Напоминание

Театрализованная игра как средство полоролевой социализации дошкольников


Автор: Ноздренко Анастасия Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №106
Населённый пункт: г.Кемерово
Наименование материала: Статья
Тема: Театрализованная игра как средство полоролевой социализации дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья

Тема: Театрализованная игра как средство полоролевой

социализации дошкольников

Детям

старшего

дошкольного

возраста

доступно

понимание,

что

спектакль готовит творческий коллектив (все вместе творят одно дело -

спектакль). По аналогии с опытом собственных театрализованных игр дети

чувствуют и осознают, что театр дарит радость и творцам и зрителям.

Театрализованная игра ставит перед ребенком немало очень важных

задач. Дети должны уметь при небольшой помощи со стороны воспитателя

организовываться

в

игровые

группы,

договариваться

о

том,

что

будет

разыгрываться,

определять

и

осуществлять

основные

подготовительные

действия (подобрать необходимые атрибуты, костюмы, декорации, оформить

место

действия,

выделить

исполнителей

ролей

и

ведущего,

произвести

несколько раз пробное разыгрывание); уметь пригласить зрителей и показать

им спектакль. Речевые и пантомимические действия исполнителей ролей при

этом

должны

быть

достаточно

выразительны

(внятны,

интонационно

разнообразны,

эмоционально

окрашены,

целенаправленны,

образно

правдивы).

Важно отметить, что роль театрализованных игр в приобщении детей к

искусству:

литературному,

драматическому,

театральному.

Дошкольники

знакомятся

с

разнообразными

видами

театрального

искусства.

При

грамотном

руководстве

у

детей

формируются

представления

о

работе

артистов, режиссеров, театрального художника, дирижера. Детям старшего

дошкольного

возраста

доступно

понимание,

что

спектакль

готовит

творческий коллектив (все вместе творят одно дело - спектакль). По аналогии

с опытом собственных театрализованных игр дети чувствуют и осознают, что

театр дарит радость и творцам и зрителям.

В дошкольном возрасте впервые проявляется потребность в хорошем к

себе отношении со стороны окружающих людей, желание быть понятым и

принятым ими. Дети в игре присматриваются друг к другу, оценивают друг

друга

и

в

зависимости

от

таких

оценок

проявляют

или

не

проявляют

взаимные

симпатии.

Качества

личности,

обнаруживаемые

ими

в

игре,

определяют формирующиеся взаимоотношения. С детьми, не соблюдающими

установленных

правил

в

игре,

демонстрирующими

отрицательные

черты

характера

в

общении,

сверстники

отказываются

иметь

дело.

Возникает

личностность

в

общении,

строящаяся

на

осознаваемой,

мотивированной

основе.

Таким образом, в процессе организации театрализованной игры у детей

развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы,

виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные

взаимоотношения

детей

друг

с

другом,

приобретаются

коммуникативные

умения и навыки.

Один

из

принципов

педагогики

все

дети

талантливы.

Согласно

философии Л.Фейербаха: "Гений мысли, подобно художественному гению в

собственном смысле, прекрасно существует и в известной степени имеется у

всех людей в виде восприимчивости". Этим и определяется отношение к

детской одарённости. Детская одарённость, своевременно замеченная, может

блестяще проявить свою неординарность в школьные годы и в юношеском

возрасте, если в динамичном процессе развития личности ребёнка участвуют

родители,

понимающие

значение

творчества

и

воспитатели,

чей

уровень

культуры

и

профессионализма

позволяет

увидеть,

поддержать

и

развить

интерес ребёнка к творчеству.

Развитию творческих способностей детей в современной дошкольной

педагогике и образовательной практике отводится большая роль. Психолого-

педагогические исследования и практика работы с детьми доказывают, что

начало

развития

творческих

способностей,

приходится

на

дошкольный

возраст, когда у детей по сравнению с ранним возрастом меняется характер

деятельности:

от

предметной

дошкольники

переходят

к

игровой

деятельности. Теперь вся жизнь детей насыщена игрой, каждый ребенок

хочет сыграть свою роль. Как научить ребенка играть? Как в игре и через

игру раскрыть потенциал ребенка? С нашей точки зрения, этому поможет

театр. Именно театрализованные игры – одно из самых эффективных средств

развития

творческих

способностей

ребенка,

в

котором

наиболее

ярко

реализуется педагогический принцип: учить играя.

Разностороннее

влияние

театрализованных

игр

на

личность

ребенка

позволяет использовать их как активное, но ненавязчивое педагогическое

средство. Так, участвуя в театрализованных играх, дети глубже познают

окружающий мир, становятся участниками событий из жизни животных,

растений и людей, совершенствуют навык воплощать в игре определенные

переживания. При этом тематика игр оказывается самой разнообразной: она

касается жизни детского сада и семьи, отражает сюжеты из жизни людей,

животных и растений, в качестве персонажей игр используются игрушки,

овощи

и

фрукты,

предметы

мебели,

посуды

и

пр.

Одновременно

театрализованная

игра

прививает

ребенку

устойчивый

интерес

к

родной

культуре, литературе, театру как виду искусства.

Велико

и

воспитательное

значение

театрализованных

игр.

Оно

заключается в формировании уважительного отношения детей друг к другу,

развитии

чувства

коллективизма

и

партнерства.

Исходя

из

особенностей

психического

развития

детей

дошкольного

возраста,

большинство

театрализованных игр строится на материале сказок. Особенно важны для

детей те нравственно-этические уроки, которые преподносятся сказками и

извлекаются детьми в результате совместного анализа каждой игры.

1.

В

современной

науке

принято

рассматривать

полоролевую

идентичность

как

самый

стабильный

базовый

конструкт

личности,

оказывающий

мощное

влияние

на

становление

социальной,

этнической,

профессиональной идентичности, на процессы самоопределения растущего

человека в культуре. Между тем, освоение детьми культуросообразных форм

маскулинности и фемининности сегодня, по мнению многих специалистов

(В.В. Абраменковой, Д.В. Колесова, Т.А. Репиной и др.), весьма затруднено

по многим причинам. Это и отход от духовных ценностей, цементировавших

национальное самосознание и единство народа, и кризис семьи, института

законного брака, и либерализация половой морали, и сексологизация детской

субкультуры,

и

недостаточная

компетентность

педагогического

персонала

образовательных

учреждений

по

вопросам

полоролевого

воспитания,

и

агрессивное

внедрение

инородных

культурных

знаков,

обслуживающих

полоролевую идентификацию подрастающего поколения. Основные внешние

источники

формирования

полоролевой

идентичности

ребѐнка

(семья,

дошкольные учреждения, школа, сверстники, средства массовой информации,

народная культура) предлагают различные, плохо стыкующиеся между собой

гендерные

ценности

и

установки,

что

значительно

о сложняет

психосексуальное

и

социальное

развитие

ребѐнка,

ослабляет

его

психосексуальное

здоровье,

затрудняет

выбор

конструктивных,

культурорелевантных паттернов маскулинности/фемининности.

2.

Старший

дошкольный

возраст

является

сензитивным

периодом

установления

первичной

(номинативной)

полоролевой

идентичности

личности,

способной

к

принятию

своей

социальной

принадлежности

по

признаку пола посредством использования театрализованной игры.

3. Театрализованная игра содержит уникальные формы упорядочивания

отношений между полами, идеальные образы семьи, мужчины, женщины и

реальные пути приближения к ним, помогает структурировать переживания

себя как человека определѐнного пола, встраивать их в социальный контекст,

чувствовать свою причастность к передающимся из поколения в поколение

моделям адекватного полоролевого поведения.

4. Действенность программы формирования полоролевой идентичности

старших дошкольников средствами театрализованной игры зависит от еѐ

адекватности

психофизическим,

индивидуальным

особенностям

детей,

гендерной компетентности педагогов, оптимизации взаимодействия с семьѐй

и другими институтами гендерной социализации, создания в дошкольном

образовательном учреждении среды, воспроизводящей нормативные модели

мужественности и женственности.

Используемая литература:

1.Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение,

1991. –127 с.

2. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам. –

М.: Просвещение, 1982. – 191с.

3. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей: Популярное пособие

для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997. - 208 с

4. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для

работников детских садов. - М.: Сфера, 2001. - 128 с.

5. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в

детском саду. - М.: “Школьная Пресса”, 2000. - 128 с.

6. Сорокина Н. Ф. Программа “Театр–творчество–дети” //Дошкольное

воспитание. 1996. № 8, 9, 11.

7. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр // Дошкольное воспитание. 1997.

№ 6. С. 61-63; 1998. №2. С.129-130.

8. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр: Пособие для воспитателей,

педагогов дошкольного образования и музыкальных руководителей детских

садов. - М.: АРКТИ, 2001. - 160 с.

9. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука

общения: Развитие личности ребенка, навыки общения со взрослыми и

сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет). – СПб: “ДЕТСТВО - ПРЕСС”, 1998. -

384 с.



В раздел образования