Напоминание

"Ограничения или возможности. Использование современных подходов и технологий в развитии детей с ОВЗ"


Автор: Болдова Юлия Александровна
Должность: мастер ПО
Учебное заведение: ГБПОУ СО "Самарский многопрофильный колледж им. Бартенева В.В "
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: статья
Тема: "Ограничения или возможности. Использование современных подходов и технологий в развитии детей с ОВЗ"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Дети с ограниченными возможностями здоровья: кто они?

Ранний возраст является тем ответственным периодом жизни человека, когда формируются

наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. Так, по

некоторым наблюдениям психологов, ребенок в возрасте до 3-х лет приобретает от 60 до 70%

информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь – 30-40%. И именно поэтому в

раннем возрасте лежат истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги

(сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная

застенчивость или, напротив, агрессивность и гиперактивность детей и т. д.).

В нашем государстве есть особые дети, которые имеют различные отклонения в развитии. Таких

детей принято называть - дети с особыми образовательными потребностями или дети с

ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности. Мы провели небольшое

анкетирование среди педагогов ДОУ, и выяснили тот факт, что 90% из всех опрошенных, считают,

что дети с ОВЗ – это дети имеющие как правило соматические заболевания.(т.е. те заболевания,

которые ставит педиатр в детской поликлинике).

В настоящее время чтобы называться здоровыми необходимо не только не иметь заболевания,

надо быть еще и благополучным в разных отношениях:эмоциональном, психическом, духовном,

социальном, материальном – чего человек начинает достигать только к 20 годам. И именно

поэтому под здоровьем понимается состояние полного физического, умственного

(психического) и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или

неудовлетворительного состояния.

Очень показательно выражение Сухомлинского В.А. о здоровье человека: «Я не боюсь еще и еще

раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности,

бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность

знаний, вера в свои силы».

70% воспитателей общеобразовательных ДОУ, считают, что в их группахнет детей с ОВЗ. Но так ли

это на самом деле?

Анализ статистических данных показывает, что на сегодняшний день до 80% детей рождаются

физиологически незрелыми, около 70% - имеют диагностированное перинатальное поражение

центральной нервной системы. А у части детей, родившихся здоровыми, проблемы появляются

уже в первые месяцы и годы жизни. Из общего числа детей 30% нуждаются в реабилитации, 45%

- в коррекционной помощи того или иного направления. Среди отстающих детей 85-90% отстают

не из-за лени или недоразвитости, а вследствие плохого состояния здоровья.

Именно поэтому, в определение понятия «здоровье» в качестве одного из его основных

элементов включено состояние психического благополучия, которое определяет умственную и

физическую активность и работоспособность, т.к. непосредственно влияет на функции

организма, на способность человека адаптироваться к изменяющимся условиям среды

обитания, во многом определяет взаимоотношения с другими людьми.

Так кто же на самом деле ребенок с ОВЗ?

Это ребенок, имеющий физические и (или) психические недостатки, которые препятствуют

освоению образовательных программ. И эта категория детей чрезвычайно неоднородна. Это

определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития:

нарушениями слуха, зрения, опорно-двигтельного аппарата, интеллекта, дети с задержкой и

комплексными нарушениями развития, а также речи (заикание, ЗРР). С выраженными

растройствами эмоционально-волевой сферы и поведения встречаются практически в каждой

группе ДОУ. Их принято называть «несадовские дети»: гиперактивные, расторможенные, с

гиперопекой, неврозами, страхами, повышенной тревожностью, утомляемостью, с

нарушениями навыков общения и самообслуживания, способности к установлению

эмоционального контакта, стереотипность в поведении, которое проявляется как выраженное

стремление сохранить постоянство условий существования и непереносимость малейших его

изменений; как наличие в поведении ребенка однообразных действий – моторных (раскачиваний,

прыжков, постукиваний и т.д.), речевых (произнесение одних и тех же звуков, слов), стереотипных

манипуляций каким-либо предметом; однообразных игр.

Все большее распространение получает интегрированное и инклюзивное воспитание детей с

отклонениями в условиях специальной группы в массовом детском саду и среди сверстников в

обычной группе. Даже дети со значительными нарушениями могут быть интегрированы по 2-3

человека в обычную группу, но при этом им требуется не только индивидуальный подход, но и

специальное обучение.

Под руководством психологов в дошкольных учреждениях разрабатываются индивидуальные

карты развития определенного содержания.

Составлению карты предшествует изучение ребенка. План изучения традиционно включает такие

мероприятия, как:

беседа с родителями;

изучение медицинской карты ребенка;

обследование физического развития;

обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и

познавательных психических процессов (в том числе и речи);

Такой план диагностики отвечает принципам комплексного, всестороннего и целостного изучения

ребенка.

Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с выраженными

отклонениями, обследованием занимаются специалисты определенного профиля, а

воспитатель знакомится с полученными ими данными. Если отклонения не ярко выражены,

главной фигурой в процессе обследования является воспитатель.

На что целесообразно обратить внимание педагогу, чтобы выявить либо отклонения, либо

факторы риска в развитии ребенка?

При беседе с родителями, кроме обычных сведений о составе семьи, ее материальном и

социальном благополучии, важно понять, что родители ожидают от дошкольного учреждения.

Многие дошкольные образовательные учреждения разрабатывают для этого стандартизованные

анкеты и рассматривают ожидания родителей как социальный заказ. Однако родители не всегда

могут ясно сформулировать свои требования, поэтому воспитатель может использовать косвенные

вопросы.

Например, если ребенок самостоятелен в быту, у родителей спрашивают, кто его научил

одеваться, убирать со стола и т. д., если хорошо рисует или умеет лепить, важно спросить, кто учил

и как. Все эти вопросы дают возможность понять, кто в семье больше общается с ребенком, под

чьим влиянием он преимущественно находится, к какому стилю общения и взаимодействия

тяготеет этот человек.

Вопросы о том, какие навыки одевания, туалета, еды, ухода за одеждой и обувью есть у малыша

(даже если ему всего два года), помогут понять, есть ли по отношению к ребенку завышенные

требования или, напротив, гиперопека.

Для выявления отклонений важно обратить внимание на показатели нервно-психического

развития.

Напомним, что наиболее важными показателями моторного развития являются удерживание

головы - 2 месяца, умение ползать - 7месяцев, самому садиться и вставать - 8 месяцев, в год

ребенок должен самостоятельно ходить.

Важнейший показатель и эмоционального, и двигательного, и интеллектуального развития

-комплекс оживления. В норме он возникает в 3 месяца.

Кроме этих показателей в медицинской карте, как правило, отмечается начало лепета (6месяцев)

и появление первых слов (12 месяцев).

Изучая медицинскую карту, нужно иметь в виду, что само по себе нарушение одного из сроков не

является свидетельством отклонения и должно рассматриваться в контексте актуального

развития ребенка.

Например, если в медицинской карте указаны поздние сроки появления лепета и первых слов, а

поступивший в детский сад трехлетний малыш говорит хорошо, то указанные отклонения от

нормативных сроков можно объяснить особенностями темперамента.

Вас должно насторожить отсутствие либо непостоянность отклика малыша на обращение к нему

близких, на собственное имя. Характерно отсутствие прослеживания взглядом направления

взгляда взрослого, игнорирование его указательного жеста и слова (Посмотри на…).

При обследовании физического развития ребенка обычно обращают внимание на рост, вес,

осанку и развитие основных движений. Необходимо отметить, что признаки физического

недоразвития чаще встречаются при более тяжелых поражениях мозга, особенно ранних. Так,

например, имеют место нарушения соотношений между длиной туловища и конечностей,

различные деформации черепа. Отмечается неправильный рост зубов, деформации в строении

ушной раковины и др. аномалии развития.

При психофизическом инфантилизме ребенок может быть развит гармонично: выглядит как

трехлетний, деятельность как у трехлетнего при календарном возрасте пять лет.

Наблюдаются также изменения и со стороны внутренних органов – нередки врожденный порок

сердца и др. нарушения сердечно - сосудистой системы или желудочно-кишечного тракта.

Несколько реже встречаются дефекты развития органов дыхания; наличие таких дефектов

приводит к частым простудным заболеваниям и повторным пневмониям.

Таким образом, дети с физическим недоразвитием требует углубленного обследования

психического развития, к которому целесообразно привлечь психолога.

Очень внимательно педагогу нужно отнестись к развитию движений разного характера. Следует

помнить, что иногда детский церебральный паралич имеет неярко выраженный, стертый

характер. Внимательно наблюдая за таким малышом, воспитатель отмечает, что у него нет

навыков самообслуживания, он неаккуратно ест, не может застегнуть пуговицы. И дело здесь не

в плохо развитых навыках самообслуживания, а в недостатках двигательной сферы. Поэтому,

наблюдая за ребенком, надо обратить внимание на скоординированность движений во время

маршировки, ритмичность действий под музыку, наконец, можно предложить выполнить какое-

либо практическое действие: завязать узел на веревке, сложить одежду в шкафчик и т.п. Особое

внимание надо уделить мелкой моторике, но ее изучение можно совместить с обследованием

деятельности.

При стертых формах детского церебрального паралича определенные трудности у ребенка

вызывает предметная деятельность: соотносящие действия не точны, кажется, что дошкольник не

перерос метода проб и ошибок, орудийные действия мало продуктивны. Плохо получаются

синхронные действия двумя руками.

Дети с задержкой психического развития в дошкольном возрасте могут действовать с предметами

неспецифично, например, пирамидкой стучать, подбрасывать кольца или разметывать их по

столу. При побуждении к началу деятельности могут наблюдаться соскальзывания (то есть, начав

действовать адекватно, ребенок прекращает действия или переходит к неспецифичным

действиям).

Аутичные дети пугаются незнакомых предметов, в том числе игрушек, и могут отказываться

действовать. У таких детей уже в раннем возрасте отмечается повышенная чувствительность

(сензитивность) к сенсорным стимулам. Это может проявляться как непереносимость бытовых

шумов обычной интенсивности (звука кофемолки, пылесоса, телефонного звонка и т.д.), не

любовь к тактильному контакту, неприятие ярких игрушек.

Действия детей с нарушенным зрением, слухом, общим недоразвитием речи будут похожи на

действия детей с задержкой психического развития в младшем дошкольном возрасте, однако к

пяти-шести годам, предметная деятельность этих детей в целом не отличается от деятельности

нормальных, если степень дефекта небольшая. Если же нарушение имеет выраженный характер,

своеобразные черты сохраняются в предметной деятельности до старшего дошкольного возраста.

Однако, в отличие от детей с задержкой психического развития, у детей с сенсорными и речевыми

нарушениями не будет соскальзывания и неспецифических действий, хотя и не исключены

неправильные (неправильный набор колец пирамидки по цвету, размеру ит.п.).

Адаптация детей к условиям общественного воспитания не всегда успешно протекает и у детей, не

имеющих недостатков развития. Для детей с отклонениями период адаптации в группу нормально

развивающихся сверстников особенно сложен, поскольку многие из этих детей привыкли к

ежеминутной опеке родителей, не имеют опыта установления социальных контактов, кроме того,

детские виды деятельности(сюжетно-ролевая, строительная игры, конструирование, рисование и

др.) развиты у них на более низком уровне, чем у сверстников, и для них из-за этого практически

невозможно лидирование, признание. Большой проблемой является наличие внешних

особенностей и дефектов (слюнотечение, ненормальное положение конечностей и др., а также

специальные технические средства: очки, слуховой аппарат). Поэтому авторы, изучающие

проблему интеграции, рекомендуют уделить достаточное внимание подготовке детей группы к

тому, что в нее поступит ребенок с особенностями.

Уместно будет дать родителям обычные рекомендации, которые даются перед поступлением

ребенка в дошкольное образовательное учреждение: установить в семье такой же режим, как и в

детском саду, наблюдать с ребенком за играми детей на площадке детского сада, заранее

познакомиться с одним, двумя детьми и т.п.

В настоящее время предусмотрено кратковременное пребывание детей с отклонениями в

развитии в дошкольных образовательных учреждениях общего типа. Дети приходят в детский сад

преимущественно для занятий с психологом, логопедом или дефектологом другого профиля, а

затем выходят на прогулку с обычной группой детей.

Такой вид интегрирования называют временным. У него могут быть и другие варианты: малыш

приходит в группу во второй половине дня, принимая участие в игровой, трудовой деятельности,

развлечениях. Два-три раза в неделю он будет заниматься с дефектологом, в остальные дни - всю

вторую половину дня находиться в обществе сверстников.

Таким образом, в адаптационный период нужно дать возможность ребенку посетить группу в

разные отрезки времени. Это важно не только для него, но и для педагога. Воспитатель проводит

первичную диагностику, советуется с узкими специалистами, вырабатывает совместно с

родителями концептуальные положения индивидуального подхода.

Особого внимания требуют дети с эмоциональными нарушениями. К тому времени, когда

гиперподвижный дошкольник или ребенок-агрессор начнет посещать группу в течение полного

дня, педагог должен хорошо представлять, какой деятельностью он занимается охотно, как

обычно в семье нейтрализуют негативное поведение и действенны ли эти меры в условиях

общественного воспитания.

В заключение хотелось бы призвать заведующих и воспитателей дошкольных учреждений к

внимательному отношению к детям с особыми вариантами развития. Воспитание их в массовых

детских садах - одно из проявлений гуманизации общества. Однако руководители дошкольных

образовательных учреждений часто отказывают родителям этих детей в приеме, а если такой

ребенок принят, педагоги видят свою роль в присмотре за ним. Мы считали бы свою цель

достигнутой, если бы данное выступление вызвало у педагогов желание изучать детей с особыми

вариантами развития, помогать им занять достойное место в обществе сверстников, а главное -

наиболее полно реализовать свои личностные возможности.



В раздел образования