Напоминание

Формирование слоговой структуры слова


Автор: Карелина Ирина Владимировна
Должность: учитель логопед
Учебное заведение: МАДОУ д⁄с № 2
Населённый пункт: города Асино Томской области
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование слоговой структуры слова
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей

«Нарушение слоговой структуры у дошкольников»

(Игры для развития слоговой структуры слова)

Нарушение слоговой структуры слова у детей, отрицательно влияет на

усвоение чтения и письма. Речевая функция является одной из важнейших

функций человека. В процессе речевого развития у него формируются

высшие психические формы познавательной деятельности, способность к

понятному

мышлению.

Овладение

речью

способствует

осознанию,

планированию

и

регуляции

поведения.

Речевое

общение

создаёт

необходимые

условия

для

развития

различных

форм

деятельности

и

участия в коллективном труде.

Формирование у детей грамматически правильной речи, дающей

возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе –

одна из самых важных задач в общей системе работы по обучению ребёнка

родному языку в ДОУ и семье. Ребёнок с хорошо развитой речью легко в

ступает в

общение с окружающими, он может понятно выразить свои

мысли,

желания,

задать

вопрос,

договориться

со

сверстниками

о

совместной

игре.

И,

наоборот,

невнятная

речь

ребёнка

затрудняет

его

взаимоотношения

с

людьми

и

нередко

накладывает

отпечаток

на

его

характер.

К 6-7 годам, а иногда и раньше, дети с речевой патологией

начинают

осознавать

дефекты

своей

речи,

болезненно

переживают

их,

становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

Если

в

речи

дошкольника

имеются

перестановки,

пропуски

или

наращение

звуков

и

слогов,

значит,

структура

слов

воспроизводится

неверно. До трёх лет это физиологически обусловлено, нормально. Мы

нередко слышим от малышей, только начавших говорить, например такие

слова:

«мацицикл»

(мотоцикл),

«мицанель»

(милиционер),

«касанавт»

(космонавт), и оправданно не беспокоимся о состоянии их речи.

Однако если дошкольник в 4-5 лет произносит: «касавока» (сковородка),

«писось»

(пылесос),

«анга»

(нога),

«липека»

(таблетка)

и

т.

п,

то

это

указывает на стойкое нарушение слоговой структуры слова.

В системе языка с тремя основными составляющими – фонетикой,

лексикой и грамматикой – слоговая структура занимает, особое место. С

оной стороны, это, несомненно, часть произносительной стороны речи –

фонетики (Т. Г. Егоров, Н. Х. Швачкин и другие). Но с другой – существует

связь

между

структурными

искажениями

слов

и

семантической

недостаточностью у дошкольников. (Р. Е. Левина, А. К. Макаров и другие).

Поэтому лексические единицы, а именно слова с малознакомым значением

чаще подвергаются изменениям на слоговом уровне.

По

данным

некоторых

исследователей,

существует

влияние

формирования слоговой структуры и грамматический строй речи.

Р.Е Левина отмечает, что возникновение предложений в речи ребёнка

тесно

связано

со

слогообразованием.

По

мнению

Д.Б.

Эльконина,

овладение

грамматическим

строем

напрямую

зависит

от

ориентировки

ребёнка в звуковой системе родного языка.

Улучшая

последнюю (и, в

частности,

воспроизведение

слоговой

структуры

слов),

мы

создаём

конструкции грамматики в целом.

Известен и тот факт, что отдельные слова связываются в предложения

благодаря грамматическим средствам – окончаниям, а также различным

предлогам и союзам. Они же в свою очередь, нередко образуют в речевом

потоке

слабые,

безударные

слоги,

звуковые

комбинации,

содержащие

стечение согласных звуков (под столом, в стакане, со скамейки, из-под

шкафа).

В русских словах сила безударных слогов неодинакова (А.Н. Гвоздев. Б.

Киттерман, Т.Г.Егоров), а в указанных образованиях, где 2- 3 согласных

звука стоят рядом, их восприятие дополнительно затруднено.

И так при нормальном речевом развитии и в условиях его патологии

становление и функционирование всех компонентов языковой системы –

фонетики, лексики и грамматики – органически связано с таким понятием,

как слоговая структура слова.

Игры для развития слоговой структуры

слова.

Дидактические игры:

«Перепутаница»

Ход: Жили-были слова, однажды они веселились, играли, танцевали, и не

заметили, как перепутались. Помогите словам распутаться. Слова: босака

(собака), лавосы (волосы), лекосо (колесо)

«Чудесный мешочек»

Ход: В мешочек

опускаются картинки маленькие, на них нарисованы

предметы,

ребёнок

вынимает

картинку

и

называет

картинку,

которая

нарисована. Мешочек идёт по кругу детей. Кто правильно назвал слово, у

того остается картинка. В конце игры подсчитывают количество картинок,

у кого больше тот выиграл.

«Доскажи словечко»

Идет спокойно, не спеша. На лугу среди букашек

Пусть видят все, как хороша. Поднялся переполох:

Удобна прочная рубаха, Оттеснился переполох

В которой ходит….(черепаха) Великан … (чертополох)

Наш приятель тут как тут. Он круглый и красный,

Всех домчит он в пять минут. Как глаз светофора.

Эй, садись, не зевай, Среди овощей

Отправляется… (трамвай) Нет сочней …(помидор)

«Сказочные герои»

Толстый хваста и зазнайка

С Малышом дружил…(Не Незнайка, а Карлсон)

Из носка в полоску

Папой сшит колпак,

В нём в школу и отправился

С «Азбукой»…(не Иван-дурак , а Буратино)

(так же можно играть «Транспорт», «Профессии», «Животные» и. т. д)

Пальчиковые игры со стихами

«Шкаф»

Шкаф дремучий, шкаф и дуба. (Сжимают и разжимают пальцы.)

В нём - костюмы, платья, шубы. ( Поочерёдно загибают пальцы.)

В нём – еноты, лисы, волки.

Белки там – на верхней полке.

И весь день в шкафу темно, (Закрывают руками глаза).

Как в лесу или в кино. (Открывают глаза.)

« Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики по одному)

Мы во двор пошли гулять. («Идут по столу указательным и средним

пальчиками)

Бабу снежную лепили, (Лепят комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили, («Крошат» хлебушек всеми пальчиками)

С горки мы потом катились, (Ведут указательным пальцем правой

руки по ладони левой)

А ещё в снегу валялись. (Кладут ладошки на стол то одно, то

другой стороной)

Все в снегу домой пришли. (Отряхивают ладошки)

Съели суп, и спать легли. (Движения воображаемой ложкой: руки

под щёку.)

Физминутки

«Видишь, бабочка летает»

Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками)

На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком)

- Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши)

Ох, считать, не сосчитать! (Прыжки на месте)

За день, за два и за месяц… (Шагаем на месте)

Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши)

Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками)

Сосчитать бы не смогла (Считаем пальчиком)

«Удивляемся природе»

Мы стоим на огороде,

Удивляемся природе. ( Потягивания – руки в стороны.)

Вот салат, а здесь укроп.

Там морковь у нас растёт. (Правой рукой коснуться левой ступни,

потом наоборот)

Поработаем с тобой,

Сорнякам объявим бой –

С корнем будем выдирать

Да пониже приседать.

У забора всем на диво

Пышно разрослась крапива. ( Потягивания – руки в стороны.)

Мы её не будем трогать –

Обожглись уже немного. ( Руки вперёд - потрясти кистями.)

Всё полили мы из лейки

И садимся на скамейки. (Дети садятся.)

« Игры с буквами»

«Подбери картинку к слогу»

Ход: раскладываются напечатанные слоги в ряд перед детьми и картинки.

Дети должны найти, с каких слогов начинаются названия картинок

«Воздушные шарики»

Ход: На доске или столе разложены картонные цветные шарики, на них

написаны

слоги.

Дети

находят

одинаковые

по

форме

и

цвету

шары,

соединяют правильно, что бы получилось слово.

«Цепочка слов»

Ход: выкладывается длинная цепочка слов, дети читают и называют, какие

слова спрятались

«Собери из букв слова»

Детям выдаются картинки, из кассы букв под картинкой выкладываются

слова. За правильно собранное слово, ребёнок получает звёздочку.

«Лишний слог»

Ход: Детям раздаются слоги, один слог лишний. Дети составляют слово,

определяя лишний слог.

Д\И «Назови профессию»

Кто вставляет стёкла? –

Кто чинит водопровод? –

Кто штукатурит стены? –

Кто работает на кране? –

Кто работает на тракторе? –

Кто работает на экскаваторе? –

Д\И «Кто, что делает?» (Образование сложных слов.)

Рыбу ловит –

Землю капает –

Пчёл разводит –

Пешком ходит –

Лес рубит –

Трубы чистит –

Лес разводит –

Птиц ловит -

Д\И «Деформированный текст»

Детям предлагается составить предложение из слов.

Орехи, в, белка, прячет, дупло.

По, зайка, лесу, прыгает.

На, ребята, пошли, прогулку.

Д\И «запомни, положи, повтори»

Ход:

Педагог

называет

слова.

Выдаёт

ребёнку

картинки.

Ребёнку

необходимо

назвать

слова

в

той

же

последовательности

и

положить

картинки с этими словами, в порядке называния.



В раздел образования