Автор: Болдова Юлия Александровна
Должность: мастер ПО
Учебное заведение: ГБПОУ СО "Самарский многопрофильный колледж им. Бартенева В.В "
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: статья
Тема: "Ограничения или возможности. Использование современных подходов и технологий в развитии детей с ОВЗ"
Раздел: среднее профессиональное
Дети с ограниченными возможностями здоровья: кто они?
Ранний возраст является тем ответственным периодом жизни человека, когда формируются
наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. Так, по
некоторым наблюдениям психологов, ребенок в возрасте до 3-х лет приобретает от 60 до 70%
информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь – 30-40%. И именно поэтому в
раннем возрасте лежат истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги
(сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная
застенчивость или, напротив, агрессивность и гиперактивность детей и т. д.).
В нашем государстве есть особые дети, которые имеют различные отклонения в развитии. Таких
детей принято называть - дети с особыми образовательными потребностями или дети с
ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности. Мы провели небольшое
анкетирование среди педагогов ДОУ, и выяснили тот факт, что 90% из всех опрошенных, считают,
что дети с ОВЗ – это дети имеющие как правило соматические заболевания.(т.е. те заболевания,
которые ставит педиатр в детской поликлинике).
В настоящее время чтобы называться здоровыми необходимо не только не иметь заболевания,
надо быть еще и благополучным в разных отношениях:эмоциональном, психическом, духовном,
социальном, материальном – чего человек начинает достигать только к 20 годам. И именно
поэтому под здоровьем понимается состояние полного физического, умственного
(психического) и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или
неудовлетворительного состояния.
Очень показательно выражение Сухомлинского В.А. о здоровье человека: «Я не боюсь еще и еще
раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность
знаний, вера в свои силы».
70% воспитателей общеобразовательных ДОУ, считают, что в их группахнет детей с ОВЗ. Но так ли
это на самом деле?
Анализ статистических данных показывает, что на сегодняшний день до 80% детей рождаются
физиологически незрелыми, около 70% - имеют диагностированное перинатальное поражение
центральной нервной системы. А у части детей, родившихся здоровыми, проблемы появляются
уже в первые месяцы и годы жизни. Из общего числа детей 30% нуждаются в реабилитации, 45%
- в коррекционной помощи того или иного направления. Среди отстающих детей 85-90% отстают
не из-за лени или недоразвитости, а вследствие плохого состояния здоровья.
Именно поэтому, в определение понятия «здоровье» в качестве одного из его основных
элементов включено состояние психического благополучия, которое определяет умственную и
физическую активность и работоспособность, т.к. непосредственно влияет на функции
организма, на способность человека адаптироваться к изменяющимся условиям среды
обитания, во многом определяет взаимоотношения с другими людьми.
Так кто же на самом деле ребенок с ОВЗ?
Это ребенок, имеющий физические и (или) психические недостатки, которые препятствуют
освоению образовательных программ. И эта категория детей чрезвычайно неоднородна. Это
определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития:
нарушениями слуха, зрения, опорно-двигтельного аппарата, интеллекта, дети с задержкой и
комплексными нарушениями развития, а также речи (заикание, ЗРР). С выраженными
растройствами эмоционально-волевой сферы и поведения встречаются практически в каждой
группе ДОУ. Их принято называть «несадовские дети»: гиперактивные, расторможенные, с
гиперопекой, неврозами, страхами, повышенной тревожностью, утомляемостью, с
нарушениями навыков общения и самообслуживания, способности к установлению
эмоционального контакта, стереотипность в поведении, которое проявляется как выраженное
стремление сохранить постоянство условий существования и непереносимость малейших его
изменений; как наличие в поведении ребенка однообразных действий – моторных (раскачиваний,
прыжков, постукиваний и т.д.), речевых (произнесение одних и тех же звуков, слов), стереотипных
манипуляций каким-либо предметом; однообразных игр.
Все большее распространение получает интегрированное и инклюзивное воспитание детей с
отклонениями в условиях специальной группы в массовом детском саду и среди сверстников в
обычной группе. Даже дети со значительными нарушениями могут быть интегрированы по 2-3
человека в обычную группу, но при этом им требуется не только индивидуальный подход, но и
специальное обучение.
Под руководством психологов в дошкольных учреждениях разрабатываются индивидуальные
карты развития определенного содержания.
Составлению карты предшествует изучение ребенка. План изучения традиционно включает такие
мероприятия, как:
беседа с родителями;
изучение медицинской карты ребенка;
обследование физического развития;
обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и
познавательных психических процессов (в том числе и речи);
Такой план диагностики отвечает принципам комплексного, всестороннего и целостного изучения
ребенка.
Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с выраженными
отклонениями, обследованием занимаются специалисты определенного профиля, а
воспитатель знакомится с полученными ими данными. Если отклонения не ярко выражены,
главной фигурой в процессе обследования является воспитатель.
На что целесообразно обратить внимание педагогу, чтобы выявить либо отклонения, либо
факторы риска в развитии ребенка?
При беседе с родителями, кроме обычных сведений о составе семьи, ее материальном и
социальном благополучии, важно понять, что родители ожидают от дошкольного учреждения.
Многие дошкольные образовательные учреждения разрабатывают для этого стандартизованные
анкеты и рассматривают ожидания родителей как социальный заказ. Однако родители не всегда
могут ясно сформулировать свои требования, поэтому воспитатель может использовать косвенные
вопросы.
Например, если ребенок самостоятелен в быту, у родителей спрашивают, кто его научил
одеваться, убирать со стола и т. д., если хорошо рисует или умеет лепить, важно спросить, кто учил
и как. Все эти вопросы дают возможность понять, кто в семье больше общается с ребенком, под
чьим влиянием он преимущественно находится, к какому стилю общения и взаимодействия
тяготеет этот человек.
Вопросы о том, какие навыки одевания, туалета, еды, ухода за одеждой и обувью есть у малыша
(даже если ему всего два года), помогут понять, есть ли по отношению к ребенку завышенные
требования или, напротив, гиперопека.
Для выявления отклонений важно обратить внимание на показатели нервно-психического
развития.
Напомним, что наиболее важными показателями моторного развития являются удерживание
головы - 2 месяца, умение ползать - 7месяцев, самому садиться и вставать - 8 месяцев, в год
ребенок должен самостоятельно ходить.
Важнейший показатель и эмоционального, и двигательного, и интеллектуального развития
-комплекс оживления. В норме он возникает в 3 месяца.
Кроме этих показателей в медицинской карте, как правило, отмечается начало лепета (6месяцев)
и появление первых слов (12 месяцев).
Изучая медицинскую карту, нужно иметь в виду, что само по себе нарушение одного из сроков не
является свидетельством отклонения и должно рассматриваться в контексте актуального
развития ребенка.
Например, если в медицинской карте указаны поздние сроки появления лепета и первых слов, а
поступивший в детский сад трехлетний малыш говорит хорошо, то указанные отклонения от
нормативных сроков можно объяснить особенностями темперамента.
Вас должно насторожить отсутствие либо непостоянность отклика малыша на обращение к нему
близких, на собственное имя. Характерно отсутствие прослеживания взглядом направления
взгляда взрослого, игнорирование его указательного жеста и слова (Посмотри на…).
При обследовании физического развития ребенка обычно обращают внимание на рост, вес,
осанку и развитие основных движений. Необходимо отметить, что признаки физического
недоразвития чаще встречаются при более тяжелых поражениях мозга, особенно ранних. Так,
например, имеют место нарушения соотношений между длиной туловища и конечностей,
различные деформации черепа. Отмечается неправильный рост зубов, деформации в строении
ушной раковины и др. аномалии развития.
При психофизическом инфантилизме ребенок может быть развит гармонично: выглядит как
трехлетний, деятельность как у трехлетнего при календарном возрасте пять лет.
Наблюдаются также изменения и со стороны внутренних органов – нередки врожденный порок
сердца и др. нарушения сердечно - сосудистой системы или желудочно-кишечного тракта.
Несколько реже встречаются дефекты развития органов дыхания; наличие таких дефектов
приводит к частым простудным заболеваниям и повторным пневмониям.
Таким образом, дети с физическим недоразвитием требует углубленного обследования
психического развития, к которому целесообразно привлечь психолога.
Очень внимательно педагогу нужно отнестись к развитию движений разного характера. Следует
помнить, что иногда детский церебральный паралич имеет неярко выраженный, стертый
характер. Внимательно наблюдая за таким малышом, воспитатель отмечает, что у него нет
навыков самообслуживания, он неаккуратно ест, не может застегнуть пуговицы. И дело здесь не
в плохо развитых навыках самообслуживания, а в недостатках двигательной сферы. Поэтому,
наблюдая за ребенком, надо обратить внимание на скоординированность движений во время
маршировки, ритмичность действий под музыку, наконец, можно предложить выполнить какое-
либо практическое действие: завязать узел на веревке, сложить одежду в шкафчик и т.п. Особое
внимание надо уделить мелкой моторике, но ее изучение можно совместить с обследованием
деятельности.
При стертых формах детского церебрального паралича определенные трудности у ребенка
вызывает предметная деятельность: соотносящие действия не точны, кажется, что дошкольник не
перерос метода проб и ошибок, орудийные действия мало продуктивны. Плохо получаются
синхронные действия двумя руками.
Дети с задержкой психического развития в дошкольном возрасте могут действовать с предметами
неспецифично, например, пирамидкой стучать, подбрасывать кольца или разметывать их по
столу. При побуждении к началу деятельности могут наблюдаться соскальзывания (то есть, начав
действовать адекватно, ребенок прекращает действия или переходит к неспецифичным
действиям).
Аутичные дети пугаются незнакомых предметов, в том числе игрушек, и могут отказываться
действовать. У таких детей уже в раннем возрасте отмечается повышенная чувствительность
(сензитивность) к сенсорным стимулам. Это может проявляться как непереносимость бытовых
шумов обычной интенсивности (звука кофемолки, пылесоса, телефонного звонка и т.д.), не
любовь к тактильному контакту, неприятие ярких игрушек.
Действия детей с нарушенным зрением, слухом, общим недоразвитием речи будут похожи на
действия детей с задержкой психического развития в младшем дошкольном возрасте, однако к
пяти-шести годам, предметная деятельность этих детей в целом не отличается от деятельности
нормальных, если степень дефекта небольшая. Если же нарушение имеет выраженный характер,
своеобразные черты сохраняются в предметной деятельности до старшего дошкольного возраста.
Однако, в отличие от детей с задержкой психического развития, у детей с сенсорными и речевыми
нарушениями не будет соскальзывания и неспецифических действий, хотя и не исключены
неправильные (неправильный набор колец пирамидки по цвету, размеру ит.п.).
Адаптация детей к условиям общественного воспитания не всегда успешно протекает и у детей, не
имеющих недостатков развития. Для детей с отклонениями период адаптации в группу нормально
развивающихся сверстников особенно сложен, поскольку многие из этих детей привыкли к
ежеминутной опеке родителей, не имеют опыта установления социальных контактов, кроме того,
детские виды деятельности(сюжетно-ролевая, строительная игры, конструирование, рисование и
др.) развиты у них на более низком уровне, чем у сверстников, и для них из-за этого практически
невозможно лидирование, признание. Большой проблемой является наличие внешних
особенностей и дефектов (слюнотечение, ненормальное положение конечностей и др., а также
специальные технические средства: очки, слуховой аппарат). Поэтому авторы, изучающие
проблему интеграции, рекомендуют уделить достаточное внимание подготовке детей группы к
тому, что в нее поступит ребенок с особенностями.
Уместно будет дать родителям обычные рекомендации, которые даются перед поступлением
ребенка в дошкольное образовательное учреждение: установить в семье такой же режим, как и в
детском саду, наблюдать с ребенком за играми детей на площадке детского сада, заранее
познакомиться с одним, двумя детьми и т.п.
В настоящее время предусмотрено кратковременное пребывание детей с отклонениями в
развитии в дошкольных образовательных учреждениях общего типа. Дети приходят в детский сад
преимущественно для занятий с психологом, логопедом или дефектологом другого профиля, а
затем выходят на прогулку с обычной группой детей.
Такой вид интегрирования называют временным. У него могут быть и другие варианты: малыш
приходит в группу во второй половине дня, принимая участие в игровой, трудовой деятельности,
развлечениях. Два-три раза в неделю он будет заниматься с дефектологом, в остальные дни - всю
вторую половину дня находиться в обществе сверстников.
Таким образом, в адаптационный период нужно дать возможность ребенку посетить группу в
разные отрезки времени. Это важно не только для него, но и для педагога. Воспитатель проводит
первичную диагностику, советуется с узкими специалистами, вырабатывает совместно с
родителями концептуальные положения индивидуального подхода.
Особого внимания требуют дети с эмоциональными нарушениями. К тому времени, когда
гиперподвижный дошкольник или ребенок-агрессор начнет посещать группу в течение полного
дня, педагог должен хорошо представлять, какой деятельностью он занимается охотно, как
обычно в семье нейтрализуют негативное поведение и действенны ли эти меры в условиях
общественного воспитания.
В заключение хотелось бы призвать заведующих и воспитателей дошкольных учреждений к
внимательному отношению к детям с особыми вариантами развития. Воспитание их в массовых
детских садах - одно из проявлений гуманизации общества. Однако руководители дошкольных
образовательных учреждений часто отказывают родителям этих детей в приеме, а если такой
ребенок принят, педагоги видят свою роль в присмотре за ним. Мы считали бы свою цель
достигнутой, если бы данное выступление вызвало у педагогов желание изучать детей с особыми
вариантами развития, помогать им занять достойное место в обществе сверстников, а главное -
наиболее полно реализовать свои личностные возможности.