Автор: Сайфуллина Светлана Семеновна
Должность: преподаватель фармакологии
Учебное заведение: ГАПОУ РБ "Туймазинский медицинский колледж"
Населённый пункт: Республика Башкортостан г.Туймазы
Наименование материала: методические указания для практических занятий
Тема: "Антибиотики"
Раздел: среднее профессиональное
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение РБ
«Туймазинский медицинский колледж».
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
для студентов
Дисциплина: «
Фармакология»
Тема: «Антибиотики
»
Для специальностей:
31.02.01 Лечебное дело (повышенный уровень)
34.02.01 Сестринское дело(базовой подготовки)
31.02.02 Акушерское дело(базовой подготовки)
Составитель: преподаватель дисциплины
«Фармакология» ТМК
Сайфуллина С.С.
Туймазы 2019 год
Одобрено цикловой комиссией
“___”__________________200 г.
Председатель_______________
Расшифровка подписи
Утверждаю:
Заместитель директора по учебной работе
_______________________Галиуллина А.Ф.
Содержание методического указания
1. Введение.
2. Цели, задачи.
3. Межпредметные и внутрипредметные связи.
4. Контроль исходного уровня знаний: претест
5. Теоретический информационный материал.
6. Образец решения задач
7.Самостоятельная лабораторно – практическая работа.
8.Эталон ответов на постест и претест
9. Список литературы.
Введение
Методическая разработка по теме “Антибиотики” рассчитана
на
самостоятельное
изучение
данной
темы
и
проведение
самоконтроля. Также ее можно применять на практических занятиях
по дисциплине “Фармакология ”.
Порядок
работы
при
самостоятельном
изучении
материала.
Уважаемый студент!
- Изучите стратегию самостоятельной работы
- Ознакомьтесь с учебными целями занятия.
- Особое внимание обратите на перечень умений и знаний по теме.
Модель методической разработки
На основании имеющегося материала выработать умение и
использовать исходные данные для обоснования и выполнения
лабораторно – практического задания.
Цель самостоятельной работы по методической разработке.
1.
Дидактическая
-
обучить
студентов
работать
над
литературой,
составлять
опорные
конспекты,
применять
теоретические знания на практике.
2.
Логическая
-
развитие
логического
мышления
путем
решения ситуационных задач, выписывания рецептов.
3.
Деонтологическая
-
воспитать
у
студентов
соблюдение
этико-деонтологических
принципов
при
работе
с
больными
и
в
коллективах.
Итак,
на
основе
предыдущих
знаний
и
в
проце ссе
самоподготовки студент должен:
знать
– фармакологические
эффекты,
показания
к
применению,
побочные
эффекты
и
противопоказания
к
применению
отдельных
групп антибиотиков.
уметь – пользуясь справочной литературой выписать рецепты и дать
рекомендации по правильному применению лекарственных средств.
Межпредметная связь
Внутрипредметные связи
Химиотерапевтические средства, твердые, мягкие, жидкие лекарственные формы,
лекарственные формы для инъекций, общая фармакология.
Анатомия
Латинский
язык
Сестрин
ское дело
Клиническая
фармакологи
я
Клинические
предметы
Фармакологи
я
Претест.
1.Под
бактерицидным
действием
противомикробных
средств
понимают:
1.действие, вызывающее гибель бактерий; 2.действие, замедляющее
рост бактерий; 3.действие, замедляющее деление бактерий.
2.Под бактериостатическим
действием противомикробных средств
понимают:
1.действие, вызывающее гибель бактерий; 2.действие, замедляющее
рост бактерий; 3.действие, замедляющее деление бактерий.
3.Какое действие на бактерии оказывают пенициллины:
1.бактериостатическое 2.бактерицидное 3.и то, и другое.
4.В
чем
заключается
особенность
химического
стро ения
пенициллинов:
1.содержит в своей структуре амидную группировку
2.содержит в
своей структуре в–лактамное кольцо 3.содержит в своей структуре
ароматическое кольцо
5.Побочное действие пенициллинов:
1.поражение слуха 2.поражение почек 3.лейкопения 4.аллергические
реакции
6.Побочное действие Стрептомицина сульфата:
1.поражение слуха 2.лейкопения 3.поражение печени 4.угнетение
кроветворения
7.Широким спектром действия обладает:
1.бензилпенициллина натриевая соль
2.тетрациклин
3.бициллин
4.стрептомицина сульфат
8.При кишечных инфекциях эффективен:
1.бензилпенициллина натриевая соль 2.эритромицин 3.тетрациклин
4.полимиксин
9.Какие из природных пенициллинов можно применять внутрь:
1.бензилпенициллина
калиевую
соль
2.бензилпенициллина
натриевую соль 3.бициллин1 4.феноксиметилпенициллин
10.Побочное действие левомицетина:
1.поражение слуха 2.лейкопения 3.поражение печени 4.угнетение
кроветворения
Учебная информация
Антибиотики
–
это
химические
вещества,
вырабатываемые
различными
видами
микроорганизмов(
грибами
или
бактериями),
либо
полученные
синтетическим
путем
и
подавляющие
рост
и
размножение др. микроорганизмов, включая болезнетворные.
Классификация антибиотиков.
1.
По типу действия.
1)Бактерицидные(уничтожающие
бактерии)
–
пенициллины,
цефало спорины,
ванкомицин,
ристомицин,
п ол и м и кс и н ,
аминогликозиды.
2)Бактериостатические(подавляющие рост и размножение бактерий) –
м а к р о л и д ы ( э р и т р о м и ц и н ы ) ,
т е т р а ц и к л и н ы ,
линкозамиды(
линкомицины),
хлорамфениколы(левомицетины),
фузидин натрия.
2.
По спектру действия.
1)Действующие преимущественно на «грамм+» микроорганизмы –
п р и р од н ы е
п е н и ц и л л и н ы ,
м а к р о л и д ы ( э р и т р о м и ц и н ы ) ,
линкозамиды(линкомицины)
2)Действующие
преимущественно
на
«грамм-»
микроорганизмы
–
аминогликозиды, полимиксин
3)Действующие
на
оба
типа
бактерий
–
полусинтетические
пенициллины, цефалоспорины, рифампицин, неомицин, крбапенемы
4)Действующие
противомикробно
и
противопаразитарно
–
тетрацеклины, хлорамфениколы(левомицетины)
5)Действующие противопротозойно – тетрациклины
6)Противотуберкулезные – стрептомицин, рифампицин, циклосерин
7)Противогрибковые
–
нистатин,
леворин,
гризеофульвин,
амфотерицин
8)Противоопухолевые – рубомицин
3.
По механизму действия
1)Нарушают
синтез
стенки
микробной
клетки
–
пенициллины,
цефалоспорины, циклосерин
2)Нарушают
функцию
цитоплазматиче ской
мембраны
–
стрептомицин, полимиксины, нистатин, леворин
3)Нарушают синтез нуклеиновых кислот и белка – стрептомицин,
левомицетин,
тетрациклин,
макролиды(эритромицины),
неомицин,
рифампицин
4.
По химическому строению
1)B – лактамные антибиотики
а.природные пенициллины
короткого
действия
-
бензилпенициллина
натриевая
соль,
бензилпенициллина
ноаокаиновая
соль,
бензилпенициллина
калиевая соль, феноксиметилпенициллин
длительного действия – бициллины –1,-3,-5
б.полусинтетические
пенициллины
–
ампициллин,
амоксициллин,
оксациллин, ампиокс, карбенициллин
в.цефалоспорины – цефазолин, цефаклор, цефотаксим,цефпиром
г.крбапенемы – тиенам
2)Макролиды(эритромицины)
–1
–3
поколений
–
эритромицин,
мидекамицин, азитромицин, кларитромицин
3)Хлорамфениколы (Левомицетины) – левомицетин, синтомицин
4)Тетрациклины
–
тетрациклин,
тетрациклина
гидрохлорид,
доксициклин, метациклин
5)Линкозамиды(линкомицин) – линкомицин, клиндамицин
6)Аминогликозиды(1
–
3
поколений)
–
стрептомицин,
кнамицин,
мономицин, гентамицин, амикацин
7)Полимиксины – полимиксин М, полимиксин В
Основные
антибиотики
–
применяют
те
препараты,
которые
обладают наибольшей активностью при определенных инфекциях
Резервные
антибиотики
–
это
те
антибиотики,
по
отношению
к
которым
среди
микроорганизмов
еще
не
имеют
широкого
распространения лекарственно – устойчивые штаммы.
Резервные могут быть более токсичны по сравнению с основными и
к ним может развиваться устойчивость микроорганизмов.
Лечение
начинают
основными
антибиотиками.
Резервные
вместо
основных
применяют
в
случаях:1)возникновения
устойчивости
возбудителей инфекции к основным антибиотикам; 2)при явлениях
непереносимости
основного
антибиотика
и
появления
у
больного
побочных эффектов.
Основные принципы антибиотикотерапии:
1.
Постановка клинико – бактериологического диагноза
2.
Выбор препарата с учетом чувствительности к нему возбудителей
заболеваний
3.
Возможно более раннее начало лечения
4.
Выбор
дозы
препарата,
пути
введения
и
ритма
введения
недопустимо
применение
малых
доз,
возникает
лекарственна
устойчивость микроорганизмов
5.
Клиническая оценка эффективности антибактериальных средств
6.
Достаточная длительность лечения (короткий курс –5 –7 дней,
средний 10 дней, длительный – 14 дней)
7.
Лечить не болезнь, а больного
Образец решения задач.
1.
Форма выпуска пенициллина во флаконе 1000000 ЕД. Больному
назначено 500 тыс. ЕД 4 раза в день. Курс лечения 10 дней.
Вопросы:
Сколько и какого растворителя нужно взять?
Сколько тыс. ЕД в 1 мл?
Сколько мл надо набрать в шприц для больного.
Сколько флаконов надо взять на
1 инъекцию, на 1 день, на курс
лечения.
Ответ:
1.
Разведение 1:1.
Растворитель физ раствор 0,9% раствор Натрия хлорида или Раствор
Новокаина 0,5% или вода для инъекций в количестве 10 мл
2.Находим , сколько тыс.ЕД в 1 мл по пропорции 10 мл – 1000000ЕД
1мл – х ЕД
х = 1000000 х1: 10= 100000 ЕД
3.Находим,
сколько
мл
надо
набрать
в
шприц
для
больного
по
пропорции
1 мл – 100000 ЕД
х мл – 500000ЕД х = 500000х1:100000 = 5 мл
4.Находим, сколько флаконов надо взять на 1 инъекцию – 1 флакон;
Находим,
сколько
надо
взять
флаконов
на
один
день
–
500000х4=2000000:1000000 = 2 флакона
Находим, сколько надо взять флаконов на курс лечения - 2 х 10 = 20
флаконов
Учебно – практическое задание.
1.Ознакомиться с лекарственными препаратами, представленными на
занятии, разложить по фармакологическим группам.
2.Решить задачи.
1.
Форма выпуска пенициллина во флаконе 1000000 ЕД. Больному
назначено 650 тыс. ЕД 4 раза в день. Курс лечения 7 дней.
Вопросы:
Сколько и какого растворителя нужно взять?
Сколько тыс. ЕД в 1 мл?
Сколько мл надо набрать в шприц для больного.
Сколько флаконов надо взять на
1 инъекцию, на 1 день, на курс
лечения.
2.Форма выпуска Гентамицина 0,8 г в ампулах. Больному назначено
0,4 г 2 раза в день. Курс лечения 7 дней.
Вопросы:
Сколько и какого растворителя нужно взять?
Сколько тыс. ЕД в 1 мл?
Сколько мл надо набрать в шприц для больного.
Сколько флаконов надо взять на
1 инъекцию, на 1 день, на курс
лечения.
3.Форма выпуска Кефзола 0,2 г во флаконах. Больному назначено 0,4
г 2 раза в день. Курс лечения 7 дней.
Вопросы:
Сколько и какого растворителя нужно взять?
Сколько тыс. ЕД в 1 мл?
Сколько мл надо набрать в шприц для больного.
Сколько флаконов надо взять на
1 инъекцию, на 1 день, на курс
лечения.
4.Форма выпуска
Стрептомицина
1 г во флаконах. Больному
назначено 0,5 г 3 раза в день. Курс лечения 7 дней.
Вопросы:
Сколько и какого растворителя нужно взять?
Сколько тыс. ЕД в 1 мл?
Сколько мл надо набрать в шприц для больного.
Сколько флаконов надо взять на
1 инъекцию, на 1 день, на курс
лечения.
5.Форма выпуска
Ампиокса
0,5
г во флаконах. Двум больным
назначено по 0,3 г 3 раза в день. Курс лечения 7 дней.
Вопросы:
Сколько и какого растворителя нужно взять?
Сколько тыс. ЕД в 1 мл?
Сколько
мл
надо
набрать
в
шприц
соответственно
для
каждого
больного.
Сколько флаконов надо взять на
1 инъекцию, на 1 день, на курс
лечения.
3.Оценить принимаемое лекарство
1.Бензилпенициллина натриевая соль по 500 000 ЕД 4 раза в день
2.Гентамицина сульфат 4% раствор по 1 мл 2 раза в день
3.Эритромицин 0,1 по 1 таблетке 2 раза в день
4.Тетрациклин 0,25 по 1 таблетке 2 раза в день
Характер препарата
1
2
3
4
Название
Фармакологическая
группа препарата
Фармакологическое
действие (включая
детоксикацию и
выведение)
Показания
Побочные эффекты
Способ приема
Доза:
Высшая
Разовая
Назначенная
Особенности
введения
Признаки
передозировки
Помощь при
передозировке
4.Выписать в рецептах, пользуясь справочной литературой:
1.
Основной антибиотик для лечения стрептококковых инфекций.
2.
Препарат бензилпенициллина длительного действия
3.
Антибиотик
широкого
спект ра
действия
из
г р у п п ы
полусинтетческих пенициллинов.
4.
Антибиотик для лечения бактериальной дизентерии.
5.
Антибиотик широкого спектра действия для лечения туберкулеза.
6.
Антибиотик из группы макролидов.
7.
Антибиотик из группы цефалоспоринов
8.
Антибиотик
из
группы
полусинтетических
пенициллинов
для
приема внутрь
5.Решить задачи:
1.У пациента З., 30 лет, диагностирована постгриппозная пневмония
средней степени тяжести. В качестве антибактериальной терапии врач
назначил Ампициллина натриевая соль по 500 мг 4 раза в день.
Задание:
1.составить
предполагаемые
интересующие
вопросы
пациента;
2.выявить
сестринские
проблемы;
3.определить
сестринские вмешательства.
2.Пациенту была назначена комбинация препаратов по поводу лечения
туберкулеза: изониазид + рифампицин+стрептомицин. Параллельно
пациент получает эринит в таблетках по поводу лечения стенокардии.
Тщательное обследование пациента выявило у него хронический отит
со снижением слуха. Задание: 1.Какой препарат мог вызвать данное
осложэнение?.2.Назовите
фармакологическую
группу
препарата.
3.Расскажите пациенту об особенностях применения препарата.
3.Врач
инфекционист
хотел
назначить
больной
дизентерией
тетрациклин, но, узнав, что у нее беременность 18 недель, изменил
свое решение. Почему врач изменил свое решение. Ответ обоснуйте.
4.Ребенку 10 лет назначили ампициллина натриевую соль по 250 мг 4
раза в день. После прохождения курса лечения в домашних условиях
(инъекции
делали
родители
самостоятельно)
видимых
результатов
лечения не отмечалось. При сборе данных врач выяснил, что мама ту
же дозировку препарата 250 мг вводила не 4 раза в день, а 2 раза в
день, жалея ребенка.
Задание:
1.Объяснить
почему
не
достигнут
желаемый
результат
лечения? 2.Почему препарат в этой дозе необходимо вводить 4 раза в
день? 3.Какие побочные эффекты могут возникнуть при подобном
применении? 4. Составить план обучающих занятий с родителями
ребенка по применению антибиотиков.
Постест.
1.Основной принцип химиотерапии:
1.начало лечения с маленькой дозы
2.поздняя постановка диагноза
3.позднее начало лечения 4.раннее начало лечения
2.На туберкулезную палочку губительно действует:
1.тетрациклин
2.стрептомицина
сульфат
3.левомицетин
4.бензилпенициллина натриевая соль
3.Длительное действие оказывает:
1.бензилпенициллина натриевая соль
2.эритромицин
3.бициллин5
4.тетрациклин
4.Детям до 8 лет противопоказан:
1.ампициллин 2.оксациллин 3.тетрациклин 4.эритромицин
5.Больным с сопутствующей патологией почек противопоказан:
1.аминогликозиды 2.пенициллины 3.нитрофураны 4.макролиды
6.Для профилактики ревматизма применяют:
1.ампициллин 2.левомицетин 3.тетрациклин 4.бициллин
7.Если
после
инъекции
бензилпенициллина
была
крапивница,
оксациллин принимать:
1.можно 2.нельзя
8.При беременности применять аминогликозиды и тетрациклины:
1.можно 2.нельзя
9.Левомицетин является основным препаратом при лечении:
1.дизентерии 2.пневмонии 3.сепсисе 4.панкреатите
10.Основной представитель группы макролидов:
1.стрептомицин 2.канамицин 3.эритромицин 4.тетрациклин
Эталон ответов претеста:
1.
1
2.
2
3.
2
4.
2
5.
4
6.
1
7.
2
8.
3
9.
4
10. 4
Эталон ответов постеста:
1.
4
2.
2
3.
3
4.
3
5.
1
6.
4
7.
2
8.
2
9.
1
10. 3
Рекомендуемая литература.
1.
Виноградов
В.М.,
Каткова
Е.Б.,
Мухин
Е.А.
Фармакология
с
рецептурой. Санкт –Петербург. Спец.Лит.,20017г.
2.
Гаевский
М.Д.,
Галенко
–
Ярошевский
П.А.,
Петров
В.И.
Фармакология с рецептурой, Волгоград, 2015г.
3.
Громова
Э.Г.
Справочник
по
лекарственным
средствам
с
рецептурой
для
фельдшеров
и
медицинских
сестер.
Санкт
–
Петербург, «Фолиант», 2000.
4.
Захаревский А.С., Кузьмицкий Б.Б.,Курлович Л.Д. Фармакология с
рецептурой. Минск, «Вышейшая школа», 2014г
5.
Майский
В.В.,
Муратов
В.К.
«Фармакология
с
рецептурой».
М.»Медицина»2012г
6.
Математические навыки. Под общей редакцией доктора мед. Наук,
проф.
Перфильевой
Г.М.Издательский
дом
«ГЭОТАР-МЕД»,
Москва, 2001.
7.
Машковский
М.Д.
«Лекарственные
средства».
М.
«Медицина»,
2013г.
8.
Фармакологический справочник. Под ред. Л.Ланса, Ч. Лейси, М.
Голдмана. Практика, Москва, 2000.
9.
Фармакология в сестринском деле. Под общей редакцией доктора
мед. Наук, проф. Перфильевой Г.М., Издательский дом «ГЭОТАР-
МЕД», Москва, 2009г.