Автор: Камшилина Татьяна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 44
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: открытое занятие
Тема: "ФЭМП в средней группе"
Раздел: дошкольное образование
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ФЭМП В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА.
ЗАДАЧИ:
- Формировать у детей представление об отношениях чисел в числовом ряду, учить
определять и называть предыдущее и последующее по отношению к названному
числу ( числа – «соседи»).
- Продолжать развивать ориентировку в пространстве, упражнять детей в
определении, кто находится справа, а кто слева от него.
- Упражнять в прямом и обратном счёте в пределах 5.
- Упражнять в сравнении предметов по высоте, обозначая результаты сравнения
соответствующими словами: самый высокий, ниже, выше, самый низкий.
- Закреплять узнавание и называние геометрических фигур.
МАТЕРИАЛЫ, ОБОРУДОВАНИЕ:
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ:
- Два набора цифр от 1 до 5, пять любых разновеликих игрушек, плакат с яркими
геометрическими фигурами (плоскостными и объёмными), картинка с
изображением деревьев и домов разной высоты.
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ:
- Набор разноцветных разновысоких полосок.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:
Дети сидят полукругом. Воспитатель называет число, месяц, день недели.
Спрашивает у детей, знают ли они, какое сейчас время года, какие весенние
месяцы они знают (дети вспоминают и называют все весенние месяцы (март,
апрель, май), ( в случае затруднения воспитатель помогает детям).
Воспитатель предлагает вниманию детей цифры на доске и предлагает посчитать
прямым и обратным счётом (воспитатель показывает указкой на числа, дети
считают.
Затем воспитатель обращает внимание детей на выставленные игрушки и задаёт
вопросы с просьбой ответить конкретного ребёнка:
- Который по счёту стоит чайник? (ребёнок отвечают, в случае затруднения
воспитатель привлекает других детей).
- Которой по счёту стоит кукла?
- Которой по счёту стоит матрёшка? ( и так про каждую игрушку).
Воспитатель выясняет, знают ли дети, кто такие соседи. Воспитатель
спрашивает: «Варя, кто твои соседи?» (пауза) «Кто сидит справа от тебя? Кто сидит
слева от тебя? Назови их имена». Аналогичным образом воспитатель опрашивает
3-4 детей. Затем обращается ко всем детям: «Кто хочет назвать своих соседей?»
Отвечают 2-3 ребёнка, остальные проверяют, не ошиблись ли они.
На доске выставлены цифры от 0 до 5. Затем предлагает определить
«соседей» того или другого числа. Для этого воспитатель дотрагивается,
например, до цифры
«2». Дети: «2». Воспитатель: «А соседи?» Дети: «1и3». Так воспитатель показывает
различные цифры, а дети называют их соседей. Затем воспитатель спрашивает 3-5
детей по той же теме.
Воспитатель приглашает детей пройти на ковёр и проводит физкультурную паузу.
(проводится игра средней подвижности «Делай, как я скажу».
Воспитатель предлагает детям встать в круг друг за другом и выполнять заданные
воспитателем виды движений и направлений ( делаем 5 шагов вперёд , делаем 5
шагов назад , делаем 2 шага с полуприседанием вправо, возвращаемся влево тем
же способом, делаем 2 прыжка влево, возвращаемся вправо таким же способом,
тянем руки вверх, встаём на носочки, опускаемся вниз, обхватываем коленки
руками – 2 раза.
Дети возвращаются на свои места.
Воспитатель обращает внимание детей на картинку с изображением деревьев и
домов различной высоты. Задаёт вопросы , выслушивает ответы детей и подводит
к тому, что дома и деревья отличаются по высоте, обозначает результат сравнения
словами: выше, ниже, самый низкий, самый высокий.
На столах у детей в конвертах разноцветные разновысокие полоски в количестве
5 штук. Воспитатель предлагает детям разложить эти полоски в убывающей
последовательности: от самой высокой до самой низкой. Проверяет результат
выполнения, просит 2-3 детей рассказать о своей работе, добиваясь озвучивания
результатов сравнения словами: самая высокая, ниже, выше, самая низкая.
Затем воспитатель обращает внимание на доску, где также в заданном порядке
расположены разновысокие разноцветные полоски. Задаёт детям вопросы:
- Какая полоска самая высокая? (ответы детей)
- Какая полоска ниже, чем первая? (ответы детей)
- Какая полоска ниже, чем… ( и так до самой низкой)
- Какая полоска самая низкая? (ответы детей).
Молодцы, значит, мы с вами правильно расположили полоски: от самой высокой
до самой низкой.
Воспитатель проводит с детьми пальчиковую зарядку «1, 2, 3, 4 – много
мебели в квартире»:
« 1-2-3-4- много мебели в квартире (сжимают и разжимают пальцы рук),
Чтобы мебель сосчитать, будем пальцы загибать.
В шкаф повесим мы рубашку ( загибают мизинчики на руках),
А в буфет поставим чашку ( загибают безымянные пальцы),
Чтобы ножки отдохнули, посидим с тобой на стуле (загибают средние пальцы),
А потом мы с котом посидели за столом (загибают указательные пальцы),
Чай с вареньем дружно пили, много мебели в квартире (показывают большие
пальцы рук).
Далее воспитатель обращает внимание детей на таблицу с изображением
геометрических фигур (как плоскостных, так и объёмных), предлагает узнать и
назвать эти геометрические фигуры, для чего поочерёдно приглашает 2 – 3 детей к
доске (дети показывают и называют фигуры, в случае затруднения воспитатель
просит остальных детей помочь).
В завершении занятия воспитатель предлагает детям вспомнить и назвать, чем
же сегодня они занимались на занятии ( в случае затруднения привлекает других
детей, напоминает сама). Благодарит детей за работу.
Составила и провела: Камшилина Татьяна Анатольевна,
воспитатель МБДОУ №44,
г. Кемерово