

психолого

педагогической

поддержки

семьи

и

повышения

компетенции

родителей

в

вопросах

развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Ключевые слова:

За

тысячелетнюю

историю

человечества

сложились

две

ветви

воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Система

дошкольного образования, как обозначено в Законе РФ «Об образовании»,

является

первой

ступенью

в

системе

непрерывного

образования,

что

предъявляет повышенные требования к качеству образования в ДОУ. Процесс

модернизации образования предъявил серьезные требования к дошкольным

учреждениям.

Ключевой

вопрос

модернизации

–это

повышение

качества

образования. Особенность управления качеством образования в детском саду

состоит в том, чтобы не растеряв прошлый хороший опыт, начать осваивать

нововведения развивающего характера.

Целью

развития

дошкольного

учреждения

в

контексте

управления

качеством

образования

является

создание

условий,

обеспечивающих

оптимальное личностное развитие каждого ребенка. В соответствии с этим

меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Педагог

дошкольного

учреждения

не

только

воспитатель

детей,

но

и

партнёр

родителей по их воспитанию.

Как всем известно, семья для дошкольника – жизненно необходимая

среда, во многом определяющая путь его развития. Семья стоит у истоков

воспитания.

Она

является

основным

социальным

институтом

в

формировании

личности

ребенка.

Семья

и

дошкольное

учреждение

–два

важных института социализации ребенка. Они не могут заменить друг друга.

Как бы серьезно ни продумывались бы формы воспитания детей в детском

саду,

какой

бы

высокой

ни

была

квалификация

педагогов,

невозможно

достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки активного участия

родителей в воспитательно-образовательном процессе.

Включение

семьи

как

партнера

и

активного

субъекта

в

образовательную

среду

дошкольного

образовательного

учреждения

качественно

изменяет

условия

взаимодействия

педагогов

и

родителей.

В

основе этого союза – единство взглядов на воспитательный процесс, вместе

выработанные

общие

цели

и

воспитательные

задачи,

пути

достижения

результатов.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем

экономического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих

родителей

от

решения

вопросов

воспитания

и

развития

детей.

Весьма

актуальной

проблемой

современных

детей

является

зависимость

от

компьютерных устройств.

В период дошкольного детства, а так же в соответствии с ФГОС ДО

ребенок осваивает важнейший навык – игровую деятельность, в процессе

которой

он

эмоционально

и

интеллектуально

осваивает

всю

систему

человеческих отношений, а из отношения к другому человеку формируется

смысл

поступков

и

действий.

В

игре

формируется

воображение.

Дети

придумывают то, чего нет – ни в компьютере, ни в чужой голове. И еще один

важный момент: воображение усиливается в условиях дефицита. Дефицит

игрушек стимулирует воображение ребенка. А что мы видим в современной

детской? Она завалена множеством игрушек, которыми ребенок не дорожит.

Изобилие вещей – краски, книжки, велосипеды, горки, машинки – но кукол,

без

которых

невозможны

ролевые

игры,

там

найдешь

не

всегда.

Компьютерная

картинка

тоже

не

развивает

воображение:

она,

скорее,

парализует,

блокирует

его.

Создает

очаг

перевозбуждения,

которое

направлено

на

совершенно

определенную

тему.

И

об

этом

тоже

нужно

предупредить родителей.

Надо

иметь

в

виду,

что

все,

что

происходит

с

ребенком

в

подростковом возрасте, – эхо его дошкольных проблем»...

Таким

образом,

нам

взрослым,

важно

не

допустить,

чтобы

компьютерные

устройства

в

жизни

ребёнка

стали

источником

проблем.

Отучить

ребенка

от

частого

использования

гаджетов,

как

показывает

практика, очень сложно. Несомненно, современные дети не могут обойтись

без всяческих компьютерных устройств и программ и это нормально. То есть,

в

жизни

каждого

ребенка

должно

быть

всего

понемногу:

смартфонов,

адекватных

мультфильмов,

прогулок,

общения

со

сверстниками

и

более

старшими детьми, обучения и так далее. Больше всего в жизни ребёнка

должно

быть

живого

доброжелательного

общения

с

родителями

и

их

безграничной любви.

Как

заинтересовать,

привлечь

родителей

к

активному

совместному

участию в воспитательно-образовательном процессе осуществляемого в ДОУ,

который будет способствовать развитию ребенка и помогать ему шагать в

ногу со временем?

В связи с этим, вопрос поиска и осуществления современных форм

взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день

является одним из самых актуальных.

Традиционными формами работы педагогов с родителями являются:

беседы,

лекции,

тренинги,

консультации,

организация

и

проведение

совместных мероприятий.

Наиболее

эффективными

в

по ст ро ение

ко н с т р у к т и в н ы х

взаимоотношений

с

родителями

считаем

нетрадиционные

формы,

основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей,

такие как реализация проектов, родительские мастер- классы «Гость группы»,

интерактивные игры.

Остановимся кратко на каждой из них.

Одной

из

наиболее

распространенной

формой

включения

родителей

в

образовательный

процесс

ДОУ

-

является метод

проектов.

Проектную

деятельность

можно

рассматривать,

как

вид

культурной

практики

ребенка,

которая направлена на развитие у него универсальных культурных способов

действий

(умений),

универсальные

компетентности,

помогающие

ему

действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности. Данные формы

взаимодействия

с

семьёй

позволяют

обеспечить

психолого-педагогическую

поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития

и образования, охраны и укрепления здоровья детей. И как результат: успешное

развитие воспитанников ДОУ и реализация творческого потенциала родителей и

детей.

Тем самым ребенок постоянно находится в зоне ближайшего развития

и то, что он сегодня делает с помощью взрослого, в дальнейшем сможет

сделать

сам.

В

соответствии

с

тематическим

планированием

были

организованы проекты :

- Комплексные: «Сказки Пушкина», «Кем быть?»;

- Групповые: «Как я провел это лето», «Добрые сказки», «Наш детский сад»

- Индивидуальные: «Моя семья», «Мои увлечения», «Мама, папа, сад и я -

вместе дружная семья»;

- Исследовательские: «Познаем родной город со своей семьей»,

«Путешествие капельки»

Обычная тема перестает быть абстрактной и приобретает созвучное опыту

детей

направление. Результатом

деятельности

по

проектам

может

быть:

выпуск газеты, презентации, выставки художественного творчества.

Родительский мастер-класс «Гость группы» – это такая форма совместной

партнерской деятельности, когда родитель выступает в роли обучающего

взрослого. Воспитатель здесь – помощник родителя-мастера, вместе с детьми

он участвует в предложенных мастером заданиях, тем самым подает пример

культуры общения и взаимоотношений со взрослыми. Предметом мастер-

классов,

как

правило,

становятся

профессии

родителей,

их

увлечения,

семейные традиции, достижения и т.д.

Например, мастер-классы: «Веселые нотки», «В шахматном королевстве»,

«Откуда на Мишке штанишки», «Мой папа-спасатель». В частности, в

образовательной области «Художественное творчество» был проведен

родительский мастер-класс «Необычный рисунок», в ходе которого мама

воспитанницы группы продемонстрировала детям нетрадиционные приемы

техники рисования «Пескографию», в результате которого получился коллаж

«Зимние забавы».

Организация родительских мастер-классов требует тщательной подготовки.

Родитель-мастер должен быть не только профессионалом в своем деле, но

также и интересным собеседником, ему действительно должно нравиться то,

чем он занимается, потому что, только поистине увлеченный человек, может

увлечь других. Приглашенными мастерами также выступают дедушки и

бабушки, близкие родственники воспитанников. Результаты родительских

мастер-классов транслируются через выпуск видеофильмов, стенгазет,

выставки творческих работ, создание коллекций, фотоальбомов.

Так

родители

начинают

глубже

понимать

значимость

своего

участия

в

воспитании своего ребенка и всех детей группы. Самое главное – меняется

роль родителя от наблюдателя или контролера – к субъекту образования

своего

ребенка.

Для

детей

это

расширение

границ

познавательного

и

социального опыта. Воспитателю же предоставляется возможность решить

ряд важных психолого-педагогических задач.

Интересной

формой

взаимодействия

с

семьями

воспитанников

является

интерактивная

игра,

позволяющая

родителям

лучше,

чем

в

сложном

реальном

мире,

познать

и

понять

структуру

и

причинно-следственных

взаимоотношений

со

своим

ребенком.

Посредством

интерактивной

игры

можно более эффективно показать и обучить родителей новым способам

поведения со своими детьми и проверить на практике свои идеи. Так же

данная

форма

привлекает

тем,

что

носит

игровой

характер,

пробуждает

любопытство,

готовность

к

риску,

создаёт

ситуацию

испытания

и

дарит

радость открытий. Можно выделить следующие игры: «Это мой ребенок»,

«100

к

одному»,

«Счастливый

случай»

целью

которых:

выбрать

тактику

правильного отношения родителей к индивидуальным особенностям своего

ребенка.

В

ходе

игры

родителям

предлагаются:

выставка

рисунков,

видеозапись высказываний детей о семье, о предметах и об окружающем

мире. Данная форма взаимодействия позволяет родителям задуматься над

тем, не потеряли ли они в повседневной суете свое главное предназначение –

материнство и отцовство.

В ходе такого сотрудничества отмечается активность родителей в желании

участвовать

в

педагогическом

процессе,

рост

таких

качественных

показателей как: инициативность, ответственность, позитивное отношение

родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.

Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит

примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И

если

мы

хотим

вырастить

нравственно

здоровое

поколение,

то

должны

решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.

Список литературы.

1.

Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника.

2.

Кисилева Л.С., Данилина Т.А, Лагода Т.С... Зуйкова М.Б.Проектный метод в

деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и

практических работников ДОУ.

3.

Крылова Н.М. Детский сад- Дом радости. Примерная основная

общеобразовательная программа дошкольного образования. –М.: ТЦ Сфера, 2013.

4.

Маейр А.А., Давыдова О.И., Воронина Н.В.555 идей для вовлечения родителей в

жизнь детского сада.

5.

Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребенка. Взаимодействие

ДОУ и семьи.

6.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования.



В раздел образования