Автор: Карелина Ирина Владимировна
Должность: учитель логопед
Учебное заведение: МАДОУ д⁄с № 2
Населённый пункт: города Асино Томской области
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование слоговой структуры слова
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
«Нарушение слоговой структуры у дошкольников»
(Игры для развития слоговой структуры слова)
Нарушение слоговой структуры слова у детей, отрицательно влияет на
усвоение чтения и письма. Речевая функция является одной из важнейших
функций человека. В процессе речевого развития у него формируются
высшие психические формы познавательной деятельности, способность к
понятному
мышлению.
Овладение
речью
способствует
осознанию,
планированию
и
регуляции
поведения.
Речевое
общение
создаёт
необходимые
условия
для
развития
различных
форм
деятельности
и
участия в коллективном труде.
Формирование у детей грамматически правильной речи, дающей
возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе –
одна из самых важных задач в общей системе работы по обучению ребёнка
родному языку в ДОУ и семье. Ребёнок с хорошо развитой речью легко в
ступает в
общение с окружающими, он может понятно выразить свои
мысли,
желания,
задать
вопрос,
договориться
со
сверстниками
о
совместной
игре.
И,
наоборот,
невнятная
речь
ребёнка
затрудняет
его
взаимоотношения
с
людьми
и
нередко
накладывает
отпечаток
на
его
характер.
К 6-7 годам, а иногда и раньше, дети с речевой патологией
начинают
осознавать
дефекты
своей
речи,
болезненно
переживают
их,
становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.
Если
в
речи
дошкольника
имеются
перестановки,
пропуски
или
наращение
звуков
и
слогов,
значит,
структура
слов
воспроизводится
неверно. До трёх лет это физиологически обусловлено, нормально. Мы
нередко слышим от малышей, только начавших говорить, например такие
слова:
«мацицикл»
(мотоцикл),
«мицанель»
(милиционер),
«касанавт»
(космонавт), и оправданно не беспокоимся о состоянии их речи.
Однако если дошкольник в 4-5 лет произносит: «касавока» (сковородка),
«писось»
(пылесос),
«анга»
(нога),
«липека»
(таблетка)
и
т.
п,
то
это
указывает на стойкое нарушение слоговой структуры слова.
В системе языка с тремя основными составляющими – фонетикой,
лексикой и грамматикой – слоговая структура занимает, особое место. С
оной стороны, это, несомненно, часть произносительной стороны речи –
фонетики (Т. Г. Егоров, Н. Х. Швачкин и другие). Но с другой – существует
связь
между
структурными
искажениями
слов
и
семантической
недостаточностью у дошкольников. (Р. Е. Левина, А. К. Макаров и другие).
Поэтому лексические единицы, а именно слова с малознакомым значением
чаще подвергаются изменениям на слоговом уровне.
По
данным
некоторых
исследователей,
существует
влияние
формирования слоговой структуры и грамматический строй речи.
Р.Е Левина отмечает, что возникновение предложений в речи ребёнка
тесно
связано
со
слогообразованием.
По
мнению
Д.Б.
Эльконина,
овладение
грамматическим
строем
напрямую
зависит
от
ориентировки
ребёнка в звуковой системе родного языка.
Улучшая
последнюю (и, в
частности,
воспроизведение
слоговой
структуры
слов),
мы
создаём
конструкции грамматики в целом.
Известен и тот факт, что отдельные слова связываются в предложения
благодаря грамматическим средствам – окончаниям, а также различным
предлогам и союзам. Они же в свою очередь, нередко образуют в речевом
потоке
слабые,
безударные
слоги,
звуковые
комбинации,
содержащие
стечение согласных звуков (под столом, в стакане, со скамейки, из-под
шкафа).
В русских словах сила безударных слогов неодинакова (А.Н. Гвоздев. Б.
Киттерман, Т.Г.Егоров), а в указанных образованиях, где 2- 3 согласных
звука стоят рядом, их восприятие дополнительно затруднено.
И так при нормальном речевом развитии и в условиях его патологии
становление и функционирование всех компонентов языковой системы –
фонетики, лексики и грамматики – органически связано с таким понятием,
как слоговая структура слова.
Игры для развития слоговой структуры
слова.
Дидактические игры:
«Перепутаница»
Ход: Жили-были слова, однажды они веселились, играли, танцевали, и не
заметили, как перепутались. Помогите словам распутаться. Слова: босака
(собака), лавосы (волосы), лекосо (колесо)
«Чудесный мешочек»
Ход: В мешочек
опускаются картинки маленькие, на них нарисованы
предметы,
ребёнок
вынимает
картинку
и
называет
картинку,
которая
нарисована. Мешочек идёт по кругу детей. Кто правильно назвал слово, у
того остается картинка. В конце игры подсчитывают количество картинок,
у кого больше тот выиграл.
«Доскажи словечко»
Идет спокойно, не спеша. На лугу среди букашек
Пусть видят все, как хороша. Поднялся переполох:
Удобна прочная рубаха, Оттеснился переполох
В которой ходит….(черепаха) Великан … (чертополох)
Наш приятель тут как тут. Он круглый и красный,
Всех домчит он в пять минут. Как глаз светофора.
Эй, садись, не зевай, Среди овощей
Отправляется… (трамвай) Нет сочней …(помидор)
«Сказочные герои»
Толстый хваста и зазнайка
С Малышом дружил…(Не Незнайка, а Карлсон)
Из носка в полоску
Папой сшит колпак,
В нём в школу и отправился
С «Азбукой»…(не Иван-дурак , а Буратино)
(так же можно играть «Транспорт», «Профессии», «Животные» и. т. д)
Пальчиковые игры со стихами
«Шкаф»
Шкаф дремучий, шкаф и дуба. (Сжимают и разжимают пальцы.)
В нём - костюмы, платья, шубы. ( Поочерёдно загибают пальцы.)
В нём – еноты, лисы, волки.
Белки там – на верхней полке.
И весь день в шкафу темно, (Закрывают руками глаза).
Как в лесу или в кино. (Открывают глаза.)
« Мы во двор пошли гулять»
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять. («Идут по столу указательным и средним
пальчиками)
Бабу снежную лепили, (Лепят комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили, («Крошат» хлебушек всеми пальчиками)
С горки мы потом катились, (Ведут указательным пальцем правой
руки по ладони левой)
А ещё в снегу валялись. (Кладут ладошки на стол то одно, то
другой стороной)
Все в снегу домой пришли. (Отряхивают ладошки)
Съели суп, и спать легли. (Движения воображаемой ложкой: руки
под щёку.)
Физминутки
«Видишь, бабочка летает»
Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками)
На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком)
- Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши)
Ох, считать, не сосчитать! (Прыжки на месте)
За день, за два и за месяц… (Шагаем на месте)
Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши)
Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками)
Сосчитать бы не смогла (Считаем пальчиком)
«Удивляемся природе»
Мы стоим на огороде,
Удивляемся природе. ( Потягивания – руки в стороны.)
Вот салат, а здесь укроп.
Там морковь у нас растёт. (Правой рукой коснуться левой ступни,
потом наоборот)
Поработаем с тобой,
Сорнякам объявим бой –
С корнем будем выдирать
Да пониже приседать.
У забора всем на диво
Пышно разрослась крапива. ( Потягивания – руки в стороны.)
Мы её не будем трогать –
Обожглись уже немного. ( Руки вперёд - потрясти кистями.)
Всё полили мы из лейки
И садимся на скамейки. (Дети садятся.)
« Игры с буквами»
«Подбери картинку к слогу»
Ход: раскладываются напечатанные слоги в ряд перед детьми и картинки.
Дети должны найти, с каких слогов начинаются названия картинок
«Воздушные шарики»
Ход: На доске или столе разложены картонные цветные шарики, на них
написаны
слоги.
Дети
находят
одинаковые
по
форме
и
цвету
шары,
соединяют правильно, что бы получилось слово.
«Цепочка слов»
Ход: выкладывается длинная цепочка слов, дети читают и называют, какие
слова спрятались
«Собери из букв слова»
Детям выдаются картинки, из кассы букв под картинкой выкладываются
слова. За правильно собранное слово, ребёнок получает звёздочку.
«Лишний слог»
Ход: Детям раздаются слоги, один слог лишний. Дети составляют слово,
определяя лишний слог.
Д\И «Назови профессию»
Кто вставляет стёкла? –
Кто чинит водопровод? –
Кто штукатурит стены? –
Кто работает на кране? –
Кто работает на тракторе? –
Кто работает на экскаваторе? –
Д\И «Кто, что делает?» (Образование сложных слов.)
Рыбу ловит –
Землю капает –
Пчёл разводит –
Пешком ходит –
Лес рубит –
Трубы чистит –
Лес разводит –
Птиц ловит -
Д\И «Деформированный текст»
Детям предлагается составить предложение из слов.
Орехи, в, белка, прячет, дупло.
По, зайка, лесу, прыгает.
На, ребята, пошли, прогулку.
Д\И «запомни, положи, повтори»
Ход:
Педагог
называет
слова.
Выдаёт
ребёнку
картинки.
Ребёнку
необходимо
назвать
слова
в
той
же
последовательности
и
положить
картинки с этими словами, в порядке называния.