Автор: Кокина Марина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №5"
Населённый пункт: г. Усолье–Сибирское, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности современного детства"
Раздел: дошкольное образование
"Особенности современного детства"
«От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы,
что вошло в разум и сердце из окружающего мира
–от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш»
В.А.Сухомлинский
Аннотация: В статье рассматривается вопрос о роли и степени активности
родителей в воспитании и обучении дошкольников. Выделяется проблема
самоустранения родителей от воспитания и развития детей. Предлагаются
наиболее эффективные формы привлечения родителей в образовательную
среду
ДОУ,
как
средства
обеспечения
психолого
–
педагогической
поддержки
семьи
и
повышения
компетенции
родителей
в
вопросах
развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Ключевые слова:
За
тысячелетнюю
историю
человечества
сложились
две
ветви
воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Система
дошкольного образования, как обозначено в Законе РФ «Об образовании»,
является
первой
ступенью
в
системе
непрерывного
образования,
что
предъявляет повышенные требования к качеству образования в ДОУ. Процесс
модернизации образования предъявил серьезные требования к дошкольным
учреждениям.
Ключевой
вопрос
модернизации
–это
повышение
качества
образования. Особенность управления качеством образования в детском саду
состоит в том, чтобы не растеряв прошлый хороший опыт, начать осваивать
нововведения развивающего характера.
Целью
развития
дошкольного
учреждения
в
контексте
управления
качеством
образования
является
создание
условий,
обеспечивающих
оптимальное личностное развитие каждого ребенка. В соответствии с этим
меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Педагог
дошкольного
учреждения
–
не
только
воспитатель
детей,
но
и
партнёр
родителей по их воспитанию.
Как всем известно, семья для дошкольника – жизненно необходимая
среда, во многом определяющая путь его развития. Семья стоит у истоков
воспитания.
Она
является
основным
социальным
институтом
в
формировании
личности
ребенка.
Семья
и
дошкольное
учреждение
–два
важных института социализации ребенка. Они не могут заменить друг друга.
Как бы серьезно ни продумывались бы формы воспитания детей в детском
саду,
какой
бы
высокой
ни
была
квалификация
педагогов,
невозможно
достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки активного участия
родителей в воспитательно-образовательном процессе.
Включение
семьи
как
партнера
и
активного
субъекта
в
образовательную
среду
дошкольного
образовательного
учреждения
качественно
изменяет
условия
взаимодействия
педагогов
и
родителей.
В
основе этого союза – единство взглядов на воспитательный процесс, вместе
выработанные
общие
цели
и
воспитательные
задачи,
пути
достижения
результатов.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем
экономического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих
родителей
от
решения
вопросов
воспитания
и
развития
детей.
Весьма
актуальной
проблемой
современных
детей
является
зависимость
от
компьютерных устройств.
В период дошкольного детства, а так же в соответствии с ФГОС ДО
ребенок осваивает важнейший навык – игровую деятельность, в процессе
которой
он
эмоционально
и
интеллектуально
осваивает
всю
систему
человеческих отношений, а из отношения к другому человеку формируется
смысл
поступков
и
действий.
В
игре
формируется
воображение.
Дети
придумывают то, чего нет – ни в компьютере, ни в чужой голове. И еще один
важный момент: воображение усиливается в условиях дефицита. Дефицит
игрушек стимулирует воображение ребенка. А что мы видим в современной
детской? Она завалена множеством игрушек, которыми ребенок не дорожит.
Изобилие вещей – краски, книжки, велосипеды, горки, машинки – но кукол,
без
которых
невозможны
ролевые
игры,
там
найдешь
не
всегда.
Компьютерная
картинка
тоже
не
развивает
воображение:
она,
скорее,
парализует,
блокирует
его.
Создает
очаг
перевозбуждения,
которое
направлено
на
совершенно
определенную
тему.
И
об
этом
тоже
нужно
предупредить родителей.
Надо
иметь
в
виду,
что
все,
что
происходит
с
ребенком
в
подростковом возрасте, – эхо его дошкольных проблем»...
Таким
образом,
нам
взрослым,
важно
не
допустить,
чтобы
компьютерные
устройства
в
жизни
ребёнка
стали
источником
проблем.
Отучить
ребенка
от
частого
использования
гаджетов,
как
показывает
практика, очень сложно. Несомненно, современные дети не могут обойтись
без всяческих компьютерных устройств и программ и это нормально. То есть,
в
жизни
каждого
ребенка
должно
быть
всего
понемногу:
смартфонов,
адекватных
мультфильмов,
прогулок,
общения
со
сверстниками
и
более
старшими детьми, обучения и так далее. Больше всего в жизни ребёнка
должно
быть
живого
доброжелательного
общения
с
родителями
и
их
безграничной любви.
Как
заинтересовать,
привлечь
родителей
к
активному
совместному
участию в воспитательно-образовательном процессе осуществляемого в ДОУ,
который будет способствовать развитию ребенка и помогать ему шагать в
ногу со временем?
В связи с этим, вопрос поиска и осуществления современных форм
взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день
является одним из самых актуальных.
Традиционными формами работы педагогов с родителями являются:
беседы,
лекции,
тренинги,
консультации,
организация
и
проведение
совместных мероприятий.
Наиболее
эффективными
в
по ст ро ение
ко н с т р у к т и в н ы х
взаимоотношений
с
родителями
считаем
нетрадиционные
формы,
основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей,
такие как реализация проектов, родительские мастер- классы «Гость группы»,
интерактивные игры.
Остановимся кратко на каждой из них.
Одной
из
наиболее
распространенной
формой
включения
родителей
в
образовательный
процесс
ДОУ
-
является метод
проектов.
Проектную
деятельность
можно
рассматривать,
как
вид
культурной
практики
ребенка,
которая направлена на развитие у него универсальных культурных способов
действий
(умений),
универсальные
компетентности,
помогающие
ему
действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности. Данные формы
взаимодействия
с
семьёй
позволяют
обеспечить
психолого-педагогическую
поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития
и образования, охраны и укрепления здоровья детей. И как результат: успешное
развитие воспитанников ДОУ и реализация творческого потенциала родителей и
детей.
Тем самым ребенок постоянно находится в зоне ближайшего развития
и то, что он сегодня делает с помощью взрослого, в дальнейшем сможет
сделать
сам.
В
соответствии
с
тематическим
планированием
были
организованы проекты :
- Комплексные: «Сказки Пушкина», «Кем быть?»;
- Групповые: «Как я провел это лето», «Добрые сказки», «Наш детский сад»
- Индивидуальные: «Моя семья», «Мои увлечения», «Мама, папа, сад и я -
вместе дружная семья»;
- Исследовательские: «Познаем родной город со своей семьей»,
«Путешествие капельки»
Обычная тема перестает быть абстрактной и приобретает созвучное опыту
детей
направление. Результатом
деятельности
по
проектам
может
быть:
выпуск газеты, презентации, выставки художественного творчества.
Родительский мастер-класс «Гость группы» – это такая форма совместной
партнерской деятельности, когда родитель выступает в роли обучающего
взрослого. Воспитатель здесь – помощник родителя-мастера, вместе с детьми
он участвует в предложенных мастером заданиях, тем самым подает пример
культуры общения и взаимоотношений со взрослыми. Предметом мастер-
классов,
как
правило,
становятся
профессии
родителей,
их
увлечения,
семейные традиции, достижения и т.д.
Например, мастер-классы: «Веселые нотки», «В шахматном королевстве»,
«Откуда на Мишке штанишки», «Мой папа-спасатель». В частности, в
образовательной области «Художественное творчество» был проведен
родительский мастер-класс «Необычный рисунок», в ходе которого мама
воспитанницы группы продемонстрировала детям нетрадиционные приемы
техники рисования «Пескографию», в результате которого получился коллаж
«Зимние забавы».
Организация родительских мастер-классов требует тщательной подготовки.
Родитель-мастер должен быть не только профессионалом в своем деле, но
также и интересным собеседником, ему действительно должно нравиться то,
чем он занимается, потому что, только поистине увлеченный человек, может
увлечь других. Приглашенными мастерами также выступают дедушки и
бабушки, близкие родственники воспитанников. Результаты родительских
мастер-классов транслируются через выпуск видеофильмов, стенгазет,
выставки творческих работ, создание коллекций, фотоальбомов.
Так
родители
начинают
глубже
понимать
значимость
своего
участия
в
воспитании своего ребенка и всех детей группы. Самое главное – меняется
роль родителя от наблюдателя или контролера – к субъекту образования
своего
ребенка.
Для
детей
–
это
расширение
границ
познавательного
и
социального опыта. Воспитателю же предоставляется возможность решить
ряд важных психолого-педагогических задач.
Интересной
формой
взаимодействия
с
семьями
воспитанников
является
интерактивная
игра,
позволяющая
родителям
лучше,
чем
в
сложном
реальном
мире,
познать
и
понять
структуру
и
причинно-следственных
взаимоотношений
со
своим
ребенком.
Посредством
интерактивной
игры
можно более эффективно показать и обучить родителей новым способам
поведения со своими детьми и проверить на практике свои идеи. Так же
данная
форма
привлекает
тем,
что
носит
игровой
характер,
пробуждает
любопытство,
готовность
к
риску,
создаёт
ситуацию
испытания
и
дарит
радость открытий. Можно выделить следующие игры: «Это мой ребенок»,
«100
к
одному»,
«Счастливый
случай»
целью
которых:
выбрать
тактику
правильного отношения родителей к индивидуальным особенностям своего
ребенка.
В
ходе
игры
родителям
предлагаются:
выставка
рисунков,
видеозапись высказываний детей о семье, о предметах и об окружающем
мире. Данная форма взаимодействия позволяет родителям задуматься над
тем, не потеряли ли они в повседневной суете свое главное предназначение –
материнство и отцовство.
В ходе такого сотрудничества отмечается активность родителей в желании
участвовать
в
педагогическом
процессе,
рост
таких
качественных
показателей как: инициативность, ответственность, позитивное отношение
родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.
Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит
примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И
если
мы
хотим
вырастить
нравственно
здоровое
поколение,
то
должны
решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.
Список литературы.
1.
Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника.
2.
Кисилева Л.С., Данилина Т.А, Лагода Т.С... Зуйкова М.Б.Проектный метод в
деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и
практических работников ДОУ.
3.
Крылова Н.М. Детский сад- Дом радости. Примерная основная
общеобразовательная программа дошкольного образования. –М.: ТЦ Сфера, 2013.
4.
Маейр А.А., Давыдова О.И., Воронина Н.В.555 идей для вовлечения родителей в
жизнь детского сада.
5.
Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребенка. Взаимодействие
ДОУ и семьи.
6.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования.